История создания плоской печати
Доклад на тему:
История создания плоской печати
История создания плоской печати
Плоская
печать позволяет располагать печатные и пробельные элементы в одной (точнее,
почти в одной) плоскости. Разделение печатающих и пробельных элементов основано
на различных физико-химических свойствах поверхности: печатающие элементы
смачиваются жирной краской, а пробельные — водой. Это достигается путём
предварительной химической обработки поверхности формы, в результате чего на
ней образуются адсорбционные и минеральные плёнки с соответствующими
молекулярно-поверхностными свойствами. Из-за не смешивания жира и воды,
предварительно увлажнённые пробельные участки формы не воспринимают краску, и
она ложится только на печатающие элементы; при увлажнении формы вода не смачивает
слой краски, но воспринимается пробельными элементами. В процессе печатания
форму попеременно смачивают водой и закатывают краской, затем бумагу (или др.
материал) вводят под давлением в контакт с формой, благодаря чему получается
отпечаток.
Честь изобретения и
усовершенствования плоской печати принадлежит студенту юридического факультета
университета в Праге Алоизу Зенефельдеру (1771 – 1834). В 1796 г он обнаружил,
что у известняка разрисованного жиром и смоченного водой типографская краска
остаётся только на жирных участках, и если камень постоянно смачивать
(например, с помощью резинового валика) - то можно сделать несколько оттисков с
этого камня без использования гравированной формы. Зенефельдер изобрёл так же
печатные прессы необходимые для нового способа печати.
Прессы
А. Зенефельдера
Им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в
Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822
в Лондоне. В 19 в. литография широко применялась для воспроизведения картин, исполнения
чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных
иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных
пособий и т. д. Печатание эстампов производилось на ручных литографских
станках, а многотиражных оттисков — на плоских литографских печатных машинах. В
дальнейшем появились аналоги, модификации литографии: автолитография,
хромолитография, фотолитография, олеография, литогравюра, альграфия и др.
Позже Зенефельдер развил идеи замены
плоских каменных формных пластин на цилиндрические пластины , например он
пробовал наносить размельчённый камень на гибкую металлическую пластину. Но
данная проблема была решена открытием цинковой пластины Руддимэном Джонстоном в
Эдинбурге 1886 г.
Принципиальная
схема устройства офсетной машины
Американцы позже заменили цинк
алюминием, потому что имели сырье и подходящие металлопрокатные
заводы.Изобретателями собственно офсетной печати считаются американцы Айра В.
Рубель (Ira W.Rubel) и Каспар Херманн (Caspar Hermann). Которые в 1904 году
применили косвенную печать не напрямую с формных литографических пластин, а
через промежуточный цилиндр. Однажды Рубель пропустил момент подачи листа
бумаги и краска с формы перешла на печатный резиновый цилиндр. Загрузив бумагу
Рубель заметил, что на обратной стороне листа отпечаток был хоть и негативным,
но более качественным, по сравнению с правильной стороной. Он заинтересовался
этим фактом и в результате все современные офсетные печатные машины имеют
промежуточный (офсетный) цилиндр.
В 30-е гг. 20 в. Л. стала интенсивно вытесняться более
совершенной офсетной печатью. Потеряв своё промышленное значение,
литография остаётся станковой техникой создания художественных эстампов,
основным видом которой является автолитография.
Рубель
у своего печатного станка