Конспект лекций по методике русского языка и литературе (2006г.)

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,77 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конспект лекций по методике русского языка и литературе (2006г.)

Черемис. Д.Ю. 4 курс. Пноувп зимняя сессия.

Орфография.

орф. грамотность- это общая часть языковой культуры языка, законченного точного выраженя мысли и взаимопонимания.  Основа орф. грамотности закладывается именно в нач. шк. Орф. грамотность учитывает: возраст, отсутствие знаний у детей теор. знаний по языку. Выготский, Леонтьев, Гранев, Бондаренко, Соловейчик. Формирование грамотности орфография явл. одной из самых трудных задач решаемых в школе. Что делать, чтобы наилучшим образом писать необходимы совпадения каких-то выполнений требований?. 1)Понятия алфавита и начертания. 2)Обозначение буквами и всех сочетаниями  без звуков и речи. 3)Усвоение правил с пом. к-х мы пишем правильно.

В лингвистической литературе орфография явл. сис-ой правил обеспечивающих единообразное написание в тех случаях где возможны разные написания. Пр.Вода и в(а)да. Вера Федоровна Иванова дает такое определение орфограммы- это: 1)Исторически сложившаяся сис-ма написания к-ю принимает и пользуется общество. 2)правило обеспечивающая единообразие написаний в тех случаях где возможны варианты. 3)Соблюдение принятых правил (в этом случае говорят о хорошей или плохой орфографии), рукописи писем, диктантов и даже печатных изданий. 4)Часть науки о языке в его письменной форме изучающая и устанавливающая единообразие написаний а иногда и официально разрешающая единообразие написаний и иногда и официально разрешающая их вариантность.  Львов М.Р. орфография –это правописание иначе говоря правильная соотвествующая нормам письмо. Норма- это вырабатываемый в языке при участии образцовой лит-ры. Единые и обязательные для всех правила произношения слов, написания, образования форм, слов и предложения, поэтому различают сл. нормы: 1.Обозначение буквами звуков: Пр.уголь- угол. 2.Применение слитных, раздельных и дефисных написаний. Пр.безоблачный, без облаков. 3.Употребление прописных и строчных букв. надежда- Надежда. 4.Перенос слов. 5.Употребление сокращенных слов. В основе орф. правил лежат определенные теоретические принципы. 1)систематизация орф. правил происходит в соотвествии с принципами орф. закономерностями или общими обоснованиями. И каждый раздел соотвестует определенным принципам. В русском языке главными разделами явл.

1раздел)передача буквами фонемного состава слов. –произношение непроизносимых согл. –правописание слитных согл. В последнее время на роль ведущего претендует фонематический принцим к-й гласит что одна и таже буква обозначает в сильной и слабой позиции к-е объясняют те орфограммы что у морфологический но при этом. … Т.е. объесняет почему при проверке безударных гласных следует ориентироваться на ударяемый вариант. – Фонематич. принцип позволяет более глубоко понять орфограмму или сис-му и показать теоретич. основу орф. правила. Фонематическое письмо это такое письмо где одни и теже буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменений как бы она не звучала в том или ином фонетич. положении. В рез-те получается то, что каждая морфема коль она содержит один и те же морфемы, фонемы, пишется всегда одинаково. Пр.Рассказ – описание, роспись. Т.О. морфологическая и фонетич. трактовка ведущего принципа правописания едина в том смысле, что обе фиксируют одну и туже особенность пимьма постоянный буквенный состав каждой значимой части слова, а именно морф. принцип констатирует что каждая морфема сохраняет написание а фонетматический принцип обесняет единообразие буквенного образа каждой морфемы, тем,  что на письме передается фонемный состав морфемы. Именно поэтому в шк. учебнике еще изучение состав слова учим сильные и слабые позиции и таким образом дает знания о всеобщем законе письма. Ребенок может ответить на ? почему буква выберается по главному ударному а не безударному. Т.о. лучше пониманием фонетических условий дает правильный ответ в своем истинном звучании. Фонетический прицип объесняет написание окончания, суффикса и т.д. Фонематические и орф. принципы полагают сохранить обеих морфем к-е явл. носителем тех или иных что облегчает восприятие слов.

2 раздел) Слитное, раздельное дефисное написание. Принципы: а)лексико-синтаксический принцип основан  разграничеии слова и словосочитиния. Пр. палата легкораненых, легко раненный в руку, вечно-зеленный кустарник, вечно-зеленная трава. б)словообразовательно-грамматический принцип устанавливает слитное или дефисное написание сл. прил. и сущ. по формальному признаку. в)традиционный, по которому раздельно пишутся части современного единого слова восходящего к сочетанию слов. По этому принципу отдельно пишутся приставка у нар. образованных от сочетания бывшего предлога с бывшим прилагательным или сущ. Пр. на боковую, без умолку, в течении, в силу, в целом.

3раздел) Прописные или строчные буквы. Прописные буквы проявляются в 2х различных ф-иях. –для выделения начала текста отрезков. –для стихотворных строк. – для выделения отдельных слов в тексте. Выделение с помощью прописных букв отдельных слов независящих от строения текста опирается на 3 основных принципа: а)грамматический- заключается в том что имена собственные пишутся с прописной буквы а имена нарицательные со строчной. б)Орфографические трудности возникают из-за нераспознавание нечеткости границ м\ду собственными и нарицательными. Пр.Анютены глазки. в)семантический в том что с прописной буквы могут писаться имена нарицательные если они наделены особой семантикой или тематикой. Пр.Новый год- и новый год. г)Словообразовательный – согласно этому принципу прописные буквы обозначаются в абривиатурах. 

4 раздел. Правила переноса слов основаны на фонетическом принципе и морфологическим. Есть много написаний к-е соотвествуют традиционным. Принцип деффиринсации лексич. грам. значений называют еще логический идеографическим и смысловым. Дифиринцированное написание с пом. написаний хочет передать свою мысль более четко. Пр.Компания и кампания. Пр.Совершил поджог. Он поджег дерево. К чисто дифиринцированному написанию принадлежит и – это дом, невысокий забор, -этот дом вовсе не высокий. Если пишущий хочет сказать что употребленное имя собственное то пишет с большой буквы. Правило употребление заглавной буквы в именах собств. должно звучать по другому. Имена людей, книги, животных клички, -пишутся с загл. буквы. Для того чтобы отличать имена собств. и клички животных их надо писать с заглавной буквы. Орфография –это очень активное ср-во для выраженя мысли того кто пишет. Дифференсация- помогает осознать орфографию и вступить в противоречивое отношение м\ду пишущим и читающим.

Итог: Рссматрение принципов русской орфографии приводят к выводу о необходимости диффиринцированного подхода к усвоению того что морфологический принцип требует создания прочных грамматических, словообразовательной основы работы по орфографии. Фонетический принцип- требует свободного оперирования фонемами их сильными и слабыми позициями. Традиционный принцип- требует осмысленного запоминания. Принцип диффиринцированного запоминания требует точного понимания значения языковых единиц и разграничения этих значении. Это обстоятельство обязывают школу опираться на значения нарм произношения зграматики лексики словообразования и именно поэтому Ладыженская считает что русская орфографии тесно связана со всеми сторонами языка и эта связь отражается прежде всего в формулировках правил, в к-ю включены условия выбора правильного написания: фонетико- графический, стр-но словообразовательный, морфологический и семантический. Из них создаются комбинации условия выбора для каждого вида орфограммы. Пр. комбинация из 2х условий –фонетическое, -морфемное.

Рекомендации к составлению темы урока. 1)определить понятия над которым вы будете работать на уроке. (орфограмма, способ проверки). 3)Обязательно выделить те значения уменя и способы действий к-е будут базовыми при формировании данного понятия. 4)Вычеслить существенные признаки нового понятия к-е будут положены в основу его формирования. 5)обратить внимание на содержание последующих тем и выяснить как основное понятие урока связано с последующими 6)Сформировать цели урока. 7)продумать через какие задания будут отражены все разделы программы.-звуки и буквы, слово, проедложение.- связанная речь, чистописание. 8).Продумать как будут реализоваться на уроке метод. цели:- разностороннее изучение языка. –развитие речи уч-ся, -предупреждение ошибок.-первостепенное развитие устной речи к писменной. 9)Составить конспект, проверить соблюдение основные требования к уроку русского языка а)целостность урока. б)целеполагание в)преобладание писм. работ над устными г)ктивизация мысл. деят-ти уч-ся. д)разнообразие заданий и форм работы. е)диктовка. ж)самостоятельная работа учащихся.

Сущность понятия орфограмм и типы орфограмм.

Основной единицей явл. орфограмма. Орфогрмаммой может быть отдельная группа, сочитание –букв, морфем, -стык морфем, -пробел м\ду словами, -место разделения, -слова для переноса а также выбор строчной или заглавной буквы. В орфограмме всегда есть не менее 2 предполагаемых написаний и одно из них всегда подтверждается правилом. Единицей обозначения на письме явл. фонема. Поэтому хар-ру соотношения звука и буквы будет ответ на вопрос: явл. ли данный знак орфограммой. 1признак: Незаданность письменного знака неоднозначность- это хар-й признак для всех орфограмм. Орфограмма –это написание (букв, дефиса, пробел, и др. письменные знаки к-е не устанавливаются на слух) Ладыженская- орфограмма- это правильное написание к-е выбирается из ряда возможных. Выбор правильного написания. Делит орфограммы на 5 типов: а)буква, б)дефис, в)черточка, г)пробел, д)контакт. Орфограммой явл. и графич. ср-ва (черточка, дефис и т.д) Баранов считает что орфограмма это реальное явление письменной формы языка. она имеет свое назначение (Пр. безударные гласные в корне слова) в котором отражается норма. безударные гласные (название орфограммы) в корне слова (место в слове). Соловейчик- орфограмма –это написание буква, дефис, черточка пробел и др. граф. ср-ва к-е не устанавливаются на слух. Тикучек- орфограмма- это написание требующее проверки. В орфограмме всегда есть вариант написания к-й выбирается самим учеником. При обучении правописание большое значение имеет опознавательные признаки: общие и частные. Общие опозн. признаки орфограмм. 1)незаданность письменного знака произношения. 2)Это опасные звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания). их запоминание и постоянное внимание к ним. 3)морфемы. их выделение, прогнозирование их орфограмм и правила. 1 признак.–несовпадение зв. и букв. срабатывает лишь в тех случаях когда уч-ся слышал слово и одновременно видел их, -при списывании, -при анализе написанного, -при диктовки. 2 признак- опасные звуки буквы и т.д. к-е дают наибольше кол-во несовпадений. «опасные места»- гласные –о,а,и,е.--пары звонких и гл.согл.- сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. –сочетание непроизносимых согл. з,б,н,с и др. –сочетание низ, нч, чк, чн.- согл б,в,г,д,ж,з на конце слов. Пр.гриб, дуб и т.д. –буквы к-е обозначают 2звука, я, е, ю,я. такие опасные сочетания зв. и букв в памяти детей накапливаются запоминаются или проверяются сильной позицией и уделяется постоянное внимание к ним со стороны учителя и уч-ся. 3признак. Морфема к-е уч-ся обнаруживают и подбирают соотвествующее правила. Важно то что на основе опознавательных признаков орфограмм у уч-ся обнаруживаются алгоритм действия. Однако каждая орфограмма имеет свое частные к-е также учитываются но в каждом орфографическом действии есть свои: 1)постановка задачи 2)решение орф. задач. Выбор письменного знака в соотвествии правилом. Пр.Название орфограммы –безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые =опознавательные признаки –это а)слабая позиция б)гласные а,о,и,е в)место в слове (корень).

Состав русских орфограмм. Все орфограммы делятся на 2 группы. а)орфограмма связанные с обозначением звуков букавами –на месте слабой позиции звуков, -отдельные случаи обозначения звуков сильной позиции. б)орфограммы не связанные с обозначением звукового состава морфем. –прописная буква. –слитное раздельное написание. –перенос слов. –сокращения. Для того чтобы реб. узнал орфограмму поставил орф. задачу и решил эту задачу реб. необходимо определенное пространство т.е. орфографические поле. 1)пр: реб. работает под словом «чужой»- мин. орф. поле для совершения орф. действия -2буквы «чу». для решения орф. задачи реб. необходимо вспомнить что данное написание явл. традиционным. 2)при проверке в слове «весна»- мин. орф. поле- это корень весн и проверочное слово весны. 3)в личном окончании г. предложение «быстро тает снег». мин. орф. полем явл. (тает) словосочетание тает к-е позволяет определить 3 лицо ед.числа. 4)Заглавная буква в слове «Орел». –мы едим в город Орел и орел летел. Для правильного ориентирования в орфограмме и успешного усвоения свособа проверки решения орф. задачи уч-ся надо знать. а)преграду данного орф. явления (фонет, традиц). б)орфогр. поле для проверки в)должны знать орф. признаки опознавательные. г)умение необходимые для проверки данной орфограммы. М.Р.Львов пишет: Орфограмма будет работать в процессе обучения если реб. ее замечает целенаправленное обучение должно начинаться с 1 года обучения. в процессе звуко-букв. анализа слова орф. ошибками (работа над ошибками). Звуко-буквенный анализ +работа над ошибками. Если же учитель показывает опознавательные признаки то у детей развивается орф. зоркость т.е. кол-во ошибок уменьшается а орф. грамотность повышается.

Орфографическая зоркость. Орфограмма –это умение к-либо правило. Львов. орф. зоркость- это способность обнаруживать те места в словах где писменный знак не определятся произношением. М\ду словом произнесенным и написанным устанавливается довольно сложные отношения. Пр. буква з может обозначать 5 звуков в зависимости от соседнего звука. Пр. без Ани (с), без Димы (з), без Шуры (ш) и т.д. (з,сь,зь,ш,ж)- фонема з. Такое явление возникает в тех случаях когда фонема находятся с слабой позиции. Для обозначения буквы звука в слабой позиции преде всего нужно определить к какой фонеме относится данный звук, а затем уже обозначать ее. следовательно – опора на фонематический принцип. Буква для звук соотвествующая сильной позиции –выбирается по графике а в слабой позиции – по правилам орфограммы. Т.О. граматное письмо предполагает освоение графики и орфограммы. По скольку большая часть орф. составляют орфограммы в слабой позиции с т.з фонемотической орфографич. зоркость можно определить как умение позиционно оценивать каждый звук слова, т.е. различать сильную и слабую позицию звука и начаит однозначно определять букву для письма.  Рождественски и Богоявленский считали что умение обнаруживать звук находящийся в слабой позиции как раз и составляют орфог. зоркость. Исходя из общей задачи развития реб. начальная школа должна сформировать мл. школьника как сознательного грамотного ученик проявляющего интерес к русскому языку и владеющими прочными знаниями и навыками. Учитель должен решать сл. задачи. 1)развивать интерес к русскому языку. 2)развивать умственные способности учащихся их позн. акт и речь. 3)фор-ть их орф. навыки для предупреждения и нахождение ошибок и обучать уч-ся приемам самопроверки. Возникает вопрос: что такое грамотное письмо? Грамматическое письмо- это усвоение всех букв на письменном и устном форм. Обозначение буквами их сочетаниями всех звуков речи, т.е. графика. Усвоение собственной орфографич. Для того чтобы опознать какую-либо орфограмму нужно четкое знание орф. знаний нужно уметь устанавливать границы и нужен запас памяти. Каковы условия орф. навыков. 1.Установление связей м\ду умениями к-е составляют основу формируемого орфографического навыка. 2.Овлание уч-ся общим способом решения орф. задач. 3.Развитие внимания орф. и звук. и граф. стороны слова, т.е. соотношение писм. и звуковой стороны. 4.Развитие памяти и письменной речи. 5.Развитие интереса и русскому языку через учебный процесс. Львов выделяет 3 этапа формирования навыков грамотного письма. 1этап. Анализ фонемы и фон. слух. Необходимость научить детей извлекать звуки определять их кол-во в словах а затем в словах. Различать гл. и согл. ударные и безударные. Нельзя принебригать этой работой т.к. в последствии уч-ся будут писать без пропусков. 2этап.Выработка орф. зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограмму. Этот навык формир-ся в деятельности и явл. рез-ом многократных действий. 3этап. Самоконтроль. Научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы и письма. Т.О. в процессе работы необходимо использовать сл. приемы: 1)звуко-буквенный анализ 2)словарная работа. Чем богаче активный словарный запас ученик тем содержательней грамотней его письменная и устная речь. Это систематическая целенаправленная и хорошо организованная работа –это сознательное усвоение. Чтобы привлечь интерес к слову по миму звукового анализа семантического, орфографического, возможно обратиться и к этимологическому анализу. Пр.рябина- нужно этимологию, т.к. нельзя проверить. рябит в глазах, рябит, рябь, рябой. Можно записать предложения Пр.под моим окном растет рябина. Можно предложить написать мини сочинение. Сл.прием найди ошибку. формируется навык самопроверки. Сл.прием- Перфокарта. Развивает орф. зоркость. Дает возможность осуществить обратную связь. Сл.прием- это письмо под диктовку. –найти орфограмму,- определить тип. –объяснить. Сигнальные карточки, комментирование, зарисовка схем слова. Большой интерес к уроку вызывается при использовании приема как игра.

Работа над орф. правилом.

классификации. Рождественский. 1 группа орф. ошибок. 1)графические (недописывают, пропуск букв) 2)чисто орфаграфические (сметение или неверное восприятие букв и звука. 3)ошибка на слитное, раздельное написание слов. (приставка и предлог). 4)ошибка на употребл. больших и малых групп. 5)ошибки с переносами.

Львов. 1)ошибки связанные с разделами орфогр. сис-мы. 2)ошибки в слитно-раздельное написание. 3)ошибки в переносе слов. 4)употребление заглавных и строчных букв. 5)пунктационные ошибки. 6)каллиграфические ошибки. 7)ошибки речевые. 8)по причинам допускаемой ошибки. 1-ошибки к-е объясняются непониманием или неточным непониманием значением слов. 2-ошибка обусловленные неумением выделить морфемы или находить границы морфем. 3- ошибки зависят от неправильного определения грам. категорий к форм. 4- ошибки возникающие в ходе неправильного ориентирования. 5-Ошибки идущие от незнаний и ненормативных влияний (просторечия, жаргоны). 6- ошибки связанные слабой орф. зоркостью. 7-ошибки памяти. 8-ошибки вследствии неточного владения знаниями и правилами и нарушение алгоритма проверки. 9-ошибки от неправильной догадки и переоценки своего языкового чутья 10- ошибки из-за невнемания. 3.Ошибки  вследствии несоблюдения принципов орфографии. 4.По частотности ошибок. а)типичные. б)индивидуальные ошибки. в)грубые и негрубые. Для успешной организации над работой ошибками и организовывть работу над ошибками, исключая, учитывая сл. момент. 1.Отсутствие систематической работы над ошибками ведет повторение самоконтроля. 3.Несовершенство и недостаток метод приемов применяемых учителем в процессе работы над ошибками. Способы исправления учителем ошибок. 1)обозначение на полях значком. 2)подчеркивание слова всего и показать на полях. 3).Подчеркивание слова и усл. знак на полях. 4.Зачеркивание ошибки исправление и усл. знак 5)зачеркивание ошибки, надпись правильного варианта усл. знак и номер орфограммы  на полях. 6)зачеркивание напись прав. вариантак указание на полях, морфема к-х допущена ошибка. 7.зачеркивание ошибки правильнй вариант усл. знак и на полях способ исправления ошибки. В начальной школе работы над ошибками явл. их предупреждение. Для предупреждения орф. ошибок используется сл. примем. 1)вынесение на …слов на не изучение правило или трудных для напиания с указанимем орф. 2)Подбор однокоренных слов. 3).выделением орф. цветом, чертой и т.п. 4).выборочное комментирование. 5)Проговаривание трудных слов. (хоровое индивидуальное). 6.Различные виды диктантов (предупредительные, объязательные, выборочные) 7.орф. разминки в начале урока  8)Решение грам-орф. задач. (пр. пропущенные орфограммы к-е надо выписать найти –определить)

Самоконтроль складывается из сл. моментов:- умение увидеть место в слове,- умение решить вспомнить орф. правило. Т.О. самоконтроль у шк-ов развивает с пом. определенных приемов: 1)послоговое орф. проговаривание 2)послоговое сравнение напиванного с печатными тестами (орф. зоркость) 3)проверка написанного с пом. орф. словаря. 4)морф. членение слова с целью на нахождения орфограмм в выделенных частях слова. Т.О. предупреждение ошибок следует рассматривать как планомерную работу учителя обеспечивающую правильное применение школьниками орф. правил спец. упр. и см. творч. работах.

Учет орф. ошибок. может иметь несколько форм: 1)тетрадь ученика у учителя. 2)индивид. словарики 3)орфографич полотно. Все это нужно предавать гласности. Использование различных форм учета орф. ошибок позволяет учителю продумывать индивидуальную работу по исправлению ошибок.

Схема подготовки учителя.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!