Культ солнца в мифологии якутов (проблема древних этнокультурных параллелей)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом анализ
религиозно-мифологического мировоззрения якутов показывает, что их представления
являются сугубо локальными (бассейн Средней Лены), отличающимися от
традиционного религиозного мировоззрения тюрков Южной Сибири, однако в основе
своей якуты в значительной мере сохранили религиозный древнетюркский пласт. В
своих наиболее архаичных солярных образах и сюжетах мифологии, помимо
типологических параллелей, объясняющихся архетипами, присутствующими у разных
народов, не связанных общим происхождением, у якутов обнаруживаются некоторые
детальные совпадения в культе солнца с народами, говорившие на
индоиранских языках. Эти параллели могут быть объяснены опосредованными
контактами через своих тюркоязычных предков с ранними кочевниками евразийских
степей 1-го тысячелетия до н.э. и, в частности, с оседлыми скотоводами и
земледельцами Южной Сибири и западных степей Центральной Азии.
В Заключении
сделаны следующие выводы:
1.В мифологических
представлениях о трёхфункционнальном строении Вселенной (мирового дерева)
выявляемые солярные образы и сюжеты у народа саха занимают центральное
положение. В эпосе олонхо солнечное племя айыы во главе с Юрюнг Айыы
Тойоном - главой богов и создателем Вселенной - находится во главе пантеона
богов. Эти представления распространились среди якутов от коневодческих племён
и родов кангаласцев - потомков легендарного Эллэя.
2.Традиционный религиозный
якутский пласт представлял собой сложную по происхождению религиозно-мифологическую
систему. В ней отразилось влияние тех якутских племён и родов, в хозяйственном
укладе которых солнце играло более важную роль, чем у других якутских племён и
родов. Постепенно к началу XX в.
образ солнца сравнялся с Юрюнг Айыы Тойоном.
3.Племена и роды, разводившие в
основном крупный рогатый скот, до XVII в. были потомками другого легендарного предка якутов - Омогоя. Вместе с
ними передавались другим якутским племенам их религиозные представления (чёрное
шаманство). В XVIII-XIX вв. вместе с русским
влиянием у якутов возникает христианство. Все эти процессы повлияли на
религиозные представления якутов, и культ солнечные богов айыы
постепенно стал забываться.
4.Известно, что якутское ‘тангара’ - ‘бог, небо’ и слова южносибирских тюрков: ‘тэнгэри, тэнгри’ (алт.), ‘тэгри’ (шорс.), ‘тигир,
тэр’ (хакас.), ‘дээр’ (тувин.) и др. восходят к древнетюркскому [tehri], с тем же самым
значением. Якутское айыы (творец) соответствует тюркскому ‘джайуучы’ и присутствует в слове ‘айгыр’ (жеребец). Якутская богиня-мать Айыысыт функционально
соответствует богиням-матерям Умай (др.-тюрк.), Умай-энэ (кумадин.), Ымай-энэ
(качинск.), May-энэ (телеут.). В якутском языке
Ымай не сохранилось. Это слово используется в словосочетании ‘ымай киэли’ - ‘матка (анат.), женская утроба’. Культ айыы у якутов, имеющий аналогии с религиозными
представлениями южно-сибирских тюрков, в значительной мере сохранил основные
древнетюркские представления о богах.
5.Отдельные сюжеты и образы
мифологии саха обнаруживают параллели в мифологии народов, говоривших на
индоиранских языках. Помимо общих архетипов (эсхатологические представления и последующее
возрождение - и в «Авесте» и в олонхо) просматриваются детальные совпадения в
названиях и в функциональных назначениях солярных сюжетов и образов (олень,
орёл, конь). Северо-восточным ответвлением иранцев были ранние кочевники 1-го
тысячелетия до н.э., которые могли передать свои религиозные представления
последующим (в хронологическом смысле) народам, в том числе и тюркоязычным.
6.Основные мотивы солярных
образов и сюжетов в мифологии якутов имеют особенности, обусловленные их
локальным развитием. Однако в них присутствует значительный пласт духовной
культуры древних индоиранцев, унаследованный ими через своих тюркоязычных
предков.