Медресе Башкортостана
МЕДРЕСЕМЕДРЕСЕ, мусульманское учебное заведение.
Первые медресе возникли в 10 в. в Хорасане и Мавераннахре для подготовки
служителей исламских институтов. Традиционная учебная программа медресе
включала мусульманское право (фикх), догматику (калям), коранические
дисциплины, хадисоведение, арабский язык, логику (мантык); дополнительно могли
изучаться арифметика, медицина, астрономия, риторика. Медресе обычно
действовали при мечетях.
Обучение, как правило, было бесплатным и доступным
для желающих. Первые упоминания о постоянно действующих медресе на территории
Башкортостана относятся к 17 в. По содержанию они копировали средне-азиатские,
по форме несколько отличались. Располагались вне городов, были небольшими по
размеру, размещались в деревнях, домах; встречались и кочующие медресе, не
имевшие постоянных источников дохода, а также государственной поддержки. Они
были неустойчивы, смерть мударриса, заведующего, главного преподавателя или
богатого покровителя, пожар или неурожай могли привести к их закрытию. Поэтому
из числа возникших в 17-18 вв. медресе процветающих в кон. 19 в. было немного.
Среди них Стерлибашевское, Каргалинское, Куганакбашевское, Балыклыкулевское,
Стерлитамакское. В нач. 20 в. в Уфимской губернии насчитывалось около 40
медресе. Удаленность от исламских центров, давление царского правительства,
общий упадок мусульманской культуры постепенно привели местные медресе к
застою. Им были присущи схоластика, оторванность от жизни. На рубеже 19-20 вв.
в крае развернулось движение за их обновление - джадидизм. В городах возникли
реформирмистские джадидистские медресе: "Хусаиния" (Оренбург),
"Гусмания" и "Галия" (Уфа), "Расулия" и
"Мухаммадия" (Троицк), в которых наряду с классическими религиозными
дисциплинами изучались и светские предметы.
ДЖАДИДИЗМ, реформаторское движение в области
школьного образования,
возникшее во 2-й половине 19 в. среди тюркских
народов России. Начало движения связано с введением в мектебах и медресе
звукового метода обучения грамоте взамен буквослагательного, так называемого
"усул-и джадид", т.е. новый метод. Движение стали называть джадидизм
в противовес кадимизму ("кадим" - "старый"). К 80-м гг. 19
в. джадидизм оформился в мощное общественно-политическое движение. Джадидисты
критиковали религию, фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ
национальными светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за
издание газет на родном языке, за открытие культурно-просветительных
учреждений, что способствовало сплочению демократичности сил общества. В Уфимской
губернии новый метод обучения впервые был введен в медресе "Гусмания"
(нач. 90-х гг.), в Оренбургской губернии - в медресе "Хусаиния". К
началу 20 в. звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих мектебах и
медресе Башкирии. В старометодных школах ученики обучались грамоте за 3-5 лет,
в джадидистских - за год. Преподавание перешло с арабского языка и тюрки на
татарский язык, который обрел также статус учебного предмета; существенно
расширилось изучение и других светских дисциплин. Был установлен твердый
учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. В
1897 в Оренбурге открылась первая в крае новометодная женская школа. Первые
башкирские и татарские преподаватели, последователи джадидизма, были
выпускниками реформированных медресе Каира и Стамбула, педагогических курсов в
гг. Бахчисарай и Касимов. Со 2-й пол. 90-х гг. профессиональных учителей стали
готовить медресе "Расулия", "Гусмания",
"Хусаиния" и другие. Идеологами джадидизма были просветители
(М.Акмулла, М.Уметбаев, Р.Фахретдинов, З.Расулев, крымско-татарский
общественный деятель (И.Гаспринский), прогрессивные представители национальной
буржуазии (братья Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка,
С.Назиров и Г.Хакимов из Уфы) и духовенства мусульманского (З.Камалетдинов,
К.Закир).
МЕДРЕСЕ ГАЛИЯ открыто в октябре 1906 при второй
соборной мечети в
г.Уфе (имам З.Галикеев). Основатель и бессменный
директор медресе "Галия" З.Камалетдинов. В 1907 на средства купца
С.Назырова, дворянки С.Янтуриной и других, было построено трехэтажное здание по
ул. Уфимской (ныне Чернышевского, 5). Бывшее здание медресе "Галия"
(Уфа).
Обучение в медресе было 6-летним; принимали с 15 до
45 лет на основе экзаменов по окончании начальной школы. Особое место в учебной
программе занимали история и философия ислама, толкование Корана, жизнь пророка
Мухаммада, а также языки: арабский, турецкий, русский, тюрки. Преподавание этих
предметов было поставлено на уровень высших учебных заведений. Кроме
традиционных предметов изучались психология, педагогика, дидактика, литература,
чистописание. Преподавали З.Кадыри, Т.Бадиги, С.Зиганшин, Л.Биксурин,
Г.Терегулов, Х.Зайни, Х.Фазылов, И.Абдишев и др. Многие из них получили
образование в Египте, Сирии, Турции и других странах. В 1915 по просьбе демократически
настроенной уччащейся молодежи в медресе начал преподавать татарский язык и
литературу Г.Ибрагимов, историю тюркских народов - А.-З.Валидов, историю и
теорию педагогики - Ф.А.Давлеткильдеева (в медресе "Галия" первый
педагог-женщина). В нем обучались башкиры, татары, казахи и др. Медресе
окончили М.Гафури, Ш.Бабич, Х.Туфан, С.Кудаш, К.Хакимов, К.Идельгужин, деятель
народного образования Казахстана Н.Манаев, С.Габяши и др. В 1919 медресе
"Галия" преобразовано в современную мужскую школу 2-й ступени для
башкир и татар.
МЕДРЕСЕ "ГУСМАНИЯ" основано в 1887 (по
некоторым данным в 1885) в Уфе при Первой соборной мечети ахуном Хайруллой
Гусмановым (1846-1907) и впоследствии было названо в его честь. С 1906/07
учебного года М."Г." размещалось в новом каменном трехэтажном здании
с двумя флигелями по ул. Тукаева, 39 (ныне здание школы -14), построенном на
средства Губернской земской управы и добровольные пожертвования мусульман.
М."Г." вначале было чисто духовным уч. заведением и готовило проф. служителей
мечети; позже наряду с муллами готовили и учителей начальных классов медресе
(мугаллимов и хальфов). Будущих мулл обучали канонам исламской религии и
языкам: арабских и фарси. В начале 1890-х вводится новый метод обучения
"Усули джадидд" (см. Джадидизм). Обучение в медресе
"Гусмания" было 12-летним. Приготовительный (ибтидаи) и второй
(игдадия) классы имели четырехгодичную программу обучения, первый (рушди) -
трехгодичную. Численность шакирдов достигала 180-190. В его стенах учили азбуку
(Алифбу), написанную для детей башкир и татар, учебник (Морфология и синтаксис
араб. яз., I, II, III части), написанный для шакирдов 5-7 кл. Х.Гусмановым;
курс русского языка вели учителя И.Еникеев и Г.Терегулов, с 1915 историю
тюрков преподавал А.-З.Валидов. После смерти Х.Гусманова медресе
"Гусмания" возглавляет имам-хатыб Первой соборной мечети
Ж.Абызгильдин. Медресе "Гусмания" окончили З.Камалетдинов, профессор,
доктор медицинских наук З.Ш.Загидуллин, врач Б.Гусманов (сын Х.Гусманова),
башкирский артист А.Ф.Зубаиров, татарский писатель Р.Ишморатов и др. В 1918
медресе преобразовано в татарскую национальную гимназию.
МЕДРЕСЕ "ХУСАИНИЯ" основано в 1889 в
Оренбурге братьями А. и М.
Хусаиновыми на собственные средства. В медресе
действовала 14-классная система. В начале 20 в. учебные классы были
сгруппированы по разрядам: 3 начальных (ибтидаи), 4 средних (рушди), 4
переходных (игдадия), 3 высших (галия). Окончившие игдадию получали право
преподавать в средней школе. Преподавание в медресе велось по новому методу
(см. Джадидизм). Кроме традиционных, большое внимание уделялось светским и
естествественным
предметам, изучению старотюрского и русского языков.
В М."Х." преподавали Р.Фахретдинов, С.Рамиев, С.Сунчаляй, Ш.Камал,
Ф.Карими, Ш.Бурхан и др. Многие произведения мировых классиков
("Марсельеза" К.Ж.Руже де Лиля, русский текст П.Л.Лаврова,
"Овод" Э.Л.Войнич, "Спартак" Р.Джованьоли,
"Интернационал" Э.Потье и др.) стали известны мусульманскому читателю
благодаря переводам преподавателей медресе.
Медресе «Хусаиния» имело богатую библиотеку с
художественной, философской, педагогической литературой, учебной и
периодической изданиями на многих языках: русском, татарском, арабском,
турецком, персидском и др. Некоторые воспитанники медресе участвовали в
революционном движении, сотрудничали в демократичной периодической печати.
Забастовки и стачки шакирдов не прекращались даже после спада
революции 1905-07. Многие из них впоследствии
участвовали в годы гражданской войны в разгроме Колчака, Дутова и басмач.
движения. Медресе "Хусаиния" окончили многие государственные и
общественные деятели, поэты, писатели, деятели науки и культуры страны. В
1919/20 учебном году
Медресе"Хусаиния" было переименовано в
Татарский институт народного образования.
МЕКТЕБ (мэктэп), мусульманская начальная школа в
странах Востока и дореволюционной России. В Башкортостане мэктэп появились на
рубеже 1-го и 2-го тыс. н.э., после принятия местными тюркскими народами
ислама. В мэктэп обучали грамоте на основе арабской графики. Программа
включала обучение чтению, счету, письму, заучивание наиболее употребляемых
молитв, чтение Корана (обычно по книге "Афтияк"), произведений
религиозно-дидактического содержания ("Ахыр заман китабы"
С.Бакыргани, "Кысса-и Йусуф" Кул Гали, "Мухаммадия"
М.Челеби и др.). Срок обучения колебался от 3 до 5 лет. До конца 19 в. мэктэп
были только мужские; женские мэктэп в крае появились в ходе борьбы за
обновление идеологии и учреждений ислама (см. Джадидизм), до этого девочки
обучались в домах мулл у их жен (абыстай). Вначале обучение вел избранный
мусульманской общиной любой грамотный и сведущий в делах религии человек. С
кон. 18
в. правительство запретило частное обучение, мэктэб
открывались и функционировали только при мечетях. Обучением занималось
духовенство мусульманское. В конце 19 - нач. 20 вв. под влиянием джадидистов
возникли полусветские начальные школы. В учебный курс были введены родной язык
и литература, история, русский язык и другие дисциплины, которые вели
светские учителя (мугаллим, мугаллима). Мэктэб
существовали за счет средств мусульманских обществ и частных лиц. В б-ве
приходов (махалла) работали 1 или несколько мэктэбов В начале 20 в. количество
зарегистрированных мэктэбов в Уфимской губернии было более 1500, а в
Оренбургской - 350. После Октябрьской революции мэктэб как религиозные школы
ислама постепенно исчезли, так стали называться башкирские и татарские светские
начальные и средние общеобразовательные школы.