Организация Варшавского договора
Варшавский
договор 1955г. О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан
Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и
Чехословакией 14 мая 1955 на Варшавском совещании европейских государств
по обеспечению мира и безопасности в Европе. Вступил в силу 5 июня 1955г.
Заключение
Варшавского договора было вызвано угрозой миру в Европе, созданной
ратификацией западными государствами Парижских соглашений 1954г.,
предусматривающих образование Западноевропейского союза, ремилитаризацию
Западной Германии и включение её в НАТО. Варшавский договор носит строго
оборонительный характер. Он имеет целью принятие необходимых мер для
обеспечения безопасности стран - его участниц и поддержания мира в Европе.
Договор состоит из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и
Уставом ООН государства – участники Варшавского договора обязались
воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её
применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать
подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами,
какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженные силы. Члены
Организации Варшавского договора обязались действовать в духе дружбы и
сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и
культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения
независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и
других государств. Предусмотрены взаимные консультации участников Варшавского
договора по всем важным международным вопросам затрагивающим их общие интересы.
Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с
осуществлением Варшавского договора, создан Политический консультативный
комитет (ПКК). На практике сложилось, что в ПКК представлены все государства –
участники Варшавского договора на самом высоком уровне. Срок действия
Варшавского договора – 20 лет с автоматическим продлением его на 10 лет для тех
государств, которые за год до истечения срока не передадут правительству Польши
заявление о денонсации Варшавского договора. Он открыт для присоединения других
государств, независимо от их общественного и государственного строя. Варшавский
договор утратит силу в случае создания в Европе системы коллективной
безопасности и заключения с этой целью общеевропейского договора.
Для
обеспечения эффективной защиты от возможной агрессии участники Варшавского
договора приняли решение о создании Объединённого командования вооружёнными
силами ОВС.
Объединённое
командование и штаб ОВС обеспечивают взаимодействие вооружённых сил и
укрепления обороноспособности стран – участниц Варшавского договора. В этих
целях они проводят совместные командно-штабные и войсковые учения, и маневры
на территории этих стран. Совместные учения и маневры союзных армий проводились
на территории всех входящих в него стран. К числу наиболее крупных относятся
учения под кодовыми названиями: «Октябрьский штурм» (1965), «Днепр» (1967)
«Север» (1968) … «Братство по оружию» (1970) и др.
На
совещаниях ПКК и др. совещаниях стран – участниц Варшавского договора их
представители обсуждали важнейшие вопросы международных отношений и
совершенствования организации Варшавского договора , а также неоднократно
выступали с инициативами по разрядке международной напряжённости. Был
создан также Военный совет Объединенных вооружённых сил. Неоднократно
созывались в рамках Варшавского договора совещания министров иностранных
дел, министров обороны и их заместителей.
Уже
на первом (Пражском) заседании ПКК (1956г) государства – участники
Варшавского договора выступили с предложениями, предусматривавшими замену
существующих в Европе военных группировок системой коллективной
безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и
т.д.
На
Московском заседании ПКК (1958г.) была принята Декларация, в которой
предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами – участниками
Варшавского договора и членами НАТО.
В
принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства
одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке
отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы
также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные
условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний
ядерного оружия.
На
Варшавском совещании ПКК (1965г.) обсуждалось положение, сложившееся в
связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также
рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.
Наиболее
полно миролюбивая программа государств – участников Варшавского договора
была сформулирована в Декларации об укреплении мира и безопасности в
Европе, принятой на совещании ПКК в Бухаресте (1966г.). Развёрнутая в
Декларации программа достижения европейской безопасности предусматривала,
в частности, наряду с решением других важных вопросов, развитие
добрососедских отношений между всеми европейскими государствами на
основе принципов мирного сосуществования государств с различным
общественным строем; частичные меры по военной разрядке на европейском
континенте; исключение возможности допуска ФРГ к ядерному оружию в какой
бы то ни было форме; признание реально существующих границ в Европе и
т.д. Для обсуждения вопросов обеспечения безопасности в Европе и
налаживания общеевропейского сотрудничества государства – участники Варшавского
договора предложили созвать общеевропейское совещание.
Участники
Бухарестского совещания, а также совещания ПКК в Софии (1968г.)
решительно осудили вооружённую интервенцию американского империализма во
Вьетнаме и подтвердили свою поддержку освободительной борьбы
вьетнамского народа. На Софийском совещании состоялся также обмен
мнениями по проблеме нераспространения ядерного оружия.
Будапештское
совещание ПКК, наряду с рассмотрением вопросов по укреплению и
совершенствованию военной организации Варшавского договора, уделило
большое внимание вопросам европейской безопасности и приняло Обращение
ко всем европейским странам относительно подготовки и проведения
общеевропейского совещания с целью найти пути и средства, ведущие к
ликвидации раскола Европы на военные группировки и осуществлению
мирного сотрудничества между европейскими государствами и народами, к
созданию прочной системы коллективной безопасности.
Идея
Будапештского совещания ПКК о созыве общеевропейского совещания получила
дальнейшее развитие на совещании министров иностранных дел стран – участниц
Варшавского договора. Министры иностранных дел предложили провести совещание в
Хельсинки. В повестку дня совещания они рекомендовали два вопроса: об
обеспечении европейской безопасности и об отказе от применения силы или угрозы
её применения во взаимных отношениях между государствами в Европе; о расширении
торговых, экономических и научно – технических связей на равноправных началах,
направленных на развитие политического сотрудничества между европейскими
государствами.
Позиция
стран – участниц Варшавского договора, направленная на укрепление безопасности
и развития мирного сотрудничества в Европе, была вновь подтверждена на
Берлинском совещании. Участники Берлинского совещания отметили огромное
значение для судеб европейского мира признания существующего положения в
Европе, сложившегося в итоге 2 – й мировой войны, указали на важность заключения
договора между СССР и ФРГ.
Участники
совещания подтвердили свою готовность оказывать и впредь решительную поддержку
подвергшимся агрессии народам Индокитая и арабским народам, в том числе
арабскому народу Палестины, и вновь указали на необходимость политического
урегулирования в Индокитае и на Ближнем Востоке.
В
связи с агрессией колонизаторов против Гвинейской Республики участники
Берлинского совещания потребовали положить конец империалистическим провокациям
против независимых народов Африки.
Предложения,
выдвинутые государствами – участниками Варшавского договора, находятся в центре
внимания всех европейских народов. Эти предложения, как и вся деятельность
Организации Варшавского договора, свидетельствуют о подлинном миролюбии её
участников и их заботе о поддержании мира и безопасности в Европе.