Социальные институты
Содержание.
1. Введение.
2. Понятие
«институт».
3. Функции социальных
институтов.
4. Приложение.
Введение.
Жизнь людей в обществе всегда имеет институциональный характер, т. е.
регулируемый, упорядоченный, формируемый, ограничивающий и т. д. В трудах
древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются два социальных института –
семья и государство. С тех пор понятие социального института расширилось и
сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические,
образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации.
Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В
конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их
собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей.
Понятие
«институт».
Социальный институт (от лат. Institutum – устройство,
установление) – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих
различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему
социальных ролей и статусов.
Понятие
«институт» было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали
для характеристики определенного комплекса юридических норм. Институтами в
юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т.
д. В социологии термин «институт» сохранил смысловую окраску, связанную с
нормативной регуляцией деятельности, однако приобрел значительно более широкое
толкование как обозначение некого особого типа устойчивой регламентации
социальных связей и различных, более или менее организованных, форм социального
регулирования поведения субъектов.
Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в
группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие
потребностям общества или данной группы. Институциональной анализ социальной
жизни предполагает изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образов
поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.
Разнообразие институтов соответствует
разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность в производстве
продуктов и услуг, потребность в распределении благ и привилегий, потребность в
безопасности, защите жизни и благополучия, потребность в социальном контроле
за поведением членов общества, потребность в коммуникации
и т. д.
К числу основных институтов относятся: экономические (разделение труда,
собственность, налоги и др.); политические (государство, армия, партии и др.);
воспитательные и культурные, созданные для развития культуры, социализации
детей, передачи им культурных ценностей общества (институты брака и семьи;
школы, художественные учреждения); социальные или общественные в узком смысле,
регулирующие повседневные контакты (местные общества, товарищества,
объединения); религиозные и др.
Чем сложнее общество, тем больше развита система институтов. История эволюции
институтов подчиняется следующей закономерности: от институтов традиционного
общества, основанных на предписанных ритуалам и обычаем правилах поведения и
родственных связях, к современным институтам, основанным на таких ценностях,
как компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность,
относительно независимых от моральных предписаний.
К числу основных признаков социальных институтов относятся:
·
Символы
– образы, представления об институте, отражающие в концентрированном виде его
специфические черты;
·
Основные
роли – образы поведения;
·
Физические
черты – материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы);
·
Кодексы
поведения – способ ролей и осуществление социального контроля.
Эти признаки не являются строго нормативно закрепленными. Они скорее вытекают
из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества.
У одних из них (прежде всего формальных, таких как армия, суд и др.) признаки
могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других, неформальных либо только
возникающих, - менее отчетливо.
Всё многообразие социальных институтов можно разделить на два типа:
1. институты-субъекты
– это организации разного типа и масштаба (государство, партии, ассоциации,
фирмы, церковь и др.);
2. институты-механизмы – это
устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы жизни
людей (брак, семья, собственность, религия).
Элементарной
единицей социального института любого типа является акт социального
взаимодействия. В идеальной форме он существует как нормативное предписание
закона, должностной инструкции, указа и др.
Весьма близкими являются категории социального института-субъекта и группы.
Однако социальная группа – это совокупность однородных статусных позиций,
объединяющихся благодаря этой однородности в социальном поле. Институт
отличается от группы гораздо более высоким уровнем интеграции. Четкой границы
между группой и институтом нет – любая группа имеет тенденцию к
институционализации.
Намного ближе понятия института и коллектива. Однако коллектив – это
совокупность индивидов, объединяющихся для совместных действий, чтобы
реализовать свои осознанные интересы. Коллектив создается взаимодействием
конкретных людей и может перестать существовать, если поменяется состав людей.
Институт – это надындивидуальное образование, в целом мало восприимчивое к
изменениям личностных характеристик.
Институты делятся на формальные (например, Конституция США) и неформальные
(например, советское «телефонное право»).
Под неформальными обычно понимают общепринятые условности и этические кодексы
поведения. Это обычаи, законы, привычки или нормативные правила, которые
являются результатом тесного совместного существования людей. Благодаря им люди
легко узнают, чего хотят от них окружающие, и хорошо понимают друг друга. Эти
кодексы поведения формирует культура.
Под формальными институтами понимаются правила, созданные и поддерживаемые
специально уполномоченными людьми (государственными чиновниками).
Правила поведения делятся на наследуемые, естественно данные и приобретенные,
передаваемые через культуру. Последние, в свою очередь, делятся на личные и
социальные, а социальные правила – на неформальные (закрепленными традициями и
обычаями и т.д.) и формальные (закрепленные в правовых нормах). Наконец,
формальные социальные правила включают частное и общественное (публичное
право). Частное право регулирует поведение не только отдельных индивидов, но и
негосударственных организаций; в рамках общественного права выделяются правила,
ограничивающие деятельность правительства и государства.
В социологии существует четыре типа объяснения и обоснования социальных
институтов. Согласно теории Дж. Хоманса, это, во-первых, психологический тип
объяснения, исходящий из того, что любой социальный институт есть
психологическое по своему происхождению образование, устойчивый продукт обмена
деятельностью. Во-вторых, - исторический, рассматривающий институты как
конечный продукт исторического развития определённой сферы деятельности. Еще
два типа объяснений существования институтов, которые преимущественно
применяются в структурно-функциональном анализе, Хоманс называет
неубедительными. Это структурный тип, когда доказывается, что «каждый институт
существует как следствие своих отношений с другими институтами в социальной
системе», и функциональный, согласно которому институты существуют, поскольку
выполняют определенные функции в обществе.
Процесс образования институтов – институционализация – подразумевает
замену спонтанного и экспериментального поведения на регулированное, ожидаемое,
предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:
·
возникновение
потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
·
формирование
общих идей;
·
появление
социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия,
осуществляемого методом проб и ошибок;
·
появление
процедур, связанных с нормами и правилами;
·
институционализация
норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
·
установление
системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их
применения в отдельных случаях;
·
материальное
и символическое оформление возникшей институциональной структуры.
Функции социальных институтов.
Социальные
институты выполняют в обществе ряд функций, среди которых выделяются явные и
латентные. Явные – функции, последствия, деятельности которых носят намеренный
характер и осознаются людьми. Они фиксируются и декларируются в кодексах и
уставах, конституциях и программах, закрепляются в системе статусов и ролей.
Последствия деятельности латентных функций не осознаются участниками и носят
ненамеренный характер.
К числу основных функций социальных институтов относятся следующие:
1. удовлетворение социальных
потребностей;
2. регулирование
взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения;
3. обеспечение устойчивости
социальной жизни;
4. интеграция действий и
стремлений индивидов, обеспечивающая внутреннюю сплоченность
общности.
Социальные
отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
·
экономические
институты (собственность, деньги, банки и т.д.) обеспечивают производство и
распределение товаров и услуг, соединяя экономическую жизнь с другими сферами
общественной жизни;
·
политические
институты (государство, партии, общественные объединения) направлены на
завоевание и поддержание политической власти в обществе;
·
социокультурные
институты ставят своей целью воспроизводство культурных и социальных ценностей,
социализацию индивидов, защиту определённых ценностей;
·
нормативно-ориентирующие
институты придают поведению индивидов этическую основу и нравственную
аргументацию;
·
нормативно-санкционирующие
институты принудительно регулируют социальное поведение на основе правил и
предписаний, закрепленных в юридических актах;
·
церемониально-символические
и ситуационно-конвенциональные институты регулируют повседневные контакты, определяют
порядок и способ повседневных взаимодействий.
Нарушение
нормативного взаимодействия института с социальной средой называется
дисфункцией социального института.
Изменения социальных институтов могут быть вызваны внутренними и внешними
причинами. Первые связаны с неэффективностью существующих институтов, с
возможным противоречием между существующими институтами и социальными
мотивациями; вторые – со сменой культурной ориентации в развитии общества (в
обществах переходного типа, переживающих системный кризис, когда происходит
изменение общественных потребностей).
Проблему для современного общества составляет противоречие между
институциональными комплексами государства, одни из которых стремятся к
профессионализации своей деятельности, что неизбежно влечет определённую их
закрытость, недоступность для окружающих, а другие должны действовать как
прямой канал выражения интересов самых разнообразных групп общества.
Условия успешного функционирования социальных институтов:
I. четкое определение
цели и круга выполняемых действий;
II. рациональное
разделение труда и его рациональная организация;
III. деперсонализация
действий;
IV. конфликтное
включение в глобальную систему институтов.
Взаимосвязанная система институтов обеспечивает удовлетворение потребностей
членов общества, регулирует их поведение и развитие общества в целом.
Признаки социальных
институтов
|
Семья
|
Образование
|
Государство
|
Экономика
|
Религия
|
1.
Кодекс устный и письменный
|
Нормы:
|
некоторые
семейные
запреты и
допущения
|
учебное рас-
писание, гос-
стандарт, правила
для
учащихся
|
конституция
|
КЗоТ, налоговый
кодекс
|
религиозные
догматы
|
Статусы:
|
жена, ребенок,
бабушка
|
студент,
преподаватель, декан
|
президент,
политический лидер
|
предприниматель
|
священнослужитель
|
2.
Социальные установки и образцы поведения (роли) – общая ориентация человека
на какой-либо социальный объект
|
привязанность,
лояльность, ответственность, уважение, любовь
|
любовь к знаниям,
карьерная ориентация
|
гражданственность
|
получение
прибыли, расчетливость,
бережливость
|
любовь к ближнему
|
3.
Идеология – система идей, санкционирующих нормы
|
дом,
индивидуализм, романтическая любовь
|
идеология
академической свободы, равенство при обучении
|
патриотизм
|
право на труд,
свободная торговля
|
свобода
вероисповедания
|
4. Символы
– знаки, комплексы знаков, создание образа института
|
брачные ритуалы
|
эмблемы, атрибуты
факультетов, студенческие песни
|
флаг, герб
|
фабричная марка
|
культ
|
5.
Материальные условия
|
дом, мебель
|
аудитории,
библиотеки,
оборудование
|
административные
здания
|
производственное
оборудование
|
предметы культа
|
|
|
|
|
|
|
|
Смоленский Государственный Педагогический
Институт
Реферат
Тема: социальные институты
Факультет: управления
Специальность: менеджмент
Курс: 2
Студентки: Столяровой Е.
Н.
2005 г.