Сравнение таинства крещения в исторической перспективе
ПРАВОСЛАВНЫЙ
СВЯТО–ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ
БОГОСЛОВСКО–ПАСТЫРСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
118
ГРУППА
ПРЕДМЕТ:
ВВЕДЕНИЕ
В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ
СОЧИНЕНИЕ
«СРАВНЕНИЕ
ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ»
АВТОР
КРАМАРЕНКО
Ю.Я.
МОСКВА
2001
План
сочинения
1.
Определение Таинства Крещения и видимой его
стороны
как предмета описания.
2.
Логика изменения чинопоследования Таинства
Крещения в
исторической перспективе.
2.1. ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТАИНСТВА
КРЕЩЕНИЯ.
2.2. МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ
ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.
2.3. ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ
ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.
2.3.
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ
ПЕРСПЕКТИВЕ.
3.
об истории развития
таинства миропомазания.
4.
Выводы.
Список литературы.
1.
Определение
Таинства Крещения и видимой его стороны как предмета описания.
В
Православно–догматическом Богословии есть различные определения понятия
«Таинство» [2, 6 – 9]. Разница в них
заключается не в различии подходов авторов к определению сущностной
характеристики понятия «Таинство» – оно для Церкви едино и неизменно, а только
в стиле подачи информации. Все они, определения, могут быть сведены к
следующему: «Таинство есть священное действие, которое под видимым образом
сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом
нашим, через которого всякий верующий получает Божественную благодать» [7, с. 313].
По Промыслу
Божьему установлено семь Таинств, круг которых благодатным образом охватывает
все потребное для человека, его жизни.
Первым из семи
Таинств Церкви является Таинство Крещения – не принявший Крещения не может
получать Божественную благодать, даваемую в остальных Таинствах. В Крещении
человек – грешник, родившийся с наследственною от прародителей порчею, вновь
рождается водою и Духом (Иоан. 3, 5), таинственно рождается в жизнь духовную.
Как и в любом
другом Таинстве Церкви, так и в Таинстве Крещения есть видимая и невидимая
составляющие. Последняя является неизменной, со временем не меняется.
Невидимая
составляющая Таинства Крещения – это действие невидимого Святого Духа, который
таинственным образом (непонятным даже для ангелов, не говоря уже о людях),
восстанавливает Божественную чистоту человека, освобождая его от первородного
греха и грехов его жизни – делая в момент крещения человека святым, могущим войти
в Царствие Небесное как истинно чистое первое дитя Божие. Так, архиепископ
Дорофей указывает: «Крещение для христиан служит как бы дверью
для уверовавшего во Христа, вводящей в дом Отца Небесного – его святую Церковь»
[2, с. 66].
Видимая
составляющая Таинства Крещения – это внешняя оболочка Таинства, его обрядовая
сторона – троекратное погружение оглашенного верою грешника в воду с
произнесением слов «во имя Отца и Сына, и Святого Духа»,
завещенных нам Господом Иисусом Христом (Мтф. 28, 19). Епископ Кассиан
(Безобразов) указывает, что сама «вода живая есть символ Святого Духа» [4, с. 209].
Архиепископ
Николай (Кавасила) приводит чудный по своей сути пример значения Таинства
Крещения для человека: «Так блаженный Порфирий, бывший в те времена, когда закон
Христов овладел всею вселенною и голос проповедников услышали все люди, трофеи
же мученических подвигов воздвигнуты были повсюду, яснее слова свидетельствуя
об истинном Божестве Христа, и тысячекратно слышав учение, и бывши самовидцем
таковых подвижников и чудес, оставался в заблуждении и ложь почитал вместо
истины. Когда же крестился, и притом для шутки в игре, не только вдруг
соделался Христианином, но совершился в лике мучеников. Ибо он был комедиантом,
и занимаясь сим делом дерзнул и на сию смелость, дабы возбудить смех, и
представил на зрелище крещение, и крестил самого себя, сойдя на театре в воду и
провозгласив Троицу. Одни смеялись, коим казалось сие театральным
представлением, а для него происшедшее было не смех и не тень, но истинное
рождение и воссоздание и то самое, что составляет таинство. Ибо вместо
комедианта вышел имея душу мученическую, тело мужественное, как бы привыкшее к
любомудрию и подвигам, язык, извлекший у тирана вместо смеха гнев. И так
возревновал он, проведший жизнь в игре, и так возжелал Христа, что претерпев
многие мучения умер с радостью, даже и языком не изменив любви» [3, с. 51].
Чинопоследование
Таинства Крещения символизирует духовное рождение человека. Однако язык
символов – язык общения с Богом, сегодня, к большому сожалению, зачастую не
понятен простому мирянину. О важности изучения видимых сторон Таинств Церкви и
знания их особенностей православным людом проникновенно говорит протоирей
Александр Шмеман: «Понять богослужение изнутри, открыть и испытать то явление Бога,
мира и жизни, которое содержит в себе и сообщает богослужение, соотнести это
видение и это величие с нашим собственным опытом, со всеми нашими проблемами –
вот цель литургического богословия. И Крещение дает всему этому истинное
начало, основание, ключ. Вся жизнь Церкви коренится в той Новой Жизни, которая
воссияла из гроба в первый день нового творения. Это та самая новая жизнь,
которая дается нам в Крещении и исполняется в Церкви» [14,
с. 13].
Именно сравнение
внешней, видимой стороны Таинства Крещения – чинопоследования в его
исторической перспективе является предметом нашего описания.
2.
Логика
изменения чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе.
2.1. ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТАИНСТВА
КРЕЩЕНИЯ.
Таинство
Крещения, как и любое другое Таинство Церкви, слагается из различных элементов.
Эти слагаемые, в исторической перспективе, появляются в чине постепенно, по
мере необходимости.
Иисус Христос,
Господь наш, установил только основную форму чина Крещения (Мтф. 28, 19; Иоан.
3, 5).
Священное Писание
умалчивает о том, давал ли Господь Иисус Христос подробные наставления
апостолам о частностях совершения ими Таинства Крещения. В своем
фундаментальном исследовании «История чинопоследования Крещения и
Миропомазания» А. Алмазов говорит о том, что Иисус Христос «как бы дает право
апостолам, а равно и их преемникам, восполнить данное Им подробностями, какие
будут требоваться, – по требованиям места и времени» [1, с. 645].
Чтобы понять
логику развития чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе
необходимо, как минимум, определить развитие этого чина:
§
по месту совершения;
§
во времени;
§
по наполняемости новыми элементам (по
содержательной стороне).
При этом в
последнем случае, задача делится на две сослагаемые:
§
историческое развитие внешнее – историческое
насыщение чина Крещения новыми элементами;
§
историческое развитие внутреннее – история движения
по упорядочиванию и устойчивости самих этих элементов.
2.2. МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.
В апостольский
век специального места для Крещения, как правило, не выбирали и совершали
Таинство Крещения в любом месте, при любом удобном случае, лишь бы был главный
элемент ритуальной стороны – вода. Так, дьякон Филипп крестил евнуха в первом
попавшемся источнике (Деян. VIII, 36).
А. Алмазов
указывает: «Климент Римский также представляет ап. Петра проповедующим людям,
что грехи их могут быть омыты водою, безразлично – из источника или ручья, или
даже моря, ежели они крестятся во имя Святой Троицы» [1, с. 501].
Первые упоминания
о специально выделенных местах для Крещения появляться во II веке. Так, по
древнему преданию, «Папа Пий I (168 – 175 г.г.) освятил по просьбе св. Пракседы
церковь в термах Новаты, и здесь же внутри устроил крещальный источник, в
котором многих крестил» [1, с. 503]. При этом автор не указывает причин,
по которым был построен специальный «крещальный источник».
Видимо,
основанием для появления первых крещален могли явиться следующие
обстоятельства:
§
необходимость
решения этического вопроса при одновременном массовом Крещении мужчин и женщин;
§
начало
времени гонений на христиан – насущная необходимость в уединенном месте для
Крещения.
Начиная с
IV века, с момента открытого строительства церквей, крещальни строят вблизи
храмом, чаще всего – против главного входа. Как отмечает А.
Алмазов: «этим как бы давалось понять – Крещение есть дверь, вводящая в церковь
Божию – мысль, которую древние отцы и учителя Церкви развивали очень часто» [1, с. 505]. Подробное описание устройства
крещальни можно найти у него же [1, с. 507 – 512].
Крещальни как отдельные здания
активно строятся и V веке. Однако с VI века их строительство постепенно
прекращается. Объективным основанием для этого процесса послужило:
§
большинство
взрослого населения окрестилось к V – VI векам;
§
введение в
повсеместную церковную практику крещения новорожденных, для которых не было
необходимости в строительстве обширных крещальных зданий.
Начиная с VII
века крещальные купели переносятся во внутрь храмов, а начиная с VIII века
баптистерии дозволено иметь не только в соборных храмах, но и в деревенских
приходских церквах.
Патриарх
константинопольский Алексий своим соборным определением 1029 года указывает,
что исключительным местом Крещения признается храм [1, с. 517].
Поскольку
крещальни имели башнеобразный вид Красносельцев выдвигает интересную гипотезу о
том, что они послужили первообразом для колоколен, т.к. крещальни как особые
здания стали выходить из употребления тогда, когда начали строить колокольни [5, с. 337].
На наш взгляд эта
гипотеза достаточно романтична, но с хронологической точки зрения – имеет
некоторое несоответствие. Так, во втором томе Полного Православного
Богословского Энциклопедического Словаря указывается, что официально колокола
разрешено было иметь при храмах только с середины XII века, а колокольни как
помещения при церквах существовали начиная с XIV века [9, с.1410].
На Руси
место для Крещения естественным образом находится в помещение самого храма.
Так, по замечанию одного иностранца побывавшего на Руси в XV веке «купель для
Крещения ставится в церкви» [1, с. 520].
Таким образом:
§
I век –
первая половина II века, нет специальных мест для Крещения;
§
вторая
половина II века – III век, строятся крещальни в укромных местах (в местах для
богослужения);
§
IV век –
VI века, крещальни строят открыто и больших размеров против главных входов в
храмы;
§
VII век –
по настоящее время, купели (места для Крещения детей) и баптестерии (места для
Крещения взрослых) размещают в помещении самого храма.
2.3. ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.
Согласно
Священному Писанию и Церковному Преданию, Иисус Христос не дал апостолам
никакой заповеди о времени и месте Крещения.
В I – II веках
время Крещения строго не устанавливалось. Так, Тертуллиан, говоря о времени
совершения Таинства Крещения, указывает: «Всякий день – Господень есть; всякий
час, всякое время удобно для Крещения: правда есть разница относительно
торжественности, но благодать одна и та же» [11; 1, с. 524].
Введение во II веке в церковную
практику определенного времени для совершения Таинства Крещения объективно
диктовалось следующими обстоятельствами:
1.
С началом
гонения на христиан увеличилось число вероотступников (люди по слабости своей
не выдерживали пыток), а как известно – кто отречется перед людьми от Господа,
тот не войдет в Царствие Небесное (Мф. 10, 32, 33; Лук. 12, 8, 9). По любви Господа к
своему созданию – человеку и благодати Промысла Божьего, предстоятели церквей
откладывали Крещение к определенным датам, давая тем самым обращавшимся
необходимое время как для научения основам веры, так и, самое главное, для
испытания самих себя в истинности своей веры в Господа нашего Иисуса Христа.
2.
Желание
крещаемых сделать этот день более торжественным, следовательно, по возможности
отнести его ко дню христианского праздника.
О конкретных
торжественных днях, когда совершается Крещение указывает Тертуллиан:
«Торжественный день Крещения представляет Пасха; ибо в этот день и страдания
Господа, в которые мы крестимся, исполнились … Потом Пятидесятица есть весьма
продолжительное время Крещения» [11; 1, с. 525].
После прекращения
гонений на христиан, начиная с IV века крещальная практика тяготеет к совершению
Таинства Крещения в строго определенные дни. Так, Василий Великий указывает:
«Какое время более прилично для Крещения, как не день Пасхи. Ибо в этот день
есть некоторое воспоминание Воскресения; Крещение же есть некоторый образ
Воскресения. И так, благодать Воскресения мы получаем в Воскресение» [1, с. 527].
В Апостольских
Постановлениях указывается на совершение Таинства Крещения в Великую Субботу [1, с. 528].
В практике
Западной Церкви обычай Крещения был более употребим в Пятидесятицу.
Ко дням совершения Таинства Крещения
также относились [1, с. 528 – 530]:
§
день
Рождества Христова (Галльская Церковь);
§
день
Рождества Иоанна Крестителя (Галльская Церковь);
§
день
храмового праздника (Иерусалимская Церковь);
§
апостольские
праздники (Галльская и Испанская Церковь);
§
дни
посвященные памяти мучеников (Галльская и Испанская Церковь).
Начиная с VII – VIII веков время
Крещения в Восточной Церкви становится все менее и менее привязанным ко времени
совершения церковных праздников, а начиная с IX века
принято Крестить, когда бы ни случилось.
Одним из оснований для этого
послужило 124-е правило Карфагенского Собора (419 г.), подтвержденное
правилом 84-м VI Вселенского Собора, Константинопольского (680 г.),
которое гласит: «Последуя каноническим постановлениям отцов, определяем и о
младенцах: каждый раз, когда не обретаются достойные свидетели, несомненно
утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дать
потребный ответ о преподанном им Таинстве, должно без всякого недоумения
крестить их: да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею».
В Западной Церкви Крещение перестали
совершать в строго определенные дни только начиная с XII
века.
В практике Крещения в древней русской
церкви имели место элементы древней церковной традиции – совершали Таинство
Крещения в определенные дни. Так, в правилах митрополита Георгия указывалось:
«в пост ни человек, ни детина не крестится, ни страстная неделя, но в вербную и
в субботу Лазареву и в великую субботу … аще ли болен, да крестите» [1, с. 537]. Затем в истории русской церкви
наступает период безразличного отношения ко времени совершения Таинства
Крещения – его совершают по мере необходимости – для младенцев, но все же, по
возможности, в торжественные дни – для взрослых. Так, признанный авторитет в
области истории чинопоследования Таинства Крещения А. Алмазов пишет во второй
половине XIX века: «В настоящее время при Крещении
взрослых, как было впрочем и всегда, принято наблюдать, чтобы оно по
возможности для большей торжественности совершалось в какой–либо праздничный
день» [1, с. 538].
2.4. РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В
ИСТОРИЧЕСКОЙ
ПЕРСПЕКТИВЕ.
Св. Иустин, как
отмечает архиепископ Филарет (Гумилевский), занимает первое место после мужей
Апостольских, являясь учителем Церкви с ревностью и духом Апостольским [12, с. 62]. Именно по этому нам важно его
свидетельство о чинопоследовании Крещения, приведенное Митрополитом Московским
и Коломенским Макарием: «Кто убедится и поверит, что учение наше и слова
истинны, и кто обещается, что может жить таким образом, тех учат, чтобы они с
молитвою и постом просили Бога об отпущении прежних грехов, и мы с ними молимся
и постимся; потом проводятся они нами туда, где есть вода, и возрождаются тем
же образом, каким сами мы возродились, т.е. омываются они тогда водою во имя
Отца всех и Владыки Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого» [7, с. 323]. Митрополит Московский и Коломенский
Макарий наряду с этим приводит и другие аналогичные свидетельства пастырей и
учителей Церкви о совершении Таинства Крещения в первые века.
В I – II в.в. в
чинопоследование Таинства Крещения входило:
§
оглашение (наставление в истинах веры);
§
покаяние с отречением от прежних грехов;
§
открытое исповедание веры во Христа;
§
само духовное рождение при погружении в воду
Крещения с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»;
§
молитва самого крещаемого.
Однако с позиции
упорядочения его составных элементов в I – II в.в., как указывает А. Алмазов [1], до единообразия в крещальном чине еще было
далеко.
Начиная со
второй половины II века и, главным образом, в III веке внешнее развитие чина Крещения становится заметным [1; 8; 11] – появляются нововедения:
§
введение в крещальный чин заклинательных молитв;
§
после Крещения облачение новокрещенного в белые
одежды, надевание венца, торжественное введение его в собрание верующих,
соединенным с произнесением за него молитв.
Согласно
свидетельству «Апостольских Постановлений» (IV век) и
частным свидетельствам, особенно в творении Тертуллиана [11], в приготовительной части Крещения существенное место занимают
заклинательные молитвы; совершительная часть Крещения начинается отречением от
сатаны, за которым следует сочетание Христу, помазание елеем, крещение воды.
Само Крещение осуществляется троекратным погружением крещаемого в воду с
произнесением крещающим слов «во имя Отца и Сына, и святого Духа». После
принятия Крещения новопросвященный произносит молитву Господню – «Отче наш» и
другую, в которой испрашивает себе покровительство Божие. В след за этим актом,
по всей вероятности, следовало участие новопросвященного в Литургии.
Начиная с III века крещальный чин в различных Церквах представляет собой чин более
или менее одного порядка, причем главные элементы чинопоследования Таинства
Крещения располагаются более или менее в одной и той же последовательности, а
элементы второстепенные – довольно целесообразно группируются вокруг первых.
Таким образом, к
концу III века в крещальный чин входят почти все
современные обряды, только в более в простой форме.
А. Алмазов [1] указывает, что условия усложнения чина Крещения
в III веке были довольно сложными, они состояли как во
внешнем положении Церкви, так и во внутреннем ее состоянии:
§
развитие христианского сознания (внесение в чин
таких действий как освящение воды, заклинание елея и заклинательных молитв
вообще);
§
направление действующих сил Церкви этого периода –
свет христианского учения уже проник всюду и наступало время обратить силы на
деятельность внутри Церкви и, прежде всего, на устройство и развитие
богослужебно – ритуальной стороны христианства.
Однако главным условием было
отношение между язычеством и Церковью. Множество гонений, казней опустошали
ряды членов Церкви. Церковь в тяжелые дни своего существования подкрепляла
своих членов молитвами, в нашем случае – оглашенных, как также нуждавшихся в
подкреплении молитвою допускала к участию в общих молитвах верных в
общественном богослужении христиан, т.к. общественные моления скорее достигают
своей цели. С другой стороны, усложнение приготовительной части чина Крещения
было следствием желания Церкви оградить свои ряды от предателей. Само оглашение
могло длиться несколько лет, в истории известны отдельные случаи, когда оно
длилось 7 лет [1] .
На наш взгляд, удлинение и усложнение
чина Крещения во времена массовых гонений на христиан было заботой Господа
нашего Иисуса Христа о духовно – нравственном возрождении человека, Его любовью
к человеку, ибо: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедует Меня пред
человеками, и Сын Человеческий исповедует пред Ангелами Божиими» (Лук. 12, 8). Сломавшийся
же под пытками язычников – вероотступник, его ждал только один путь – в Ад,
ибо сказано Спасителем: «А кто отвергнется от Меня пред человеками, тот
отвержен будет пред ангелами Божиими» (Лук. 12, 9). По промыслу Божьему
удлинялась подготовительная часть крещального чина – дабы оглашенный,
укрепляясь в вере, в полной мере смог впитать в себя всю любовь к Господу, стал
истинным христианином, готовым с искренней радостью исполнить последнюю
заповедь блаженства, данную нам Господом: «Блаженны вы, когда будут поносить
вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мтф. 5, 11).
IV – V веках устанавливаются более
или менее прочные формы совершения чина Крещения, продолжается наполнение
крещального чина новыми элементами, но акцент постепенно смещаться от
привнесения новых элементов, к большему усложнению уже имеющихся. Причиной
этому также послужило отношение христианской Церкви к язычеству [1]. В IV веке язычество
предприняло последнюю попытку поколебать веру христианскую через торжественность,
богатство и пышность своих обрядов, которыми само христианство того времени
было бедно. Как ответ на это в IV – V веках чин Крещения
представляет собою в высшей степени торжественный и вместе с тем весьма
обширный и многосложный акт. А. Алмазов приводит замечательное высказывание
Рубцова, одного из исследователей Таинства Крещения, объясняющее такое
чинопоследование следующим образом: «чтобы выразить все величие Таинства
Крещения, приблизить его к пониманию человека и яснее представить ему те блага,
какие сообщаются через Крещение, пастыри Церкви, как приемники апостольского
служения, облекли его в благолепную одежду обрядов, знаменующих возрождение
внутреннего человека» [1, с. 648].
На наш взгляд, такое торжественное
совершение Таинства Крещения в IV – V века, когда вся
община с радостью принимала в свои ряды нового члена в Светлый день Пасхи
Христовой, который в день Крещения получал также дары Духа Святого в Таинстве
Евхаристии – является для нас, грешных, как бы огнем маяка, зажженным для нас
милостию Господа нашего Иисуса Христа и показывающим, к чему должна стремиться
христианская община при принятии в свои ряды новообращенных.
С падением язычества, в V веке, устранилось одно из важных побуждений к развитию великолепия
обстановки в чинопоследовании Крещения. Вместе с тем остановилось и само
развитие литургической стороны Крещения. Именно в этот период, в IV – V века, главным образом завершается упорядочение составных элементов
крещального чина.
Начиная VI с
века постепенно начинается суживание внешнего объема чина Крещения (он
рассчитался на взрослого человека). Основанием для этого послужило повсеместное
вхождение в практику крещения младенцев [1]. Так, чин принятия в оглашенные нередко годами отделялся от самого
оглашения как обрядового акта, но с началом массового Крещения младенцев эти
акты сплотились в один, почти неразрывный акт, практически совершавшийся в один
день.
Несмотря на постепенное сужение чина
Крещения, он, хотя и крайне медленно, но продолжал пополняться новыми
элементами. Так, примерно в XVI веке в связи с тем, что
Божественная Литургия стала совершаться от Крещения отдельно (без привязки ко
времени совершения Таинства Крещения) Церковь нашлась вынужденной привнести в
крещальный чин чтение апостола и Евангелия.
И так, исходя из сказанного:
1.
Полного развития своей внешней стороны чин Крещения
достигает в IV – V веках.
Главными внешними факторами его развития явились:
§
противодействие в системе «христианство –
язычество»;
§
результаты процесса развития теоретической
христианской мысли.
2.
С VI века чин Крещения
сужается и делается проще.
Главный фактор – введение во всеобщую церковную практику Крещения
младенцев.
3.
Внутреннее развитие чина Крещения совершилось
позднее внешнего – окончательное внутреннее развитие в VI веке,
но отсутствие полного единообразия до XVII века (надо
помнить, что до XVI века Богослужебные книги были
рукописными и в них, по различным причинам, писцами вносились изменения).
4.
Чин Крещения первых веков сходен с Крещением
настоящего времени не только в существенных, главных аспектах, но и в
незначительных частностях.
3.
ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТАИНСТВА МИРОПОМАЗАНИЯ.
Митрополит Макарий отмечает: «Главное
невидимое действие Таинства Миропомазания состоит в том, что оно сообщает
верующим Святого Духа. В Крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся
силою Святого Духа, но не удостоиваемся еще принять Его в себя и соделаться его
храмами: через Миропомазание преподается нам Дух Святой со всеми его
благодатными дарами, необходимыми для жизни духовной» [7
,с. 358].
История внешнего развития чина
Миропомазания гораздо проще, чем Крещения. Окончательное развитие
чинопоследования Таинство Миропомазания получило в первые III века благодаря своему незначительному объему и занятию менее видного
места, чем Таинство Крещения.
Современное чинопоследование Таинства
Миропомазания в целом имеет те же элементы, которые были и во времена
первенствующей Церкви.
Справедливости ради, надо указать,
что некоторые прибавления все же имели место – это:
§
акт омовения частей тела, помазанных святым Миром;
§
чтение апостола и Евангелия.
С позиции внутреннего развития – все
аналогично развитию чинопоследования Таинства Крещения.
4.
ВЫВОДЫ.
Наиболее полные и подробные выводы о
развитии чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе можно
найти у А. Алмазова [1, с. 683].
Здесь мы приведем только те, которым
наиболее полно соответствует содержание нашего описания (естественно, что наши
выводы были бы гораздо более скромными):
1.
Вводя в чинопоследование новые действия, Церковь
руководствовалась не подражанием кому – либо, а исключительно потребностью
верующих и целесообразностью таких действий при чине Крещения, и потому в
последний были внесены только действия вполне уместные здесь по своему
внутреннему смыслу и значению.
Внешними факторами в деле введения новых действий были, с одной стороны
– противодействие язычеству, как угнетающей силе и как пышному культу, а с
другой – развитие до известной степени теоретической стороны христианского
учения.
2.
Полное всестороннее обозрение исторической судьбы
крещального чина дает право пометить в нем следующие периоды:
§
I – II века, период простоты и несложности
крещального чина, полнейшей свободы в совершении его второстепенных актов;
§
III – V века, так называемый период торжественного
крещального чина, во время которого развился и существовал институт оглашенных,
Крещение совершалось в большинстве случаев в присутствии епископа и в
торжественные дни, в этот чин быстро вводились один за другим новые
торжественные обряды;
§
VI – X века, период постепенного упрощения
крещального чина, что случилось благодаря вошедшему во всеобщую практику обычая
Крещения младенцев;
§
XI – XVI века, период постепенного развития все
большего и большего разнообразия списков крещального чина, в отношении к
порядку и форме изложения его частностей;
3.
Современный порядок и формы совершения составных
действий крещального чина в общих чертах установились еще к VI веку.
Внешними факторами в этом случае были, с одной стороны –
противодействие еретикам, а с другой – естественное стремление Церкви к
единству как в теоретическом учении, так и в богослужебной практике.
Проведенное нами описание логики
развития чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе
позволяет также сделать два, на наш взгляд, важных суждения о Промысле Божием в
деле спасения рода человеческого:
1.
Удлинение и усложнение чина Крещения во времена
массовых гонений на христиан было заботой Господа нашего Иисуса Христа о
духовно – нравственном возрождении человека, Его любовью к человеку, ибо:
«Сказываю же вам: всякого, кто исповедует Меня пред человеками, и Сын
Человеческий исповедует пред Ангелами Божиими» (Лук. 12, 8). Сломавшийся же под
пытками язычников – вероотступник, его ждал только один путь – в Ад, ибо
сказано Спасителем: «А кто отвергнется от Меня пред человеками, тот отвержен
будет пред ангелами Божиими» (Лук. 12, 9). По промыслу Божьему удлинялась
подготовительная часть крещального чина – дабы оглашенный, укрепляясь в вере, в
полной мере смог впитать в себя всю любовь к Господу, стал истинным
христианином, готовым с искренней радостью исполнить последнюю заповедь
блаженства, данную нам Господом: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать
и всячески неправедно злословить за Меня» (Мтф. 5, 11).
2.
Торжественное совершение Таинства Крещения в IV
– V века, когда вся община с радостью принимала в свои ряды
нового члена в Светлый день Пасхи Христовой, который в день Крещения получал
также дары Духа Святого в Таинстве Евхаристии – является для нас, грешных, как
бы огнем маяка, зажженным для нас милостию Господа нашего Иисуса Христа и
показывающим, к чему должна стремиться христианская община при принятии в свои
ряды новообращенных.
Список литературы
1.
Алмазов
А. История чинопоследования Крещения и Миропомазания. Казань, 1885.
2.
Дорофей,
архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии. Путеводитель по
Библии: руководство для священнослужителей. Москва, св. Кирилл и Мефодий, 2001.
3.
Николай
(Кавасила), архиепископ. Семь слов о жизни по Христе.
4.
Кассиан
(Безобразов), епископ. Водою и кровию и Духом. Париж, 2001.
5. Красносельцев. Очерки из
истории христианского храма. Казань, 1881.
6.
Левшенко
Б., иерей. Догматическое Богословие. Курс лекций. Москва, Изд-во ПСТБИ, 1996.
7.
Макарий,
митрополит Московский и Коломенский. Православно-Догматическое Богословие. Том
II. Репринт. Москва, Паломник, 1999.
8.
Нефедов
Г., протоирей. Таинства и обряды Православной Церкви: учебное пособие по
Литургике. Москва, Паломник, 1995.
9.
Полный
Православный Богословский Энциклопедический Словарь. Том II. Репринт. Москва, 1992.
10. Смирнов Е. И. История Христианской
Церкви: курс III и IV классов духовных семинарий.
Репринт. СТСЛ, 1997.
11. Тертуллиан. О крещении. Сайт:
Библиотека христианина, http://clib.ru
12. Филарет (Гумилевский),
архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви. Том I. Репринт. СТСЛ, 1996.
13. Шмеман А., протопресвитер.
Исторический путь православия. Сайт: Библиотека христианской литературы, http://coramdeo.ru
14. Шмеман А., протоирей. Водою и
Духом, о таинстве крещения. Москва, Паломник, 2001.