Семья как объект социально-педагогической деятельности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    79,86 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Семья как объект социально-педагогической деятельности


Приложение  1

Значимые особенности различных категорий семей – объектов социальной работы

ТИПЫ СЕМЕЙ

ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЁТУ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Молодая семья

§ Межличностная адаптация супругов: первичная и вторичная;

§ Распределение социальных ролей и освоение различных функций семьи;

§ Адаптация к условиям жизнедеятельности в новом социуме.

Семья среднего супружеского возраста

§ Проблемы взаимоотношений супругов на этапе первого и второго критического периода жизнедеятельности семьи;

§ Психолого-педагогические проблемы воспитания детей, коррекции поведения родителей;

§ Потребность в стимулировании факторов стабилизации семьи.

Бездетная (инфертильная) семья

§ Наличие комплекса «неполноценности»;

§ Обострение различных девиантностей, приобретённых в детстве типа «проекция собственных негативных качеств на другого»;

§ Возможны психогенные отклонения типа «фобия утраты супруга» и т.д.

Малодетная семья

§ Проблемы внутрисемейного общения;

§ Наличие эгоцентрических качеств у подростка;

§ Проблемы авторитета и лидерства супругов;

§ Дефицит психологического здоровья семьи.

Многодетная семья

§ Нестабильность статуса в общественном сознании;

§ Изобилие иждивенческих жизненных установок;

§ Социально-ролевая нестабильность в семье;

§ Наличие благоприятных условий для развития девиантного поведения подростков

Сложная семья

§ Проблема взаимоотношений родителей и пришедшего в семью нового человека (зятя, невестки);

§ Проблема лидерства в решении общесемейных задач;

§ Возможность обострения девиантностей типа: «воспитательная неуверенность» и т.д.

Смешанная семья

§ Построение взаимоотношений с прежним и новым микроокружением;

§ Адаптация детей к новому родителю или уходу родителя из семьи;

§ Отношения с взрослыми детьми и забота о них.

Внебрачная семья

§ Юридическая неоформленность брака создаёт массу проблем во внутрисемейных отношениях и взаимодействии её с социумом;

§ Неразвитость представлений о перспективных целях семьи;

§ Отсутствие взаимопонимания с микроокружением;

§ Нервно-эмоциональная напряженность ожидания определённости супружеских отношений

Неполная семья

§ Адаптация к новому статусу в социуме;

§ Возможности развития  у родителя и детей психогенных девиантностей типа: «неразвитость родительских чувств», «эмоциональное отвержение» и т.п.;

§ Проблема воспитания детей.

Дистантная семья

§ Проблема взаимоотношений родителей и детей;

§ Рассогласованность взглядов родителей на формы и методы воспитания детей;

§ Возможно развитие девиантностей у детей типа: «эмоциональное отвержение» родителя, а у родителей «противопоставление родительских отношений к детям».

Разнородная семья

§ Проблема несоответствия потребностей и прежде всего интеллектуальных;

§ Авторитет и лидерство в семье;

§ Потенциальная конфликтность во взаимоотношениях супругов;

§ Разногласия в методах воспитания детей;

§ Сложность согласования семейных целей и путей их реализации.

Межнациональная семья

§ Взаимоотношения супругов с национальным микроокружением;

§ Проблема выбора детьми национальной принадлежности;

§ Отношение к национальным и религиозным ценностям;

§ Повышенный нервно-эмоциональный фон жизнедеятельности семьи.

                                        Приложение  2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ

 

 

Характерные черты:

ü   Особая экстравертная развёрнутость к клиенту, его семье, коммуникативность и эмпатичность;

ü   Наличие сложных и разнообразных взаимодействий среди различных категорий семей;

ü   Направленность на семьи, отдельных индивидов, нуждающихся в социальной поддержке;

ü   Новизна, неопределённость объекта и по существу экспериментальный характер труда

 

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ

 

Мотивы:

ü  Система ценностей (добро, отзывчивость, оптимизм, справедливость, человечность)

ü  Сознание личной ответственности за психологическое здоровье семьи

ü  Вера в богатые нераскрытые внутренние возможности человека

ü  Стремление распорядиться своими способностями на благо людей

ü  Любовь к своей профессии

ü  Склонность к социальной работе

 

Цели:

ü   Создание системы реализации задач социальной защиты и поддержки семей

ü   Подбор, обучение и воспитание социальных работников

ü   Обеспечение позитивного решения возникших социальных проблем семьи

ü   Создание и совершенствование психологических условий для проведения социальной работы

 

Способы действий:

ü   Социальная и психолого-педагогическая диагностика различных категорий семей

ü   Обоснование, разработка и внедрение программ, методик и приёмов решения задач социальной защиты и поддержки семей

ü   Неформальное общение в деятельности, диалог на равных

ü   Разворот потенциала социума навстречу потребностям семьи, побуждение

ü   Обучение, подбор, создание резерва специалистов и их помощников

ü   Оценка уровня эффективности социальной работы с семьёй

 

Приложение 3

Развитие сети новых социальных учреждений по обслуживанию семьи и детей








1












 

      


0

           1993     1994      1995     1996     1997    

1 – 8-количество функционирующих в области учреждений 

 

     

       - рост числа учреждений по годам    

1993 – Мичуринский центр социальной помощи семье и детям

1994 – Детский реабилитационно-оздоровительный центр «РОСИНКА»

1995 -  Центр социальной реабилитации семьи в селе Большая Липовица

1996 – Центр экстренной социально-психологической помощи слабозащищённым слоям населения

1996 – Дом милосердия

1997 – Центр для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

17. 07. 2000 год

Информация по финансированию в рамках федеральных целевых программ в 2001 году

«Развитие социального обслуживания семьи и детей»

1. Центр социальной помощи семье и детям г. Мичуринска

2. Центр социальной реабилитации семьи в С. Б.Липовица

2001 год – подтверждено на приобретение оборудования – 0,82 млн. рублей. Вопрос согласован с гл.специалистом отдела Магалицкой Л.Е.

Приложение 4

Перечень учреждений социального обслуживания семьи и детей Тамбовской области на 01. 01. 2000 год

 

Наименование учреждения

Почтовый адрес

Ф И О  руководителя

1.

Центр социальной помощи семье и детям

393740, Тамб. обл., г.Мичуринск, Липецкое шоссе, д.48, тел.

2-06-64

Виданова Екатерина Семёновна

2.

Центр экстренной социально-психологической помощи слабозащищенным слоям населения

392025, г.Тамбов, ул. Московская, 27а, тел.47-04-92

Горячева Вита Владимировна

3.

Центр для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

393160, Тамб. обл., Тамб. р-он, с. Лысые Горы, тел. 66-64-41

4.

Социальный приют для детей и подростков

393121, Тамб.обл. Тамб. р-он, с. Б. Липовица, тел.

66-13-01

Есенникова Валентина Алексеевна

5.

Реабилитационно-оздоровительный центр для детей с ограниченными возможностями «РОСИНКА»

393115, Тамб.обл., Тамб. р-он, пос. Новая Ляда, тел.

65-44-71

Бурмистрова Галина Васильевна

6.

Центр социальной реабилитации семьи в с. Б. Липовица

393121, Тамб.обл., Тамб. р-он, с. Б. Липовица, 66-11-36

Лавренченко Григорий Ефимович

7.

Дом милосердия

39200, г.Тамбов, ул.Интернациональная, д.32, тел. 72-66-51

Желтикова Ирина Михайловна

8.

Комплексный центр социального обслуживания населения

392000, г.Тамбов, ул.Базарная, д.97а, Тел. 72-83-58

Старцева Ольга Сергеевна

Похожие работы на - Семья как объект социально-педагогической деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!