Этико-политические идеи Эразма Роттердамского
XXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXX
Этико-политические идеи
Эразма Роттердамского
(реферат)
Научный руководитель:
xxxxxxxxxxxxxxxxxxxx
Xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx
1999
Содержание.
1.
Введение. Библиография и
постановка задачи реферата……………c.3
2.
Эразм Роттердамский и его
место среди гуманистов……………….c.4
- Сатирический
критицизм, пацифизм, антиформализм и анти-
схоластицизм Эразма………………………….…c. 4
- Теологические идеи
Эразма Роттердамского…..c.9
- Политическая
концепция Эразма……………….c. 11
3.
Этико-политические идеи
Эразма Роттердамского………………….c.7
4.
Выводы………………………………………………………………….c.12
5.
Список
литературы……………………………………………………..c.13
1.
Введение. Библиография и
постановка задачи реферата.
Тема данного реферата – «Этико-политические идеи Эразма Роттердамского»
– пожалуй, является ключевой в понимании северного гуманизма. Исходя из
изученной нами литературы, можно заключить, что личность Эразма Роттердамского
привлекала и будет привлекать внимание исследователей, хотя бы потому, что из
идей Эразма во многом выросло реформационное движение (о влиянии Эразма на
Лютера будет упомянуто в тексте реферата).
Очевидно, что без знакомства с текстами самого философа, написание
данной работы не имело бы смысла. Однако, мы не позволили себе выносить
собственные суждения о прочитанных нами произведениях[1], предоставив это право
профессиональным исследователям.
Особое внимание хотелось бы обратить на монографию известного
советского историка М.М. Смирина «Эразм Роттердамский и реформационное
движение в Германии»[2].
Основное внимание в данной работе уделено анализу проблемы свободы воли,
излагаемой в произведениях Эразма Роттердамского. Кроме того, именно из этой
монографии можно почерпнуть немало сведений о том, как на протяжении веков
менялось отношение исследователей к личности и деятельности Эразма
Роттердамского.
Кроме того, в подготовке реферата были использованы
вступительные статьи, предварявшие публикации произведений мыслителя, как то
статья В.В. Соколова «Философское дело
Эразма из Роттердама»[3]
и работа Б. Пурищева «Немецкий и нидерландский гуманизм»[4] .
Основной задачей нашего реферата, таким образом,
становится описание основных этико-политических идей Эразма Роттердамского с
точки зрения исследователей российской (советской) исторической школы второй
половины XX века.
2.
Эразм Роттердамский и его место среди гуманистов.
Как известно,
возникший в XIV веке в Италии, гуманизм к концу XV века утверждается и в других европейских странах, в том числе в Германии
и Нидерландах. Подобно итальянским предшественникам, немецкие и нидерландские
гуманисты обращали своё внимание на культурные завоевания античного мира, а
также выступали против средневековой схоластики. Однако, в отличие от
итальянцев, северные гуманисты уже опирались на достижения ренессансной Италии.
Это вовсе не было простое копирование итальянского гуманизма. Для севера было
характерно более критическое отношение к католической церкви, отрицательно
относящейся ко всем нововведениям; немецкие и нидерландские гуманисты обвиняли
церковь в том, что в свое мирской практике последняя отошла от первоначального
христианства, сделав человека рабом церковного догматизма.[5]
Наиболее общим
для разных течений в северном гуманизме было то, что их идеал постижения истины
и обновления жизни побуждал их стремиться к согласованию обретенной ими
светской античной образованности с особым универсально-теистическим
пониманием христианской веры.[6]
В числе северных
гуманистов фигура Эразма Роттердамского (1469
- 1536) сегодня считается одной из наиболее интересных. Пожалуй, в
начале XVI века в Европе не было другого мыслителя,
ученого и писателя, который бы пользовался такой известностью и влиянием.[7]
В самом деле, Эразм был наиболее ярким и
влиятельным из северных гуманистов. Родился в Роттердаме в 1469 году
(исследователи называют и другие даты). Важно подчеркнуть незнатность его
происхождения (он был незаконнорожденным сыном священника). Вероятно, именно
последнее обстоятельство, а также то, что при отсутствии финансовых
возможностей у него не было других вариантов, молодой Эразм поступает в школу
«братьев общей жизни» города Девентера, где испытывает значительное влияние
начавшегося в Нидерландах в XV в.
гуманистического движения. По завершении школы Эразм в 1487-1488 годах
становится монахом одного из монастырей, где получает возможность изучать труды
античных и христианских авторов.[8]
После Эразм поступает на службу к одному из
епископов, и в начале 90-х годов добивается разрешения на поездку для
совершенствования в богословии в Парижский университет.
На становление этико-политических идей молодого
Эразма также повлияли его неоднократные путешествия в Англию (с 1499 года). В
Англии Эразм становится членом небольшого кружка английских гуманистов,
критически относящихся к католической церкви. В число членов этого кружка,
помимо самого Эразма, входили такие известные личности, как теолог Джон Колет и
будущий автор «Утопии» Томас Мор, ставший одним из ближайших друзей
Роттердамца.[9]
Принятие идейного пути гуманистического кружка
Колета, по сути, было подготовлено для Эразма его воспитанием в Девентерской
школе «братьев общей жизни».[10]
Дальнейшую духовную эволюцию Эразма в кружке
Колета нельзя понять без учёта воздействия на кружок идей флорентийских
платоников. Особо значительную роль сыграла при этом идея Фичино и Пико делла
Мирандола о «всеобщей религии», основывавшаяся на плптоновском представлении
абстрактного бога, тяготевшем к пантеизму.[11]
Эразм активно путешествует. Помимо Англии, он
посещает Италию и другие страны Западной Европы. К началу 20-х годов Эразм
Роттердамский становится широко известен в гуманистических и церковных кругах,
а также при дворах некоторых европейских монархов, как писатель, свободный
литератор. Несмотря на своё влияние и известность, мыслитель всё де предпочитал
оставаться свободным от любых официальных обязательств. Писательская
деятельность сделала его одинаково уважаемым как католиками, так и
протестантами, сам же Роттердамец не высказывал своих симпатий ни к одной из
этих партий. И всё же события Реформации не обошли Эразма Роттердамского
стороной. После того, как 6 июня 1535 года был казнен ближайший друг Эразма
Томас Мор, глубоко потрясенный Роттердамец прожил чуть больше года, и
скончался 12 июля 1536 года в Базеле, где и был похоронен.[12]
Исследователи жизни и творчества Эразма
Роттердамского неизменно отмечают его трудолюбие и творческую плодовитость.
Роттердамец стал мастером латинского языка и справедливо считается крупнейшим
латинистом эпохи возрождения. В самом деле, в своей творческой деятельности
Эразм из Роттердама опирался как на латинскую, так и на древнегреческую
литературу. Как отмечают исследователи, история и современность постигалась им
через филологию в самом широком смысле этого слова.[13]
Пожалуй, следует обозначить основные направления
литературной деятельности Эразма Роттердамского.
Отметим, что культурно-историческая и
социальная наполненность деятельности гуманистов определялась в первую очередь
их интересом к судьбе духовного наследия античности, с которым европейское
средневековье было знакомо плохо.
В своем творчестве Эразм внес огромный вклад в
это дело гуманистов. Например, первая его книга "Пословицы» (Agagia), впервые изданная в 1500
году, содержала изречения и пословицы античных авторов, и завоевала огромную
популярность.
Эразм стремился подчеркнуть живую связь
античности с современностью и многие из опубликованных им пословиц и изречений
были снабжены комментариями, иногда перераставшими в остропублицистические
эссе.[14]
Несомненно то, что издание и переводы античных
авторов оказали большое влияние на формирование творческой манеры и
мировоззрение самого Эразма. Например, такую роль сыграли знаменитые диалоги
древнегреческого сатирика Лукиана, во II в н.э. едко высмеивавшего религиозные представления
своей эпохи.
Впрочем, Эразм издавал не только античных
авторов. В 1516 году им была издана знаменитая «Утопия», написанная
современником и другом Эразма Томасом Мором.
Как и большинство ренессансных гуманистов,
большое внимание Эразм уделял трудам и идеям отцов христианской церкви.
Глубокое изучение их произведений возбудило у него весьма серьёзный интерес
к проблемам религии, а также породило довольно критическое отношение к
католической церкви. В частности, последовавшее критическое эразмово издание
Нового Завета в конкретных социально-исторических условиях Ренессанса сильно
расшатывало позиции господствовавшей католической церкви и схоластической
философии.[15]
Помимо произведений идейно-религиозного
характера, из под пера Эразма Роттердамского вышли и художественно-сатирические
произведения. Самая философская из сатир Эразма - «Похвала Глупости».,
законченная в 1509 году в Лондоне и посвященная Томасу Мору.
Нельзя называть Эразма антирелигиозным
мыслителем. Однако он активно переосмысливал и перетолковав религию как таковую
и ее конкретную христианскую форму, а значит просветительские мотивы в
мировоззрении Роттердамца играли порой главенствующую роль.
Говоря о просветительстве Эразма, необходимо
отметить, что фундаментальную идею любого просветительства составляет убеждение
в принципиальном равенстве всех людей, одинаковости человеческой природы. Для XVI века вопрос необходимости
социального равенства еще не стоял столь остро, как в XVIII века, и находил своё воплощение
лишь в утопических идеях, что наглядно показала «Утопия» Томаса Мора.
Находясь в русле просветительских идей, Эразм
высмеивает идею природного неравенства людей, лежащую в основе любого
феодально-иерархического общества. По его глубокому убеждению, не природа сама
по себе, а целенаправленное воспитание формирует подлинного человека; никому не
дано выбрать себе родителей и родину, но в принципе всякий может сформировать
свои нравы и характер.[16]
Другой момент просветительской деятельности
Эразма Роттердамского связан с его резко отрицательным отношением к суевериям,
которые, к тому же, были тесно связаны с христианской религией. Особенно Эразм
ополчился против астрологии и алхимии, влиявших на умы и поступки огромного
количества людей.[17]
Следует отметить, что ранний этап
просветительства, несмотря на неприязнь гуманистов к суевериям и возмущение
паразитирующими на них жульничествами, имел под собой весьма незначительную
социальную базу. По крайней мере, низшие слои общества, коих было большинство,
никак гуманистам не сочувствовали и не выражали никакой заинтересованности в
постижении просветительских идей. Эразм не мог этого не понимать, однако уделял
внимание и религиозно-просветительской деятельности. Несмотря на определённый
страх перед народом, в своих произведениях («Призыв к изучению христианской
философии», «Параклеза»), Эразм настаивал на том, что Священное писание в силу
своей нравственной сущности должно быть читаемо и простым народом. Необходимая
предпосылка к тому - перевод Писания на живые языки.[18]
Эразму Роттердамскому, как и большинству ранних
просветителей, был присущ определенный интеллектуальный аристократизм.
Мировоззрение Эразма в первую очередь определялось умонастроениями
интеллектуальной аристократии. Рассматривая себя в качестве представителя
образованных верхов общества, в народе Эразм видел лишь «чернь», «толпу»,
далекую от просвещенности и ближе всего стоящую к неразумию.[19]
Подытоживая всё вышесказанное, следует отметить,
что личность, творчество, этико-политические идеи Эразма достойны глубокого
изучения. В то же время, не нужно забывать, что Эразм был человеком позднего
средневековья, а значит жил и работал согласно духу своего времени.
Тем не менее, исходным пунктом расхождений между
исследователями оказываются вопросы об отношении Эразма к раннехристианским и
средневековым теологическим концепциям, об источнике и характере его «философии
Христа», а именно, содержатся ли в ней идеи, которые могут рассматриваться как
зародыши идеологии нового времени, как открывающие путь к рационалистическим
воззрениям последующих веков.[20]
2.
Этико-политические идеи Эразма Роттердамского.
a. Сатирический критицизм, пацифизм,
антиформализм и антисхоластицизм Эразма.
Стремительно
трансформировавшееся традиционное феодальное общество породило противоречие
между официально провозглашаемыми духовными ценностями, формально наиболее
чтимыми и рекомендуемыми правилами и нормами жизни, поведения и действительными
поступками людей, и прежде всего тех, кто такие нормы и правила провозглашал.
Эразм критично и остро осуждал сложившуюся ситуацию повсеместного фарисейства.
Наиболее известно в этом отношении его произведение «Похвала Глупости», где
автор поднимается до максимально возможного обобщения, говоря о бесчисленных
ликах Глупости, от которых неотделима любая жизнь.[21]
Особо следует отметить пацифизм Эразма, не раз
выражавшего свое отвращение к войне. В «Похвале Глупости» война представлена
как одно из наиболее тяжких и всемогущих проявлений Глупости.[22]
Не война ли – рассадник и
источник всех достохвальных деяний? А между тем, что может быть глупее, чем
вступать по каким бы то ни было причинам в состязание, во время которого каждая
из сторон обязательно испытывает гораздо больше неудобств, нежели приобретает
выгод?… А вообще-то война, столь всеми прославляемая, ведется дармоедами,
сводниками, ворами, убийцами, тупыми мужланами, нерасплатившимися должниками и
тому подобными подонками общества, но отнюдь не просвещенными философами.
(«Похвала Глупости»,
глава XXIII) [23]
Как философ, Эразм прежде всего критиковал
схоластику, в особенности современные ему проявления этого философского
течения. Оно и немудрено - схоласты и гуманисты находились в прямой оппозиции
друг к другу. Следует отметить и бунт против формализма, укоренившегося в
течение многовекового господства догматов религиозной идеологии, обоснованию
которых служила схоластическая философия. С точки зрения гуманистов, да и по
своему существу, обосновываемое схоластикой католическое благочестие доходит до
практического абсурда, когда иконы и статуи почитаются больше святых, которых
они изображают. Констатируя этот факт, Эразм выдвинул весьма дерзкую формулу,
согласно которой вся христианская вера рассматривалась как определенный вид
глупости.[24]
Но разве просят люди у всех этих
святых чего-нибудь, не имеющего отношения к глупости?…
(«Похвала Глупости»,
глава XLI)[25]
Главная философско-теологическая ситуация, в
условиях которой обязан был самоопределиться Эразм, сводилась к проблеме
соотношения веры и знания - основной гносеологической проблеме средневековой
философии, выражавшей ее сложные взаимоотношения с вероисповедными догматами
христианства. Эразм был решительно против их разлучения или тем более
противопоставления. В своих произведениях (см., например, «Книга
антиварваров») Эразм постарался отразить два основных направления
гуманистической мысли: антиковедческое, противопоставленное
средневеково-схоластическому догматизму, и интерес к человеку, а следовательно
и к моральной стороне его существования.[26]
Современные Эразму враги гуманистических наук,
противопоставляя веру знанию, старались скомпрометировать и обесценить его,
Позиция Роттердамца была прямо противоположной. В «Книге антиварваров»,
написанной в первом варианте в середине 90-х годов XV в., Эразм Роттердамский
основное внимание уделил реабилитации античного знания - наук и искусств,
отвергавшихся современными ему богословско-схоластическими реакционерами.
«Книга антиварваров» начинается с постановки
вопроса о причинах упадка наук и искусств, которые в древности процветали. В
ходе изложения Эразм стремится показать, что античная светская образованность –
составная часть самого христианского совершенства, мировой гармонии в его
понимании, причем роль образованности заключается в стимулировании сознательной
активности людей в процессе их нарвственного совершенствования в реальной
действительности. Таким образом уже в этом трактате был поставлен вопрос о
значении свободы воли человека.[27]
Эразм примыкает к концепции «двух истин», считая,
что учёность пользуется доказательствами в своём исследовании вопроса, а
благочестие опирается на веру. Для него более характерна ориентация
благочестия, то есть всей сферы морального поведения человека, и на знание.
Отсюда максимальное приближение зафиксированного в Библии вероучения к знанию,
а по возможности, даже к философии.[28]
Мы уже упоминали о презрительном отношении Эразма
к «толпе», «черни». Из ряда мест «Оружия христианского воина» нетрудно понять,
что под этими словами он всегда имел ввиду не конкретные социальные
группировки, а определенные качества, не отвечавшие его нравственным
требованиям. Подобными отрицательными терминами Эразм определяет тех, чей
разум подвластен низким страстям и порокам, которые, по его мнению, не дают
права на звание человека, тех, кто не имеет своего убеждения и бессознательно
следует мнениям невежественной толпы и своим природным страстям.[29]
Можно констатировать, что в «Книге антиварваров»
Эразм пошел по пути включения античной культуры в христианскую. Это прежде
всего и предопределило его философские симпатии. Особую роль для него играл
платонизм. Вернее, важна косвенная зависимость его мировоззрения от платонизма,
проявлявшаяся, например, в высокой оценке богослова-неоплатоника Оригена.[30]
b. Теологические идеи Эразма
Роттердамского
Умозрительно-богословские построения схоластики
были глубоко чужды и враждебны Эразму. Он оставался в стороне от построений
естественной теологии, и тем сильнее сосредоточивался на моральной
проблематике. В этих условиях проявились адогматизм и рационализм Роттердамца.
Эразм восстал против богословской архаики , и в качестве одного из самых
эффективных орудий против неё видел предельное заострение аллегорического,
иносказательного истолкования образов и изречений Писания. Это и определило
выбор названия для одного из самых знаменитых его философских произведений
«Оружие христианского воина», в котором Эразм переосмыслил образ оружия,
кинжала, из военного, в последовательно моральное понятие.[32]
Хотя в работе над этой книгой Эразм ставил перед
собою особые задачи, проясняя свое понимание самого содержания христианского
совершенства, вопрос о значении и месте светских знаний в концепции
христианской веры решается в этом трактате так же, как в «Книге Антиварваров»:
раскрытие содержания христианской любви, по Эразму, невозможно без осознания
того нравственного начала, которое проявляется в научных знаниях.[33]
В числе срединных вещей знание
занимает первое место; потом идут здоровье, умственная одаренность,
красноречивость, внешний вид, силы, достоинство, уважение, влияние,
благосостояние, слава, родовитость, друзья, домашние дела.[34]
Идея господства высшего, духовного начала в
человеке , поднимающего его до божественных высот, - одна из главных
гуманистических идей , сформулированных Пико делла Мирандолла, - в «Оружии
христианского воина» занимает значительное место. В качестве доминирующей,
признаётся необходимость самораскрытия духовно-психологического мира как
принцип самопознания.
Требование самопознания в этической доктрине
«Оружия… » следует считать ключевым, причем подлинным источником великого
принципа самопознания следует признать воззрения Сократа - одного из главных
философских героев Эразма.[35]
Принцип самопознания как стержень личностного сознания
и поведения становится основным в проницательных психологических анализах
Эразма.
Для правильной оценки некоторых социальных идей,
следует указать на неоднократное осуждение Эразмом излишеств в пище, а также
погони за другими наслаждениями при полном игнорировании материальных и
духовных бедствий.
В годы зрелости Эразма как мыслителя и писателя,
его литературная деятельность оказалась переплетена с деятельностью Мартина
Лютера. Например одно из произведений Лютера, «О рабстве воли», расценивается как
полемический ответ Эразму на его сочинение «О свободе воли». Многие
этико-политические взгляды Лютера явились продолжением идей Эразма.
Просветительские устремления Эразма, и
реформационные идеи Лютера сходились на признании необходимости совершенствования
религиозной жизни. С другой стороны, мировоззренческие взгляды богослова Лютера
и философа Эразма были диаметрально противоположны. Если Эразм звал к
подлинному рационализму, к углублению образованности, связанному с широким
использованием античного культурно-философского наследия, то Лютер прежде всего
стремился к реформе богословия, исходя из позднесредневековой мистики, а также
из иррационалистического по отношению к религии компонента - теории «двух
истин» Оккама и других поздних номиналистов.[36]
Проблему человеческой свободы, поднимавшуюся в
полемическом споре Эразма Роттердамского и Мартина Лютера, по существу, можно
считать центральной проблемой любой морально-социальной проблемы. «О свободе
Воли» Эразма, и последовавшая вслед за этим сочинением работа Лютера «О рабстве
воли» насыщены теологическим содержанием, ибо оба мыслителя прежде всего
трактовали Священное Писание.[37]
Предположим, что именно тот, в
ком есть дух, верно понимает смысл Писания, но как он меня уверит, что он
понимает? Что мне делать, если многие люди предлагают разные смыслы и каждый из
них клянется, что в нем есть дух?![38]
Эразму была присуща определенная философская
гибкость, совершенно непримемлемая для Лютера, стремившегося к однозначной
определенности и догматизму.
Как бы то ни было, но Эразмова концепция свободы
- необходимая основа его моральной доктрины.
Полемический спор с Лютером показывает
принципиальное неприятие Эразмом любой догматической религиозности, сколь бы
она ни апеллировала к положениям христианского вероучения, зафиксированного в
Библии, особенно в Новом Завете.
Следует признать несомненный и закономерный исторический результат
полемики. Дело в том, что субстанцию эразмианского гуманизма составляла
моральная проблематика (а социальная в силу идеализма Эразма осмысливалась лишь
в зависимости от неё). В осмыслении и решении вопросов морали Эразм весьма
приблизился к чисто природному истолкованию человека - вплоть до предпочтения
язычника христианину (вернее, псевдохристианину в его понимании), если первый
отличается добрыми нравами, а второй только выдаёт себя за их приверженца. Было
бы совершенно неоправданным преувеличением утверждать, что суть эразмианства составляла
полная натурализация человеческой морали. Тем не менее, аморфно-неопределенное
понимание Бога закономерно сочеталось у Роттердамца с минимизацией
догматическо-обрядовой стороны христианства и отрицательным отношением к
жесткой иерархической организации его церквей.[39]
Из всего вышеизложенного нетрудно понять причину
того, что Эразм не раз говорил о том, что если в бога верить не только нужно,
но и должно, то в церковь, даже если она состоит из добрых и достойных людей,
верить совсем не обязательно. В таком контексте в своей "философии
Христа" Эразм Роттердамский формулирует едва ли не основное противоречие
- противоречие между подлинно моральным содержанием, к которому сводится глубочайший
смысл Священного Писания, и его реализацией в догматике, организации и
деятельности конкретных христианских церквей.
Невозможность полноценной реализации моральной
глубины Нового Завета в вероисповедальной практике церквей, самим Эразмом четко
не осознанная, нашла своё воплощение в трудах его многочисленных
последователей, в числе которых на протяжении XVI-XVII
веков были многие свободомыслящие европейские философы.
c. Политическая концепция
Эразма.
Для понимания представлений Эразма о сложности
задач государственного управления, о высшем значении общего и путях его
реализации, необходимо иметь в виду, что для Эразма разум, который должен
лежать в основе руководства государством, неотделим от нравственного сознания.[40]
В своей работе «Воспитание Христианского Князя»,
Эразм, ссылаясь на Платона, утверждает, что воля граждан, не направляемая
мудрой политикой правителя, может иметь отрицательные последствия для дела
общего блага. Однако, с одной стороны Эразм рекомендует правителю
руководствоваться принципом добровольного, а не принудительного послушания
сограждан и заявляет, что там, где нет доброй воли, князь мало чего может
добиться. В то же время он требует, чтобы «добрый князь» направлял волю
сограждан, и решительно предостерегает от того, чтобы предоставлять законы
человеческому произволу.[41]
Разумное управление, служащее залогом верного
направления воли граждан, Эразм связывает с личностью правителя, которому он напоминает
о требовании Платона быть философом. Необходимыми условиями правильного
государственного управления Эразм считал не одни только личные качества
правителя, но и такое объективное для него обстоятельство, как свободная воля
граждан, которая в сочетании с разумом и мудростью правителя действует в
направлении достижения общего блага.[42]
Идея государственной целесообразности не
отвергалась Эразмом вообще, но понималась им как необходимость подчинения всех
частностей общему началу, как необходимость, вытекающая из сложного характера
государственного организма, в котором мудрая (т.е. разумная и в то же время
проникнутая нравственным сознанием) направляющая деятельность правителя
сочетается с доброй волей управляемых.
Утопизм политической концепции Эразма заключается
в его вере в то, что сочетанием этих двух моментов в современном ему обществе
может быть достигнута внутренняя гармония государственного организма.[43]
Очевидно, что для Эразма речь шла о том, чтобы
гуманистической политикой, законодательством, основанным на принципе
человечности, предотвращался распад сложного и согласованного на основе
свободной воли государственного организма; чтобы все его части признавали
необходимость служения общим интересам государственного целого.[44]
В государственной теории Эразма особого внимания
заслуживают поставленные им важнейшие внешнеполитические проблемы, а также
предложенные мыслителем пути их решения, при этом внешнюю и внетреннюю политику
у Эразма связывает общая нравственная свобода. Основное значение
внешнеполитической концепции Эразма исследователи видят в выдвинутой им идее
международного арбитража, которая затем получила широкое распространение.[45]
3.
Выводы
Современные исследователи жизни, творчества и
философской мысли Эразма Роттердамского сходятся на том, что сегодня очевидна
несостоятельность конфессионального перетолкования и тем более присвоения
наследия Эразма католическими церковными кругами. Сущность его мировозрения
глубоко моральная, этическая.[46]
Опираясь на многовековой моральный опыт
человечества - от античности до его дней - Эразм Роттердамский сформулировал
ряд глубоких этических принципов и ценностей, вполне актуальных по сей день.
Едва ли не в фокусе этической доктрины Эразма
стоит принцип "ничего сверх меры", сформулированный ещё в античности,
но трансформированный применительно к человеку его эпохи. С точки зрения
Эразма, только на этом пути и становится возможной действительная свобода в
отличие от мнимой свободы удовлетворения различных при хотей. Для реализации
этого принципа необходим тяжелый повседневный труд. Не случайно, тема труда
становится одной из ведущих не только в моральной доктрине, но и во всей
системе мировоззрения Эразма.
Его просветительские идеи базировались на
фундаментальной идее, согласно которой врожденные способности человека , сколь
бы ни были они глубоки и блестящи, могут быть реализованы только посредством
самого тяжелого труда. Именно труд является для Эразма наиболее важным компонентом
человеческой личности.[47]
Итак, идеи северного гуманизма нашли у Эразма
Роттердамского наиболее полное выражение в трактовке этических основ
человеческой деятельности. С точки зрения Эразма, следовать этичесикм основам
человечности означает владеть собственным характером и целеустремленной волей,
так чтобы человек во всех сферах личной и общественной и общественной жизни
руководствовался не природными стимулами и влечениями, а общими нравственными
принципами.[48]
4.
Список литературы.
Пуришев Б.
Немецкий и нидерландский гуманизм // БВЛ, Серия первая, Т.33 С. 6 М:
Художественная литература, 1976
Смирин М.М. Эразм Роттердамский и
реформационное движение в Германии. М. Наука, 1978
Соколов
В.В. Философское дело Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские
произведения. М. Наука, 1986 С. 5-69
Эразм
Роттердамский. Похвала Глупости // БВЛ,
Серия первая, Т.33 С. 6 М: Художественная литература, 1976 С. 119-208
Эразм
Роттердамский. Оружие Христианского Воина // Эразм Роттердамский. Философские
произведения. М. Наука, 1986, С.90 - 218
Эразм
Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли. // Эразм
Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986, С. 218 – 290
[1] В ходе подготовки к написанию настоящей работы автор реферата
ознакомился со следующими произведениями: Эразм
Роттердамский. Похвала Глупости // БВЛ, Серия первая, Т.33 С. 6 М:
Художественная литература, 1976 С. 119-208, Он же. Оружие Христианского Воина // Эразм Роттердамский. Философские
произведения. М. Наука, 1986, С.90 – 218, Он же.. Диатриба, или рассуждение о
свободе воли. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. Наука, 1986,
С. 218 – 290
[2] Смирин М.М. Эразм
Роттердамский и реформационное движение в Германии. М. Наука, 1978
[3] Соколов В.В. Философское дело
Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.
Наука, 1986 С. 5-69
[4] Пуришев Б. Немецкий и нидерландский гуманизм // БВЛ, Серия первая,
Т.33 С. 6 М., Художественная литература, 1976 С. 5-25
[5] Пуришев Б. Немецкий и нидерландский гуманизм… C.5
[6] Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 8
[7] Пуришев Б. Немецкий и нидерландский гуманизм… С. 10
[8] В.В. Соколов Философское дело
Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.
Наука, 1986, С.5
[9] Там же. С.6
[10] Там же. С.26
[11] Там же. С.29
[12] Там же. С.6
[13] Там же. С.7
[14] Там же. С.8
[15] Там же. С.10
[16] Там же. С.13
[17] Там же. С. 14
[18] Там же. С.15
[19] Там же. С.16
[20] Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… C. 9
[21] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 17
[22] Там же. С.19
[23] Эразм Роттердамский. Похвала Глупости... C. 140
[24] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С.22
[25] Эразм Роттердамский. Похвала Глупости... C. 180
[26] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 24
[27] Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… C.
58
[28] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 28
[29] Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… С. 63
[30] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 31
[32] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С.37
[33] Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… C.
61
[34] Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина... C. 137
[35] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 42
[36] Там же. С. 49
[37] Там же. С. 54
[38] Эразм Роттердамский.Диатриба, или рассуждение о свободе воли... C. 229
[39] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 62-63
[40] Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… C.
76
[41] Там же. C. 77
[42] Там же. C. 79
[43] Там же. C. 86
[44] Там же. C. 88-89
[45] Там же. C. 100
[46] Там же. С. 67
[47] В.В. Соколов Философское дело Эразма из Роттердама... С. 68
[48] Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение… С.
111