Способы управления и тренировки памяти
Реферат по психологии
Тема:
Способы управления и тренировки памяти
Общее представление о памяти человека.
Память
человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие
в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память
является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти
невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко
убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами
памяти. Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у
человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек
обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием
различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды
памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная. В целом, память
человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления
и использования жизненного опыта.
Память
(воспроизведение) – это прямое продолжение восприятия и наравне с ним имеет
основное значение в развитии личности. Восприятие связывает личность
непосредственно с окружающей средой в каждый данный момент, а память восстанавливает
те связи, какие существовали в прошлом и сохранили какое–либо значение для
настоящего. Простейший случай воспроизведения это узнавание. Узнавание–это
связь новых впечатлений с прошлым опытом путем воспроизведения ранее воспринятых
впечатлений.
В
памяти существуют индивидуальные различия, которые выражаются в скорости,
точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Эти различия
связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности, с процессами возбуждения
и торможения. Индивидуальные особенности памяти зависят от того, насколько
сформированы у человека рациональные способы запоминания. Различия памяти
проявляются также в том, что у одних людей более продуктивно закрепляется образный
материал, у других – словесный и т.д.
Существует
множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить
память, но не всякий знает что для этого нужно. А самое главное правило для
улучшения памяти гласит: «Чтобы развить память ее надо развивать». Самая
большая ошибка людей состоит как правило в том, что они хотят сначала улучшить
память, а потом уже начать ее применять. Из этого соответственно ничего не
выйдет, да и не может. Только все время тренируя, нагружая и используя память,
все время запоминая, воспроизводя запомненное раньше и вновь запоминая, можно
совершенствовать свою память.
Существует
так же множество правил, помогающих при запоминании, которые в дальнейшем помогают
наиболее точно воспроизвести полученную когда-либо информацию. Вот некоторые из
них:
Ë Нужно получить глубокое, точное,
яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст
снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.
Сравнительно
простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека,
могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента
первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью
и ясностью. Более сложные и менее интересные события человек может переживать
десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются. При пристальном внимании
к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем
точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. И
наоборот иногда человек многократно сталкиваясь с одним и тем же предметом в течение
долгого периода не может его описать или например указать его цвет. Этим и
объясняется то, что редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше,
чем привычные, часто встречающиеся.
Ë То, чем человек особенно интересуется,
запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность
проявляется в зрелые годы.
Поэтому
не случайно В.С. Щербаков теоретик и практик внешкольной работы с детьми в
области изобразительного искусства считал что, первой задачей должно стать
воспитание творческого внимания. Творческое внимание – это увлеченность
объектом.
Ë Сосредоточенность на изучаемом
материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать
свое внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие только
потенциально полезной информации.
Это
дает свои результаты при подготовке к экзаменам, если ученик сконцентрирует
свое внимание на изучаемом материале, то подготовка к экзамену займет менее
продолжительное время, чем если он будет постоянно отвлекаться на посторонние
вещи.
Ë Для лучшего запоминания материала
рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае
запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими
впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым
мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.
Это
хорошо видно на примере школьников младших классов – ребенок может целый день
учить стихотворение, но не может потом рассказать. Однако если он повторит
стих перед сном, то рассказать его не составит труда.
Если
бы люди хранили в своей памяти преимущественно неприятное, они и ждали бы от
жизни одни неприятности, следовательно, они были бы прирожденными пессимистами,
а человек от природы оптимист.
Ë Если в момент запоминания человек
находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное
восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при
припоминании улучшает память.
Ë Прежде всего необходимо получить
четкое зрительное впечатление оно – более прочное. Однако, комплексные впечатления,
то есть впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов
чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше.
Линкольн,
например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было
одновременно и зрительным и слуховым.
Ë Чем больше объем информации, тем
больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается
легче, если его разбить на части.
Ë Повторение подряд заучиваемого
материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких
повторений в течение определенного периода времени.
Ë Новое повторение способствует
лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
Ë С усилением внимания к запоминаемому
материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть
уменьшено.
Ë Лучше, чтобы на начало и конец
заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину.
Ë Один из способов запомнить факт –
это ассоциировать его с каким-либо другим фактом.
Для
ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным
представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически
связанное целое. Чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с
ним вызывает материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих
ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал. Для того, чтобы ассоциировать
один факт с другим, уже известным, необходимо обдумать новый факт со всех точек
зрения, поставить себе такие вопросы: "Что это напоминает?", "На
что это похоже?", "Почему это так?", "Как получилось, что
это так?", "Когда это бывает?", "Где так бывает?",
"Кто сказал, что это так?" и т.д.
Эффективность
запоминания иногда снижается смешением одной информации с другой, одних схем
припоминания с другими. Чаще всего это возникает тогда, когда одни и те же
воспоминания ассоциируются в памяти с разными событиями и их появление в сознании
порождает припоминание конкурирующих событий.
Ë Запоминание лучше происходит в том
случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу.
Интересный
факт, что масса студентов, сдав экзамен по какому-либо предмету спустя пару
дней, не могут ничего вспомнить из, казалось бы, хорошо усвоенного материала.
Это можно объяснить следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную
задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на относительно близкой
дате сдачи экзамена, не "программируя" себя на будущее. Таким образом,
материал попадает в промежуточную память, не закрепляясь в долговременной, и
как только экзамен сдан соответствующая информация утрачивается. Итак,
правильная установка – усвоить материал а не запомнить его для того, чтобы забыть.
Предполагаемый срок хранения информации зависит от изучаемого материала (но в
любом случае он значительно больше, чем время подготовки к экзамену).
Наверное
имеет смысл сказать о прочности запоминания. Вот например дети школьного
возраста сохраняют в памяти заученное гораздо дольше чем взрослые. В таком же
отношении находятся друг к другу старшие и младшие возрастные группы детей.
Дети нуждаются в большем времени и большем числе повторений для заучивания
всякого материала, но то, чем овладеют, они держат в памяти прочнее и дольше, и
воспроизводят, когда нужно, легче и точнее. И еще один известный факт – старики,
иногда, значительно лучше помнят то, что произошло с ними в молодости и могут
совершенно не помнить того, что произошло с ними несколько дней назад. Вообще в
старости механически запомнить что либо новое трудно. Например в зрелом
возрасте сложнее учить иностранный языки чем в юности. К.К. Платонов описывает
интересный случай: В больнице Нью-Йорка умирал тяжелобольной. Детство он провел
на родине в Италии, юность – во Франции, а потом долго жил в Америке. И вот что
интересно; в начале болезни он разговаривал по-английски; когда его состояние
ухудшилось, он забыл английский язык и стал говорить по-французки. В день
смерти он говорил только по-итальянски.
Ë Любая из частей, на которые при
заучивании делится весь материал, должна сама по себе представлять более или
менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче
запоминается и воспроизводится. Именно поэтому, заучивая стихи, слова песни, не
надо зубрить каждую строчку отдельно.
Это
законченное целое может представлять собой группу слов или понятий
сформированных по первой букве названия.
Ë Наличие заранее продуманных и четко
сформулированных вопросов к изучаемому материалу, ответы на которые могут быть
найдены в процессе его освоения, способствуют лучшему запоминанию.
Ë То, что мы можем выразить словами,
обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только на
слух. Если, кроме того, слова являются результатом осмысления воспринятого материала,
т.е. слово содержит в себе связанную с предметом внимания существенную мысль,
то такое запоминание является наиболее продуктивным.
Человек
может запомнить фразу, создав для себя смысловой образ. Например такая фраза
как: «Третьего дня тут приземлился аэроплан». Может быть сказана как:
«Позавчера здесь приземлился самолет». Материал, усвоенный таким образом, запомнен
не только смысловым, но и логическим запоминанием. Его этапы схематически показаны
на рисунке
Ë Материал в процессе запоминания
должен непрерывно систематизироваться. Здесь особое значение приобретает
способность находить в вещах сходство и различие. Для систематизации материала
бывает полезно придать ему древовидную структуру.
«Память
есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и поэтому надобно
скорее все укладывать, куда следует»,– рекомендовал Суворов. Наполеон говорил,
что все дела и знания уложены у него в голове, как в ящиках комода, и ему достаточно
открыть определенный ящик, чтобы извлечь нужные сведения.
Ë Моторную память рекомендуется
тренировать иногда совсем отвлеченными способами. Метод ЦИТа был (Центрального
института труда) построен именно на моторной памяти.
Этот
метод в 20-е – 30-е гг. нашел свое применение в подготовке различных
специалистов. Подготовка слесаря (рубщика зубилом) осуществлялась так: в правую
руку ему давалась палка и предлагалось делать кистевые движения вверх и вниз.
Таким образом развивалась способность к свободным кистевым движениям, важным
при работе молотком.
Моторная
память так же имеет место, когда мы что-нибудь открываем и не можем определить
в какую сторону надо крутить. Однако, если представить в какую сторону мы
открываем бутылку с Кока-Колой, то такая задача не составит труда.
Есть
так же множество факторов, которые влияют на память. Это правильный режим дня и
работы (учебы); умение систематически вести свои записные книжки. Записная
книжка – ведь второй мозг культурного человека. Надо помнить: все, что улучшает
здоровье и самочувствие, повышает и продуктивность памяти.
Список литературы:
Ø Басов М.Я. «Общие основы
педологии» 1928 г.
Ø Карнеги Д. «Как вырабатывать
уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» 1989 г.
Ø Немов Р.С. Психология. Кн.
1. «Общие основы психологии» 1997 г.
Ø Петров Е.А. «Метод обучения
ЦИТ» 1932 г.
Ø Платонов К.К. «Занимательная
психология» 1962 г.
Ø «Общая психология»
Петровский А.В.; Брушлинский А.В.; Зинченко В.П. и др. 1986 г.
Ø Щербаков В.С
«Изобразительное искусство. Обучение и творчество