Место юридической психологии в системе научных знаний
РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ
Дисциплина:
«Юридическая психология».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1.
Тема: «Место юридической
психологии в системе научных знаний».
Студент: Акиньшин Дмитрий Васильевич
3
курс(6 лет),ЮЮ 01 36 005
Белгород 2003.
Содержание.
1.
Юридическая психология как комплексная научная
дисциплина…………….3
2.
Место юридической психологии в системе научных
знаний………………….3
3.
Список литературы……………………………………………………………….7
Юридическая
психология как комплексная научная дисциплина.
Юридическая психология включает в себя различные области
научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так
и юриспруденции. В области общественных
отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей
приобретает своеобразные черты, которые
обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового
регулирования.
Право всегда связано с нормативным
поведением людей. Ниже мы кратко рассмотрим это понятие, после чего перейдем к рассмотрению системы
«человек—право» и «человек—право— общество», а затем — к анализу правоохранительной и других
видов юридической
деятельности.
Являясь активным членом общества,
человек совершает поступки, действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для
какого-то конкретного множества (массы) людей, называются нормами поведения и
устанавливаются
самими людьми в интересах либо всего общества, либо отдельных групп и классов.
Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо совершения каких-то активных действий.
Методологическая особенность юридической
психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности.
Таким образом, если право в первую
очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психо-
логия исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т. п.
Место юридической психологии в системе научных знаний.
Судебная (ныне юридическая) психология возникла в ответ на запросы практики
борьбы с преступностью на стыке правовой и психологической наук. Поэтому она носит, безусловно, комплексный, междисциплинарный характер. Юридическая психология является как бы
частичкой многих научных дисциплин поэтому она не может не занимать своё место
в нижеперечисленных дисциплинах.
Прежде всего она связана с общей
психологией и по отношению к ней
находится в ряду аналогичных ей
научных дисциплин, которые Л.С. Выготский называл отраслями прикладной психологии (педагогическая,
медицинская и др.).
Тесные связи юридическая психология поддерживает также и с
социальной
психологией. Такие
ее разделы, как социально-психологические проблемы личности, являются базовыми в изучении
психологических
аспектов деятельности следователя, состава суда, психологии преступной группы и некоторых
других вопросов. Многие положения юридическая психология заимствует из области педагогической,
медицинской,
инженерной психологии, психологии труда, управления применительно к решению своих частных
задач. В то же время, поскольку юридическая психология обслуживает различные виды
профессиональной деятельности юристов в определенном правовом (процессуальном)
режиме, она не может быть, несмотря на свой естественно-научный характер, и вспомогательной
правовой наукой, связанной с ее различными отраслями. Причем юридическая психология не
только поддерживает с ними междисциплинарные связи, но и оказывает им
уникальную помощь,
выполняя по отношению к ним познавательную функцию. Это определяется прежде всего
гносеологической природой установления истины при расследовании (рассмотрении) уголовных дел,
в ходе разрешения различных гражданско-правовых споров в суде, поскольку это —
не что иное, как
разновидность всеобщего процесса познания, осуществляемого с учетом
закономерностей психических познавательных процессов, в целом познавательной
деятельности человека.
«Многие процессы и явления,
изучаемые... юридической наукой, — указывает Б.Ф. Ломов, — не могут быть до
конца поняты без раскрытия роли в этих процессах и явлениях тех факторов, которые определяются как психологические, без знания
«механизмов» индивидуального и группового поведения людей, закономерностей формирования
стереотипов поведения,
без анализа психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, характера,
межличностных отношений и т.д.».
В этой связи в первую очередь следует
указать на интегративные связи юридической психологии с наукой уголовного процесса, изучающей сущность и принципы
уголовного процесса, развитие и основные черты уголовно-процессуального права, правовое
положение участников
процесса, проблемы теории доказательств, познания истины по уголовным делам, порядок
уголовно-процессуальной деятельности от ее начала до завершения, правила
деятельности органов расследования, прокуратуры и суда при производстве по уголовным делам.
Основным содержанием
уголовно-процессуальной деятельности, проводимой правоохранительными органами,
является процесс расследования (рассмотрения) уголовных дел, носящий исследовательский,
познавательный характер, в ходе которого путем доказывания устанавливается истина по делу. То
есть, доказывание истины в уголовном процессе представляет собой не что иное, как
разновидность всеобщего процесса познания со всеми присущими ему
закономерностями и особенностями психолого-гносеологического характера.
Как справедливо указывает А.Р.
Ратинов, «судебная психология проникает в сферу уголовно-процессуальной теории, помогая
в решении
наиболее сложных вопросов доказательственного права, раскрывая психологический механизм
оценки доказательств, формирования внутреннего убеждения, рекомендуя
оптимальный с точки зрения психологии порядок доказывания и всего уголовного
судопроизводства». Аналогичных взглядов придерживаются и другие ученые, считающие, что «многие институты
процессуального права вообще не могут быть познаны с достаточной глубиной без
применения закономерностей, установленных судебной психологией».
Ряд
принципиально важных положений уголовно-процессуального закона, таких, как
независимость судей с подчинением их только закону,
гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства (ст. 16, 18, 240 УПК
РСФСР), вырабаты вались на
протяжении длительного периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, которая со всей
очевидностью показала, в какой
огромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию,
влияют на объективность установления
истины и принятия судебных решений.
Поэтому при анализе норм
уголовно-процессуального закона, регулирующих процесс доказывания,
установления истины по делу, с точки зрения психологии обращают на себя
внимание в первую очередь два аспекта этого регулирования. Во-первых, отражение в ряде
уголовно-процессуальных
норм психологических закономерностей, учет которых обеспечивает объективность,
доброкачественность процесса познания истины по делу, достоверность получаемых результатов. И
во-вторых, наличие гарантий, призванных оградить от различных негативных влияний процессы мышления,
памяти, принятия решений различными участниками уголовного процесса. И хотя законодатель не
прибегает к собственно
психологическим терминам, процедура расследования (рассмотрения) уголовного дела, вобрав в себя накопленный человечеством опыт, учитывает роль психологических
факторов в установлении истины по делу. И в этом процессе все более серьезную
помощь правоохранительной
деятельности будет оказывать психологическая наука, которая должна
перейти от распространенного психологического
комментария отдельных явлений или процессов, психологического всеобуча
работников правоохранительной системы к психологическому обеспечению
уголовно-процессуальной деятельности как единой целостной системы.
Психологическое обеспечение
уголовно-процессуальной деятельности (поэтапное психологическое сопровождение ее
стадий) в виде постоянно
оказываемой психологической помощи должностным лицам правоохранительных органов
должно стать принципом правоохранительной деятельности в стране. А это в свою
очередь предполагает создание психологической
службы в системе правоохранительных органов,
укомплектованных соответствующими
специалистами в области юридической психологии с возложением на эту службу
обязанности оказывать не только
периодическую консультативную, но самое главное — постоянную практическую помощь работникам этих органов, например, при выезде на место происшествия, во время
проведения обыска и других следственных, розыскных действий, при
психологическом отборе лиц в
правоохранительные органы, при проведении профилактических мероприятий и т.п.
Аналогичным образом можно проследить тесную связь
юридической психологии и гражданского процесса, который осуществляется
с соблюдением
тех же принципов судопроизводства, что и уголовный провес: независимость судей с
подчинением их только закону, гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного
разбирательства
(ст. 7, 9, 146 ГПК РСФСР). Хотя гражданский процесс имеет и свои особенности, в том числе
и с познавательной, психологической точек зрения Например, если в уголовном процессе
материалы предварительного
следствия уже содержат модель подлежащего исследованию правонарушения, то «в гражданском
процессе мысленная модель фактов, подлежащих установлению, создается самим судьей в ходе подготовки дела».
Тесные междисциплинарные связи также
имеют место между юридической психологией и наукой уголовного права в изучении целого
ряда
уголовно-правовых проблем, носящих комплексный характер. Например, к ним можно отнести
вопросы, связанные с субъектом, субъективной стороной преступления:
психологические особенности личности преступника, его эмоционально-волевая,
мотивационная сфера, уровень интеллекта, актуальные психические состояния, которые
сопутствуют совершению
некоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъект преступления руководит своими
действиями и отдает отчет своим поступкам.
Уголовный кодекс РФ, введенный в
действие в 1997 г., содержит целый ряд новых понятий, имеющих сугубо психологический
либо комплексный
психолого-правовой характер. Вот некоторые из них: уголовная ответственность лиц с психическим
расстройством, не исключающим вменяемость (ст. 22); «деяние, совершенное по легкомыслию» (ст. 26); несоответствие
«психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или
нервно-психическим перегрузкам» (ч. 2 ст. 28); устойчивость, сплоченность как признаки
преступной группы (ч.
3, 4 ст. 35), психическое принуждение (ст. 40); особая жестокость (п. «д» ст. 105, п. «б» ст. 111, п. «в» ст. 131); аффект, длительная
психотравмирующая ситуация (ст. 107,
ИЗ); психические страдания (ч. 1 ст. 117);
беспомощное состояние потерпевшей стороны (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132) и т.д. Этот перечень подтверждает,
какой тесной должна быть связь
научных исследований в области уголовного права с психологической наукой и ее прикладной отраслью —
юридической психологией.
Подобные связи юридической психологии
можно проследить и при анализе гражданско-правовых норм, отдельных ее положений с такой
наукой, как гражданское право. Так, проблема компенсации морального вреда в случае причинения
гражданину «нравственных страданий» не может быть всесторонне исследована и решена без учета
психологического
фактора, тем более что суды должны оценивать все это с учетом «индивидуальных особенностей
лица, которому причинен вред» (ст. 151, 1101 ГК РФ).
Не менее актуальной в гражданском праве становится
проблема признания
сделок недействительными вследствие необычного состояния психики гражданина, сниженного
интеллекта, дефектов его волеизъявления, а также ошибок восприятия, связанных с
пониженным уровнем
чувствительности тех или иных анализаторов (зрительных, слуховых и пр.), с повышенной
внушаемостью, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение
человека при принятии им решений правового характера (см. ст. 177, 178 ГК РФ).
Самая тесная связь юридической
психологии установилась с криминалистикой, особенно с ее разделами,
посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений. Однако в этом интеграционном процессе необходим
более высокий качественный уровень, который привел бы, о чем уже говорилось выше
применительно к уголовно-процессуальной деятельности, к созданию системы психологического
обеспечения внедрения и реализации рекомендаций криминалистики (и не только
следственной тактики, но и всех ее трех частей) в деятельность правоохранительных
органов.
Для этого необходимо:
более широкая и квалифицированная
методическая (по сравнению с настоящим положением) помощь специалистов (экспертов)-психологов в процессе расследования
(рассмотрения) уголовных дел;
введение института судебного
психолога в систему республиканских, областных (краевых), окружных (им приравненных)
правоохранительных
органов для оказания психологической помощи должностным лицам этих органов в
проведении следственных, розыскных действий, в расследовании особо сложных групповых
преступлений.
Весьма тесная связь существует между
юридической психологией и криминологией. Важнейшие разделы криминологической
науки просто не
могли бы развиваться без опоры на ее разделы, касающиеся психологии личности. Особое
внимание криминологов привлекают именно «те особенности личности преступника, которое связаны с
его преступным
деянием, объясняют его совершение» (направленность, ценностные ориентации, основные
потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания,
психические и психофизиологические особенности).
Традиционные связи поддерживаются
между юридической психологией и судебной психиатрией, особенно в пограничных областях знаний человеческой психики,
находящейся между психической нормой и психической патологией, о чем свидетельствует
развитие такого
междисциплинарного вида совместных исследований, которое определилось в
качестве комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
Междисциплинарные
связи юридической психологии с различными отраслями правовой
науки представлены на схеме (рис. 1).
рис.1
Список литературы.
1.
В.В.Романов «Юридическая психология», Москва, «Юрист», 1999г.
2.
В.Л.Васильев «Юридическая психология», С.-Петербург, «Питер», 2000г.
3. Б.Ф. Ломов
«Теория, эксперимент и практика в психологии», Психологический журнал,
1980г.т.1
4. Ратинов А.Р., Богомолова С.Н., Волков В.В. и
др. «Юридическая психология и проблемы борьбы с преступностью», Вопросы
борьбы с преступностью, 1983. Вып. 38.