Христианский брак (Новый Завет)
Православный
Свято-Тихоновский
Богословский Институт
3 курс,
заочное отделение.
Катехизаторский
факультет.
Новый Завет
(Деяния и
Послания Святых Апостолов)
Тема
сочинения:
Христианский
брак
Шевчуган Роман Георгиевич
Ухта, 2001/2002 гг.
План:
1.
Вступление.
2.
Изначальное назначение брака
3.
Позиция ап. Павла в вопросах брака и безбрачия в первом
послании к коринфянам.
4.
Более глубокое раскрытие смысла брака в послании к эфесянам.
5.
Положение женщины в браке.
6.
Сравнение брака и безбрачия.
Особое
место в системе человеческих ценностей принадлежит сфере супружеских
взаимоотношений, и поэтому вопросы, связанные с ней, не были чужды Церкви никогда.
Особую остроту приобрели они сейчас, в век распущенности и девальвации основных
нравственных ценностей. Церковь не может остаться в стороне, когда большинство
браков заканчивается разводами, растет количество абортов, внебрачных половых
связей, в результате чего под угрозой уничтожения оказывается сам институт
семьи.
Другая опасность подстерегает и с противоположной стороны: на рубеже
тысячелетий определенная часть православной общественности оказалась одержима
своего рода эсхатологическим психозом: «Караул! Последние времена настали! Дают
печать антихриста! Зачем вступать в брак, рожать детей, когда скоро Страшный
Суд?…». Так, например, в газете «Свет Православия» № 45 от 2000 г. опубликовано
письмо схиигумена Кукши, выдержанное именно в таком духе: «… скажу вам – Бог
приготовил такую яму для мира, … и всех нечестивых Он положит туда… О женитьбе
и замужестве сейчас не только говорить, но и думать нельзя, это страшный грех…»
и т.п.
Но
Церковь Христова существует уже около двух тысяч лет, и она всегда умела адекватно
ответить на все искушения, как внешние, так и внутренние, потому что в своих
оценках всегда опиралась на Слово Божие – Священное Писание, обращение к которому
с успехом выправляло слишком человеческие, слишком страстные и сиюминутные
порывы.
Церковь
во все времена благословляла супружество, так как такой союз был установлен
Богом в раю, т.е. еще до грехопадения. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть
человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт,2:18).
Это – первое назначение брачного союза. Кроме этого, «раздельность полов –
это необходимое условие для предотвращения могущего возникнуть ненужного
обособления в пределах одного и того же рода» [1, стр.200].
Другое
назначение брачного союза – деторождение: «И благословил их Бог, и сказал им
Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт, 1:28).
После
грехопадения благословение супружества осталось в силе, однако грех повредил
человеческую природу, поэтому брачный союз мужчины и женщины уже не был так
прочен, как в раю – человек стал способен на предательство. Появился блуд, противоестественные
пороки, и человек утратил понимание святости брака.
Вполне
очевидно, что Благовестие Царствия Божия не могло обойти стороной такой важный
вопрос, как раскрытие целей и истинного смысла брака как освященного Богом
союза между людьми и роль этого союза в деле человеческого спасения.
Тема
брака и безбрачия наиболее глубоко рассматривается более всего апостолом
Павлом. в своих миссионерских посланиях к жителям Эфеса и Коринфа.
А
в седьмой главе апостол дает наставления, касающиеся брака и безбрачной жизни.
Прежде
всего, Апостол, будучи сам безбрачным, рекомендует такой же образ жизни и для
своих последователей: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться
женщины.» (1Кор,7:1). Тем не менее, понимая, что «каждый имеет свое дарование
от Бога, один так, другой иначе» (1Кор,7:7), он рекомендует брак как способ
избежать блуда. Это мысль проходит красной нитью во всей седьмой главе – так,
Апостол, рекомендуя безбрачие девицам (еще ни разу не вступавшим в брак)
(1Кор,7:36), а также овдовевшим, тем не менее, «лучше вступить в брак,
нежели разжигаться» (1Кор,7:9).
Также
предупреждает о возможности блудных искушений и людей, уже состоящих в браке: «Не
уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте
и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана
невоздержанием вашим» (1Кор, 7:5). Отсюда можно сделать вывод, что мнение,
согласно которому сексуальные связи между состоящими в браке допустимы исключительно
с целью деторождения , является неверным, кроме того, Апостол предписывает
необходимость взаимопонимания и терпимости супругов в отношении их полового влечения
к друг к другу: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен
над своим телом, но жена» (1Кор,7:4)
Далее,
в этом послании ап. Павел говорит о необходимости сохранения супружеской
верности и недопустимости расторжения брака, в том числе, если один из супругов
неверующий: «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с
ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и
он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается
женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши
были бы нечисты, а теперь святы.» (1Кор,7:12-14). Это повеление Павла
весьма важно и для современного общества, когда возникают сомнения в
допустимости брачного союза с людьми неверующими или иноверцами. Еп. Феофан
прокомментировал это повеление так: «брак твой, верная жена, с мужем
неверным, не превратился в незаконное сожительство от того, что ты уверовала;
напротив, твое уверование освятило сей брак и мужа твоего в брачном отношении»
[цит по: 2, стр.350].
Кроме того, брачное сожительство здесь рассматривается как особая форма
миссионерства: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж,
почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1Кор, 7:16).
Тему
супружества ап. Павел продолжает в послании к жителям Эфеса, города в Малой
Азии. И если послание к коринфянам имело более утилитарную направленность, то
послание к Эфесянам уже раскрывает апостольское понимание брака как средства,
помогающего людям в достижении спасения: «Жены, повинуйтесь своим мужьям,
как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он
же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во
всем» (Еф,5:22-24). Здесь любовь мужчины и женщины в браке становится
подобием той жертвенной любви, которой Бог возлюбил мир и ради которой принес
Себя в жертву во имя нашего спасения: «Союз супружества не земное только
дело; он должен быть средством воспитания сочетавающихся лиц для небеснаго.
Когда я один – отвечаю я за одного себя; когда с судьбою моею связывается
судьба другого человека, я отвечаю и за него. Чего он не знал, для своего
спасения, чего он не делал, – в этом и я принимаю ближайшее участие и
подвергаюсь ответственности» [3, стр.484].
В
супружеском единстве Апостол видит прообраз единства Церкви и Христа. О
единстве всех христиан он говорит : «все мы Духом одним крестились в одно
тело…» (1Кор,12:13).И подобное же единство он в единстве брачном: «Так
должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого
себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее,
как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей
Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и
будут двое одна плоть» (Еф,5:28-31)
Эту
мысль Апостола можно прокомментировать словами греческого богослова
Х. Яннараса: «Лишь когда эрос, направленный на лицо другого пола,
приводит к любви, к забвению человеком самого себя, своего индивидуализма, лищь
тогда пред человеком открывается возможность отозваться на обращенный к нему
призыв Бога. Вот почему образ супружеской любви является образом крестной любви
Христа и Церкви. Добровольное умерщвление природной ограниченности,
индивидуальности ради того, чтобы жизнь могла осуществляться как любовь и
самоотдача» [цит. по: 4, стр.66.]
Апостол
Павел указывает на подчиненную роль женщины в супружестве: «…как Церковь
повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф,5:24). Ему вторит и
Апостол Петр: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них,
которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда
увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Петр,3:1-2). Однако это совсем
не означает, что положение женщины есть положение униженное: «Творцу не
угодно было даровать ей власть, которая подчиняет слабого сильному и
действует принудительно, но зато Он даровал ей влияние, которое покоряет
и сильного слабому так, что сильный и не замечает этого и подчиняется слабому,
не чувствуя стеснения своей свободы … Назначение женщины – быть для мужчины
помощницей ему.<…> Женщина должна не
только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в
достижении жизни вечной. Не одна истинная, полная любовь требует этого, а
любовь, предпочитающая вечное временному; того же требует и долг
справедливости.» [5, б/с]. То есть в христианском браке женщине
отводится та роль, которая наиболее соответствует ее природному назначению,
никак не ущемляющая ее естественные права. Более того, Апостол Петр
предписывает мужьям относиться к женам как к «сонаследницам благодатной
жизни» (1Петр,3:7).
Таким
образом, христианство более высоко ценит брачный союз, чем кто бы то ни было
еще, ибо кроме банальных антропологических аспектов брака (репродуктивный,
социальный и др.) Церковь сумела выделить и обосновать еще один – сотериологический.
Прот. Иоанн Мейендорф выразил это назначение христианского брака словами: «Христианин
призван – уже в жом мире – иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и
это возможно для него в браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь
удовлетворением временных естественных побуждений… Брак – это уникальный союз
двух существ в любви, … которые могут превзойти свою собственную человеческую
природу и быть соединенными не только “друг с другом”, но и “во Христе”… »
[цит. по: 6, стр.169].
Но
тем не менее, высоко ценя брак, Церковь отдавала предпочтение жизни безбрачной.
Сам Апостол Павел говорит: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я…»
(1Кор,7:7). Объясняет он это сам так: «…Неженатый заботится о Господнем, как
угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность
между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу,
чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить
мужу» (1Кор,7:32-34). Может сложиться впечатление, что жизнь безбрачная
есть нечто радикально противоположное супружеству . Отчасти это так – одно
исключает другое. Тем не менее, это не значит, что нет между служением Богу в
девстве и браке ничего общего – и в том, и в другом случае основным мотиватором
должна быть любовь: «Сердцу женщины прирождена сила любви. При естественном
её положении, т. е. когда она выходит замуж, сила эта направляется на семейство
– на мужа, на детей. При одиночестве, она обнаруживается другим путем <…> когда сила
любви выходит наружу, высказывается в любви к Господу и ближнему и заставляет
женщину жертвовать собою для блага человечества, подобно тому, как супруга или
мать делает это для блага собственной семьи. Тогда чувство делается сразу шире
и глубже. Шире потому, что оно не ограничивается кругом домашним; глубже, потому,
что выливается из глубины сердца» [5, б/с]. Но это можно
сказать не только о женщинах – и для мужчин, оставшихся безбрачными, также
должна быть движущей силой именно такая жертвенная любовь.
И
каждый, решивший посвятить себя подвигу безбрачия, должен сам для себя ответить
на вопрос: а способен ли он на такую любовь? Увы, не каждый способен понести
такой крест. поэтому Апостол Павел и говорит: «но каждый имеет свое
дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор,7:7), и поэтому такой
подвиг любви более ценим Церковью, нежели любовь в супружеском союзе. Но
несомненно одно: к подвигу любви к Богу и ближнему способен каждый человек,
поэтому Господь назвал заповеди любви самыми главными (Мф,22:37-40). А
супружество и безбрачие есть лишь два способа реализации его.
Поэтому
Церковь, водимая Духом Святым и руководствующаяся мудростью апостольской, в
своей точке зрения на брак и безбрачие придерживается самой мудрой, трезвой и
взвешенной позиции: каждый, кто может пожертвовать собой ради Христа, отдав ему
всю свою жизнь, отказавшись от радостей (впрочем, и скорбей тоже – см.
1Кор,7:28) супружеской жизни, тот пусть идет в Царствие Божие более кратким
путем, а кто не может – пусть создаст семью и совершит чудо – «чудо
преложения «воды», т.е. будней земной жизни, в «вино» – непрестанный и
ежедневный праздник, пир любви одного человека к другому.» [6, стр.170].
Список литературы:
1. Прот.
Николай Иванов. И сказал Бог… Опыт истолкования Книги Бытия Клин, 1999г.
2. Архиеп.
Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол.
«Сатисъ», 1995г.
3. История
Евангельская и Церкви Апостольской. Академические лекции А. В. Горского,
Москва, 1883 г; репринт: СПб, 1999 г.
4. Иерей Олег
Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций, ч.3. Москва, 1997г.
5. Протоиерей
Димитрий Соколов. Назначение женщины по учению слова Божия. (Источник взят на
Интернет - сайте ВЭБ-Центра «Омега» - 6. Иеромонах
Илларион (Алфеев). Таинство веры. Изд-во Братства Святителя Тихона. Москва –
Клин, 1996г.