История отечественного тракторостроения

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    529,82 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История отечественного тракторостроения

Министерство науки и образования Российской Федерации

Главное управление образования Курганской области

Профессиональное училище № 35

Дидактические материалы к уроку

 «История отечественного тракторостроения»

Мокроусово – 2005 г

Скоков А.В. Дидактические материалы к уроку «История отечественного тракторостроения»  

/Профессиональное училище № 35 С. Мокроусово Курганской области. –Мокроусово, 2005. – 23с./ 

Автор-составитель: Скоков Андрей Викторович, преподаватель дисциплин профессионального цикла Профессионального училища №35 с. Мокроусово Курганской области.

Содержание

1. Из истории отечественного тракторостроения ………………………………

2. Трактор конструкции Ф.А. Блинова……………………………………………

3. Русский трактор конструкции Я.В. Мамина…………………………………

4. Тракторы Карлик и Гном конструкции Я.В. Мамина………………………

5. Трактор «Запорожец»…………………………………………………………

6. Трактор «Коломенец-1»…………………………………………………………

7. Трактор «Фордзон-Путиловец»………………………………………………

8. Тракторы Г-50, Г-75, З-90………………………………………………………

9. Тракторы «Универсал»…………………………………………………………

10.Трактор СХТЗ-15/30…………………………………………………………

11.Тракторы «Сталинец-60» «Сталинец-65»……………………………………

12.Пахотный трактор СХТЗ-НАТИ……………………………………………

13.Тракторы КД-35, КДП-35……………………………………………………

14.Пахотные тракторы ДТ-54, ДТ-54А…………………………………………

15.Тракторы ХТЗ-7, ДТ-14, ДТ-20………………………………………………

16.Универсально-пропашной трактор МТЗ-2…………………………………

17.Универсально-пропашные тракторы МТЗ-5, МТЗ-7………………………

18.Универсально-пропашные тракторы ДТ-24, Т-28…………………………

19.Самоходные шасси ДСШ-14, ДВСШ-16……………………………………

20.Универсальные самоходные шасси Т-16, Т-16М, Т-16МГ…………………

21.Пахотные тракторы Т-74, Т-75………………………………………………

22.Пахотные тракторы ДТ-75, ДТ-75М…………………………………………

23.Универсально-пропашные тракторы Т-40, Т-40А, Т-40М…………………

24.Пахотные тракторы Т-4, Т-4А………………………………………………

25.Универсально-пропашные тракторы МТЗ-50, МТЗ-52……………………

26.Универсально-пропашные тракторы Т-25, Т-25А…………………………

27.Универсально-пропашные тракторы ЮМЗ-6Л/6М и ЮМЗ-6АКЛ/6АКМ

28.Хлопководческие тракторы Т-28ХЗ, Т-28Х4………………………………

29.Пахотные тракторы К-700, К-700А, К-701, К-701М………………………

4

8

8

9

10

10

11

11

12

13

13

14

14

15

15

16

16

17

17

18

18

19

19

20

20

21

21

22

22

Из истории отечественного тракторостроения

Среди большого числа машин, используемых в народном хозяйстве, тракторы занимают одно из первых мест. Они помогают механизировать процессы в сельскохозяйственном производстве, служат для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, для транспортных целей, рытья канав, корчевки пней и многих других работ.

До двадцатых годов, несмотря на то, что уже выпускались тракторы различных типов, теорий их конструирования фактически не было. В зарубежных и отечественных журналах появлялись статьи о тракторах в основном описательного характера. В 1927 году была издана книга Евгения Дмитриевича Львова "Тракторы, конструкция и расчет", ставшая настольной для инженеров и научных работников в нашей стране и за рубежом. В этой книге оригинально по тому. времени, с научной точки зрения трактовались вопросы теории и проектирования трактора. Поэтому Е. Д. Львов заслуженно признан основоположником новой дисциплины "Теория трактора".

В числе других советских ученых, обогативших науку о тракторах, видное место занимает Василий Николаевич Болтинский, написавший книгу "Автотракторные двигатели", в которой рассматриваются вопросы теории и проектирования двигателей внутреннего сгорания для тракторов и автомобилей.

История отечественного тракторостроения уходит вглубь XVIII века.
1791 год. Знаменитый механик-самоучка Иван Петрович Кулибин изобрел трехколесную "коляску-самокатку" с двумя ведущими и одним направляющим колесами. В этой коляске изобретатель применил целый ряд механизмов и устройств, которые встречаются в современном тракторе: коробку передач, рулевое управление, роликовые подшипники, тормоза, маховик и др.

1837 год. Дмитрий Андреевич Загряжский создал движитель, принципиально отличный от колес. Следует считать, что этот движитель представлял собой прообраз будущей гусеницы.
1879 год. Крестьянин села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии Федор Абрамович Блинов получил патент на "Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам". Эта конструкция еще больше, чем движитель Загряжского, приближается к конструкции гусеничного хода современных тракторов.
1888 год. Ф. А. Блинов построил гусеничный трактор, приводимый в движение двумя паровыми машинами, и демонстрировал его в 1889 году на Саратовской, а в 1896 году - на Нижегородской выставках.

На раме длиной 5 м размещались паровой котел, две паровые машины, будка и баки для топлива и воды. Вращение от каждой машины через шестеренные передачи передавалось к ведущим колесам, находящимся в зацеплении со звеньями гусениц.

Ввиду несовершенства конструкции трактор Блинова не получил распространения, но оказал большое влияние на дальнейшее развитие отечественного тракторостроения, которое задерживалось из-за отсутствия работоспособного двигателя внутреннего сгорания.

1903 год. Талантливый ученик Ф. А. Блинова Яков Васильевич Мамин сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. В этом двигателе конструктор сделал дополнительную камеру с тепловым аккумулятором в виде вставного медного запальника. Запальник перед началом работы двигателя нагревали от постороннего источника теплоты, а затем уже в течение всего остального времени двигатель работал за счет самовоспламенения, используя в качестве топлива сырую нефть.

На двигатель Мамин получил патент в 1903 году. Это обстоятельство дает право утверждать, что бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе, был впервые построен в России.

1911 год. Я.В.Мамин изготовил трактор с двигателем мощностью 18 кВт собственной конструкции и дал ему название "Русский трактор-2". После испытания и небольшой переделки был создан трактор с двигателем мощностью 33 кВт. На Балаковском заводе было выпущено до 1914 года более 100 таких тракторов.

Кроме Балаковского завода, незадолго до первой мировой войны несколько заводов России (в Ростове-на-Дону, Кичкассе, Барвенкове, Харькове, Коломне, Брянске и др.) приступили к выпуску тракторов. Но их роль в истории дореволюционного тракторостроения невелика. Тракторостроительной промышленности практически не существовало. В 1913 году в царской России было всего 165 тракторов. До 1917 года было закуплено за границей и завезено в Россию около 1500 тракторов.

С первых дней Советской власти остро ставится вопрос о развитии отечественного тракторостроения.

1918 год. На Петроградском Обуховском заводе началось производство гусенично-колесных тракторов по типу американского трактора фирмы "Холт" с двигателем мощностью 55 кВт. Но из-за гражданской войны завод лишь в 1921 году смог выпустить первые тракторы.

1919 год. Продолжая работу по конструированию новых моделей тракторов, Я. В.Мамин создал трактор "Гном" с нефтяным двигателем мощностью 11,8 кВт и двухскоростной коробкой передач, обеспечивающей скорости движения 2,93 и 4,27 км/ч.

Улучшая конструкцию своего трактора, Я. В. Мамин в 1924 году построил новый трактор с двигателем мощностью 8,8 кВт в двух вариантах: трактор "Карлик-1" (трехколесный, с одной передачей вперед, со скоростью движения 3...4 км/ч) и "Карлик-2" (четырехколесный, с одной передачей и реверсом).

1920 год. 2 ноября В. И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров "Об едином тракторном хозяйстве". Этим декретом было положено начало созданию единого тракторного хозяйства в нашей стране, организации ремонта и снабжения запасными частями, а также организации испытательных станций, курсов подготовки инструкторов, мастеров и трактористов.

1922 год. На Коломенском заводе под руководством одного из зачинателей отечественного тракторостроения и основоположника науки о тракторах Евгения Дмитриевича Львова был разработан, а затем изготовлен трактор оригинальной конструкции "Коломенец-1". Трактор выпускал также Брянский завод.

В этом же году под руководством инженера А. А. Унгерна был запроектирован, а затем построен на заводе "Красный прогресс" в Кичкассе трактор "Запорожец". Чтобы не применять сложный в изготовлении дифференциал, конструкторы ограничились одним ведущим задним колесом. Двухтактный двигатель мощностью 8,8 кВт с запальным шаром работал на сырой нефти. Трактор имел только одну передачу вперед, развивал скорость 3,6 км/ч, мощность на крюке не превышала 4,4 кВт.

1923 год. На Харьковском паровозостроительном заводе приступили к выпуску гусеничных тракторов "Коммунар" с двигателем мощностью 36,8 кВт и трехскоростной коробкой передач, которая обеспечивала скорость от 1,8 до 7 км/ч.

Почти все тракторы, выпускавшиеся в то время, были несовершенны в техническом отношении, а их двигатели - маломощны и недостаточно экономичны. Нужен был современный, экономичный трактор. И пока налаживалась разработка отечественного образца, было решено обратиться к зарубежному опыту. Выбор пал на наиболее простой и дешевый американский трактор "Фордзон".

1924 год. В Ленинграде с конвейера завода "Красный путиловец" сошел первый трактор, названный "Фордзон - путиловец". Трактор имел карбюраторный двигатель мощностью 14,7 кВт, работавший на керосине, трехскоростную коробку передач, развивал скорость от 2,3 до 10,8 км/ч, мощность на крюке достигла 6,6 кВт. Он выпускался до апреля 1932 года.

Развивающееся сельскохозяйственное производство требовало все больше и больше тракторов. Возникла необходимость в строительстве специализированных тракторостроительных заводов.

1925 год. Организован тракторный отдел в НАМИ, который в 1946 году был преобразован в Научно-исследовательский тракторный институт (НАТИ).

1928 год. По решению Советского правительства, одобренному в ноябре Пленумом ЦК ВКП(б), в Сталинграде начали строительство завода (СТЗ) по выпуску колесного трактора, прототипом которого послужил американский трактор "Интернационал 15/30".

1929 год. Совет Народных Комиссаров принял решение о строительстве тракторного завода в городе Челябинске на Урале.

1930 год. 17 июня с конвейера Сталинградского тракторного завода был снят первый трактор СТЗ-15/30 с карбюраторным двигателем, работавшим на керосине. Трехскоростная коробка передач позволяла получать скорость от 3,5 до 7,4 км/ч. Мощность двигателя составляла 22 кВт, а мощность трактора на крюке - 11 кВт. Колеса имели стальные ободья с почвозацепами.

1931 год. 1 октября вступил в строй Харьковский тракторный завод (ХТЗ), выпускавший тракторы ХТЗ-15/30, подобные тракторам СТЗ-15/30. Обе модели выпускались до 1937 года.

1932 год. 20 апреля Сталинградский тракторный завод достиг проектной мощности: собрали 144 трактора.

1933 год. 1 июня вступил в строй Челябинский тракторный завод, выпускавший мощные гусеничные тракторы С-60 общего назначения. На тракторе был установлен карбюраторный двигатель мощностью 44,2 кВт, работавший на лигроине. Трехскоростная коробка передач позволяла получать скорость от 3 до 5,9 км/ч и развивать мощность на крюке 36,8 кВт. Прототипом трактора послужил американский трактор фирмы "Катерпиллер". Трактор выпускался до 31 марта 1937 года.

1934 год. На Кировском заводе в Ленинграде (бывшем заводе "Красный путиловец") вместо трактора "Фордзон-путиловец" началось производство более совершенного трактора "Универсал", в качестве прототипа которого был взят американский трактор "Фармолл". Трактор "Универсал" имел двигатель мощностью 16,19 кВт, работавший на керосине, и трехскоростную коробку передач, развивал скорость от 3,4 до 7,2 км/ч и мощность на крюке 7,36 кВт. Завод выпускал эту модель до 1940 года.

1937 год. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы перешли на выпуск гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ и ХТЗ-НАТИ общего назначения. Эти тракторы имели карбюраторный двигатель мощностью 37 кВт, работавший на керосине, и четырехскоростную коробку передач, которая позволяла получать скорость от 3,82 до 8,04 км/ч. Мощность на крюке составляла 25 кВт. Поскольку модели тракторов, выпускаемых обоими заводами, не различались по конструкции, их именовали объединенной маркой СХТЗ-НАТИ. ХТЗ с 1938 по 1941 год параллельно с тракторами СХТЗ-НАТИ выпускал часть тракторов ХТЗ-Т2Г с газогенераторными установками, работавшими на древесном топливе.

Тракторы СХТЗ-НАТИ в 1938 году на Международной выставке в Париже получили высшую награду - "Гран-при".

На Челябинском тракторном заводе в 1937 году началось производство гусеничных тракторов С-65 (вместо С-60) общего назначения с дизелем М-17 мощностью 47,8 кВт Трехскоростная коробка передач обеспечила скорость от 3,6 до 6,97 км/ч. Мощность на крюке составляла 36,8 кВт. Завод выпускал эти тракторы до 1941 года.

В мае 1937 года на Международной выставке "Искусство и техника современной жизни" в Париже трактор С-65, собранный на опытном заводе, удостоился высшей награды - "Гран-при". Трактор С-65 был первым отечественным дизельным трактором. С этой модели и начался переход тракторного парка СССР на дизельные тракторы. Начиная с 1938 года, трактор начал поступать на экспорт.

1940 год. СССР вышел на первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов. Свыше 40 % мирового выпуска их приходилось на долю Советского Союза. 1942 год. Началось строительство Алтайского тракторного завода (АТЗ) в г. Рубцовске, куда было эвакуировано оборудование Харьковского тракторного завода. Через восемь месяцев (24 августа) со сборочного конвейера завода сошли первые тракторы марки АТЗ-НАТИ.

1943 год. Принято решение о восстановлении разрушенных заводов СТЗ и ХТЗ и сооружении новых в г. Липецке (ЛТЗ) и Владимире (ВТЗ).

1944 год. 20 января Алтайский тракторный завод выпустил первую тысячу тракторов АТЗ-НАТИ, которые он выпускал до 1952 года. Всего тракторные заводы в г.Сталинграде, Харькове и Рубцовске выпустили 210744 трактора АСХТЗ-НАТИ.

В декабре этого года на АТЗ был изготовлен первый опытный образец трактора ДТ-54, представлявшего собой гусеничный трактор общего назначения с дизелем мощностью 39,7 кВт. Трактор имел пятискоростную коробку передач, обеспечивающую скорость передвижения от 3,59 до 7,9 км/ч. Мощность на крюке составляла 26,5 кВт. На выпуск этого трактора в 1949 году перешли СТЗ и ХТЗ, а в 1952 году и АТЗ. Тракторы ДТ-54 были надежны в работе и удобны в обслуживании и управлении. Они завоевали признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Эти машины экспортировались в 36 стран Европы и Азии.

1945 год. Вступила в строй первая очередь вновь построенного Владимирского тракторного завода (ВТЗ). Завод возобновил выпуск колесных тракторов "Универсал" и продолжал выпускать их до 1955 года. Всего Владимирским и Кировским заводами было выпущено этих тракторов 209 006 штук. Трактор "Универсал" был первым советским трактором, в больших количествах экспортировавшихся за границу.

1946 год. После Великой Отечественной войны вместо трактора С-65 Кировский завод, эвакуированный из Ленинграда на Урал, выпускал трактор С-80 с двигателем КДМ-46 мощностью 59,9 кВт. После 1958 года трактор С-80 заменили тракторами Т-100, Т-100М и другими модификациями.

1947 год. С конвейера вновь построенного Липецкого тракторного завода сошел первый гусеничный трактор КД-35 общего назначения, который имел дизель мощностью 27,2 кВт, развивал скорость от 3,81 до 9,11 км/ч и имел мощность на крюке 17,66 кВт. Эту модель завод выпускал до 1956 г.

1953 год. 14 октября с конвейера Минского тракторного завода сошел первый колесный трактор МТЗ-2 с пневматическими шинами. Двигатель трактора имел мощность 26,5 кВт. Пятискоростная коробка передач позволяла получать скорость движения от 4,56 до 12,95 км/ч. Мощность на крюке составляла 17,66 кВт. Завод все время улучшал качество и увеличивал количество выпускаемых тракторов. Тракторы "Беларусь" получили 19 медалей на международных выставках и ярмарках (16 золотых, 2 серебряных и 1 бронзовую). С 1985 года завод приступил к выпуску более мощного трактора - МТЗ-100 с дизелем мощностью 73,6 кВт.

1960 год. Производство тракторов в СССР превзошло производство тракторов в США или трех вместе взятых европейских стран - Англии, Франции и ФРГ.

1965 год. Мартовский Пленум ЦК КПСС и XXIV съезд , КПСС поставили перед советскими тракторостроителями задачу не только увеличить количество выпускаемых тракторов, но и значительно улучшить их конструкцию, качество, надежность, быстрее перейти к выпуску энергонасыщенных машин.

1977 год. Тракторостроители Советского Союза выпустили десятимиллионный трактор. Честь сборки этого юбилейного трактора была предоставлена первенцу советского тракторостроения - Волгоградскому тракторному заводу.

1988 год. Сто лет со дня изобретения Федором Абрамовичем Блиновым первого в мире гусеничного трактора.

1998 год. Сто десять лет со дня изобретения Федором Абрамовичем Блиновым первого в мире гусеничного трактора.

Настоящее и будущее сельскохозяйственного производства России неразрывно связаны с его оснащенностью высокопроизводительной современной техникой.

Трактор конструкции Ф.А. Блинова

Трактор Блинова имел паровой двигатель и двухгусеничную паровую систему. Все агрегаты устанавливались на раме. Вертикальный котел располагался в центральной части рамы. В качестве топлива использовалась сырая нефть. Два бака: для топлива и воды, были закреплены на передней части рамы. Силовой агрегат состоял из двух тихоходных паровых машин, обеспечивающих прямой и реверсивный ход при переключении кулисного механизма. Оригинальная двухгусеничная ходовая система Блинова состояла из двух гусеничных лент, пары ведущих и пары направляющих колес, а также двух колес, расположенных между ними и выполняющих функции опорных катков и поддерживающих роликов. Оси всех колес имели жесткое соединение с рамой.

Обслуживали трактор два человека: водитель управлял ходом из будки, а машинист обслуживал котел и паровые цилиндры. Сиденье машиниста размещалось за котлом.

Образец трактора Блинова до настоящего времени не сохранился, макет изготовлен по чертежам, выполненным под руководством Я.М.Мамина - ученика Ф.А. Блинова.

Назначение:
- для выполнения как сельхозработ с прицепными машинами, так и транспортных.
Изготовитель:
- Чугунолитейный и механический завод Блинова, село Балаково Саратовской губернии.

Год выпуска

1896

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

20 (14,5)

Число передач вперед/назад

1/1

Скорость движения, км/ч

3

Русский трактор конструкции Я.В.Мамина

Выдающийся русский изобретатель Я.В.Мамин ученик Ф.А. Блинова разработал и изготовил две модели мощностью 25 и 45 л.с. с колесной ходовой системой под общей маркой "Русский трактор". Это был первый в России колесный трактор более простой конструкции и более надежный по сравнению с гусеничным. На этом тракторе впервые был установлен двигатель внутреннего сгорания, значительно более легкий, экономичный и простой в эксплуатации по сравнению с паровым. Двигатель этого трактора работал на сырой нефти.

Выпуск и совершенствование конструкции "Русских тракторов" прекратились в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны.

Назначение:
- для пахоты с трехкорпусным или шестикорпусным прицепным плугом, а также для привода стационарных машин.

Изготовитель: Завод нефтяных двигателей и тракторов Я.В.Мамина, г.Балаков Саратовской губ.

Год выпуска

1912

Общее количество выпущенных тракторов

4

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

25(18)/45(33)

Масса трактора, кг

4000

Число передач вперед/назад

1/1

Скорость движения вперед, км/ч

2,5


Тракторы Карлик и Гном конструкции Я.В.Мамина

В начале 20-х годов Я.В.Мамин занялся разработкой конструкции трактора для обработки небольших крестьянских наделов. Общим для этих тракторов было использование оригинальных калоризаторных двигателей с повышенной степенью сжатия.

Назначение:  для работы с двухкорпусным плугом и другими сельскохозяйственными прицепными машинами общего назначения и для привода различных стационарных машин.

Изготовитель:  завод "Возрождение", г. Марксштадт, Республика Немцев Поволжья (ныне г. Маркс Саратовской области).

"Гном"

"Карлик"

Годы выпуска:

1919

1924

Общее количество вып. тракторов

опытные партии

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

12 (8,8)

Эксплуатационная масса, кг

1400

Число передач вперед/назад

1/1

Диапазон скоростей движения вперед, км/ч

3,0

Трактор "Запорожец"

Созданный для обработки небольших крестьянских наделов с учетом реальных отечественных условий и изготовленный из доступных материалов трактор был прост в производстве и эксплуатации. Двухтактный одноцилиндровый двигатель калоризаторного типа работал на сырой нефти. Это был самый простой из выпускавшихся в начале 20-х годов трактор.

 Назначение:  для работы с двухкорпусным плугом и другими сельскохозяйственными прицепными машинами общего назначения и для привода различных стационарных машин.

Изготовитель:  завод "Красный Прогресс" (ныне Дизелестроительный завод), г. Большой Токмак Запорожской области.

 Годы выпуска

1923/27

Общее количество выпущенных тракторов

около 500

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

12 (8,8)

Эксплуатационная масса, кг

2390

Число передач вперед/назад

1/1

Диапазон скоростей движения вперед, км/ч

4,2

Трактор "Коломенец-1"

На Коломенском заводе тракторостроение началось с изготовления копии трактора "Могул" американской компании "Интернешнл Харвестер". Однако после испытания опытных образцов было решено отказаться от копирования зарубежной техники, в конструкции которой было много сложных в производстве и эксплуатации узлов и агрегатов. На основе полученного опыта был создан более простой и удобный трактор "Коломенец-1". Основным топливом была сырая нефть. Были разработаны три модификации, различавшиеся мощностью двигателя, наличием радиатора, увеличенным числом передач.

Назначение:  для работы с прицепными машинами общего назначения и для привода стационарных машин.

Изготовитель:  Коломенский машиностроительный завод, г. Коломна Московской области; Брянский завод "Профинтерн" (ныне Брянский машиностроительный завод).

Годы выпуска

1923-29

Общее количество выпущенных тракторов

более 500

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

25 (18,4)

Эксплуатационная масса, кг

3750

Число передач вперед/назад

2/1

Диапазон скоростей движения вперед, км/ч

3,2 - 5,5

Трактор "Фордзон - Путиловец"

В начале своего развития отечественная тракторостроительная промышленность перенимала опыт у ведущих зарубежных тракторостроительных фирм, имевших в массовом производстве отработанные конструкции тракторов. Поэтому в начале 20-х годов в качестве прототипа был выбран самый распространенный в мире трактор "Фордзон" американской фирмы Форд. Этот трактор выпускался на одном из крупнейших машиностроительных предприятий - заводе "Красный Путиловец". Трактор имел компоновку, которая впоследствии стала называться классической для колесных тракторов: два задние колеса - ведущие, а два передние - направляющие. Этот трактор впервые в мировом тракторостроении имел безрамный остов.

Конструкция впервые была рассчитана на массовое производства, что обеспечивало его низкую стоимость.

Во второй половине 20-х годов трактор "Фордзон-Путиловец" был самым распространенным в отечественном сельском хозяйстве.

Назначение:  для работы с двухкорпусным плугом и другими с/х прицепными машинами общего назначения, а также для привода стационарных машин.

Изготовитель:  завод "Красный Путиловец", Ленинград

Годы выпуска

1924-33

Общее количество вып. тракторов

36100

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

20 (14,5)

Эксплуатационная масса, кг

1320

Число передач вперед/назад

3/1

Диапазон скоростей движения вперед, км/ч

2,5-11,2

Тракторы Г-50, Г-75, З-90

Тракторы Г-50, Г-75, З-90 Харьковского паровозостроительного завода. В качестве прототипа при разработке на ХПЗ был взят трактор ВД-50 немецкой фирмы "Ганомаг", в конструкцию которого были внесены изменения. Для обеспечения заданной мощности при работе на керосине, а не на бензине, как у прототипа, была изменена конструкция двигателя. Кроме основной модели мощностью 50 л.с. позже стали выпускать модификации, предназначенные, в основном, для транспортных работ. Топливом для модифицированных двигателей служил бензин.

Назначение: для работы с 6- 8-корпусным плугом и другими прицепными машинами общего назначения, а также для привода стационарных машин и для транспортных работ.

Изготовитель: Харьковский паровозостроительный завод - ХПЗ (ныне - Машиностроительный завод им. Малышева)

Годы выпуска

1924 - 36

Общее количество вып. тракторов

3900

Модель

Г - 50

Г- 75

З - 90

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

50(37)

75(55)

90 (66)

Эксплуатационная масса, кг

8500

Число передач вперед/назад

3/1

Диап. скоростей движ. вперед, км/ч

1,8-7,0

2,4-9,2

3,9-15,2

Тракторы "Универсал"

Назначение:  для междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами.

Изготовители: завод "Красный Путиловец", Ленинград (1934-40), Владимирский тракторный завод (1944-55).







Общее количество вып. тракторов

211500

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

22 (16,2)

Эксплуатационная масса У-2, кг

2108

Число передач вперед/назад

3/1

Диапазон скоростей движения вперед, км/ч

3,9-8,1

Трактор СХТЗ - 15/30

Трактор создавался как основное средство для механизации сельского хозяйства в 30-е годы. В качестве прототипа был выбран один из лучших в мире тракторов американский "Интернешнл - 15/30". В процессе создания трактора СХТЗ 15/30 конструкция зарубежного прототипа была изменена применительно к отечественным условиям, стандартам и материалам. Для производства тракторов в короткие сроки были построены два крупнейших в мире тракторостроительных завода - Сталинградский и Харьковский, с общей производственной мощностью 100000 тракторов в год. Трактор СХТЗ 15/30 имел классическую компоновку с рамным остовом.

Этот трактор был самым распространенным в отечественном сельском хозяйстве в 30- 40-е годы.

Назначение: для выполнения работы с двух- трехкорпусными плугами и другими сельскохозяйственными машинами общего назначения, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин.

Изготовители: Сталинградский тракторный завод (1930-37),- Харьковский тракторный завод (1931-37), Второй авторемонтный завод, Москва (1948-50).

Общее количество вып. тракторов

390500

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

31,5 (23)

Эксплуатационная масса, кг

3000

Число передач вперед/назад

3/1

Диапазон скоростей движения вперед, км/ч

3,5-7,4

Тракторы "Сталинец-60" (С-60), "Сталинец-65" (С-65)

Назначение:  для работы с прицепными с /х машинами, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин.

Изготовитель:  Челябинский тракторный завод.

Трактор

C-60

C-65

Годы выпуска

1932-37

1937-41

Общее количество вып. тракторов

69100

37200

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

72(53)

75 (55)

Эксплуатационная масса, кг

10000

11200

Число передач вперед/назад

3/1

Диап. скоростей движения вперед, км/ч

3,0-5,9

3,6-6,9

Пахотный трактор СХТЗ – НАТИ

Назначение:  для работы с 4-х 5-тикорпусным плугом и другими прицепными с /х машинами, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин.

Изготовители:  Сталинградский тракторный завод (1937-49),  Харьковский тракторный завод (1937-49),  Алтайский тракторный завод (1942-52).

Общее количество вып. тракторов

191000

Мощность двигателя, л.с.(кВт)

52 (38,3)

Эксплуатационная масса , кг

5100

Число передач вперед/назад

4/1

Диапазон скоростей движения вперед, км/ч

3,8-7,9

 

Тракторы КД - 35, КДП - 35

Назначение:  КД-35 для работы с 3-х 4-хкорпусным плугом и другими прицепными машинами общего назначения, - КДП-35 для посева, междурядной обработки пропашных культур.

Изготовитель:  Липецкий тракторный завод.




Трактор

КД-35

КДП-35

Годы выпуска

1947-60

1950-58

Общее количество вып. тракторов

113600

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

37 (27,2)

Эксплуатационная масса , кг

3700

3950

Число передач вперед/назад

5/1

Диапазон скоростей движения вперед, км/ч

3,8-9,1

Пахотные тракторы ДТ-54, ДТ-54А

Назначение:  для работы с 4-х 5-тикорпусным плугом и другими прицепными с /х машинами, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности.

Изготовитель:  Сталинградский тракторный завод (1949-63),  Харьковский тракторный завод (1949-61),  Алтайский тракторный завод (1952-79).



Общее количество вып. тракторов

957900

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

54 (39,6)

Эксплуатационная масса , кг

5400

Число передач вперед/назад

5/1

Диапазон скоростей движения вперед, км/ч

3,6-7,9

Тракторы ХТЗ-7, ДТ-14, ДТ-20

Назначение:  для работ в овощеводстве с прицепными и навесными машинами, на транспорте и разных вспомогательных работах, а также для привода стационарных машин.

Изготовитель:  ХТЗ-7 - Харьковский тракторосборочный завод (1950-56),  Харьковский тракторный завод (1955-56),  ДТ-14 и ДТ-20 - Харьковский тракторный завод (ДТ-14 - 1955-59, ДТ-20 - 1958-69).

Трактор

ХТЗ-7

ДТ-20

Общее количество вып. тракторов

48000

248400

12(8,8)

20 (14,6)

Эксплуатационная масса , кг

1400

1500

Число передач вперед/назад

5/4

6/5

Диап. скоростей движ. вперед, км/ч

4,1-12,7

5,0-17,7

Универсально-пропашной трактор МТЗ-2

Назначение:  для выполнения работ по уходу и уборке пропашных культур с прицепными и навесными машинами; на пахоте легких почв, предпосевной обработке, посеве и уборке зерновых культур, а также на транспортных работах и для привода стационарных машин.

Изготовитель:  Минский тракторный завод (1954-58) - Южный машиностроительный завод, Днепропетровск (1954-58).

Общее количество вып. тракторов

148800

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

37 (27)

Эксплуатационная масса, кг

3280

Число передач вперед/назад

5/1

Диапазон скоростей движения вперед, км/ч

0,5-13,9

Универсально-пропашные тракторы МТЗ-5, МТЗ-7

Назначение:  для выполнения работ по уходу за пропашными культурами, пахоты легких и средних почв, предпосевной обработки, посева и уборки зерновых культур, а также на транспортных работах.

Изготовитель:  Минский тракторный завод - 1957-62, - Южный машиностроительный завод, Днепропетровск (1958-72).







Трактор

МТЗ-5

МТЗ-7М

Общее количество вып. тракторов

644000

2800

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

40(29)

50 (37)

Эксплуатационная масса , кг

3190

3290

Число передач вперед/назад

10/2

Диап. скоростей движ. вперед, км/ч

1,4-22,3

Универсально-пропашные тракторы ДТ-24, Т-28

Назначение:  для междурядной обработки пропашных культур, транспортных и других работ.

Изготовитель:  Владимирский тракторный завод. - Хлопководческие модификации этих тракторов совместно с Узбекским тракторо- сборочным зыводом выпускались в 1956 - 70 годах.

Трактор

ДТ-24-2

Т-28

Годы выпуска

1956-58

1958-64

Общее количество вып. тракторов

17300

82500

Общее количество выпущенных хлобководческих модификаций
тракторов ДТ-24 и Т-28

42900

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

24(17)

28 (20)

Эксплуатационная масса , кг

2590

2200

Число передач вперед/назад

5/2

6/2

Диап. скоростей движ. вперед, км/ч

4,7-18,9

3,6-25,1

Самоходные шасси ДСШ-14, ДВСШ-16

Назначение:  для работ по уходу за овощными культурами с навесными машинами, для уборки овощей и трав, а также транспортирования грузов и внутрифермерских работ.

Изготовитель:  Харьковский завод тракторных самоходных шасси (1956-61 год)




Шасси

ДСШ-14

ДВСШ-16

Общее количество вып. тракторов

23100

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

14(10,2)

16 (11,8)

Эксплуатационная масса, кг

1670

1470

Число передач вперед/назад

6/1

Диап. скоростей движ. вперед, км/ч

1,3-13,7

1,3-17,2

Универсальные самоходные шасси Т-16, Т-16М, Т-16МГ

Назначение:  для работ по уходу за овощными культурами с навесными машинами: междурядной обработки, внесения удобрений, опыливания и опрыскивания растений, уборки; а также для кошения и уборки трав, сплошной культивации и транспортировки грузов на съемной платформе.

Изготовитель:  Харьковский завод тракторных самоходных шасси.

Шасси

Т-16

Т-16М

Годы выпуска

1961-67

1976-95

Общее количество вып. тракторов

63500

470000

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

16(12)

25 (18)

Эксплуатационная масса, кг

1685

1810

Число передач вперед/назад

4/4

6/1

Диап. скоростей движ. вперед, км/ч

5,0-15,6

5,5-23,2

Скор. на передаче через ходоуменьшитель, км/ч

9,9..1,6

Пахотные тракторы Т-74, Т-75

Назначение:  для основных с/х работ по сплошной обработке почвы и уборке урожая с навесными, полунавесными и прицепными машинами, может быть использован для легких дорожных, строительных и других работ в сельском хозяйстве.

Изготовитель:  Харьковский тракторный завод.

Трактор

Т-75

Т-74

Годы выпуска

1959-62

1960-84

Общее количество вып. тракторов

45800

880700

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

75(55)

75 (55)

Эксплуатационная масса , кг

5960

6070

Число передач вперед/назад

9/3

9/3

Диап. скоростей движ. вперед, км/ч

2,1-10,6

2,5-11,6

Пахотные тракторы ДТ-75, ДТ-75М

Назначение:  для основных сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами, может также применяться на строительных, промышленных и мелиоративных работах.

Изготовитель:  Волгоградский тракторный завод ( ДТ-75 с 1962, ДТ-75М с 1966) - Павлодарский тракторный завод (ДТ-75М с 1968).




Трактор

ДТ-75

ДТ-75М

Общее количество вып. тракторов

2520000

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

80(58,5)

90 (66)

Эксплуатационная масса, кг

6050

6300

Число передач вперед/назад

7/1

Диап. скоростей движ. вперед, км/ч

3,3-9,2

3,5-9,5

Универсально-пропашные тракторы Т-40, Т-40А, Т-40М

Назначение:  для обработки и уборки пропашных культур, пахоты легких почв, предпосевной обработки, посева, сеноуборки, а также для транспортных работ.

Изготовитель:  Липецкий тракторный завод.

Годы выпуска: Т-40 - 1961-77, Т-40А - 1963-77, Т40М и Т-40АМ - 1972-95.






Общее количество вып. тракторов

1196200

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

40 (29,4)

Конструктивная масса Т-40 (Т-40А), кг

2370 (2570)

Число передач вперед/назад

7/7

Диапазон скоростей движения вперед и назад, км/ч

1,6-26,7

Пахотные тракторы Т-4, Т-4А


Назначение:  для основных сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами, может также применяться на строительных, промышленных и мелиоративных работах.

Изготовитель:  Алтайский тракторный завод.





Трактор

Т-4

Т-4А

Годы выпуска

1964-70

с 1970

Общее количество вып. тракторов

33900

343000

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

110(69)

130 (95)

Эксплуатационная масса, кг

7600

7960

Число передач вперед/назад

8/4

Диап. скоростей движ. вперед, км/ч

3,3-9,2

3,5-9,5

Универсально-пропашные тракторы МТЗ-50, МТЗ-52

Назначение:  для обработки пропашных культур, пахоты легких и средних почв, предпосевной обработки, посева и уборки зерновых культур, а также для транспортных работ.

Изготовитель:  Минский тракторный завод.

Годы выпуска: МТЗ-50 - 1962-85, МТЗ-52 - 1965-85.



Общее количество вып. тракторов

1256800

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

55 (40)

Конструктивная масса МТЗ-50 (МТЗ-52А), кг

2720 (2950)

Число передач вперед/назад

9/2

Диапазон скоростей движения вперед и назад, км/ч

1,7-25,8

Универсально-пропашные тракторы Т-25, Т-25А

Назначение:  для работ в овощеводстве и садоводстве с навесными и прицепными машинами, на сеноуборке, в животноводстве и на транспорте, а также для привода стационарных машин.

Изготовитель:  Т-25 - Харьковский тракторный завод (1966-72), - T-25 - Владимирский тракторный завод (1972-73), - Т-25А - Владимирский тракторный завод (с 1973).




Трактор

Т-25

Т-25А

Общее количество вып. тракторов

99000

731700

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

20(14,6)

25 (18,3

Эксплуатационная масса, кг

1500

1780

Число передач вперед/назад

8/6

Диап. скоростей движ. вперед, км/ч

1,8-21,6

Универсально-пропашные тракторы ЮМЗ-6Л/6M и ЮМЗ-6АКЛ/6АКМ

Назначение:  для междурядной обработки пропашных культур, уборки урожая в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными машинами, а также для перевозки грузов и привода стационарных машин.

Изготовитель:  Южный машиностроительный завод (Днепропетровск) - 1970-77 годы.







Общее количество вып. тракторов

1150000

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

60 (44,5)

Эксплуатационная масса , кг

3350

Число передач вперед/назад без редуктора

5/1

Число передач вперед/назад с редуктором

10/2

Диапазон скоростей движения вперед, км/ч

7,6-24,5

Хлопководческие тракторы Т-28ХЗ, Т-28Х4

Назначение:  для комплексной механизации возделывания хлопчатника и междурядной обработки высокостебельных культур.

Изготовитель:  Владимирский тракторный завод, - Узбекский тракторосборочный завод,
- с 1970 года Ташкентский тракторный завод.







Трактор

Т-28ХЗ

Т-28Х4

Годы выпуска

1960-95

Общее количество вып. тракторов

681100

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

40(29)

50 (37)

Эксплуатационная масса , кг

2360

2630

Число передач вперед/назад

7/3

6/3

Диап. скоростей движ. вперед, км/ч

2,8-13,8

2,8-13,9

Пахотные тракторы К-700, К-700А, К-701, К-701М

Назначение: - для основных сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами, а также для транспортных, некоторых землеройных и мелиоративных работ в сельском хозяйстве.

Изготовитель:  Ленинградский Кировский завод.





Трактор

К-700

К-701

К-701М

Годы выпуска

с 1975

с 1972

с 1989

Общее количество вып. тракторов

401300

Мощность двигателя, л.с. (кВт)

203(154)

267(198)

305 (224)

Эксплуатационная масса, кг

11900

12400

13590

Число передач вперед/назад

16/8

Диап. скоростей движ. вперед, км/ч

2,6-30,2

2,9-33,8

3,66-30,0


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!