Отклонения в психическом развитии
Отклонения в психическом развитии.
Наряду с детьми с отклонениями в умственном развитии в традиционном
понимании будут рассмотрены и одаренные дети, потому что отклонения могут быть
направлены как в сторону убывания, т.е. задержки, недоразвития, так и в сторону
подъема.
Дети с отклонениями в развитии.
К данной категории относятся дети с временной задержкой психического
развития, с астеническими, реактивными состояниями, конфликтными переживаниями.
Причины течений данных нарушений разные, но их объединяет следующее: у этих
детей нет органического поражения головного мозга.
К категории детей с временной задержкой психического развития
относятся дети с психофизическими или психическим инфантилизмом. И те, у
которых инфантилизм сочетается с задержкой в развитии познавательной
деятельности. Т е произвольного внимания, логического запоминания,
пространственных представлений, восприятия, мышления и т.д. Причинами задержки
могут быть: токсикоз или нарушение питания матери во время беременности;
недоношенность в результате того, что в течение беременности мать перенесла
вирусный грипп, малярию, гепатит, брюшной тиф; легкие родовые травмы, асфиксия
плода ( недостаток поступления кислорода к плоду вследствие перекрута пуповины
и т.п. ). Если ребенок в первый год жизни переболел диспепсией или
дизентерией, у него также может произойти задержка в развитии. Такие дети
позже начинают ходить, говорить, обладают малым весом и ростом, у них
наблюдаются странности в эмоционально- волевой сфере. В старшем школьном возрасте
они сохраняют черты младших дошкольников: ведущим видом деятельности является игра;
прослеживается непосредственность в поведении, не развиты навыки
самообслуживания.
В дошкольном возрасте эти дети особо не выделяются из общей массы,
поскольку им не приходится сталкиваться с твердо регламентированными
требованиями, но уже в школе заставляют обращать на себя внимание. Они плохо
включаются в учебную деятельность, не воспринимают и не выполняют школьных
заданий, ведут себя, как в детском саду. У них отсутствуют школьные интересы,
обязательность по отношению к выполнению предложенного задания, они с трудом
овладевают навыками письма и чтения, быстро утомляются, страдают головными
болями. У детей с психофизическим инфантилизмом нет интеллектуальной недостаточности:
они могут понять смысл прочитанного им рассказа, правильно разложить
предложенную им серию картинок, понять смысл сюжетной картинки. Такие дети
нуждаются в индивидуальном подходе с самого начала обучения и при правильном
педагогическом подходе трудности в обучении могут быть преодолены.
Как было сказано выше, к категории детей с временной задержкой в
развитии относятся дети, у которых инфантилизм сочетается с некоторой задержкой
в развитии познавательной деятельности. У них наблюдается недостаточное общее
развитие, что в сочетании с трудностями в обучения ошибочно может
диагностироваться как олигофрения.
Итак, задержки в развитии могут касаться только
эмоционально-волевой сферы, в других случаях к этому присоединяется и
задержка в развитии мышления, но таким детям всегда свойственны черты детей
более младшего возраста и при обучении они требуют особого педагогического
подхода.
Дети с астеническими состояниями.
Всякие неблагоприятные факторы, будь то соматические инфекции, легкие
травмы или очень легкие очаговые поражения головного мозга, а также длительные
и тяжелые переживания, переутомления в первую очередь влияют на центральную
нервную систему и могут вызвать функциональные нарушения психической
деятельности. В зависимости от причин, вызвавших астеническое состояние,
различают церебральную и соматогенную астению.
Причина церебральной астении состоит в том, что нарушается циркуляция
жидкости в мозге. Это может произойти либо вследствие перенесенного сотрясения
мозга, либо воспалительного очага в мозге, даже небольшого, узколокального.
При воспалительных мозговых процессах и черепных травмах количество
спинно-мозговой жидкости может увеличиться и тогда циркуляция её нарушится.
Характерной особенностью церебральной астении является нарушение интеллектуальной
деятельности при первично сохранном интеллекте. Во время работы у таких детей
быстро наступает утомляемость, происходит нервное истощение, возникают головные
боли. В результате нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти,
внимания, дети плохо сосредотачиваются во время выполнения задания либо легко
отвлекаются от дела. В поведении это выражается следующим образом: некоторые
дети чрезмерно возбуждены, беспокойны, излишне подвижны, раздражительны,
плаксивы. Другие, наоборот, вялы, робки, медлительны, заторможены, неуверенны.
Такие дети часто отказываются отвечать на уроке из-за боязни что-то сказать
неправильно.
Причинами соматогенной астении являются физическая слабость, соматические
заболевания (болезни внутренних органов, сердечно-сосудистой системы), детские
инфекционные заболевания.
Особенности астении при заболевании внутренних органов наиболее
характерно проявляются у детей с медленно текущей туберкулезной интоксикацией.
Это выражается в том, что дети быстро утомляются, у них появляются головные
боли, наблюдается раздражительность, склонность к капризам, слезливость,
расстройства сна, снижение аппетита, неустойчивость настроения. Малая
выносливость, двигательное беспокойство. Эмоциональное состояние у таких детей
нестабильное, поэтому они чутко реагируют на неблагоприятную обстановку в
классе и дома. В поведении это может проявляться по-разному: одни становятся
грубыми, раздражительными, агрессивными, непослушными, другие- застенчивыми,
плаксивыми, робкими, третьи- замкнутыми, угрюмыми.
Снижение успеваемости, астенические состояния, трудности в поведении
могут возникнуть у ребенка в результате длительного отрыва от школы по причине
инфекционных заболеваний, таких, как корь, коклюш, ветрянка, скарлатина,
тяжелый вирусный гепатит и др. у таких детей отмечается не только проблемы в
знаниях и физическая слабость, но и изменения в поведении. Они становятся
раздражительными, плаксивыми, быстро утомляются, плохо включаются в работу
класса. Поэтому надо правильно организовать педагогическое и врачебное
сопровождение, которое позволит со временем полностью преодолеть последствия
инфекционной астении.
Под реактивными состояниями понимают нервно-психические нарушения,
которые возникают у ребенка в результате травмирующей его психику ситуации.
Нервно-психические нарушения при реактивных состояниях у детей проявляются
по-разному. Это зависит от остроты и тяжести травмирующей ситуации,
длительности ее воздействия, возраста ребенка, общего состояния его здоровья и
индивидуальных особенностей личности. К проявлениям реактивных состояний
относятся заикания, тикозные подергивания в разных частях тела, страхи,
недержание мочи, а иногда и кала.
При остро действующих травмирующих ситуациях у детей наблюдаются
расстройства сознания типа сумеречных, т.е. таких, когда ребенок совершает ряд
действий и поступков, о которых в дальнейшем не помнит. Некоторые дети
становятся очень суетливыми, совершают бесцельные движения, немотивированные
поступки, а другие, наоборот, цепенеют, застывают. В младшем школьном возрасте
может наблюдаться временное выпадение некоторых функций, временная глухота,
мутизм ( отказ от речи ) и т.д. У подростков отмечаются нарушения всей
эмоционально-волевой сферы: страх, тревога, подавленность, отказ от еды и т.д.
Одной из травмирующих ситуаций, влияющей на поведение и характер
ребенка, является энурез ( недержание мочи). Данное расстройство в основном
возникает у нервных и физически ослабленных детей, переживших длительное
нервное напряжение или потрясение, испуг, соматическое заболевание. У них
возникает ощущение своей неполноценности, которое также проявляется по-разному.
Одни становятся очень робкими, застенчивыми, боязливыми, нерешительными.
Другие, наоборот, озлобляются, становятся раздражительными и агрессивными. У тех
и у других иногда бывают страхи, связанные непосредственно с недержанием мочи.
Затем проявляются другие страхи: темноты, нового дела, новой обстановки, новых
людей.
Очень болезненны переживания из-за физических недостатков ( хромоты, косоглазия,
близорукости, горбатости и т.д. ) и нервных проявлений ( заикания, нервных
подергиваний, страхов и т.д.). при неправильном отношении к ним взрослых у
ребенка может возникнуть чувство неполноценности, которое в дальнейшем приведет
к замкнутости, нарушениям поведения, а иногда и к снижению успеваемости.
Школьные конфликты при своевременном и правильном понимании их
взрослыми разрешаются быстрее и безболезненнее, чем семейные. Однако когда
школьные конфликты остаются непонятными учителями и родителями, когда ребенку
вовремя не оказывается помощь, его состояние может ухудшиться и привести к
уходу из школы или толкнуть на путь асоциального поведения.
Изменения характера и нарушение поведения могут быть следствием
воспитания ребенка в дошкольном возрасте, если его излишне балуют, позволяют
делать все, что он хочет, выполняют всего капризы и желания. Раздражительность,
невыдержанность, нервозность, недостаточная организованность родителей также
могут быть причинами негативных проявлений. Как правило, дети копируют
поведение старших, что сказывается на их поведении в школе. Трудности в
поведении детей могут быть обусловлены неблагоприятной обстановкой дома, когда
дети являются свидетелями ссор, скандалов, пьянства. У таких детей нередко
создается отрицательное отношение к окружающим, что мешает им наладить контакт
в школе и хорошо учиться, несмотря на первично сохраненный интеллект.
Аналогичные проблемы могут возникнуть и в благополучных семьях, если
своевременно не были обеспечены правильное воспитание и соответствующий
контроль над ребенком.
Преодоление трудностей в поведении этих детей – дело очень сложное.
Прежде всего необходимо, чтобы педагог понимал состояние ребенка, знал причины,
вызвавшие это состояние, осуществлял правильный индивидуальный подход к нему,
установил эмоциональный контакт с ребенком; включил его во внеклассную работу;
строил воспитательный процесс, опираясь на его положительные качества.
В перевоспитании таких детей большую роль играет работа с семьей.
Следует проводить с родителями разъяснительною работу: говорить о возрастных
особенностях их детей и причинах, вызвавших трудности в поведении. Важно
помнить, что нравоучения, жалобы, назидательные мероприятия неэффективны.
Необходимо искать к каждому ребенку индивидуальный подход.
Психология умственно отсталого ребенка.
Умственно
отсталым называют того ребенка, у которого стойко
нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения
головного мозга.
Впечатления умственно
отсталых могут производить глухонемые дети, если они не учились в специализированном
детском саду, дети, несколько лет болевшие туберкулезом костей, лежавшие в
гипсе, живущие, среди иноязычного населения. Но это не умственно отсталые дети.
Педагогически запущенные дети, даже с неразвитыми познавательными процессами,
тоже не будут считаться таковыми, потому что у умственно отсталых детей должно
присутствовать сочетание двух признаков:
1)
нарушение
познавательной деятельности;
2)
органическое
поражение головного мозга,
вызвавшее это нарушение.
К категории умственно отсталых детей относятся олигофрены: дебилы,
имбецилы и идиоты.
Рассмотрим детей-олигофренов более подробно. Олигофрения, что в
переводе на русский язык означает « малоумие », не является названием
какой-либо определенной болезни.