Система государственного управления в современных монархиях
Министерство образования РФ
Коми Республиканская Академия Государственной Службы и Управления
при Главе РК
Факультет “ Государственное и муниципальное управление “
Кафедра государственного управления и государственной службы
КУРСОВАЯ РАБОТА
СИСТЕМА
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ
МОНАРХИЯХ
Исполнитель
:
Чаланов Роман Борисович
Научный
руководитель :
Ластунов Игорь Иванович
Сыктывкар
2001 г
Содержание :
Введение - 3
Глава 1. Понятие , типология и
системные характеристики государственного управления - 4
Глава 2. Государственное управление в
современных монархиях ( Япония , Великобритания ) ; сравнительная
характеристика систем государственного управления этих стран . - 8
Глава 3. Роль монарха в
государственном управлении - 25
Заключение -
30
Список литературы - 32
Введение .
Монархическая форма правления до
сих пор широко распространена в мире , приблизительно пятая часть государства
является монархиями . Во всех монархических государствах , независимо от их
форм , считается , что монарх обладает исполнительной властью , хотя в
подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет .
По общему правилу , монарх
занимает свой пост по наследству .Исключения очень редки. Лишь при прекращении
династии происходят выборы нового монарха
Цель данного исследования изучить
систему государственного управления в современных монархиях , на примере Японии
и Великобритании .Для этого в работе поставлены следующие задачи :
·
рассмотреть
и изучить , что представляет собой система государственного управления ;
·
какие
бывают типы систем государственного управления ;
·
изучит
государственное управление в Японии и Великобритании и сравнить их системы ;
·
рассмотреть
какова же роль монарха в государственном управлении и его роль в жизни страны ;
Актуальность темы заключается в
том , что без государственного управления невозможно нормального
функционирования государство , т.к. государственное управление является
деятельностью исполнительно - распорядительного характера , направленную на
исполнение указов , приказов , которые достигаются с помощью юридически
властных полномочий .
Глава 1. Понятие , типология и
системные характеристики
государственного управления .
Первые системы государственного
управления примерно появились 5-6 тысяч лет назад . Система государственного
управления - это целое , состоящее из следующих подсистем : муниципального
уровня , регионального уровня и центрального уровня управления .
Итак , государственное управление -
это конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти
имеющую функциональную специфику управления . Это исполнительная деятельность ,
осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства
хозяйственными , социально - культурными делами .
Государственное управление имеет
специфические признаки :
1.
линейность
;
2.
субординацию
;
3.
включенность
в механизм .
В современном мире существует три
типа системы государственного управления :
- монократическое , которое имеет
высокоцентрированный характер , находящийся в руках одного органа .
Самоуправление в таких системах не допускается . .
- сигментарная , при сигментарой
форме нет развитой системы взаимных здержек и противовесов между ветвями
власти .
- монотеократическая , сосредоточение
в одних руках государственной и духовной власти ( Ватикан , Иран ) .
Для государственного управления ,
системное представление его компонентов , элементов и их взаимосвязей имеет
принципиальное теоретическое и методологическое значение . от того , что
понимается под системой государственного управления , какие и в каком порядке
включаются в нее управленческие проявления , как они соотносятся между собой и
приводятся в реальное взаимодействие , зависит почти все , что ассоциируется с
государственным управлением . Следует выделить три логические схемы ,
посредством которых раскрываются различные аспекты системы государственного
управления .
Прежде всего имеется в виду
взаимосвязь субъекта государственного управления ( государства ) с управляемой
общественной системой ( управляемыми объектами ) . Однозначно можно сказать ,
что субъект государственного управления не может существовать без
соответствующих управляемых объектов и только в совокупности они могут
образовывать систему государственного управления . Последняя призвана
обязательно охватывать : 1) организацию и функционирование субъекта управления
- управляющую систему ; 2) структуру взаимосвязей управляющей системы с
общественной системой - управляемыми объектами ; 3) компоненты общественной
системы или их отдельные проявления , которые создают во взаимосвязи структуру
управляемой системы и непосредственно воспринимают государственно - управляющие
воздействия либо участвуют в их формировании .[1]
Особенности накладываются
характером взаимосвязей между субъектом и объектами государственного управления
, из -за чего система субъективно - объективных зависимостей характеризуется в
широком и узком смысле слова . В широком смысле : субъект управления (
государство как управляющая подсистема ) - взаимодействия ( подсистема прямых и
обратных связей ) - общественная система ( подсистема компонентов общества ,
подверженных государственному управлению ) В такой системе субъект управления (
государство ) определяет государственно - властный характер и преимущественно
правовую форму взаимосвязи и взаимодействия соответствующих сторон .
В узком смысле , как уже
непосредственно реализуемое , практически осуществляемое управление ,система
субъективно - объективных зависимостей включает в себя : субъект управления -
воздействия - управляемые объекты , где преимущество находится на стороне
субъекта управления , а управляемые объекты воспринимают его решения и действия
и трансформируют их в процессе собственного функционирования . В данной схеме
воздействия вычленяются из взаимодействий и берутся в “ готовом “ ,
сформированном виде ; в общественной системе также выделяются только те ее
стороны , проявления , которые подлежат государственно управляющим воздействиям
.
Система субъективно - объективных
зависимостей проявляет себя не только при формировании и реализации управления
как определенной целостности : в каждом управленческом акте , действии ,
отношении она объективно обуславливает и предполагает присутствие трех
элементов : субъекта управления или его отдельного управляющего компонента ;
создаваемого и реализуемого им управляющего воздействия ; объектов воздействия
в виде , главным образом , деятельности организаций , учреждений , предприятий
, отдельных граждан .
При описании системных связей
государственного управления надо учитывать , что перечисленные элементы сами
обладают сложной , многоуровневой и иерархической организацией , проявляют себя
в виде определенных подсистем : подсистема целей , функциональная структура ,
организационная структура , подсистема управленческой деятельности и , конечно
, подсистема принципов . Поэтому во всем многообразии ее трудно изобразить схематически
, но каждый , кто теоретически или практически связан с управлением , должен
отчетливо представлять , что с какими бы единичным элементом управления он ни
имел дело - компетенцией государственного органа , формами и методами его
деятельности , его решениями или организационными мероприятиями - этот элемент
вписан через группу однозначных элементов в систему онтологических элементов
государственного управления .
Государственное управление - это
явление субъективное . Значит , “ погружаясь “ в объективное , стремясь своими
возможностями способствовать его развитию , субъект управления использует для
этого множество элементов , которые являются продуктом сознания людей .
Системное “ видение “
государственного управления предполагает четкое усвоение той истины , что среди
элементов нет ни одного , который мог бы сам по себе содержать сущность
государственного управления и решать какую -либо управленческую задачу . Чтобы
понять управленческий смыл любого элемента государственного управления следует
изучить , с одной стороны , те элементы , которые ему предшествуют , на него
влияют и которые он как бы “ вбирает “ в себя и передает по цепи элементов , а
с другой стороны , те , которые идут следом за ним и в которые он “ вкладывает
“ свои возможности . [2]
Глава 2. Государственное управление в
современных монархиях ( в Японии и Великобритании ) ; сравнительная
характеристика
систем
государственного управления этих стран .
Государственное управление в Великобритании .
Британская конституция - конституция
не писанная . акт который был официально провозглашен основным законом , в
Великобритании не существует . Не писанная же конституция Великобритании
состоит из трех категорий : 1. норм статутного права ; 2. норм case Law (
прецедентного права ) ; 3. норм , представляющих собой не что иное , как
конституционные обычаи .
Британское государство , официально
именуемое Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии ,-
государство унитарное В состав этого государства входят 4 историко -
географических района , имеющих некоторые особенности в системе управления ,-
Англия , Уэльс , Шотландия и Северная Ирландия .
Великобритания - конституционная
монархия , главой государства является король ( королева ) . Королевский трон в
Великобритании переходит по наследству от отца к старшему сыну , но если у
короля нет сыновей , то трон наследует старшая дочь короля . Муж царствующей
королевы не приобретает титула и полномочий короля - он носит титул принца - консорта
. В настоящее время британский трон занимает королева Елизавета II ,
коронованная в 1952г.
Формально монарх обладает весьма
обширными полномочиями , но фактически его личная власть ограничена , и притом
не столько законодательными актами , сколько нормами прецедентного права и
конституционными обычаями . Каждый билль ( закон ) , после того как завершено
рассмотрение его в палатах парламента , передается на подпись монарху . Но
последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По
существу , с того времени сложился обычай , обязывающий монарха подписывать все
поступающие к нему билли .[3]
Король ( королева ) созывает и
распускает парламент , назначает и освобождает от должности министров и других
высших должностных лиц , является главой исполнительной власти ,верховным
главнокомандующим вооруженными силами , главой английской церкви , заключает и
ратифицирует международные договоры , осуществляет право помилования и.т.д.
Перечислять все полномочия монарха нелегко , в частности потому , что только
часть их основывается на нормах статутного права , тогда как другая часть
считается непроизводной от власти парламента и составляет так называемую
королевскую прерогативу ( прерогативными полномочиями являются , например ,
право объявления войны , право роспуска парламента и др. ) .Король также
является главой государства бывших британских доминионов - Канады , Австралии и
Новой Зеландии .
Однако по своему усмотрению монарх
не может осуществлять ни статутные , ни прерогативные полномочия . Ныне
управление государством осуществляется от имени королевы правительством Ее
Величества . В прецедентном праве Великобритании есть норма , согласно которой
“ король не может быть не прав “. Практически это означает , что монарх не
несет ответственности за акты , изданные от его имени ,- ответственными
считаются министры , скрепившие их своими подписями . Королева осуществляет
принадлежащие ей полномочия не иначе , как по “ совету “ ( предложению )
соответствующих министров . Она не может даже присутствовать на заседаниях
кабинета министров , но получает регулярную информацию о принятых им решениях .
Королеве оказывает содействие Тайный Совет , с которым она консультируется . В
его состав входят все министры кабинета , некоторые министры вне кабинета ,
специальные советники .
Это не значит ,что королева не
играет никакой роли в осуществлении государственной власти . Хотя она сама не
решает почти никаких государственных дел , она может влиять и действительно на
решения , принимаемые должностными лицами британского государства .
Центральная исполнительная власть в
Великобритании представлена органом , состоящих из министров ,- правительством
Ее Величества во главе с премьер - министром . Фактически главную роль в
управлении государством играют правительство и премьер министр .
Отдельные вопросы организации и
деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные акты :
Акты о министрах Короны 1937 , 1934г.,1975г.; Акты о передачи полномочий
министров Короны 1946 г., Акты о дисквалификации депутатов палат общин 1957 г,
1975г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жаловании министров
1972 .[4]
Порядке формирования
правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях .
Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов . Королева
назначает премьер - министром лидера партии , получившей абсолютное большинство
мандатов в палате общин . Поскольку каждая партия имеет заранее избранного
лидера , никакого другого на этот пост королева назначить не может . Если же ни
одна из партий не получила абсолютного большинства , королева проводит
консультации с лидерами парий и , выслушав их советы и предложения , сама
принимает решения . После назначения премьер - министр королева по его
предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства .
Если премьер - министр уходит в
отставку в период между парламентскими выборами , его приемник назначается
королевой после того , как партия , располагающая большинством голосов в палате
общин , изберет нового официального лидера . Новый премьер - министр , даже
если он принадлежит к той же партии , что и его предшественник , формирует
новый кабинет . Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства
. Что касается королевской прерогативы увольнения премьер - министра , то с
1783 г. монархи ею не пользовались .
Должность премьер - министра
возникла как результат конституционного соглашения . До настоящего времени его
полномочия и фактическая роль определяются не писанным правом , а также зависят
от политических обстоятельств .
Согласно обычаю , премьер - министр
носит титул первого лорда казначейства , а с 1968 г. занимает должность
министра гражданской службы . В исключительных случаях на премьер - министра
возлагается непосредственное руководство каким - либо крупным министерством .
Например , Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г.
совместно с соответствующим государственным секретарем .
Премьер министр играет ведущую
роль в кабинете и правительстве , осуществляет руководство их деятельностью , а
так же руководство основными министерствами и центральными ведомствами . Он
является главным советником королевы , представляет ей для зачтения в
парламенте тронную речь , служащую программой правительства , выполняет
представительские функции в международных отношениях . Премьер- министр
устанавливает круг вопросов , подлежащих рассмотрению кабинетом и
правительством , определяет их общую политическую стратегию , руководит работой
комитетов , дает рекомендации монарху относительно состава кабинета , решает
вопросы об увольнении министров и об отставке правительства , направляет
правотворческую деятельность кабинета . Для современной Великобритании
характерно возрастание роли премьер - министра в принятии политических решений
и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета . Безусловно признается
, что вправе вмешиваться в любую область правления . Практика свидетельствует ,
что премьер -министр играет ведущую роль прежде всего в области внешних сношений
, экономической политики и в других наиболее важных сферах государственной
жизни .
Премьер - министр осуществляет ряд
прерогатив монарха от его имени : назначает высших чиновников государства ,
созывает и распускает парламент , объявляет войну и заключает мир . Английское
право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер - министра
. Лицо , претендующее на эту должность ,должно быть совершеннолетним ,
британским подданным , членом парламента .
Для обеспечения эффективной деятельности
главы правительства используется личный секретариат премьер - министра ,
который не имеет постоянного состава . Премьер - министр может создавать в
структуре этого органа новые звенья . Секретариат премьер - министра включает
лиц , являющихся гражданами служащими - чиновниками высшего ранга . В его
функции входит ведение переписки , поддержание связи с членом кабинета , с
отдельными министерствами и ведомствами , подготовка информационных и
аналитических материалов.
Что касается состава кабинета ,
то он определяется лично премьер - министром , и обычно число министров в нем
колеблется от 16 до 24 человек , считая и самого премьера .Премьер - министр группирует
вокруг себя несколько министров , занимающих особое положение в кабинете в
силу важности возглавляемых им ведомств .
Работа кабинета организуется
аппаратом , в который входят ряд органов : секретариат , центральная
статистическая служба и др . Структура аппарат может изменяться в
зависимости от личного усмотрения премьер - министра , имеющего право создавать
в ней новые посты и подразделения .
В Великобритании исторически
сложилась несколько уровней местных органов власти : от совета графства до
советов приходов и сельских островных советов . В течении 30 последних лет в
органах местного самоуправления происходили серьезные структурные изменения ;
некоторые советы были упразднены , появились новые .
По закону о местном самоуправлении
1972 и 1985гг. Англия , Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия , а также
британская столица при некоторых общих чертах управляются по разному .
Так , Англия разделена на 39
графств и 36 городских округов . Графства в свою очередь делятся на округа (
296 ) . Округа в графствах состоят из более чем10тысяч сельских приходов .
Уэльс поделен на 8 графств , состоящих из 37 округов , низовые территориальные
единицы называются общинами . В Шотландии действует закон о местном управлении
1972 г. , согласно которому создано 9 регионов , 53 округа ,3 островных
территории и 1343 общины . В Северной Ирландии существует 6 графств ,
разделенных на 26 округа .
Все административные территории
управляются советами , являющимися юридическими лицами . Приходы и
общины без советов управляются собраниями избирателей . Советы графств ,
округов и городских округов избираются на 4 года .
Главой исполнительной власти
является председатель совета , избираемый советом из своего состава
ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета .
К ведению советов графств законы о
местном самоуправлении относят : полицию , пожарную охрану , землепользование
,дороги , социальные службы . В компетенцию советов округов и городских округов
входят : налогообложение , городское и сельское землепользование , заводы и
учреждения и.т.д.
Государственное
управление в Японии
После капитуляции Японии второй
мировой войне верховную власть в стране , по соглашению с союзниками ,
осуществляла американская военная администрация , одной из главных задач
которой стала демилитаризация и демократизация страны . В рамках этого процесса
в Японии была разработана новая конституция , принятая в октябре 1946 г. и
вступившая в силу 3 мая 1947 года .
Конституция впервые в истории
страны провозгласила принцип национального суверенитета и основные
демократические свободы , ввела всеобщее избирательное право . В качестве
основополагающей концепции государственного управления была принята концепция
правового государства и провазглашен один из фундаментальных принципов
классической демократии - принцип разделения властей : законодательной ,
исполнительной и судебной . [5]
Конституция кардинальным образом
изменила статус японского монарха . Из персоны “ священной и неприкосновенной “
он превратился в “ символ государства и единства народа “ . Однако в
конституции нет формулировки о том , какова форма правления в стране , хотя
императорский трон переходит по наследству от отца к старшему сыну . По этому
поводу среди японских и зарубежных правоведов существует несколько суждений .
Одни считают , что Япония является парламентарной монархией , так как имеется
наследственный монарх с титулом императора ( тэнно ) . Другие заявляют
, что монархии уже не существует , а Япония является республикой с
монархическими атрибутами , имеющими лишь внешнее , формальное значение .
Не содержит конституция положений
и главе государства . В следствии этого возникли некоторые концепции ,
затрагивающие вопрос о том , является главой государства император . Согласно
одним теориям , именно император есть глава государства , согласно другим ,
таковым является премьер - министр . Широко распространены также теории , в
которых утверждается , что Япония существует специфический тип парламентарной монархии
, при которой император не является главой государства , а служит лишь символом
монархии . В целом можно сказать , что по форме правления Япония представляет
собой уникальное сочетание слабой монархической оболочки и вполне реального
республиканского содержания принципов формирования и функционирования
государственных институтов и положения личности .
Согласно конституции , император “
от имени народа “ созывает парламент , может объявить о роспуске нижней палаты
; промульгирует поправки к конституции , законы , договоры , правительственные
указы ; назначает премьер - министра по рекомендации парламента ; Награждает
орденами , принимает иностранных дипломатических представителей и выполняет ряд
других , главным образом полномочиями носит лишь формальный характер ,
поскольку его инициатива в их осуществлении не предусмотрена .
Таким образом , император не
обладает полномочиями , связанными с осуществлением государственной власти , и
может предпринимать действия , относящиеся к делам государства , лишь по совету
и одобрению кабинета министров , который несет за них ответственность .
Высшим органом исполнительной
власти является правительство , которое в Японии называется кабинетом
министров . Его деятельность осуществляется на основе конституции , Закона
о кабинете министров ( 1947 г.) и Закона об организации государственного
управления ( 1948 г ) .[6]
В состав кабинета , который
возглавляет премьер - министр , входят заместители премьера , министры и
государственные министры , генеральный секретарь кабинета и начальник
законодательного бюро .
Кабинет образуется следующим
образом . Сначала палаты на раздельных заседаниях избирают большинством голосов
кандидата в премьер - министры . Избранный парламентом кандидат назначается
императором на должность премьер министра , который , в свою очередь ,
назначает других министров кабинета . Большинство министров должны быть
депутатами парламента . В период нахождения на должности министр не может быть
привлечен к судебной ответственности без согласия премьер -министра .
Согласно конституции , кабинет
министров , наряду с общими функциями управления выполняет следующие
обязанности : проведение в жизнь законов , ведение государственных дел ;
руководство внешней политикой ; заключение договоров ; организация гражданской
службы и руководство ею ; составление проекта бюджета и внесение его на
рассмотрение парламента ; издание правительственных указов в целях проведения в
жизнь конституции и законов ; принятие решений о всеобщих или частичных амнистиях
, смягчении и отсрочке наказаний , восстановлении в правах .
Кабинет министров обладают также
рядом других важных полномочий : дает императору советы в отношении всех его
действий , касающихся государственных дел , и несет ответственность за эти
действия ; назначает судей Верховного суда ( кроме Главного судьи ) , а также
всех судей судов низших инстанций ; принимает решение о созыве чрезвычайных
сессий парламента , несет ответственность за расходование резервного фонда для
покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом
. кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные
отчеты о государственных расходах и доходах ; докладывать парламенту и народу о
состоянии государственных финансов . Кроме того , он наделен правом
законодательной инициативы - именно кабинет министров разрабатывает и
предоставляет на рассмотрение парламента большинство законопроектов .
Премьер - министру предоставлены
широкие права , что делает его самым высоким в государственном аппарате страны
. Выступая в парламенте от имени кабинета , он вносит на его рассмотрение
проекты бюджета , законопроекты и иные документы , требующие утверждения
законодательным органом страны . Ему принадлежит право докладывать парламенту о
государственных делах и внешних сношениях . Основываясь на решениях кабинета ,
он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и
контролирует их работу . Премьер - министр председательствует на заседаниях
кабинета , и ему по закону принадлежит последнее слово при решении вопросов ,
связанных с определением компетенции любого министра .
У всех министров кабинета ,
стоящих во главе министерств , имеется по одному парламентскому вице - министру
. Парламентские вице - министры назначаются и смещаются кабинетом по
предоставлению министров . Они теряют свои посты автоматически после уходя в
отставку кабинета или соответствующих министров . Парламентские вице - министры
помогают министрам в их парламентской деятельности , в разработке планов , в
решении административных дел , а также исполняют обязанности министров в их
отсутствие . У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице -
министру , в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев
аппарата министерства .
При кабинете министров имеется
секретариат , который регулирует дела , связанные с заседаниями кабинета ,
подготавливает и согласовывает вопросы , выносимые на них . повестка дня
заседаний кабинета готовится генеральным секретарем , возглавляющим секретариат
.
Совещательным органом при премьер
министре является совет национальной обороны .
Также под руководством кабинета
министров находится ряд центральных административных учреждений : канцелярия
премьер - министра , министерства , комитеты и управления . В функции
канцелярии премьер - министра , которая равнозначна министерству , входят
решение государственных административных вопросов общего порядка , имеющих
отношения ко всем министерствам или к значительной части , а также вопросов
специального характера , не входящих в компетенцию какого - либо министерства .
Комитеты и управления обладают
важными и широкими государственными полномочиями . Некоторые из этих учреждений
, например , государственный комитет по обеспечению общественной безопасности с
подчиненным ему управлением полиции , управление обороны , управление
экономического планирования , выполняют фактически функции министерств .
Все министерства Японии построены
в общем по одному принципу . Каждое из них подразделяется на департаменты , а
последние - на отделы и секции .
особое место в системе японской
администрации занимает финансовый ревизионный совет , который не
подчинен ни кабинету министров , ни какому - либо министерству . Совет
занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны
.Этот орган возглавляется советом ревизоров .
Местное самоуправление в Японии
В стране существует двухзвенная
иерархическая система территориально - административных образований : верхнее
звено образуют префектуры , нижнее - муниципалитеты , к которым относятся
города , поселки , сельские общины . В стране 47 префектур , три города ( Токио
, Осака , Киото ) выделены в особые городские префектуры , а остров Хоккайдо
образует провинцию , разделенную на округа . Муниципалитетов более 3200 .
Основными звеньями местной
законодательной власти являются префектурные , городские , поселковые и
деревенские собрания . Их количественный состав зависит от численности
населения соответствующих административных единиц . Собрания возглавляются
председателями .
Руководство исполнительной властью
в органах местного самоуправления осуществляют : в префектурах - губернаторы, в
городах - мэры , в поселках и деревнях - старосты . [7]
Сравним системы
государственного управления в
Японии и Великобритании
Великобритания
|
Япония
|
1 Великобритания
конституционная монрахия ,главой государства является король ( королева ) .
Формально монрах обладает весьма обширными полномочиями , но фактически его
личная власть ограничена , и притом не столько заонодательными актами ,
сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями . По своему
усмотрению монрах не может осуществлять ни статутные , ни прерогативные
полномочия . Это значит , что в настоящее время королева не играет ни какой
роли в осуществлении государственной власти . Хотя она сама не решает почти
никаких государственных дел , она может влиять и действительно влияет на решения
, принимаемые должностными лицами британского государства .
2. Центральная исполнительная власть представлена органом состоящим
из министров ,- правительством ее Величества во главе с премьер - министром .
Однако главную роль в управлении государством играют правительство и прмеьер
- министр . Порядок формирования правительства основывается главным образом
на конституционных соглашениях . Новое правительство формируется после каждых
парламенских выборов . Королева назначает премьер - министра лидера партии ,
получивший абсолютное большинство мандавтов в палате общин . На сегодняшний
день премьер -министром Великобритании является Тони Блеер . И подводя итоги
по системе госуправления Великобритании , можно сказать , что Великобритания
является - конституционной монрахией ; монрах царствует , но не правит .
|
1. В ступлением в силу
Конституции 1947 года Япония превратилась из диуалистической в
конституционную монархию . Сейчас японский император выполняет те же функции
, что и британский монрах ( правит , но не управляет ) . К основным
полномочиям императора в сфере государственного управления Конституция
относит : назначение премьер - министра в соотвествии с решения парлдамента (
ст.6 ) ; промульгация правительственных указов и договоров ; подтверждение назначений
и отставок государственных министров и других должностных лиц ( ст.7) . При
осуществлении этих полномочий император лишается личной власти . Соврешая
государственные акты , он должен руководствоваться “ советами “ и получать
предворительное “одобрение “ кабинета , который несет ответственность за
государственные решения императора .
2. Оценивая место императора в
механизме государственного управления , нельзя ограничиться только формальной
юридической стороной дела . Традиционное преклонение японцев перед особой
императора предопределяет отношение политиков и государственных деятелей к
императорскому дому. Монрах по прежнему оказывает сильное влияние на
политическую и идеологическую жизнь страны . К тому же и сама Конституция не
лишает главу государства возможности активно влиять на политические процессы
. Исполнительная власть в Японии , как и Великобритании осуществляется
кабинетом министров . В состав кабинета ( найкаку) входят премьер - министр и
государственные министры ( кокуму дадзин ) . Государственные министры ,
руководят работой соответствующих министров . Глава кабинета премьер -
министр , как и Великобритании назначается императором по представлению
парламента . По сложившейся конституционной практике главой кабинета
становится лидер партии парламентского большинства . Пост премьер - министра
- высшая должность в Японии .Однако многие исследователи считают по разному
.Одни сравнивают статус японского премьер - министра с положением британского
главы правительства . Другие же напротив , считают главу японского кабинета
политической слабой фигурой .
|
Глава 3. Роль монарха в
государственном управлении
Монархическая форма правления до сих
пор распространена в мире , приблизительно пятая часть государств являются
монархиями . Во всех монархических государствах , независимо от форм ,
считается , что монарх обладает исполнительной властью , хотя в подавляющем
большинстве стран он такой власти реально не имеет .
В отличие от других должностных
лиц монарх - лицо неприкосновенное . Он не может быть привлечен к
административной , уголовной ответственности , против него не может быть
обращен гражданский иск . За действия монарха по управлению государственными
делами ответственность несут его министры . На практике , однако , во время
английской и французской буржуазных революций казнили королей Карла I и
Людовика шестнадцатого , в Центральноафриканской Республике судили свергнутого
во время военного переворота 1979 г. императора Бокассу , приговорили его к смертной
казни , но затем он был помилован после длительного заключения . Расправы с
монархами со стороны своих родственников были нередки в мусульманских странах.
Монарх обладает государственными регалиями ( трон , скимптер , корона и .т.д.)
, имеет свой двор - лиц , занятых обслуживанием короля , но оплачиваемых из
государственной казны . Для этой цели в тех монархиях , где есть парламент , он
выделяет ежегодные денежные средства из государственной казны - принимает так
называемый - цивильный лист . В некоторых странах по цивильному листу получают
средства также ближайшие родственники монарха ( например , в Японии в 1996 г.
324 млн.иен,т.е. 3,24млн.долларов США в год ) . , но обычно монархи жалуются на
необходимость экономии ( королева Великобритании летает в поездки на обычном
рейсовом самолете , а не на специальном ) , хотя многие монархи очень богатые
люди . Они имеют акции , земельные владения , другую собственность Вместе с
тем определенное имущество , которое использует монарх в парламентарных монархиях
считаются коронной ( государственной ) собственностью . Распоряжаться ей (
продать , подарить ) монарх не может . В абсолютных монархиях султан ( король )
фактически законодательствуют . В других монархиях он издает указы , имеющие
силу закона и почти всегда имеет право вето по отношению к законам , принятым
парламентом . Это вето считается абсолютным , но монарх по традиции вето совсем
не использует или почти не использует . Новые конституции ряда стран и
юридически лишают монарха права вето ( Испания , Швеция , Япония ) . Свои акты
в парламентарных монархиях монарх может издавать только с согласия
правительства ( на деле , он с такой инициативой практически не выступает и
подписывает все документы , представляемые ему премьер - министром ).
В соответствии с конституцией
монарх назначает правительство . В абсолютных и дуалистических монархиях он
делает это по своему усмотрению , хотя фактически учитывает ситуацию в стране .
А в абсолютных монархиях и сейчас большинство министров - близкие родственники
монарха ( Кувейт ) , но уже в состав правительства включаются представители
крупного капитала ( Саудовская Аравия ) . В дуалистических монархиях
представители крупного капитала и даже технократы в правительствах
представлены шире . Они тоже подбираются монархом часто по советам его
окружения .
В парламентской монархии король не
определяет состава правительства . Его формирует партия ( коалиция ) ,
обладающая большинством мест в нижней палате парламента . Монарх лишь
подписывает соответствующий документ о назначении правительства , который
предоставляет ему лидер партии большинства . Только в крайне редких ситуациях
,когда в парламенте нет явного партийного большинства , существует раскол ,
разногласия в партии большинство относительно кандидатуры премьер - министра ,
король сам назначает кандидатуру , поручая ей формировать правительство . Так
было в Великобритании . В парламентской монархии глава государства царствует ,
но не правит . Хотя по традиции и в этом случае сохраняется королевская
прерогатива ( права монарха , не зависящие от парламента ) , их на деле
осуществляет правительство либо они вовсе не реализуются ( право вето по
отношению к законам) [8]
По традиции монарх рассматривается
как лицо , стоящее над борьбой классовой партии , как арбитр , и поэтому он
всегда является беспартийным . Но в ряде стран ( Великобритания , Швеция ) он
должен принадлежать к государственной религии , являясь ее главой . Поэтому в
таких странах он назначает высших священнослужителей .
Монарх оказывает различное влияние
на политическую жизнь . В странах Азии , Африки его влияние очень велико ,
часто имеет определяющий характер , но оно негативно . Монарх там выступает с
реакционных позиций , особенно внутри страны . В развитых странах король
фактически не участвует в политической жизни , часто сложно говорить о каком -
то его влиянии . Оно может обнаруживаться только в кризисных ситуациях и отнюдь
не всегда бывает негативным .
Во многих странах институт монархии
присущи индивидуальные особенности . Во - первых , в ОАЭ существует не
единоличный , а “ коллективный монарх “ . Это Высший совет эмиров , состоящий
из эмиров семи эмиратов , входящих в ОАЭ. Этот орган - “ абсолютный монарх “ .
Он обладает законодательной властью и коллективно осуществляет полномочия главы
государства . Национальное собрание , назначаемое эмирами , имеет совещательный
характер . Правительство тоже назначается Советом эмиров . Во - вторых , во
многих государствах власть монарха связана с сильнейшим воздействием религии.
Во всех мусульманских странах монарх сочетает светскую власть с очень сильной
религиозной властью. Воздействие последней на мусульман зачастую гораздо
сильнее светской роли монарха . особое значение такая власть имеет в странах
мусульманского фундаментализма.( Оман , Катар , Саудовская Аравия и др ) . В
Бутане , небольшом горном королевстве в Гималаях , король возглавляет несколько
иную систему управления , но тоже основанную на принципах религии . Это -
территориально - региональная система . Территориальный округ составляет
определенный монастырь с прилегающими к нему окресностями , а главу
монастырского округа назначает король . Округа группируются в губернии ,
губернаторов тоже назначает король . Второе лицо в государстве после короля -
это главный аббат , который избирается монастырской верхушкой на три года .
Поскольку религия и государственность в Бутане практически слитны воедино ,
главный аббат выполняет также некоторые функции государственного должностного
лица . В - третьих , в отдельных монархиях в Африке королевская власть
теснейшим образом связана с общинными структурами и с иерархией различных
родовых и племенных вождей . Важнейшие решения принимаются королем совместно со
съездом вождей ( в Свазиленде их около 400 ) , наследника престола определяет
малый совет вождей ( 17 человек ) и.т.д.
Заключение
.
Проводимое исследование позволило
сделать следующие выводы.
Система государственного управления -
это конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти
и имеющую функциональную специфику . Система госуправления это - целое
состоящее из следующих подсистем : муниципального уровня , регионального и
центрального уровня управления . Государственное управление имеет специфические
признаки : это линейность , включенность в механизм и субординацию .
Монархическая форма правления до
сих пор распространена в мире , приблизительно пятая часть государств являются
монархиями . Во всех монархических государствах , независимо от их форм ,
считается что монарх обладает исполнительной властью , хотя в подавляющем
большинстве стран он такой власти реально не имеет .
В своей работе я рассмотрел и
сравнил систему государственного управления Великобритании и Японии ,где
существует парламентская монархия .
Великобритания - парламентская
монархия , главой государства является король ( королева ) . Формально монарх
обладает весьма обширными полномочиями , но фактически его личная власть
ограничена ,и притом не столько законодательными актами , сколько нормами
прецедентного права и конституционными обычаями .В настоящее время королевой
Великобритании является Елизавета II , которая является символом британской монархии . Фактически главную
роль в управлении государством играют правительство и премьер - министр
.Премьер - министра назначает королева лидера партии , получившее абсолютное
большинство мандатов в палате общин .
В Японии с вступлением в силу
Конституции 1947 года она превратилась из дуалистической в конституционную
монархию . Сейчас японский император выполняет приблизительно те же
государственные функции , что и британский монарх. Совершая государственные
акты , император должен руководствоваться советами и получать предварительное
одобрение кабинета , который несет ответственность за государственные решения
императора . Исполнительную власть в Японии осуществляется кабинетом министров
, в состав которого входят премьер - министр и государственные министры .
Из этого следует , что современных
монархиях ( например Великобритания , Япония ) формально главой государства
является монарх , но исполнительная центральная власть принадлежит премьер
министру и министрам , т.е «. МОНАРХ ПРАВИТ , НО НЕ УПРАВЛЯЕТ »
Список литературы :
1.Абрамов . В.С. Статус монарха //
государство и право .1999 .№
2. Василенко . И.А. Институт
госуправления в Великобритании // проблемы теории и практики управления .1997 .
№ 6.
3. Гуревич . Е.А. Исполнительная
власть в Великобритании // госслужба . Правовые аспекты : Зарубежный опыт .
Выпуск 5.М : РАГС ,1996 .
4. Ершин .В.Н. Политическая система
современного японского общества // государство и право .1999 . № 5.
5. Наумов .Л.П. Исполнительная власть
в Яплнии // Государство и право .1999 .№ 11.
6. Чиркин .В.е. Учебник :
Государствоведение .М.,- 1999 г.С.321
7. Черкесов .И.А. Местное
самоуправление в Японии // вестник госсулужбы . 1997 .№ 8
[1]Чибкин .В.Е. Учебник : государствовоедение .М.-1999.-С.41.
[2] Чибкин .В.ЕУчебник : государствоведение .М.- 1999.-С.44
[3] Василенко .И.А. Институт государственного управления в Великобритании
// Проблемы теории и практики управления .1997 .- № 6.С.38
[4] Гуревич.Е.А. Исплнительная власть в Великобритании // Госслужба
.Правовые аспекты : Зарубежный опыт . Выпю5 .М .- : РАГС ,1996 .С.95
[6] Наумов .Л.П. Исполнительная власть в Японии // Государство и право
.1999 .- №11.С.18
[7] Черкесов .И.А. Местное самоуправление в Японии // Вестник госслужбы .-
1997.№8. С. 29
[8] Абров.В.С. Статус монраха // Государство и право .1999 .№ 2 - С.32