Память и представление

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,69 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Память и представление

ПОНЯТИЕ  О  МНЕМИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССАХ

Наряду с другими познавательными процессами, перцеп­тивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические (от греч. «мнема» - память). Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активно­сти человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями.

Что же такое память? Память - процесс сохранения про­шлого опыта, делающий возможным его повторное использова­ние в деятельности и возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Возобновляющиеся образы отдель­ных предметов и процессов, воспринятых в прошлом, усвоен­ные раннее движения и действия, пережитые прежде чувства и желания, наконец, возникшие когда-то мысли составляют про­шлый опыт человека, содержание того, что помнится.

Начало экспериментальных исследований мнемических процессов относится к концу XIX века. Среди первых психо­логов, обратившихся к этой проблеме, был немецкий ученый Г.Эббингауз. Исследования процессов памяти он осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочета­ний. Полученные результаты дали ему возможность вывести целый ряд законов запоминания, которые сами по себе пред­ставляли определенный интерес, однако были применимы исключительно к материалу, который не имел логической организации.

В дальнейшем необходимые поправки в те закономерно­сти, которые были выявлены Эббингаузом, внесли другие исследователи. Так, в частности, еще в начале XX века пред­ставители гештальт-психологии обратили внимание на ор­ганизацию материала, подлежащего запоминанию, и полу­чили данные, в значительной степени расходящиеся с теми, что содержались в исследованиях Эббингауза. В психоана­литических учениях процесс забывания как один из важней­ших компонентов мнемической активности человека объяс­нялся стремлением вытеснить из сферы сознания то, что травмирует личность, вызывает у нее неприятные воспоми­нания, в конечном счете оказывает негативное воздействие на эмоциональное состояние субъекта. Это породило целый ряд экспериментальных данных, которые в настоящее время обсуждаются, хотя и не во всем принимаются современной психологией. Французский психолог Жане подчеркивал роль социокультурных факторов при характеристике выс­ших форм развития мнемической активности.

В российской психологии сложилось традиционное пред­ставление о развитии памяти, связанное с обращением к тео­рии деятельности. Так, было разработано представление о памяти как о действии в собственном смысле слова, имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общест­венно выработанных знаковых средств. В ходе онтогенетиче­ского развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмыслен­ных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда рас­сматривались как этапы такого развития.

Новый материал к пониманию процессов памяти предос­тавили исследования ряда психических функций, за которые несут ответственность те или иные зоны полушарий мозга. Так, нарушения логических процессов, в частности логиче­ское запоминание и сохранение смысловых связей, оказались связанными с функционированием левого полушария, в то время как образная память явно была обусловлена работой правого полушария головного мозга.

АССОЦИАЦИИ ПАМЯТИ

Еще во II веке до н.э. величайший мудрец античности Ари­стотель подметил в процессах памяти закономерное и, позднее получившую название «закон ассоциации». Само слово «ассо­циация» означает «присоединение», «связь», «союз» В данном случае имеется в виду связь между психическими явлениями, между представлениями, т.е. образами прошлого. Представления могут связываться на основании трех принципов.

Согласно первому, восприятия или представления могут вызывать картины, которые когда-то переживались одновре­менно с ними или непосредственно вслед за ними (ассоциации по смежности). Так, человек вспоминая улицу, па к >горой он жил, и здание школы в се конце, невольно возвращается мыс­лью к своей старой учительнице, которая учила его в началь­ных классах и которой давно уже нет на свете.

Согласно второму, восприятия или представления вызы­вают образы, на них в чем-либо похожие (ассоциации по сходству). Так, в рассказе А.П.Чехова «Мальчики» один из героев Чечевицын вызывает у маленькой Маши преимущест­венно гастрономические ассоциации. Маша при взгляде на Чечевицына задумывалась и говорила: «А у нас чечевицу вче­ра готовили».

И наконец, существуют ассоциации по контраст} Воспри­ятия или представления могут вызывать образ, н чем-либо противоположный, более или менее контрастирующий с имеющимся. В том же рассказе Чехова сообщник и друг Чече­вицына Володя, сидя за чаем, вдруг указал пальцем на само­вар и сказал: «А в Калифорнии вместо чая пьют джин». Это типичная ассоциация по противоположности.

Ассоциации играют важную роль в процессе запоминания и воспроизведения. Вообще, запомнить что-либо ')то, по существу, значит связать запоминаемое с чем-то, включить то, что подлежит запоминанию, в контекст уже имеющихся свя­зей, образовать ассоциации. Чтобы ассоциация закрепилась. необходимо совпадение во времени действия двух психических процессов, они должны переживаться одновременно и вместе с тем иметь определенное значение для человека. Именно в силу этого в дальнейшем возникновение одного из этих процессов как бы тянет за собой другой, в прошлом в чем-то совпадавший с ним процесс (мы говорим «по ассоциации»).

В соответствии с гипотезой, выдвинутой И.П.Павловым, объяснения этому дает механизм условного рефлекса. Как известно, для того чтобы образовался условный рефлекс, не­обходимо, чтобы два раздражителя (условный и безусловный) совпали во времени действия. После нескольких таких совпа­дений образуется временная нервная связь и условный раз­дражитель сам по себе вызывает рефлекторную реакцию.

В настоящее время гипотеза Павлова не опровергается, однако физиологические механизмы запоминания и вообще физиология памяти представляет собой гораздо более слож­ную систему взаимодействия мозговых механизмов. Она не может быть сведена к простому условному рефлексу, кото­рый исследовался великим физиологом при изучении пове­дения животных.

Ассоциациями по смежности, сходству и контрасту не ис­черпывается изучение механизмов мнемической активности. Важную роль играю; смысловые связи.

Предложим испытуемому ряд цифр: 256128643216842. Если попросить его один раз прочитать этот числовой ряд и попы­таться воспроизвести его в памяти, то не исключена неудача. Между тем никакой трудности нет, поскольку от конца к на­чалу ряда идет удвоение чисел: 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256. Те­перь, двигаясь от конца к началу, не глядя в текст, можно воспроизвести этот ряд.

Как только схватывается смысл того, что подлежит запо­минанию, легко воспроизвести в памяти то, что надлежало запомнить. Таким образом, смысловые связи могут быть при­соединены к другим видам ассоциаций.

Система смысловых связей обобщенно отражает существен­ные отношения, в первую очередь между причинами и следст­виями, а также между целым и его частями, общим положением и частными выводами из него. Так, при изучении истории важ­ное событие связывается не только с фактами, сообщенными на уроке, но и с вызвавшими его экономическими и политически­ми условиями, изложенными значительно раньше.

Структурными компонентами памяти человека выступают запоминание, забывание, воспроизведение и узнавание того, что составляло его прошлый опыт.

ЗАПОМИНАНИЕ  И ЗАБЫВАНИЕ

Запоминание - важнейшее условие последующего восста­новления приобретенных знании. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. Именно в зависимости от места процесса запоминания в структуре дея­тельности и различаются указанные выше виды.

В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связан­ные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслу­живающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемических приемов. Вместе с тем зависимость запоминания от цели и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае.

Как показали исследования психологов П.И.Зинченко и А.А.Смирнова, непроизвольное запоминание оказывается значительно более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание и определяется целями выполняемого действия. Важную роль играет м специфика решаемой задачи. Ориентировка на смысловые связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроиз­вольному запоминанию.

Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно на максималь­но продолжительный срок с целью последующего воспроизве­дения или просто узнавания. Она определяет выбор способов и средств восприятия и тем самым влияет на результаты запоми­нания. Важное условие успешности произвольного запомина­ния - установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть усвоено и сохранено. Так, эксперимен­тально выяснилось, что если предложить испытуемым запом­нить материал с тем, чтобы воспроизвести его на другой день, а другим испытуемым предложить тот же самый материал, но предупредить их, что понадобится отвечать по содержанию того, что подлежит усвоению, через месяц, различие на резуль­тативности запоминания будет весьма и весьма заметным.

Итак, если провести проверку того, что осталось и памя­ти, не на другой день и не через месяц, а через две педели, то испытуемые, которые собирались отвечать но заданному материалу на другой день, в несколько раз хуже воспроизве­дут его по сравнению с теми, кто собирался воспроизвести его через месяц. Установка на длительность запоминания оказала решающее значение в данных обстоятельствах. Ти­пичным для этого вида запоминания является сложное опо­средствованное строение.

В число обычно используемых способов произвольного запоминания входят составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов и пространственная группировка материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имею­щимися знаниями. При прочих равных условиях произволь­ное запоминание продуктивнее непроизвольного. Оно обес­печивает большую сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом.

Важную роль среди механизмов запоминания играет по­вторение. Продлевая эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших социа­лизированных форм памяти, прежде всего именно произволь­ного запоминания. Вместе с тем исследования показывают, что повторение не является единственным условием, необхо­димым для долговременного запоминания. Жизненно важные материалы и сведения, несущие для индивида большую смы­словую нагрузку, запоминаются «сами собой».

 

Мнемоника, или мнемотехника

Мнемоника (иногда мнемотехника) -это совокупность искусственных приемов, способствующих запоминанию. История мнемотехники уходит в глубокую древ­ность. Ее возникновение связано с первыми наивными пси­хологическими представлениями греков. Греческая мифоло­гия знала титанку Мнемозину, мать девяти муз, и почитала ее как богиню памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника приобрела в XIX веке в связи с тем, что она по­лучила теоретическое обоснование в законах ассоциаций. Всякий мнемотехнический прием сводится к искусственному связыванию, ассоциированию запоминаемого представления с теми, которые уже успели прочно закрепиться в сознании. И в этой заведомой исключительности основное отличие мнемоники от того, как протекает запоминание в обычных жизненных условиях.

Общеизвестен способ запоминания числа я. «Кто и шутя и скоро пожелаетъ к узнать число уж знаетъ» (но с условием того, что слова «знает» и «пожелает» писались. с твердым знаком). Таким образом, количество букв в каждом слове позволит вос­произвести число л: 3,1415926526. Аналогичный сносом применя­ется при запоминании цветов спектра. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Начальные буквы слов этого предложе­ния дают градацию цветов: красный, оранжевый, желтым, зеле­ный, голубой, синий, фиолетовым. Прибегают к мнемотехническим приемам при запоминании некоторых имен и телефонов. При запоминании порядка расположения выходных данных при описании    КНИГ используется слово «миг» (место, издательство, год). Медики, чтобы запомнить, взаимное расположение артерии, нерва и вены в подколенной ямке используют слово «нева» (нерв, вена, артерия).

Можно было бы привести еще несколько примеров, и все-таки совершенно очевидно, что доля мнемотехнических прие­мов в общем потоке усилий, ежедневно затрачиваемых для удержания в памяти всего, что надо знать, помнить, не забы­вать, весьма незначительна.

 
Сохранение в памяти и забывание

Забывание - процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения того, что только что паи раннее запомнилось. Психи­ческим процессом, противоположном забы­ванию, является сохранение в памяти всего, что было достоя­нием прошлого опыта человека. Разумеется, не вес, чего чело­век запоминает, сохраняется в его памяти. Очень многое исче­зает бесследно, а что-то, хотя и сохраняется, но не выступает в его сознании в том виде, в каком оно запечатлелось

Сохранение в памяти и забывание при всей их противопо­ложности - процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека, для организации его поведения и деятельности. В каком-то отношении можно забывание рас­сматривать даже как процесс благотворный. В мозгу идет постоянный отбор ценного и нужного - того, что поит ном-нить, и того, что следовало бы забыть. Поэтому забывание, как и запоминание, процесс избирательный, имеющий свои закономерности и особенности.

Сохранение в памяти прошлого оказывается теги > связан­ным с чувствами. Сильные переживания способствует проч­ности и точности запоминания и сохранения. То, ч^1 волно­вало, помнится много лучше того, что оставило безразличным. Однако эта зависимость не имеет абсолютного характера. Экспериментально выявлено, что чрезмерно сильное потрясе­ние, бурные эмоции способны не столько обеспечить сохранение того, что присутствовало в восприятии, сколько препят­ствовать ему. Безразличие к происходящему ведет к забыва­нию того, что произошло.

Нельзя понимать сохранение буквально, как простое хра­нение в «кладовой» памяти того, что запомнилось. Сохранен­ные связи перестраиваются, обобщаются, » чем-то обогаща­ются пли обедняются. Они видоизменяются под влиянием последующей деятельности человека.

Далеко не все, что запоминается, сохраняется в дальней­шем. То, что потеряло жизненное значение, т.е. какое-то от­ношение к естественным и культурным потребностям челове­ка, существенным условиям его деятельности, иногда бесслед­но исчезает, иногда же сохраняется в отрывочной, зачастую искаженной форме. Громадная часть впечатлений, выполнив свою роль при ориентировке в окружающей среде, забывает­ся. Человеку нет никакой надобности помнить всех людей, которых пришлось видеть в течение жизни, или все подробно­сти прочитанных книг. Следы памяти у одного и того же че­ловека могут сохраняться, с одной стороны, на протяжении 50-60 лет и более почти без изменений, а с другой - тормозят­ся уже через несколько дней, часов, а иногда минут даже то­гда, когда хочется их сохранить. Так, старик, помнящий слова и мотив песни, услышанной в далеком детстве, забывает по­рой о том, как назвали его новорожденную внучку. Происхо­дит это по той причине, что сохранение и укрепление следов памяти зависит от функциональной активности коры боль­ших полушарий, т.е. от степени возбудимости и, так сказать, работоспособности ее нервных клеток, которые значительно снижаются к старости.

 
Феномены сохранения и забывания

К числу феноменов забывания и со­хранения материалов в памяти относится зависимость между тем материалом, ко­торый запоминается, и тем, который пре­подносится для запоминания вскоре по­сле него. Так, иногда после урока математики по расписа­нию может идти урок физики. В этом случае физика с ее математическими формулировками выступает как тормоз усвоения математического материала, так же строящегося на основе многочисленных формул. Подобный феномен именуется интерференцией.

Еще Эббингаузом был открыт феномен памяти, который впоследствии был обозначен как эффект края. В дальней­шем данные Эббингауза получили экспериментальное под­тверждение в работе других психологов. Так, выяснилось, что из расположенного в ряд заучиваемого материала эле­менты, находящиеся в начале и конце, запоминаются быст­рее, чем элементы, находящиеся в середине. Фактически одним из вариантов эффекта края в психологии выделяется эффект первичности. Установлено, что вероятность сохра­нения в памяти нескольких первых по порядку элементов более высока но сравнению со средними элементами.

Один из наиболее известных феноменов забывания и сохранения в памяти получил название эффект или фено­мен Зейгарник, по имени российского психолога Б.В.Зейгарник, выяснившей достоверность предположения ее на­учного руководителя, известного немецкого психолога К.Левина. Экспериментально было установлено, что коли­чество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество подлежавших запоминанию завер­шенных задач. Эффект Зейгарник впервые был открыт и изучен в 20-е годы нашего столетия. Однако в дальнейшем экспериментальная проверка, в целом подтвердив его справедливость, внесла поправки, которые необходимо учи­тывать при общей характеристике этого феномена мнемической активности. Выяснилось, что при очень сильной заин­тересованности лучше запоминаются завершенные задачи, тогда как при слабой мотивации - прерванные задания. Выявление феноменов интерференции в процессах памяти, эффектов края и первичности, а также феномена Зейгарник не исчерпывает исследования особенностей сохранения в памяти прошлого с помощью опытов, препятствующих его забыванию. Однако чтобы запоминание было в достаточной степени продуктивным, необходимы специальные волевые усилия, которые могут привести к воспроизведению и узна­ванию всего того, что важно для человека в его практиче­ской деятельности.

Эйдетизм

Существование индивидуальных раз­личий памяти человека является само собой разумеющимся фактом. Но на протяжении многих лет внимание психологов привлекали особенности памяти людей, не встречающиеся или очень редко встречающиеся у всех других, с которыми психологу приходилось сталки­ваться в условиях экспериментального исследования. Это явление исключительной, феноменальной памяти получило название эйдетизм (от греч. слова «эйдос» - образ). Эйде­тизм - способность некоторых людей к сохранению и вос­произведению детального образа воспринятых ранее предме­тов и явлений.

Российский психолог А.Р.Лурия исследовал особенности памя­ти некоего С.Шерешевского, чья способность запоминать и сохра­нять в памяти огромный словесный материал была действительно феноменальной. Шерешевский мог запомнить с первого предъяв­ления десятки цифр, бессмысленных слогов, слов иностранного языка, которого он не знал, и на протяжении многих лет сохранять в памяти тот материал, который был им впервые воспринят и без изменения сохранен в памяти. Так, он способен был точно воспро­извести ряд, состоящий всего из двух слов - красный и синий, в случайном сочетании: красный, красный, синий, синий, синий, красный, красный, синий, синий, синий, синий, красный, красный, красный, синий и т.д.

По свидетельству современников, А.С.Пушкин особенно отли­чался необыкновенной памятью. Стоило ему два раза прочесть страницу какого-нибудь текста и он мог уже повторить его наи­зусть. Замечательной зрительной памятью обладал известный французский художник Густав Доре, великолепные иллюстрации которого к книгам Рабле, Сервантеса, Данте хорошо известны во всех странах. Удивительной памятью отличались многих писатели, художники, композиторы, политические деятели: Толстой, Леви­тан, Ге, Рахманинов, Моцарт, Балакирев, Суворов и другие. Этот список легко продолжить.

Но можно назвать во много раз большее число людей, не менее известных и талантливых, которые не обладали сколько-нибудь выдающейся памятью. Не то чтобы у них была слабая память (хотя было и такое, например, у Фарадея), а просто и самых обычных «объемов» и прочности памяти достаточно для того, чтобы творчески успешно и оригинально выполнять ка­кую-либо деятельность, отвечающую их способностям.

УЗНАВАНИЕ  И  ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Основные виды, характеризующие мнемическую актив­ность - запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение, лишь условно могут быть выделены для рассмотрения и в реальной жизни человека неотделимы друг от друга. В конечном счете это единый мнемический про­цесс. Нельзя говорить о запоминании, не принимая во вни­мание сохранение того, что запомнилось, властности глав­ного, и вместе с тем забывание того, что является второсте­пенным.

Однако невозможно обсуждать вопросы, относящиеся к уз­наванию и воспроизведению, если не учитывать, что эти про­цессы обеспечиваются сохранением того, что запомнилось при отсутствии забывания. Таким образом, расчленение мнемического процесса на его составные части имеет смысл только для осуществления цели эксперимента, изучения и обучения.

Как следует из сказанного выше, забывание прошлого -процесс, имеющий не одну, а много разных причин. Его нель­зя уподобить простому сглаживанию следов на песке пли сти­ранию записи мелом на доске. В разном возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, в различных видах деятельности различный материал забывается, как и помнится, по-разному. Чтобы понять возможность преодоления забывания, необхо­димо обратиться к формам восстановления в памяти человека того, что составляло его прошлый опыт, а именно к процессам узнавания и воспроизведения.

При узнавании память получает поддержку в непосредст­венном восприятии знакомых объектов. Узнавание - это опо­знание воспринимаемого объекта, который уже известен по прошлому опыту. В отличие от узнавания процесс воспроизве­дения представляет собою более сложную форму мистической активности. Он требует волевых усилий, а иногда достаточно длительного напряжения умственной деятельности человека. Воспроизведение - вид памяти, предполагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта и построение соответст­вующих ему представлений.

Поставим испытуемому вопрос: что с вами произошло месяц назад? Что читали? Где были? Какие события волно­вали вас в этот день? О чем писали в этот день газеты? На все эти вопросы дать ответ нелегко. Почти каждый скажет: «забыл». Но почему забыл? Ответ будет простой: прошло много времени. Это отчасти верно. Но дело не то ч (.ко и не всегда в этом.

Еще один вопрос: как вы провели последнюю новогоднюю ночь? На этот вопрос ответить гораздо легче. И хотя с той ночи прошло много месяцев, все-таки она не забылась. Почему? По­тому что с этой ночью связаны эмоциональные впечатления. Следовательно, дело не только во времени, отделяющем чело­века от события или факта, который он хочет вспомнить, но и в характере этого факта' в его значимости для него, в его связи с чувствами, когда-то волновавшими человека.

При узнавании память получает поддержку в непосредст­венном восприятии знакомых объектов. Его сравнительная легкость в отличие от воспроизведения объясняется тем, что пути для возобновления образа прошлого были проторены и восприятие объекта сопровождается чувством чего-то зна­комого.

Но далеко не вес, что сохраняется, узнается сразу при но­вом восприятии или повторении каких-нибудь действий. Бывает, например, что ученик не узнает на экзамене тип алгебраической задачи, хотя нетрудно обнаружить, что этот тип ему знаком, что ассоциации от решения аналогичных задач в его мозгу сохранились. Однако нужные ассоциации не оживляются, а ненужные уводят мысли в сторону и ме­шают узнаванию. И далеко не все, что узнается с легкостью, например текст неравно прочитанной книги или детали ви­денной картины, воспроизводится с должной полнотой и точностью. Нередко человек не только не может рассказать «на память» об устройстве прибора, который он достаточно внимательно наблюдал несколько дней назад, но даже ясно представить его вид. А узнать этот прибор оказывается не­трудно.

Если этот процесс не имеет заранее поставленной цели, воспроизведение принимает характер свободно протекающих непреднамеренных воспоминаний. Живые, яркие образы, обыч­но эмоционально окрашенные, быстро, вследствие оживления ассоциаций, вызывают и сменяют друг друга; в мозгу возни­кают картины прошлого то более отчетливо, то смутно.

В основных видах человеческой деятельности (в частности, в труде и учебных занятиях) постоянно требуется воспроизведе­ние более сложное. Человеку приходится помнить о тех требо­ваниях и задачах, которые поставила перед ним жизнь. Он должен представлять себе цель своих действий и последова­тельно вспоминать намеченные пути ее достижения, например: разобрать, вычистить, смазать и снова собрать мотор; четко и последовательно рассказать об обстоятельствах, предшест­вовавших нападению гитлеровской Германии на Советский

Союз в 1941 г., о причинах временных успешных действий Вер­махта в начале войны.

При этом одни ассоциации закрепляются, будучи необхо­димыми или полезными, так как помогают ориентироваться и активно действовать; другие, наоборот, могут вызвать обра­зы и мысли, отвлекающие человека, мешающие ему работать с определенной последовательностью и четкостью или гово­рить то, что следует, и потому они тормозятся.

Организованность и целенаправленность всякой серьезной деятельности в человеческом обществе придает памяти, и в част­ности процессам воспроизведения, избирательный и намеренный характер. Обыкновенно люди вспоминают именно то. что требу­ется воспроизвести в данном жизненном положении, что имеет значение для успешного удовлетворения их потребностей. Одна­ко нередко то. что надо воспроизвести по ходу деятельности, не возобновляется сразу же в виде чувственных образов, слов или движений. Торможение, вызванное посторонними впечатлениями и утомлением, препятствуют воспроизведению. В этом случае оказывается, что у человека нет готовности вос­произвести заведомо знакомый материал Последний времен­но или надолго забыт.

Во многих случаях, тем не менее, ему приходится самому, напряженно, упорно думая о том, что связано с забытыми впе­чатлениями, фактами, формулировками, добиваться припоми­нания, т.е. преднамеренного и активного воспроизведения. При процессах припоминания забытой ли математической форму­лы, правила правописания, дозировки отдельных составных частей в сложном рецепте или лирического стихотворения, соответствующего настроению, легко подметить единство про­цессов памяти с активным размышлением, напряжением воли, сосредоточением внимания. Это обнаруживается даже в выра­жении лица припоминающего человека.

Известны случаи, когда временно забытое впоследствии вспоминается без усилий. Так, ученик, тщетно пытавшийся вспомнить на экзамене по географии столицы государств Ла­тинской Америки, рассказывая дома об ответе, к своему удив­лению легко вспоминает и совершенно правильно называет их. Возможной причиной его недавней забывчивости было утом­ление, вызванное поздними занятиями накануне. Между тем, когда напряжение спало, произошло «всплывание» того, что требовалось воспроизвести. Для этого уже нет необходимости в каких-либо усилиях. Все происходит «само собой». Это явление имеет название реминисценция - непроизвольное возобновление образов прошлого без реализации задач припоминания.

Днепропетровский национальный университет

Физический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по теме:

Память и представления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Креминь Анатолий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Днепропетровск 2002


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!