Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка
Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие
ребенка первых полутора лет жизни.
Показано, что уровень психомоторного развития
Детей в возрасте 3-х месяцев в двух группах
(дети из семей без нарушений внутрисемейных
отношений и дети из семей, где между родителями
имеет место конфликт ) не различается, однако
к возрасту 20 мес. дети из семей с нарушенными
отношениями отстают в развитии сенсорной,
познавательной и эмоционально- волевой сфер по
сравнению со сверстниками из нормальных семей.
не смотря на более легкую неврологическую
симптоматику, в 3 мес. у детей из конфликтных семей
неврологические заболевания наблюдались более
длительное время, а также реже формировался
надежный тип привязанности с матерью.
(М.В. Соболева, А.С. Батуев)
В отечественной псих-гии за последние 20
лет наблюдается повышенный интерес к проблеме развития ребенка и его связи с
матерью. Я оговорю данные, которые свидетельствуют о том, что в конфликтных
семьях отмечается больший процент психоматических нарушений и психических
заболеваний у детей. Однако в большинстве случаев речь идет о детях старше 5
лет, поэтому не ясен генез заболевания у ребенка: спровоцировано ли оно
конфликтом между родителями и, как следствие, нарушение внутрисемейного
взаимодействия, или болезнь ребенка имеет генетическую природу.
Общение ребенка с матерью принято
рассматривать как базис для возникновения чувства привязанности и формирования
отношению доверия к миру, является необходимой составляющей развития ребенка.
Психологи попытались выяснить, связаны ли
особенности оцениванию матерью отношений в семье с психомоторным развитием
ребенка, в каком возрасте и в какой форме обнаруживаются первичные нарушения
развития ребенка и какова их динамика.
Испытуемые. В
исследовании приняли участие 16 женщин ожидавших рождения ребенка, и их дети
после рождения. 8 пар «МАТЬ - РЕБЕНОК» составили контрольную группу (КГ),
критерием отбора в которой служило отсутствие у матери неудовлетворенности
семейными отношениями; 8 пар вошли в экспериментальную группу (ЭГ),
характеризовавшуюся наличием конфликтных отношений в семье или
неудовлетворенностью женщины семейными отношениями.
Процедура. Первый
В проходил во втором триместре беременности женщины. С каждой из них проводили
стандартизированное интервью, целью которого было выяснить социально-
демографические характеристики семьи и условия ее жизни (отношение в семье и
удовлетворенность этими отношениями, отношение женщины и ее семьи к ее
беременности, мотивы рождения ребенка). Исследовали психологический статус с
помощью шкалы реактивной и личностной тревожности для оценки эмоционального состояния
начиная с 12 месяцев после родов (4 В), применялся тест оценки депрессивного
состояния.
Через 3 мес. после рождения ребенка
проводилось повторное тестирование. В дальнейшем тестировании женщин
проводилось в месте с тестированием психомоторного развития ребенка. Для оценки
психомоторного развития детей использовалась методика «ГНОМ», позволяющая
определить коэффициент нервно- психического развития ребенка раннего возраста и
отдельно развитие у ребенка 5 основных нервно- психических сфер: сенсорной,
моторной, эмоционально- волевой, познавательной и поведенческой. По данной
методике детей обследовали пять раз в возрасте 3,6,10,14,20 мес. (Вы 2-6).
Обследование детей проводилось в присутствии
матери, в одних и тех же условиях в состоянии физиологического комфорта у ребенка.
В возрасте 3 и 14 мес. (В 2-5) детей
осматривал невропатолог для определения неврологического статуса ребенка.
В возрасти 12 мес. (В 4) у детей
определяли тип привязанности к матери с помощью модифицированной методики. В
эксперименте изучали поведение ребенка в ситуации разлуки с матерью, степень
воздействия подобной ситуации на ребенка и то, насколько легко удавалось
матери успокоить малыша после расставания.
Результаты. В контрольную группу вошли семьи, отношения в которых женщины в ходе
процедур охарактеризовали “хорошие и нормальные”. В экспериментальную группу
были отнесены семьи, в которых за все время наблюдения стиль внутрисемейных
отношений оценивался женщиной как “нормально- конфликтный и конфликтный”, либо
во время исследования произошел распад семьи. (рис. 1).
Не было обнаружено достоверных различий
между группами по возрасту супругов, их образовательному уровню, а также по
социально-экономическим характеристикам семей. Достоверные различия были
обнаружены по такому показателю акушерского анамнеза, как количество абортов
(КГ- 1,65 и ЭГ- 6,2) и вес ребенка при рождении (КГ- 3520г и ЭГ- 3060г).
Уровень реактивной тревожности у женщин из
КГ за все время наблюдений, за исключением наблюдения во время В 6 (возраст
ребенка 20 мес.), был достоверно ниже, чем у женщин из ЭГ.
Оценка
неврологического статуса детей в 3 мес. В2 показала, что среди детей из КГ был
больший процент с диагнозом перинатальной энцефалопатии средней тяжести
(57%) по сравнению с детьми из ЭГ (25%), однако уже к 10 мес. В4 этот диагноз
сохранился только у 1-го ребенка (14%), а остальные дети из этой группы были
признаны врачом- невропатологом практически здоровыми (диаграмма 2). Неврологический
статус детей в 3 мес (А) и 10 мес (Б).
А. Б.
В ЭГ в этом возрасте не осталось детей с
ПЭП средней тяжести, однако (50%) детей имели диагноз ПЭП легкой степени. Также
наблюдались все типы привязанности, однако детей в КГ с надежной привязанностью
было 50%, тогда как в ЭГ только 25%.
Обсуждение:
Каждая семья в предшествующий период,
рождению ребенка, и сразу после родов испытывают привычные стрессы в семейных
отношениях связанных с принятием родительских обязанностей. В семьях с
внутрисемейными конфликтами нет гармоничного развития каждого члена семьи,
следовательно и развитие ребенка в таких семьях также не достигает нормального
уровня. В таких семьях наблюдается и нарушение в развитии у детей коммуникативных
способностей, причем наиболее отчетливо эти нарушения начинают проявляется в
возрасте 2-х лет.
Анализ динамики развития детей из обоих
групп показал, что дети из ЭГ проходили кризисный этап в своем развитии в более
поздним возрасте и в более длительное время, чем дети из КГ. При этом
оказалось, что каждый критический период характеризуется прогрессивным
развитием определенных сфер, в то время как другие сферы остаются на прежнем
уровне.
·
Полученные результаты подтверждают влияние
фактора наличие или отсутствие семейного конфликта на нормализацию
неврологического статуса. Показано, что конфликт в семье приводит к появлению у
детей в старшем дошкольном и младшем дошкольном возрасте невротической
симптоматики, проявляющейся в значительном количестве нервных и
психосоматических заболеваний. Вероятно и дети более раннего возраста реагируют
подобным образом на наличие в семье конфликтной обстановки, что так же не
способствует снижению тяжести у них неврологической симптоматики. Становление и
развитие надежного типа привязанности в семье «мать- дитя» способствует
процессу неврологической стабилизации у детей. В этом исследовании было
показано, что дети из КГ, хотя и имели на момент первого обследования более
тяжелые неврологические диагнозы, к концу первого года жизни неврологически
были практически здоровы.
Таким образом,
характер внутрисемейного положения определяет специфику психофизиологического
развития ребенка. В гармоничных семьях создаются оптимальные условия для
благополучного развития ребенка, в то время, как конфликт приводит к
диспропорциональному психофизиологическому развитию детей.
И ТАК:
1)
Уровень тревожности у женщин из КГ
связан в первую очередь с динамикой и особенностями развития их детей, тогда
как у женщин из ЭГ изменение уровня тревожности находится в зависимости от их
социального статуса.
2)
Уровень психомоторного развития 3 мес.
детей в обеих группах не различается. Однако с возрастам начинали проявляться
различия в темпе развития детей, причем наибольшее различие между группами
наблюдались в возрасте 20 мес.
3)
Дети из семей с нарушенными
внутрисемейными отношениями отстают в развитии сенсорной, познавательной и
эмоционально- волевой сфер по сравнению со сверстниками из благополучных семей.
4)
У детей из конфликтных семей
неврологические заболевания наблюдаются более длительное время, а надежный тип
привязанности к матери формируется реже.
ВЫВОД: По
результатам наблюдения выяснилось, что « Семейный конфликт »
отрицательно влияет на психомоторное развитие ребенка в первые полутора лет его
жизни. Поэтому будущие родители, будьте предельно внимательны к гормональному
развитию каждого члена семьи в особенности ваших детей.