Влияние Русской Православной Церкви и великих церковно –исторических деятелей на общественные событи...
Введение
Каждая эпоха
по-своему испытывала патриотизм верующих, постоянно воспитываемых Русской
Церковью, их готовность и способность служить примирению и миру. И каждая эпоха
сохранила в церковной истории, наряду с высокими образами святых и подвижников,
примеры патриотического и миротворческого служения Родине и народу лучших
представителей Церкви.
В истории Руси
преданное служение Православной Церкви вере и Отечеству неразделимы.
В сонме первых
русских святых –Киевский князь Владимир, главной заботой которого было
объединение Руси, укрепление и защита национальной целостности и независимости
Русского государства, и великий князь Александр Невский, одержавший победу в
Ледовом побоище и защитивший Русь от западных завоевателей.
У истоков национального
самосознания стоит великий патриот – инок Киево-Печерской Лавры преподобный
Нестро. Составленная им летопись проникнута идей необходимости крепко стоять за
веру, общерусского единство и независимость Родины. Древнерусские летописи,
составленные преимущественно людьми духовного знания –епископами, игуминами,
монахами, священниками, -яркое свидетельство мудрости и мужественности,
гражданственности и патриотизма.
Русская история
драматична. Ни один век не обошёлся без войны, больших или малых, терзавших наш
народ и нашу землю. Русская Церковь, обсуждая захватническую войну, во все
времена благословляла подвиг обороны и защиты родного народа и Отечества.
История Древней Руси позволяет проследить постоянное благодатное влияние
Русской Церкви и великих Церковно –исторических деятелей на общественный
события судьбы людей.
В эпоху Киевской
Руси ( XI –XII вв.) все силы Православной Церкви были
направлены на умиротворение княжеских междоусобиц, ослаблявших Русь. Церковь, к
тому времени ставшая признанной духовной силой, поддерживала князей, понимавших
нужды народа и государства, терпеливо увещевала противившихся и наказала тех,
кто проливал кровь свои братьев.
XIII век
–горестная страница русской истории, повествующая о разорении и нравственных
страданиях великого народа, подвергшегося нападению орд кочевников. В мрачную
эпоху, охватившую два столетия, Церковь в месте с народом оплакивала
бесчисленные жертвы монголо –татарских набегов, восстанавливала разрушенное,
утешала и поддерживала народ.
Высокий пример
патриотического служения Отечеству явил игумен Троицкого монастыря Преподобный
Сергий Радонежский (XIV в.), пробудивший духовные силы народа,
оцепеневшие в скорбях, заставивший поверить в себя: « И престало время у татар
и наступило время русских» ( из летописи).
Три великих святых
XIV
в. настойчиво возвращали силу и могущество русского духа,
реализованные в военной победе на Куликовом поле.
Со времён
Преподобного Сергия, основателя Троице –Сергиевой Лавры, ещё более взросло
духовное и спасительное значение иночества и маностырей в разных концах
растущего и крепнущего Русского государства. Знаменательно что монастыри с их
высокими и крепкими стенами, многочленами церквами и внутренними постройками
играли своеобразную роль мощных заградительных и оборонительных рубежей на
старых и новых землях.
Героические
страницы вписаны в историю Псково–Печёрского монастыря, Почаевской Лавры,
Ипатьевского, Троице –Сергиева и многих других древних русских обителей. Настоятели
монастырей, иноки нередко брали на себя руководство обороной и несли на себе
тяготы длительной осады; молитвой, трудом, словом ободрения они помогали воинам
–защитникам и народу.
Начало XX в. в
истории России отмечено двумя кровопролитными войнами: русско –японской (
1904-1905) и первой мировой в ходе которых Русская церковь оказывала
действенное милосердие, помогая обездоленным войной беженцам и эвакуированным,
голодающим, больным и раненым, создавала в православных монастырях лазареты
госпитали.
В первые
послереволюционные годы усилия Святейшего Патриарха Тихона и его ближайших
помощников были напровлены в умиротворение внутрицерковных нестроений и
установление нормальных отношений с Советской властью, чтобы в новых условиях
успешно продолжать свою спасительную миссию.
Митрополит Сергий,
возглавивший Русскую Церковь после Патриарха Тихона, продолжал дело
внутрицерковного устроения, взгревая в духовенстве и пасомых чувство
гражданского долга и потриотизм.
Война в 1941 г. Страшным бедствием обрушилась на нашу землю. Вероломный и жестокий враг не знал ни жалости,
ни пощады –более 20 миллионов павших на поле брани замученных в фашистских
концлагерях, руины и пожарища на месте цветущих городов и сел. Были варварски разрушены
древние псковские, новгородские, смоленские, киевские храмы; фашисты жестоко
бомбили древние русские города, гибли уникальные памятники русской церкви и
гражданской истории…
Поистине « тать не
приходит, разве да украдет, и убиет и погубит » (Ин. 10, 10).
« Война есть
страшное и гибельное дело для того, кто принимает её без нужды, без правды, с
жадностью грабительства и порабощение, на нем лежит весь позор и проклятие неба
за кровь и за бедствие своих и чужих », -писал в своём обращении к верующим 26
июня 1941г. митрополит Ленинградский и Новгородский Алексей разделивший со
своей постовой все невзгоды и лишение более чем двухлетней блокады Ленинграда.
По призыву
Предстоятеля Русской Православно Церкви на оккупированных территориях помогали
партизаны.
В тылу вместе со
всеми они рыли окопы, строили оборонительные сооружения, выращивали хлеб,
изготавливали оружие для фронта.
Во всех
православных храмов возносились горячи молитвы о даровании победы измученному
войной Отечеству. Многие её представители –архиереи, духовенство, и миряне были
удостоены почетных правительственных наград.
Русская
Православная Церковь вместе со всем народом понесла в Великой Отечественной
войне огромные потери. Горьки опыт этой войны не только достояние истории. Старшее
и среднее поколения наших современников – непосредственные её участники и
свидетели. Три прошедших десятилетий её не осушили слез православных матерей,
сыновья которых не вернулись с войны, навсегда застыли скорбными гранитами
памятниками вдоль бесконечных русских дорог. Вот почему проблема войны и мира
для нас не абстрактна и не умозрительна, вот почему в послевоенное время защита
мира становится одной из главных задач общественного служение Русской Православной
Церкви.
Начиная с
сороковых годов, не было в мире ни одного события, на которое не откликнулась
бы Церковь, озабоченная судьбами человечества во всем мире.
Еще на Поместном
Соборе Русской Православной Церкви в феврале 1945 года его участники выступили
с обращением ко всем христианам, в котором с надеждой говорилось о будущем
человечества, когда оно навсегда откажется от решения своих вопросов
посредством меча.
Три года спустя, в
1948г., когда Русская Православная Церковь отмечала 500 – летие своей автокефалии,
участники торжеств –Предстоятели и представители многих Поместных Православных
Церквей и Армянской Апостольской Церкви по инициативе Предстоятеля Русской
Церкви, Святейшего Патриарха Алексея, принял Обращение, в котором призвали христиан
всего мира обессилить поджигателей новой мировой катастрофы. В трудное время
«холодной войны» православные христиане призвали всех христиан « стать бронёй
против всех покушений и действий, направленных к нарушению мира».
Однако реальная
угроза возникновение новой мировой войны продолжает существовать. Темные силы
готовы подвергнуть человечество новым испытаниям, обречь народы на еще более
тяжкие страдания. В этих условия традиционная проповедь мира с церковного
амвона, ограничена приделами храма, оказывается недостаточной. Новое время
вызвало к жизни новые формы и методы активного миротворческого служения Русской
Церкви.
Когда в конце 40-х
годов началось международное миротворческое движение и зародилась идея созвать
Первый Всемирный Конгресс сторонников мира, Святейший Патриарх Алексей от имени
Русской Православной Церкви горячо одобрил и поддержал инициативу Конгресса.
Архиерей,
духовенство и миряне Русской Православной Церкви разделяют миролюбивые
устремления Советского государства и активно поддерживают все инициативы
советского народа и правительства, направлены на укрепление мира и всеобщей
безопасности. Принятый Верховным Советом СССР в марте 1951 года закон о защите
мира, осуждающий как тяжкое уголовное преступление любую форму пропаганды
войны, получил единодушное одобрение архиереев, духовенство и мирян.
1952 год можно
считать началом нового периода в миротворческом служении Русской Православной
Церкви. С 9 по 12 мая в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске проходила Конференция
всех Церквей и религиозных объединений в СССР, посвященная проблемам защита
мира. Это был первый шаг и миротворческому сотрудничеству всех религий в нашей
стране. Опыт совместной работы оказался весьма удачным, и в 1969 году по инициативе
Святейшего Патриарха Алексея была созвана Вторая Конференция Церквей и
религиозных объединений в СССР в защиту мира проходившая также в Загорске и
давшая новый исключительно важный импульс межрелигиозному сотрудничеству.
Представители
Русской Православной Церкви в интересах мира активно сотрудничают со всеми
людьми добро воли. Они являются неизменными участниками Всесоюзных конференций
сторонников мира, начиная с первой, состоявшейся в Москве в августе 1949г.
Тогда же был учрежден Советский комитет защиты мира; в его работе деятельно
участвовал Святейший Патриарх Алексей, активным членами Комитета состоял
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Пимен, митрополит Крутицкий и
Коломенский Ювеналий и архиепископ Владимир. Представители Русской
Православной Церкви деятельно участвуют в работе его республиканских и
областных комитетов. Член Советского комитета за европейскую безопасность,
митрополит Ювеналий, много сил отлает делу укрепление мира и сотрудничества на
нашем континенте.
Одной из важных
форм миротворчества является активное участие приходов и учреждений Русской
Православной Церкви в деятельности Советского фонда мира, основная задача
которого – сбор денежных пожертвований для общественных организаций,
отстаивающих интересы мира между народами. Добровольные сборы среди верующих
Русской Православной Церкви, поступающих в Фонд, постоянно растут. Многие
представители духовенства и мирян в разных епархиях Русской Православной Церкви
– члены комитетов по содействию Советскому фонду мира, членам правления
которого является митрополит Таллиннский и Эстонский Алексей.
Представители
многих епархий Русской Церкви в последние годы удостоены почетных наград
Советского фонда мира.
В нашей стране
существует общество по культурным связям с соотечественниками, проживающими за
рубежом. В Совет этого общества входил митрополит Таллиннский и Эстонский
Алексей.
Многие видные
иерархи и клирики Русской Православной Церкви участвуют в работе Союза
советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, в Совет которого
входят Высокопреосвященный митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший
Экзарх Украины, и Высокопреосвященный митрополит Крутицкий и Коломенский
Ювеналий. Православные архиереи и клирики состоят членами многих Обществ дружбы
СССР с отдельными странами, входят в состав их Правлений.
Представители
Русской Православной Церкви участвовали в создании Всемирного Совета Мира
(1949-1950) и с тех пор являются активными его членами. Особую страницу в
миротворческом служении Русской Православно Церкви составляет участие ее
представителей в движении за разоружение и разрядку международной
напряженности. В работе Первой Ассамблеи общественных сил за безопасность и
сотрудничество в Европе, состоявшееся в июне 1972 года в Брюсселе, принимал
участия митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. На второй Ассамблее в
апрели 1975 года Московский Патриархат представлял митрополит Тульский и
Белевский Ювеналий. В работе Третьей Ассамблеи в сентябре 1979года митрополит
Ювеналий вновь принял активной участие.
Под Первым и
Вторым Стокгольмскими воззваниями (1950 и 1975), требовавшими запрещения
атомного оружия, стоят бесчисленные имена сторонников мира. Среди них – имена
архиереев и священнослужителей, мирян Русской Православной Церкви, иноков
православных монастырей.
Значительное
место в миротворческой деятельности Русской Православной Церкви занимает ее
сотрудничество с Поместными Православными и другими христианами Церквами и
религиозными объединениями. Русская Православная Церковь принимала не посредственные
участие в создании Христианской Мирной Конференции (ХМК). Международная
конференция представителей Христианских Церквей и богослов в Праге положила
начало созданию ХМК, ныне ставшим авторитетным международным миротворческим
движением. Русская Православная Церковь принимает самое активное участие в
повседневной деятельности ХМК. Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим
внес значительный вклад в развитие Христианской Мирной Конференции. Со времени I Всехристианского
Мирного Конгресса в Праге (1961) он был непременным членом Рабочего комитета
ХМК, с IV Всехристианского Мирного Конгресса (1971) –
президентом Христианской Мирной Конференции, а на V Всехристианском
Мирном Конгрессе в 1978 г. был избран почетным президентом.
Тщательно
подготовленный Христианской Мирной Конференцией и проведенный в июне 1978 г. в Праге V
Всехристианский Мирный Конгресс, на котором делегация Русской Православной
Церкви была возглавлена Святейшим Патриархом Пименом, завершил важный этап
истории Христианской Мирной Конференцией, выросло и укрепило свой международный
авторитет. Христианская Мирная Конференция была зарегистрирована Экономическим
и Социальным Советом ООН в качестве неправительственной организации.
Миротворческое
служение Русской Православной Церкви неразрывно связано с ее участием в
экуменическом движении, которое проявляется и в трудах по укреплению мира и
защите справедливости в отношениях между народами.
При участии
Московского Патриархата в 1959 г. была создана Конференция Европейских Церквей,
одной из важнейших задач которой также является содействие укреплению мира на
европейском континенте, народы которого испытали на себе трагические
последствия двух мировых войн. В рамках и этой организации представители
Русской Православной Церкви также умножают свои миротворческие труды.
Важное значение в
миротворческом служении Русской Православной Церкви имеет ее сотрудничество с
международным католическим миротворческим движением «Пакс Кристи
интернационалист», начавшееся в 1974 г.
Осуществляя
программы двусторонних экуменических собеседований, консультаций, диалогов с
другими исповеданиями, представители Русской Православной Церкви всегда
включает в них миротворческую проблематику.
Русская
Православная Церковь продолжает успешно развивать межрелигиозное
сотрудничество, направленное на защиту мира, которому были посвящены загорские
Конференции 1952 и 1969 гг.
В октябре 1973 г. по инициативе и приглашению Русской Церкви состоялась встреча последователей разных религий
мира, принимавших активное участие во Всемирном Конгрессе миролюбивых сил в
Москве. Эта встреча в Троице – Сергиевой Лавре прошла в духе общего согласия и
озабоченности за судьбы мира и еще раз подтвердила необходимость и
современность международного сотрудничества в деле защите мира. Тогда же была
отмечена целесообразность проведения Всемирной межрелигиозной миротворческой
конференции.
В сентябре 1975 г. в Загорске состоялась другая знаменательная встреча: Совещание Глав и представителей Церквей
и религиозных объединений нашей страны, созванное по инициативе Святейшего
Патриарха Пимена. На этом совещании религиозные деятели поддержали и одобрили
идею проведения в Светском Союзе Всемирной межрелигиозной конференции в защиту
мира. Большую часть забот по подготовке и проведению этого выдающегося
межрелигиозную форму последних лет взяла на себя Русская Православная Церковь.
Международный Подготовительный комитет и Всемирную конференцию «Религиозные
деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами»
возглавив Высокопреосвященный митрополит Тульский и Белевский Ювеналий.
Всемирная
конференция, состоявшаяся в Москве в июне 1977 г., вписал новую яркую страницу в летопись миротворческих деяний Русской Православной Церкви и
заняла достойное место в истории международного движения за мир. Более 650
представителей преобладающих религий мира из 107 стран засвидетельствовали свое
единство в стремлении «трудится совместно, сотрудничая со всеми людьми доброй
воли, чтобы установить на нашей земле мир без оружия, чтобы создать такое
общество, где прочный мир и справедливые отношения создают основу для условий
жизни, достойных человеческой личности». Подобного широкого межрелигиозного
форума, с такой глубиной и единодушием рассмотревшего вопросы мира, разоружения
и справедливых отношений между народами, история еще не знала. Он открыл перед верующими
новые возможности служения миру и, без сомнения, будет содействовать дальнейшей
консолидации миролюбивых сил.
1 августа 1975 г. в Хельсинки руководители тридцати пяти государств Европы и Северной Америки подписали
Заключительный акт Совещания по европейской безопасности и сотрудничеству.
Русская Православная Церковь, молившаяся об успехе этого Совещание, заявила,
что считает себя призванной деятельно участвовать в осуществлении его решений.
И сегодня с полным основанием можно сказать, что Церковь делает все от нее зависящее,
чтобы моральные обязательства, подписанные в Хельсинки, стали нормой жизни.
В настоящее время
усилия Русской Православной Церкви направлены на ослабление международной
напряженности в Европе и во всем мире. Представители Русской Православной
Церкви выступают за прекращение дальнейшего роста и совершенствования ядерного
и другого оружия массового уничтожения, за всеобщее и полное запрещение
испытаний ядерного оружия и запрещение ядерного оружия, за успех воинских
переговоров о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной
Европе, за поддержку решений специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по
разоружению.
На совещании Глав
и представителей Церквей и религиозных объединений Советского Союза,
проходившем по инициативе Святейшего Патриарха Пимена 14 декабря 1977 г. в Загорске, были решительно осуждены разработка и производство нового оружия массового
уничтожения –нейтральной бомбы, грозящей неисчислимыми бедствиями человечеству.
18 июня 1979 г. произошло событие, безусловно, продвинувшее дело разрядки. Председателем Президиума
Верховного Совета СССР Л. И. Брежневым и президентом США Дж. Картером был
подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений.
Святейший Патриарх Пимен и Святейший Синод в Заявлении от 22оюня 1979 г. от имени епископата, клира и мирян Русской Православной Церкви горячо приветствовали
заключение Договора. Они, в частности, заявили: «Этот договор – итог
многолетней и последовательности миролюбивой политики Правительство нашей
Родины и всего советского народа… Подписание этого договора должно побудить нас
к возрастанию наших миротворческих усилий, дабы возможно скорее он был
ратифицирован законодательными органами СССР и США и чтобы правительства двух
держав скорее приступили к переговорам о дальнейшем ограничении сокращении
стратегических наступательных вооружений».
Стремление Церквей
и христианских религиозных объединений в СССР и США добиться скорейшей
ратификации Договора ОСВ-2 побудило их представителей собраться на консультацию
в марте 1979 г. в Женеве. В результате совместных обсуждений было принято
заявление «Изберите жизнь», содержащее призыв к христианам двух великих держав
бороться за разоружение и приобретшее широкий общественный резонанс.
Русская
Православная Церковь умножает и развивает вековые традиции патриотического и
миротворческого служения. Признанием успехов миротворческой деятельности нашей
Церкви можно считать награждение Предстоятеля Русской Церкви Святейшего
Патриарха Пимена орденом Трудового Красного Знамени в сентябре 1977 г. и вручением ему золотой медали и юбилейной медали Всемирного Совета Мира были вручены
митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму, митрополиту Киевскому и Галицкому
Филарету, Патриаршему Экзарху Украины, митрополиту Таллиннскому и Эстонскому
Алексию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, А. С. Буевскому –
заместителю председателя Комиссии Церквей по международным делам Всемирного
Совета Церквей.
В 1979 г. за патриотическую деятельность в защиту мира митрополит Киевский и Галицкий Филарет,
Патриарший Экзарх Украины, и митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий были
награждены орденами Дружбы народов.
За патриотическую
деятельность в защиту мира и в связи с семидесятилетием в 1980 г. награжден орденом Дружбы народов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен .
Храм Иконы Божьей
Матери был создан в 1808 году. Храм строили сельчане, потому что в селе
Алтышево было много строителей. Храм строился на деньги сельчан. Храм построили
на горке, там было старое языческое кладбище.
Храм был освящен
в 1809 году. Первый священник был протоирей Михаил Иванович Сахаров он приехал
вместе с матушкой Марией. Они были в селе первые учителя. Годы жизни
неизвестны. Были похоронены около Алтаря вместе с женой в склепе выложенный из камня.
Благородны жители согласились похоронить их около Алтаря это было очень редко.
Перед Казанской,
в 1901 году священник предупреждал население: «Не положено работать, так как
это престольный праздник». Но как раз была сенокосная пора, и люди ушли на
покос. В селе на Казанскую остались только старики и маленькие детишки. Не кто
не знает, как произошел этот пожар. Во время пожара сгорело все село и в месте
с ним и церковь. Сохранились сведения о том, что после пожара уцелело только
семь домов. Их спас дед, имя которого неизвестно. Он взял Икону Неопалимой
Купины и успел обойти лишь семь домов. И через те дома, что он обошел, огонь
перелетел. По рассказам старых бабушек, пересохли многие пруды, остались только
овраги, в которых текли ручейки. В этих ручейках спасались во время пожара
маленькие детишки.
Сразу после пожара
люди стали собирать деньги на строительство храма. Пока храм строили, в это
время люди сделали …………… В 1901 году привезли с Алатыря колокол. В 1904 г. благочинный сразу освятил храм. В это время был священником Никулин А. А.. С 1904 года по1912
год проводились росписи храма и ремонт.
В Советское время
пытались закрыть храм и сделать там склад под зерно. Когда приезжали ломать
храм староста церкви Сульдин Тимофей Федорович оббегал все село. И на следующий
день женщины собрались возле храма и защищали его. Мужчинам было нельзя
собираться, потому что их сажали в тюрьмы и надолго. В 1930 году безбожникам
все таки удалось закрыть храм.
С 1947 года там
служили несколько священников. В 1957 году в Алтышево прислали священника
Кузнецова Андрея Ивановича, то есть отца Андрея. Он служил до 1960 года. В 1960
году пришел отец Доментий. Отец Доментий сидел в концлагерях за то, что он
придал свою жизнь церкви, к Господу Богу. В 1977 году приехал к
нам в село Алтышево отец Иоанн. Отец Иоанн хотел выяснить сколько стоит этот
храм, но доступ ко архивным документам был закрыт. Священников не допускали к
архивным базам.
В храм до 1989
года ходил молиться весь Алатырский район, приезжали с Мордовской республики, с
Ульяновской области, из Канаша. В нашем храме все службы совершались по старым
чинам. Когда люди приходили в храм, то говорили: «Что мы приходив в этот храм
как в рай».
В1990 году при
отце Иоанне по старинным чертежам, была построена колокольня. Сейчас в селе
очень мало прихожан. В 1903 г. по 1997 г. отец Иоанн преподавал в школе села Алтышево «Закон Божий». В 2006 году проводится капитальный ремонт.
Заключение.
О значении нашей
Святой Православной Церкви в отечественной истории хорошо сказал в не легкие 60
–е годы XX века Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий I: «Это есть та самая Церковь, которая на заре русской
государственности содействовала устроению гражданского порядка на Руси,
укрепляла христианским назиданием правовые основы семьи, утверждала гражданскую
правоспособность женщины, осуждала ростовщичеством и рабовладением, воспитала в
людях чувство ответственности и долга и своим законодательством нередко
восполняла проблемы государственного закона. Это – та самая Церковь, которая создала
замечательные памятники, обогатившие русскую культуру и доныне являющиеся
национальной гордостью нашего народа. Это – та самая Церковь, которая в период
раздробления Русской земли помогала объединению Руси в одно целое, отстаивая
значение Москвы как единственного церковного и гражданского средоточия Русской
земли. Это –та самая Церковь, которая в тяжкие времена татарского ига
умиротворяла ордынских ханов, ограждая русский народ от новых набегов и
разорений. Это она, наша Церковь, укрепляла тогда дух народа верой в грядущие
избавление, поддерживая в нем чувство национального достоинства и нравственной
бодрости. Это она служила опорой русскому государству в борьбе против иноземных
захватчиков в годы Смутного времени и в Отечественную войну 1812 года. И она же
оставалась вместе с народом во время последней мировой войны, всеми мерами
способствуя нашей победе и достижению мира. Словом, это – та самая Русская
Православная Церковь, которая на протяжении веков служила прежде всего
нравственному становлению нашего народа, а в прошлом – и его государственному
устройству.