Лк
18.8: Но Сын Человеческий придя найдет ли веру на земле?
ВЕРА В ЕВАНГЕЛИИ МАРКА, ЛУКИ, МАТФЕЯ.
Вера - это абсолютное доверие человека
Богу, не позволяющее ему отвернуться от Него, даже когда в сердце
закрадывается сомнение: "Верую, Господи! Помоги моему неверию" (Мк
9:24). Такая Вера возносится к Богу через молитву (Лк 18:1), и возможности ее
безграничны: "И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите"
(Мф 21:22; Мк 11:24). Через такую Веру Бог почитается, и Он вознаграждает ее
(Мф 8:10 и 9:2,22; Мк 2:5; 5:34; Лк 7:9). Такая ВЕРА способна двигать горами
(Мф 17:20; 21:21; Мк 11:22). Но именно в нее метит сатана, стремящийся
разрушить Церковь (Лк 22:31,32). Неверие же, напротив, означает боязливый
взгляд на творение Божье (Мф 8:26; Мк 4:40; Лк 8:25), всепоглощающую заботу о
собственной жизни, и о своем достатке (Мф 6:30);
ВЕРА В ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ БОЖИЮ.
Бог постоянно общается с человеком, и
это жизненно важно для верующего. "Не одним хлебом живет человек, но
всяким словом, исходящим из уст Господа" (Втор 8:3; Мф 4:4). Слово Божие
дарует верующему жизнь и определяет его сущность. Поэтому к каждому верному
израильтянину был обращен горячий призыв внимать Слову Божию, хранить его в
сердце своем и следовать ему в повседневной жизни (Втор 11:18-21). Из уст
праведника многократно слышится восхваление Слова Божия (Пс 55:5; 118:140,162
и др.). Увидев Господа в храме (Ис 6:1 и след.), Исаия был настолько поражен
Божьим могуществом и величием, что с тех пор неверие он стал рассматривать
как гибель. "Повстречать Бога" - значит предстать перед судом, т.к.
перед лицом Бога все грехи становятся явными. Только Вера может оправдать
человека на Божьем суде. Неверующие люди мертвы - даже если они еще
существуют, им уже вынесен Божий приговор: "Если вы не верите, то не
устоите" (Ис 7:9 п. М.Лютер). Чтобы Вера не превратилась в неверие,
необходимо проявлять послушание тому, что говорит Бог (см. Лк 1:45). Иисус
безбоязненно обратился к "духовенству" Израиля с вопросом:
"Почему же вы не поверили ему?" (Мк 11:31). Он укоряет Своих
учеников: "О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему,
что предсказывали пророки!" (Лк 24:25). Недостаток веры приводит к
забвению Слова Божия, к непониманию его (Лк 8:11 и след.) или к сомнению (Лк
1:20; 22:67). Именно к неверующим людям обращен призыв: "Покайтесь и
веруйте в Евангелие!" (Мк 1:15);
ВЕРА В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА.
Вера от Иоанна с наибольшей силой
отражено новое понимание Веры. Основным объектом уже назван Иисус Христос.
Главное, что требуется от человека, - это уверовать в Иисуса и во имя Его (Ин
2:11,23), поверить в то, что Иисус есть Христос (Ин 4:42; 6:69), поверить Его
слову и Писанию (Ин 2:22; 4:41). Но это нельзя рассматривать как перенесение
веры с Бога Отца на Иисуса Христа. С приходом Христа началась новая эра в
истории спасения человечества. Спасающее Божье деяние, совершенное через
Христа, в отличие от Божьих деяний в Ветхого Завета, может быть осмыслено
лишь через слово Евангелия. Человек обретает спасение, веруя в Благую Весть и
исповедуя Иисуса своим Спасителем. Сам Иисус объяснял значение Своей жизни и
Своих страданий в свете ветхозаветной истории (Лк 24:26,27). Он ждал от Своих
слушателей, что и они, осмыслив Ветхий Завет и распознав цель Его призвания,
уверуют в Него и в Писание (Ин 5:46,47). Вера, в принципе, направлена на
Иисуса, и через посредство Иисуса - на Бога Отца. "Верить Писанию"
(Ин 2:22; 5:47) или "верить Его слову" значит верить Тому, о Ком
эта книга свидетельствует (Ин 5:24,39; 17:20), Тому, Кто Сам есть Слово Божие
(Ин 1:14). Обращаясь к тем, кто, исследуя Писание, не замечает его главного
свидетельства, Иисус говорит: "И не имеете слова Его, пребывающего в
вас, потому что вы не веруете..." (Ин 5:38,39). Т.о., выражение
"верить Писанию" следует понимать как "верить возглашаемому
слову", как ветхозаветному, так и новозаветному, и в вере исповедовать
Иисуса Спасителем мира. Божие Слово, по Иоанну, - это Сам Иисус, и это Слово
Божие несет спасение (Ин 1:1 и след.). Тем самым, Вера в Слово равнозначна Вере
в Иисуса. Вера в Иисуса означает Вера в Бога (Ин 14:11) и признание Его
спасающего промысла. Для Иоанна, Вера - это не надежда на грядущее спасение,
пути к которому еще неведомы. Согласно Иоанну, верующий человек обретает
спасение, потому что он принимает Иисуса, Спасителя (Ин 1:12). Верующий может
сказать: "Он воскресит меня в последний день" (Ин 6:40). "Я
свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме", -
говорит Иисус (Ин 12:46). "Неверующий уже осужден" (Ин 3:18), т.к.
он не верует в спасение через кровь Христа. "Потому Я и сказал вам, что
вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во
грехах ваших" (Ин 8:24). Вера как повиновение Слову Божию означает для
Иоанна постоянное следование проповеданной Христом истине: "Если
пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики" (Ин 8:31).
"Пребудете в слове Моем" и здесь означает не что иное, как
пребывание в Самом Иисусе (Ин 6:36; 15:4-7). Кроме того, послушание в Вере означает
отказ от греха. Когда люди принимают почести друг от друга вместо того, чтобы
искать славы от Бога, это мешает им веровать (Ин 5:44). Божьему суду подвергается
и тот, кто отпадает от Иисуса - "истинной виноградной лозы", и
живет, насыщаясь из другого источника (Ин 15:1 и след.). Верующему человеку
заповедано служение (Ин 13:), движущая сила этого служения – любовь. Иисус
говорит, что Вера даруется человеку по Божьей воле (Ин 6:37,44, 65). Он не
снимает с человека ответственности за его выбор между Верой и неверием - лишь
сам человек должен ответить на Божий призыв. В то же время Иисус
подчеркивает, что Вера- это не плод самостоятоятельного решения, принимаемого
человеком по собственной инициативе, а всегда - ответ на Божий призыв, на
Божье приглашение. Человек также не может верить лишь отчасти, в той мере, в
какой ему хочется. Ответом на Божий призыв может быть только абсолютная Вера в
Бога. В этом отношении ВЕРА не что иное, как Божье творение.
ВЕРА В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА.
В посланиях различным церквам ап. Павел
затрагивает основополагающие вопросы
Вера для Павла - это Вера в Бога (Рим
4:24) Вера в Иисуса Христа (Гал 2:16). Вера не ограничивается доверчивым
отношением к событиям прошлого и признанием дела спасения - она включает
также и признание Христа Господом в повседневной жизни. В Вера человек
обретает новое самоощущение. Теперь верующий испытывает милость Божью, тогда
как раньше он был "мертвым по преступлениям и грехам своим" (Еф
2:1). Его "члены" становятся "орудиями праведности",
тогда как раньше они были "орудиями неправды" (Рим 6:13). Свою
жизнь он ставит в абсолютную зависимость от Господа: "Все, что вы
делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря
чрез Него Бога и Отца" (Кол 3:17); если раньше он жил для себя, то
теперь - для Бога. Послушание Господу не исключает опасности падения (1Кор
10:12). "Иметь веру" (Рим 14:22; Флм 5), "стоять в вере"
(1Кор 16:13; 2Кор 1:24), "стоять в Господе" (1Фес 3:8),
"стоять в благодати" (Рим 5:2), "утвердиться в Евангелии"
(1Кор 15:1) - все это означает, что верующий обязан постоянно противостоять
искушению и сомнению. Обретя через ВЕРАжизненную опору (Рим 11:20), человек
может сохранить ее только в Вера. Уверовать и быть верующим - значит жить,
сознательно "покоряясь вере" (Рим 1:5; 14:25). Поэтому Павел
говорит о "возрастании" Веры (2Кор 10:15; 2Фес 1:3), о немощной Вере(Рим
4:19; 14:1) и о твердой Вере(Кол 1:23; 2:5,7). Целью же увещевания каждого
верующего является "любовь от чистого сердца и доброй совести и
нелицемерной веры" (1Тим 1:5).
ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ К
ЕВРЕЯМ.
Все, ранее сказанное о Вере, обретает
особое звучание в Послании к евреям, в котором нашли отражение противоречия,
возникшие в палестинской церкви. Начинались новые преследования христиан при
императоре Нероне, но сил противиться им становилось все меньше. Стремясь
поддержать свою паству, авторы послания заверяет их в своей готовности помочь
им в час испытания. Мы получили обетование о том, что войдем в Божий покой
(Евр 4:1). Если Бог обещал даровать верующим спасение, это означает, что в
жизни существует цель. Веруя, мы входим в покой Божий (Евр 4:3). Нам следует
утвердиться в Вере (Евр 10:38) и поступать так же, как те, кто уже достиг
цели. "Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению
души". Мы должны "подражать тем, которые верой и долготерпением
наследуют обетования" (Евр 6:12). Иисус как "начальник и
совершитель веры" (Евр 12:2).
Иисус дарует и гарантирует победу, если
человек проникается Верой "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот
же" (Евр 13:8). Послание к евреям призвано служить Церкви поддержкой в
повседневной жизни и способствовать сохранению в ней Веры.
ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ ИАКОВА.
Высказывания Иакова о Вере неоднократно
представлялись как противоречащие учению апостола Павла. Но при этом никогда
не учитывалось то обстоятельство, что как для Павла, так и для Иакова жизнь в
Верой была непременным условием человеческого существования (Деян 15; 21:18 и
след.; Гал 1:19; 2:9). Нам, созданным "во Христе Иисусе",
предназначено исполнить добрые дела, благодаря которым Вера достигнет
совершенства и без которых она останется мертва (Иак 2:22,26; Еф 2:10).
Человек, отказавший в помощи своему ближнему (Иак 2:15, 16), по мнению Павла,
отрекся от Веры(1Тим 5:8). Во Христе истинна только Вера, действующая любовью
(Гал 5:6; ср. Иак 2:13), но эта Вера несовместима с лицеприятием (ст. 1-4;
ср. Рим 2:11; Гал 3:28). Иаков опровергает мнение о том, что Вера способна
заменить послушание (Иак 2:14-26).
|