Религия Японии
РЕЛИГИЯ ЯПОНИИ.
В Японии исторически укрепились и
доныне продолжают господствовать две религии: шинтоизм и буддизм. Первая из них
– чисто национальная, вторая – занесена в Японию, как и в Китай, извне.
Древнейшая религия.
Древнейшая религия японцев – до
объединения страны в первые века н. э. – отражала патриархальный родоплеменной
строй, где выделялось воинственная племенная знать и зарождалось патриархальное
рабство. Эта религия состояла, видимо, в почитании семейно-родовых и племенных
духов и богов-покровителей – ками. Слово «ками» буквально означает наверху,
верхний, начальник. Неясно, были ли это первоначально духи умерших, предков или
духи земли, стихий; возможно, что в образах ками сливались оба эти представления.
Места почитания их были отмечены каменными оградами или простыми постройками.
Изображения ками японцы не делали, но в святилищах хранили фетиши – эмблемы
божеств.
Шинтоизм и буддизм.
Старая традиционная религия
японцев, которая раньше не имела определенного названия, стала, в противовес
буддизму, называться ками-но-мити, дословно – «путь ками», то есть «путь
местных богов», или по-китайски, шин-то; последнее слово вошло и в европейские
языки.
Шинтоизм подвергся сильному
влиянию буддизма. Шинтоистские жрецы постепенно организовались в замкнутую
наследственную касту. В подражание буддистским храмам начали строиться и шинтоистские
храмы, хотя и более простые; шинтоисты стали делать изображения богов. Буддисты
ввели обряд трупосожжения; в древности умерших в Японии зарывали в землю. Обе
религии начали постепенно сближаться. Внутри буддистских храмов отводили уголки
для шинтоистских богов – ками; иногда этих ками даже просто отожествляли с
буддистскими божествами. С другой стороны, и шинтоистский пантеон пополнялся
буддистскими божествами.
С конца XII в. военно-феодальная аристократия
захватила всю власть в стране в свои руки, оставив императорам только религиозные
функции. Микадо по-прежнему считался священной фигурой, потомком богини
Аматерасу, но утратил всякую реальную власть, был отстранен от всех светских
дел. Страна несколько веков была в состоянии феодальной анархии.
Аристократические кланы воевали между собой. Некоторые из крупных феодалов
пытались заручиться поддержкой появившихся с XVI в. католических миссионеров и с этой целью обращали своих
подданных в христианство. Нередко и сами крестьяне, разоренные войной и
доведенные до отчаяния, добровольно крестились. Но уже с конца XVI в. крупные феодалы, объединившие
Японию, начали преследовать христианство, изгонять миссионеров. Они стремились
опереться на старые японские традиции, отрешиться китайско-корейских влияний.
Отсюда возникло, особенно с XVIII в.,
движение за возврат к старой шинтоистской религии.
«Переворот Мейдзи» 1867-1868 гг.,
восстановивший светскую власть микадо и покончивший с засильем старой
феодальной знати, привел к полному официальному признанию шинтоизма. Это было
вполне естественно, так как именно шинтоизм проповедует божественность
императорской власти. Микадо попытался даже совершенно запретить буддизм и
объявить шинтоизм единственной религией Японии. Но из этого ничего не
получилось: буддизм сильно укрепился среди народных масс. Тогда было решено
более резко разделить обе религии: из шинтоистских храмов были удалены буддистские
изображения и принадлежности. Но и размежевание религий не удалось: слишком уж
крепко они срослись. В 1889 г. Японии была объявлена свобода вероисповедания.
С этого времени чистый шинтоизм
получил значение придворного императорского культа: официальные праздники,
обряды – шинтоистские. В быту же народа обе религии переплетаются: например,
рождение детей сопровождается шинтоистскими обрядами, ребенка поручают
покровителю шинтоистских божеств; погребальный же культ целиком в руках
буддистских бонз.
Сущность шинтоизма.
В отличии от буддизма с его
сложной и тонченной религиозно-философской догматикой, шинтоизм до сих пор
сохранил черты глубоко архаического культа.
Шинтоизм тоже не един: он делится
прежде всего на официальный храмовый шинтоизм и сектантский шинтоизм. Храмовый
шинтоизм был до конца второй мировой войны государственной религией Японии.
Главный стержень его – догмат о божественности императорской власти. Император
– потомок богини Аматерасу. Каждый японец обязан абсолютно повиноваться его
священной воле. Дворец императора – святилище. Гробницы умерших императоров
также делаются святилищами. Важнейшие государственные и религиозные праздники
были связаны с днями памяти выдающихся императоров, начиная с легендарного
Дзимму-тенно.
Шинтоистские секты очень
многочисленны – их насчитывают многие десятки. Большинство из них недавнего
происхождения, появившиеся не раньше XIX в. По своему вероучению они сильно различаются между собой. В одних ясно
видны пережитки примитивных культов. Таковы, например, «горные» секты – дзикко-кё,
фусо-кё, митаке-кё: кё значит сообщество, секта, с их подчеркнутым культом
горных вершин как местопребывания богов. В других заметно влияние буддизма,
конфуцианства.
Крупную роль в шинтоизме играет
семейно-родовой культ предков, напоминающий конфуцианский в Китае. Считается,
что каждый умерший превращается в ками, и глава семьи, глава рода совершает
ежедневные моления им и приносит жертвы. В каждом доме имеется семейный алтарь
– ками-дана – с небольшим шкафчиком для табличек умерших.
Объектом публичного культа служат
многочисленные духи и божества, местные и общенародные. Этих божеств и духов
великое множество: в текстах говориться о 8 миллионах ками: число «8» – святое
у японцев). Наиболее чтимые из них: Аматерасу (богиня солнца), Суса-но-во (бог
бури), Инари («рисовый человек», покровитель земледелия). Видное место в
шинтоистском пантеоне занимают знаменитые императоры и другие выдающиеся лица
древности. Почитанием пользуются также священные места, особенно горы; среди
них на первом месте – Фудзияма. Сохранились следы древнего культа животных,
особенно лисицы, обезьяны, черепахи, змеи, оленя. Есть и пережитки фаллического
культа.
Шинтоистский культ очень прост: он
сводится к произнесению молитвенных формул – норито – и принесению жертв (рис,
овощи, рыба и т.д.). Но в нем есть и черты шаманизма: обряды, при которых жрец
доводит верующих до состояния исступления, чтобы они могли общаться с
божеством. Важную роль в шинтоистском обряде играет обрядовая чистота: ничто
нечистое не должно касаться священного места; соприкоснувшийся же с нечистотой
человек должен подвергнуться очистительному обряду. Дважды в год, 30 июня и 31
декабря, устраиваются всенародные очистительные церемонии. Нечистым же в
шинтоизме считается особенно кровь и все связанное со смертью.
Религия в современной Японии.
Поражение Японии во второй мировой
войне и крушение милитаристско-шовинистических планов пошатнуло устои
официальной религии. Оккупационные американские власти издали в 1945 г. «директиву»
об отделении шинтоистской религии от государства. 1 января 1946 г. микадо
обнародовал «рескрипт», осудивший прежнюю государственную доктрину о
божественности императора и о превосходстве японского народа над всеми другими
народами. Особыми правительственными распоряжениями отменялись все публичные
церемонии микадо и религиозное воспитание в школах. В неприкосновенности был
оставлен лишь придворный культ.
В современной жизни Японии
религиозность проявляется главным образом в соблюдении традиционных обрядов,
особенно домашних. Публичные религиозные церемонии привлекают многих, но
отчасти лишь как развлечение и интересное зрелище.