Праздники господские: Рождество Христово
Праздники Господские: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Праздник Рождества Христова отмечают 25 декабря
(католики), 7 января (православные) христиане и относят его к числу главных,
самых важных праздников. На Руси его стали отмечать в X веке
практически одновременно с проникновением сюда христианства.
Естественно, что по времени он практически слился с
зимним древнеславянским праздником, святками, которые праздновались с конца
декабря и всю первую неделю января. Постепенно с утверждением Христианства на
Руси святочные дни обрели твердые даты. Они начинались 25 декабря (день
рождения Христа) и заканчивались в январе (день его крещения).
У древних славян святки были одним из главных
праздников. Начинались они с магического очищения от нечистой силы, скверны.
Для этого вымывалось жилище, окроплялся водой скот, люди мылись сами.
Накрывался богатый праздничный стол, уставленный всевозможными яствами,
украшениями из теста и колосьев.
Перед началом праздничной трапезы глава дома брал
горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг жилища. После этого он через окно
или дверь выбрасывал на улицу несколько ложек кутьи, угощая духов.
Конечно, в настоящее время от этих традиций
практически ничего не осталось. Но праздничный стол у нас всегда максимально
заставляется угощеньями.
Мы говорили, что на Руси праздник Рождения Христа стал
отмечаться практически одновременно с приходом Христианства, но еще очень долго
он находился как бы в тени святок, постепенно получив с ними равные права, а
затем и вытеснив их почти полностью.
В двух Евангелиях – от Марка и от Иоанна – о появлении
на свет Сына Божьего ничего не упоминается. А Матфей и Лука рассказывают об
этом событии, но по-разному.
В Евангелии от Луки говорится, что родители Христа,
Иосиф и Мария, жили в городе Назарете, там Марии явился архангел Гавриил, и
предсказал ей зачатие и рождение необыкновенного сына Иисуса.
Незадолго до наступления родов Иосифу и Марии
необходимо было направиться на Родину своих предков в город Вифлеем для
регистрации по случаю проводимой всеобщей переписи населения.
Не найдя места для ночлега, они решили переночевать за
городом в пещере, служившей загоном для скота. Здесь и родился Иисус Христос.
Его появление на свет было отмечено чудесным знамением. С неба ангелы сообщили
о рождении Сына Божия, находившимся неподалеку пастухам. В это же время в
воздухе прозвучал гимн "Слава в вышних Богу".
Совсем иначе эти события описываются в Евангелии от
Матфея. Здесь уже старый плотник Иосиф узнает, что его молодая жена –
девственница Мария – забеременела, он решает ее тайно отпустить, но во сне к
нему является ангел и объясняет, что Мария не виновна, она зачала от Духа
Святого, и родит Сына Божьего, которому предначертано стать спасителем мира.
Согласно Матфею, Иисус родился в городе Вифлееме, где
постоянно жили его родители. При его рождении в небе появилась чудесная звезда,
которую увидели волхвы, и пришли к новорожденному с дарами.
От волхвов об этом событии узнали население Иерусалима
и царь Ирод. Боясь, что Иисус станет претендовать на трон, Ирод приказал убить
в Вифлееме и окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет, что и было
сделано, – 14 тысяч младенцев были умерщвлены.
Христос же остался жив благодаря тому, что заранее
предупредил родителей о готовящейся расправе, и семье удалось бежать в Египет,
где они и поселились, после смерти Ирода они вернулись на Родину, но, опасаясь
преследований, поселились в городе Назарете.
Сами по себе различия в описаниях рождения и других
событий не могут служить основанием считать такое событие не имевшим место. Как
известно, о событии (особенно давнем) несколько людей не могут рассказать
совершенно одинаково. Кто-то считает важными одни детали, другой – другие.
Как мы уже говорили, сам праздник, посвященный
Рождеству Иисуса Христа, появился позднее других. Это естественно. Ведь
верующих гораздо больше интересовали подробности его смерти и воскресения. И
лишь со временем – с возрастанием интереса верующих ко всей Его земной жизни –
возникла необходимость рассказать о ней.
До середины четвертого века в январе отмечался один
христианский праздник – Богоявление. Но в 354 году впервые в Риме 25 декабря
Рождение Иисуса праздновалось уже самостоятельно.
Рождество – теперь один из самых торжественных и красивых
православных праздников. В церквях ему посвящается богослужение в течение 12
дней, начиная с 20 декабря и до Нового года. Первые пять дней считаются
предпразднством Рождества, конечно, в день самого праздника совершается
торжественное богослужение. Даже людей неверующих это красочное действо не
может оставить равнодушным. В богослужениях вспоминается о рождении Иисуса, Его
жизни и смерти, об истинно высоком назначении Его пребывания на земле.