История психологии
Прикамский социальный
институт
филиал
Московского открытого социального университета
Контрольная работа
по
"Истории психологии "
Разработал
студент:
группы П-СО - 98
Корягин Юрий
Игоревич
Проверила:
старший
преподаватель
кафедры психологии
Стерлигова Елена
Алексеевна
1998 г.
Содержание
Список людей сделавший свой вклад в развитие
психологии.
Античный период.
Период феодального строя.
Период учения XVII - XVIII века.
XIX век.
Карта памяти по истории психологии
1 период
2 период
3 период
Список литературы.
Список
людей сделавший свой вклад в развитие психологии.
Античный
период.
Ученый
|
Основные идеи.
|
Платон
(428 – 348 г. до
н.э.)
|
Родоначальник европейского идеализма,
создал на основе древнегреческой мифологии философскую модель, вел
напряженную борьбу с материалистическим направлением, вершиной которого в
период античности являлось учение Демокрита.
Противник материализма.
Ученик Сократа
Познание - есть анамнесис воспоминание души об идеях, которые она
созерцала до ее соединения с телом.
Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую
неоплатонизмом схему основных ступеней бытия.
Он учил, что истинная реальность, которой
он считал сферу вечных, бестелесных, чуждых ему материальных идей,
постигается устремленным к этому высшему миру умозрений.
Считал, что чувственное и умопостигаемое
принадлежит к двум не сопоставимым ни в каком отношении мирам.
В своих учениях он ориентировался на
математику.
Считал, что работа мышления отличается от
ощущений не только по характеру ее зависимости от объектов, но и по
производимым субъектом действий.
|
Аристотель
(384 – 322 г. до
н.э.)
|
Полагал что идейное богатство мира
воплощено в конкретных чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только
благодаря земному общению с ними в процессе эмпирических исследований.
В своих учениях он ориентировался на
биологию.
Душа
–
Это целесообразно работающая органическая
система.
–
Неотъемлемое начало органической жизни, но не
материального мира в целом.
–
Способ организации материального тела.
Окончательно покончил с гилозоизмом –
учением о одушевленности всех физических тел.
Выделил четыре функции души:
1.
Питательная, вегетативная – растительный мир.
2.
Сенсомоторная – животный мир
3.
Сенсомоторная – животный мир
4.
Разумная – человеческий мир, человек.
Учил, что каждый ситуации соответствует
определенный – правильный аффект.
Отвергал, что органом психики является
мозг – поверхность больших полушариев не обладает чувствительностью.
Учился у Платона.
Воспитатель
Александра Македонского.
Основоположник формальной
логики. создатель силлогистики. (СИЛЛОГИСТИКА - от греч. syllogistikos
выводящий умозаключение), исторически первое, созданное Аристотелем учение о
логической дедукции.
«Первая философия»
(позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия:
возможности и осуществлении/
Колебался между
материализмом и идеализмом; идеи:
-
внутренние движущие силы вещей, неотделимые от
них;
-
источник движения и изменчивого бытия вечный и
неподвижный «ум»;
-
ступени природы: неорганический мир, растение, животное,
человек.
-
«ум», разум, отличает человека от животного.
Центральный принцип этики - разумное
поведение, умеренность (метриопатия).
|
Августин
(354 – 430 г. до
н.э.)
|
“Отец церкви”
Культивировал негативное отношение к
реальному миру и интровертную установку – человек должен остаться наедине с
собой чтобы устремиться к всевышнему.
Проповедовал спонтанную активность души с
телом с которым она соединена.
|
Гераклит
(530 – 470 г. до
н.э.)
|
Все вещи есть суть модификации огня.
“По каким дорогам ты ни шел бы, не найдешь
границ души, так глубок ее логос”
Все существующее, в том числе телесное и
душевное, непрерывно изменяется и безостановочно течет.
Он полагал, что душа испаряется из влаги.
Придерживался идеи неразделимости внешней
природы и души.
Разделил психические и допсихические
состояния в организме.
Внутри психического познания вычленил:
мышление, познание, уровни понимания.
|
Парменид
(период расцвета
504-501 до н. э.)
|
Основатель элейской
школы.
Провел принципиальное различие между
чувственно познаваемым миром и миром умопостигаемым.
чувственно познаваемый мир – текучий,
зыбкий, вечно изменчивый.
умопостигаемым мир – неподвижен,
однороден, закончен.
Первым провел
принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным («единым»),
бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и
преходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»).
Сформулировал идею
тождества бытия и мышления.
|
Анаксагор
(500 – 428 г. до н.э.)
|
Материалист.
Считал мир состоящим из бесчисленного
множества качественно различных частиц, учил, что их движение упорядочивается
благодаря уму. Он указывал на начало, придающее процессам природы и
человеческому поведению (включая мышление) закономерный характер.
Вывел, что сладкое, горькое и др.
чувственные свойства вещей нельзя познать с помощью их самих.
Выдвинул учение о
неразрушимых элементах «семенах» вещей (позже названных гомеомериями).
Движущий принцип мирового порядка ум
(нус), организующий элементы.
|
Демокрит
(460 – 370 г. до н.
э.)
|
Разработал
атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности.
Душа – лишь одна из
разновидностей вещества среди других.
Он отвергал
бессмертие души.
Один из основателей
античной атомистики.
По Демокриту,
существуют только атомы и пустота. Атомы неделимые материальные элементы
(геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые,
различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных
направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все
бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на
органы чувств, вызывают ощущения.
|
Сократ
(470 – 399 г. до
н.э.)
|
Родоначальников
диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов
Создатель понятия – диалектика –
нахождение истины с помощью беседы. “Познай самого себя”
С помощью
определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный
ответ – сократический метод, и тем самым привести его от неопределенных
представлений к логическому ясному знанию обсуждаемых предметов.
В отличии от софистов у которых исходным
пунктом было отношение человека к людям, он принял за основу отношение
человека к самому себе, как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.
Был обвинен в
«поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти.
Излагал свое учение
устно.
Цель философии
самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание,
или мудрость.
Для последующих эпох
Сократ стал воплощением идеала мудреца.
|
Лукреций
(99 – 55 г. до н.э.)
|
Ученик Эпикура – последователя Демокрита.
Вывел что дух это не тоже самое, что и
душа.
Душа, разновидность материи – активна,
деятельна, способна подчинить себе тело состоящее из более грубой материи.
Категорически отвергал что вся природа
пронизана разумом.
Есть только атомы, учил Он, движущие по
естественным законам из которых нужно выводить и сам разум.
|
Гален
(129 – 199)
|
Вплотную подошел к понятию о сознании.
В его учении термин “Распознавание” явился
приемником термина – сознание в наше время.
Создатель концепции – “зрительного акта”
|
Плотин
(203 – 269 г. до
н.э.)
|
Проповедовал абсолютную имматериальность
души.
Утверждал, что душа обладает способностью
направляться не только “вверх” – к божественному, и “вниз” – к неземному
материальному миру, но и к самой себе, воспринимая тем самым свою собственную
деятельность.
Индивидуальные души происходят от мировой
души.
Он понимал психическое действие любого
уровня как чисто духовное.
Память – это не запас впечатлений она есть
не что иное, как знание о свих прежних действиях
Основатель
неоплатонизма.
Плотин сыграл большую роль в развитии
античной диалектики.
|
Гиппократ
(460 – 377 г. до
н.э.)
|
Отвергал единое материальное начало как
основу органической жизни
|
Алкмеон Кротонский
(6-5 вв. до н. э.)
|
Мозг – есть орган души.
Утверждал, что имеется прямая связь между
органами чувств и мозгом.
Представитель
кротонской медицинской школы.
Впервые дал
натурфилософскую концепцию человеческого тела как микрокосма и
сбалансированной системы противоположностей.
Проводил анатомо-физиологические
исследования.
|
Период
феодального строя.
Ученый
|
Основные идеи.
|
Ибм – Сине
(980 – 1037)
|
Поддержка учения о психофизиологических
функциях.
Выделил две психологии:
1.
Естественно – научная
2.
Метафизическая
В его работах философское учение о душе
стало своего рода прослойкой между наукой и религией.
Создатель “Канона”
Продвигал идею о независимости психики от
мозга.
|
Закарий Рази
(865 – 925)
|
Противник идей Галена.
Призывал строить науку на наблюдении и
эксперименте.
|
Ибн аль – Хайсам
(965 – 1039)
|
Занимался исследованием возникающих в
организме психических феноменов, а именно продуктов деятельности глаза.
Подошел к органу зрения как к оптическому
прибору.
Изучил:
·
бинокулярное зрение
·
смещение цветов
·
контраст
|
Ибн – Рошду
(1126 – 1198)
|
“ … Чувствующей частью органа зрения
является не хрусталик, а сетчатая оболочка”.
Предполагал, что индивидуальная душа
обладает некоторыми способностями, коренящимися в чувственности которые
позволяют ей воспринимать божественный разум.
Учил, что человек связан с божеством не
прямо, а посредством божественного разума.
|
Фома Аквинский
(1225 – 1274)
|
Душа – чистый субъект, не обладающий ни
чем кроме способности сознавать.
|
Бернардино Телезио
(1509 – 1588)
|
Разработал теорию аффектов.
Полагал, что движение материи не может
объяснить особое положение человека.
Склонялся к тому, что душа – бессмертна.
|
Леонардо да Винчи
(1452 – 1519)
|
Дал понятие – “живопись”, и стал
создателем науки живопись.
Придавал большое значение строению и
свойству двигательного аппарата.
Воспевал высокое значение строения глаза.
Изучая функции
органов, рассматривал организм как образец «природной механики».
Впервые описал ряд
костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной
анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию.
Утвердил ботанику
как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения.
Явился одним из основоположников
палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор,
опровергают представления о «всемирном потопе».
|
Хуан Луис Вивес
(1492 – 1540)
|
Один из первых противопоставил эмпирико –
психологическое познание метафизическим учениям о душе.
Сформулировал закон ассоциации.
Доказал, что самым верным способом
управления чувствами является вытеснение одного аффекта другими, более
сильными.
|
Гомес Перейра
(1500 – 1560)
|
Отрицал существования души у животных.
Животные ничего не слышат, не видят и
вообще не чувствуют
Не чувственные образы а знаки движут их
поведением.
|
Период
учения XVII - XVIII века.
Ученый
|
Основные идеи.
|
Френсис Бэкон
(1561 – 1626)
|
Провозгласил имевшие в те времена
революционный смысл идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь
природы, что значение становиться силой (подобной силам природы), когда люди
от книг обращаются к реальным явлениям, от умозрения – к эксперименту.
Решающую роль он придает эксперименту – не
созерцанию и наблюдению, а изменению явлений посредством действий с
использованием инструментов, орудий, приборов. Природа предстает как огромный
механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с
помощью различных приборов.
|
Декарт
(1596 – 1650)
|
Определил новые понятия:
тело – автомат
– система, организованная по законам механики.
душа –
упорядочивание автомата – системы.
Работа внутренних органов и поведение
организма нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной
конструкции.
Ввел понятие «страсть» или «аффект» –
эмоциональное состояние + ощущения + представления.
|
Лейбниц
(1646 – 1716)
|
Считал, что в душе существует известное
предрасположение, благодаря которому в дальнейшем из нее могут быть извлечены
в неопытные истины. Произвел разделение психических явлений и представленость
на уровне сознания, и при отсутствии сознания, считал что, непрерывно
продолжается незаметная деятельность психических сил.
Является
родоначальником учения о психической причинности.
|
Спиноза
(1632 – 1677)
|
Его идеи:
Единственная субстанция – природа.
Психическое мышление столь же реально, как
и физическое.
Вместе с Гоббсом выдвинули идеи:
О принципиальной неотделимости души и
тела, душа не самостоятельная по отношению к телу «начало»
Предметом психологии познания должны
служить конкретные психические явления, а не душа как целостная сущность.
Учение о психике – часть общего учения о
материальном мире.
Законы природы – есть строго причинные
явления.
|
Гоббс
(1588 – 1679)
|
Пытался поставить вопрос – каким образом
можно вывести мыслительную активность из принципа механического воздействия.
Единственная субстанция – природа.
Он считал, что в материальном мире нет
ничего, кроме движущейся материи. Дал точное определение понятию
самосохранение – конечная цель к которой устремлен каждый и во имя которой
один индивид вынужден наносить ущерб другому.
|
Локк
(1632 – 1704)
|
Поддерживал Декарта.
Опыт есть последствия совместной деятельности
ощущений и рефлексии.
Вывел термин «ассоциация»
|
Гартли
(1705 – 1757)
|
Противник материализма.
Его учение это первая материалистическая
концепция бессознательного.
Его идеи:
Рецептор должен рассматриваться не сам по
себе, а как компонент системы.
Выдвинул идею о том, что следующие за
раздражением рецептора движения мышц могут происходить в незаметной для
внешнего восприятия форме.
Волевое поведение возникает у человека
благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью.
|
Дейвид Юм
(1711 – 1776)
|
Провозгласили единственным объектом
познания опыт.
Отбросил рефлексию как источник познания.
ОПЫТ = впечатления + ощущения + эмоции +
… + идеи.
Развил учение о
чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины
которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой.
Отрицал объективный характер причинности и
понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил
концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А.
Смита. Учение Юма один из источников философии И. Канта, позитивизма и
неопозитивизма.
Волей человека, по Юму, руководят именно
аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие
какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект.
Все аффекты Юм делит на спокойные
(например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть).
Особое место среди описываемых им аффектов
занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает
в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека,
испытывающего определенные душевные переживания
|
Христиан Вольф
(1679 – 1754)
|
Приемленик Лейбница
Первым преподнес понятие ПСИХОЛОГИЯ в
Европу.
Описал различные классы психических
явлений и разделил их на иерархически расположенные группы.
|
Томас Рид
(1710 – 1796)
|
«Шотландская школа»
Его теория – каждый человек рождается с
запасом принципов и истин, позволяющих ему независимо от опыта различать
прекрасное и безобразное, дурное и хорошее.
Дал понятие ощущение – простое состояние,
которое существует в уме познающего.
|
А. Н. Радищев
(1749 – 1802)
|
«…Бытие вещей независимо от силы познания
о них»
Он налагал, будучи материалистическим
монистом, что психические явления совершаются в пространстве и воплощены в
пространственных структурах. Тем самым он отвергал противопоставление
психического физическому по признаку не протяженности.
Придерживался, что формирование умственных
качеств индивида зависит не только от взаимодействия внешней среды но и от
телесной организации.
|
Общие «достижения» для данного периода
|
·
Развитие учения о механизмах тела.
·
Развитие проблемы аффекта (страсти) – как
телесное состояние, являющимся могучим регулятором психической жизни.
·
Развитие учения о живом теле как механической
системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых
качествах и душах
·
Развитие понятия о сознании как присущей индивиду
способности путем внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, знание о
собственных психических состояниях и актах.
·
Развитие взаимосвязи физического и психического.
|
XIX век.
Ученый
|
Основные идеи.
|
Чарлз Белл
(1774 – 1842)
|
Создатель проекта
«Новая анатомия мозга»
Ссылаясь на свои
опыты он указывал, что единый нерв представляет в действительности связку
различных нервов, имеющий каждый собственное качество.
Рассчитывал
экспериментально расчленить душевную жизнь на ее первичные элементы.
В результате
хирургических экспериментов установил различие в функциях нервов.
Он очень близко
подошел к понятию рефлекторной природе чувственного познания тем – что считал
пространственный образ вещи складывается благодаря непроизвольной
деятельности глазных мышц.
В 1811 установил
распределение нервных волокон в корешках спинного мозга
Провел работы по
связи выразительных движений с функциями различных отделов нервной системы.
Внес существенный вклад в разработку представлений о рефлексах и рефлекторной
дуге. Обнаружил один из защитных рефлексов, состоящий в том, что при смыкании
век оба глазных яблока поворачиваются к верху.
|
Маршал Холл
|
Отделил рефлексы от
движений.
Рефлекс – такие
акты, природа который апсична. Рефлекс – не есть деятельность психических
моментов.
|
Ф. Галль
(1758 – 1828)
|
Основатель науки
френологии (наука о деятельности мозга).
Произвел первые
попытки «размещения» в извилинах больших полушариев все «умственные силы».
|
Флуранс
(1794 – 1867)
|
Мозг – орган мысли.
Экспериментальными
способами впервые выяснил, что:
·
мозжечок – координирует движения
·
продолговатый головной мозг – это жизненный узел
·
четверохолмие – зрение
·
спиной мозг – возбуждение
|
Томас Юнг
(1773 – 1829)
|
Выдвинул гипотезу,
что сетчатка глаза содержит три вида волокон каждый из которых реагирует на
свой световой луч.
|
Карл Густав Юнг
(1875-1961)
|
Основатель
«аналитической психологии».
Развил учение о
коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел
источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений («Метаморфозы
и символы либидо»).
Цель психотерапии,
по Юнгу, осуществление индивидуации личности.
Оказал влияние на
культурологи, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде
и др.).
|
Огюстом Конт
(1798 – 1857)
|
В период его
деятельности он предложил новую классификацию наук, среди которых –
психологии не было.
Внутренний мир
станет предметом науки тогда, когда будет восстановлена бесплодная почва
интроспективного анализа.
Вод его влиянием
образовалась социальная психология.
(1817 – 1895)
Молешотт
(1822 – 1893)
Бюхнер
(1824 – 1899)
Чольбе
(1819 – 1873)
|
- утверждал, что
мозг производит мысль так же, как печень желчь. Враждебно относился к
рабочему движению и социализму.
- в мышлении видел
лишь физиологический механизм. Биохимические исследования Молешотта сыграли
значительную роль в развитии физиологической химии.
- понимал сознание
не как активное отражение объективной реальности, а как зеркальное
(пассивное) отражение действительности; сторонник социального дарвинизма.
Сочинения этих
авторов способствовали развитию материалистического воззрения.
За свой период
научной деятельности эти германские ученые внесли лишь малую лепту в развитии
психологии.
Вульгарный
материализм – мозг является не столько энергетической сколько информационной
машиной.
Ложность их позиции
заключалась в ошибочном понимании мозга как машины.
|
Иоганнес Мюллер
(1801 – 1858)
|
Рефлекс – есть
деятельность психических моментов и примером тому служит – чихание, кашель.
Каждому органу
чувств свойственна своя «специфическая энергия» – скрытая в органе она
разряжается под действием внешних стимулов.
|
Уитстон
(1802 – 1875)
Брюстер
(1781 – 1868)
|
Создатели прибора по
исследованию зрительного органа.
Выводом после
изучения глаза был следующий – глаз нельзя рассматривать как чисто оптический
инструмент и как чисто анатомический орган.
|
Л. Фейербах
(1804 – 1872)
|
Первоначально
последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию.
В центре философии
Фейербаха человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный
индивид. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник
которого чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества.
Основу
нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому
посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты).
|
Э. Пфлюгер
(1829 – 1910)
|
Экспериментально
доказал несостоятельность рефлекторной концепции Холла.
Доказал, что
объективный подход у целесообразному поведению позвоночных требует сенсорной
регуляции.
|
Джеймс Раш
(1786 – 1869)
|
Произвел первую
революцию в психологии как переход к изучению объективной психологии.
Его система
строилась на двух фундаментальных принципах:
1.
Отражение
2.
Реальность действия
Важную роль в
структурировании человеческой психики отводил речевым знакам.
|
Герман Гельмгольц
(1821 – 1894)
|
Обнаружил и измерил
теплообразование в мышцах, изучил процесс сокращения мышц, измерил скорость
распространения нервного импульса.
Сторонник
физиологического идеализма.
|
Томас Лейкон
(1812 – 1876)
|
Физиология мозга
является базисом для науки психического.
Мозг – это
рефлекторный аппарат.
Рефлекс –
психофизиологический, а не психический акт.
|
В. Карпентер
(1813 – 1885)
|
Вывел понятие о
идеомоторном акте – движение которое автоматически вызывается не раздражением
нервных окончаний самих по себе, а идеей, образом, психическим.
|
Гегель
(1770 – 1831)
|
Утвердил принцип
историзма в интерпретации сознания.
Он считал процесс общественного
развития объективацией духа.
Самосознание –
родовое, в неличностное начало, развивающегося отдельной личности.
Его открытия:
Сознание формируется
в деятельности причем моделью, с которой он писал картину деятельности,
служил труд.
Различал четыре
разновидности психологии:
1.
Житейская
2.
Национальная
3.
Эмпирическая
4.
Истинно философская психология
|
Белинский В.Г.
(1811 – 1848)
Герцен А.И.
(1812 – 1870)
Добролюбов Н.А.
(1836 – 1861)
Чернышевкий Н.Г.
(1828 – 1899)
|
Убежденные
материалисты.
Отстаивали принцип
детерминизма как незыблемую основу научного мировоззрения.
Пытались доказать,
что психические акты неотделимы от явлений.
Психика – одна их
форм жизнедеятельности.
|
Густав Фехнер
(1801 – 1887)
|
Создатель
психофизики.
Идеи:
Психические явления
подчинены определенной закономерности, которая доступна опытному изучению и
может быть выражена математическии.
Он утверждал, что
сознание разлито по вселенной, небесные тела воодушевлены, а материя лишь
оборотная теневая сторона психического.
|
Э.Г. Вебер
(1795 – 1878)
|
Открыл определенную
математически формулируемую корреляцию между физическими стимулами и
сенсорными реакциями.
|
Вильгельм Вундт
(1832 – 1920)
|
Под воздействием
достижений физиологии органов чувств он выдвинул свою психологическую
программу.
Психология, имеет
уникальный предмет – непосредственный опыт субъекта постигаемый путем
самонаблюдения!
Обычное самонаблюдение бесконтрольно и хаотично.
Контроль и порядок в
исследовании сознания способны внести экспериментальные процедуры физиологии.
Он считал, что в
физиологии как таковой не содержится ни каких данных расширяющих возможность
психологического объяснения.
В его школе
формировалась первое поколение профессиональных психологов.
Сравнивая его
программы с другими выходит, что ее решающее преимущество было связано с
утверждением эксперимента в качестве главного рычага превращения
психологического знания в научное.
Психология – наука
опытная и экспериментальная
Один из
основоположников экспериментальной психологии.
Центральную роль в
душевной жизни отводил воле.
Выдвинул концепцию
«аналитической интроспекции». содержит психологическое истолкование мифа,
религии, искусства и т. д.
|
П.Ф. Лесгафт
(1837 – 1909)
|
Руководствуясь
принципом сенсомоторного единства, он разработал теорию физического
образования, в качестве главной цели которого утверждалась «сознательная
физическая форма»
|
Карлос Гросс
(1861 – 1946)
|
Противопоставил
учению о том что игра по своей сущности является будто бы атавизмом,
остаточным явлением. Согласно которой игра обращена не к прошлому, а к
бедующему и служит школой подготовки организма к жизненным испытаниям.
|
Г. Мюнстерберг
(1863 – 1916)
|
Предложил тесты для
проф. ориентации и проф. отбора.
Один из
родоначальников тестологии - // сравнительная тестология
|
Г.И. Россолимо
(1860 – 1928)
|
Идея количественной
оценки ингредиентов душевной жизни с целью воссоздания ее индивидуального
профиля у здоровой и больной личности.
Выделили 11
психических процессов который разделил на пять групп:
·
Внимание
·
Воля
·
Восприимчивость
·
Запоминание
·
Ассоциативные процессы
|
Сеченов
Иван Михайлович
(1829-1905)
|
Российский ученый и
мыслитель-материалист, создатель физиологической школы.
Обосновал
рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал,
что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые
могут быть изучены объективными методами.
Открыл явления
центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие
ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе,
обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения.
Исследовал
дыхательную функцию крови.
Создатель
объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной,
сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое
влияние на развитие естествознания и теории познания.
Предложил новый план
в психологии – объективная наука.
Открыл тормозные
центры
Истинный смысл его
проекта – построить новую психологию на принципе детерминизма и объективном
методе.
«РУССКИЙ ПИОНЕР
РЕФЛЕКСОЛОГИИ»
|
Франц Брентано
(1838 – 1917)
|
Противник Вундта.
Его кумир –
Аристотель.
Разработал план
новой психологии об «ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ».
Область психологии –
это не сами по себе ощущения, или преставления, а те акты которые производит
субъект когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не
существует.
Он стоял у истоков
направления – функции – анализа.
Психология – наука
опытная и наблюдательная.
|
Блонский
Павел Петрович
(1884-1941),
|
Резко критикует
взгляды на человека как на неизменное существо.
Поведение человека
есть изменчивое явление. Оно выступает как производное общественных
отношений.
… поведение понятно
лишь как история поведения.
Разделял идеи
педологии.
Развил теорию
трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти.
|
Корнилов Константин
Николаевич
(1879-1957)
|
Психологические
процессы – это свойство высокоорганизованной материи и что такое понимание
определяет решение вопроса о предмете психологии.
Он считал что
система современной психологии науки не должна замыкаться в узкие рамки
только индивидуальной психологии, а должна включать в себя социальную
психологию, основывающуюся на теории исторического материализма.
Возглавил
методологическую перестройку психологии на основе диалектического
материализма.
Развивал идеи реактологии.
|
В.М. Бехтерев
(1857 – 1927)
|
Основатель
рефлексологии.
Поддерживал
Сеченова.
Нет ни одного сознательного или
бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в
объективных проявлениях.
Изучал быстроту и
форму протекания реакций.
Исследования
лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме.
Труды по половому
воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии.
Исследовал личность
на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и
психологическими методами.
Основатель
рефлексологии.
|
Челпанов
Георгий Иванович
(1862-1936)
|
Основатель и
директор первой в России Московского Психологического
Института.
Он стремился
оторвать экспериментальную психологию от материализма и подвести под нее
материалистическую базу.
Сторонник
психофизического параллелизма.
Труды по
экспериментальной психологии.
|
1. История психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976.
2.
Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович -
Мн.: Хэлсон. 1998.