Страны Центральной и Юго-Восточной Европы: становление государств народной демократии
Страны Центральной и
Юго-Восточной Европы
Становление
государств народной демократии
Образование
народно-демократических правительств
Противоречия в
Национальных фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками
Перспективы перехода к социализму мирным путем
Образование народно-демократических
правительств. В
годы второй мировой войны во всех странах Центральной и Юго-Восточной
Европы были образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали
рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а на последнем этапе в некоторых
странах и бур-
жуазные партии.
Сплочение столь разнородных социальных и политических сил стало возможным во
имя
общенациональной цели
- освобождения от фашизма, восстановление национальной независимости и демо-
кратических свобод.
Эта цель была достигнута в результате разгрома нацистской Германии и ее
союзников Вооруженными Силами СССР, стран антигитлеровской коалиции и
действий антифашистского движения Сопротивления. В 1943-1945 годах во всех
странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти приш-
ли правительства
Национальных фронтов, в которых впервые в истории принимали участие
коммунисты, что отражало их роль в борьбе против фашизма.
В Албании и
Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных
фрон-тах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства. В других
странах были созданы коалици-
онные правительства.
Сотрудничество
различных партий в рамках Национальных фронтов объяснялось трудностью задач,
сто-
явших перед
освобожденными от фашизма странами. В новых условиях требовалось объединение
усилий
всех демократических
партий и организаций. Необходимость расширение социальной базы и признания
западными державами
возникших еще в период освободительной борьбы правительств Югославии и Поль-ши
обусловила включение в их состав представителей эмиграции и тех внутренних сил,
которые не прини-
мали участия в
Национальных фронтах, руководимых коммунистами.
Усилия всех
правительств были направлены на решение первоочередных общенациональных задач: лик-
видацию последствий
господства оккупационных и местных фашистских режимов, возрождение разрушен-
ной войной и
оккупацией экономики, восстановление демократии. Был уничтожен созданный
оккупантами
государственный
аппарат, государственные учреждения в Болгарии, Венгрии и Румынии очищены
от фа-
шистских элементов,
деятельность фашистских и реакционных партий, на которых лежала ответственность
за национальные
катастрофы, была запрещена. Восстанавливались демократические конституции,
упразд-
ненные в 30-е годы
авторитарными режимами. Начали функционировать парламенты, в некоторых странах
была разрешена
деятельность партий, не входивших в Национальные фронты. Наряду с прежними
структу-
рами государственной
власти стали действовать новые, родившиеся в ходе освободительной борьбы,
наци-
ональные комитеты,
советы.
Из социальных
задач во всех странах, за исключением Болгарии, где эта проблема была решена в
резуль-
тате русско-турецкой
войны 1877-1878 годов, первоочередной стала ликвидация крупного
помещичьего
землевладелия и
наделение крестьян землей. В основу начатых в некоторых странах еще до полного
осво-
бождения аграрных
реформ был положен принцип: “Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает”. Кон-
фискованная у
помещиков и тех, кто сотрудничал с оккупантами, земля передавалась за небольшую
плату
крестьянам в
собственность, а частично переходила к государству. В Польше, Чехословакии и
Югославии
были конфискованы
земли немцев, которых по решению союзных держав переселили на территорию
Гер-
мании. Программы
Национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации капиталистичес-
кой собственности,
но предусматривали изъятие собственности нацистов и их сообщников и наказание
за
национальное
предательство, в результате чего под государственное управление перешли
предприятия, принадлежавшие немецкому капиталу и той части буржуазии, которая
сотрудничала с гитлеровцами.
Таким образом,
в результате ликвидации фашизма и восстановления национальной
независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943-1945
годах утвердился новый строй, получивший
тогда название
народной демократии. В политической сфере его характерной чертой была
многопартий-
ность, при которой
не допускалась деятельность фашистских и явно реакционных партий, а
значительную
роль в правительствах
и других органах власти играли коммунистические и рабочие партии. В Румынии не
только формально,
как это было в Венгрии и Болгарии, сохранился институт монархии. В сфере
экономики
при сохранении
частных и кооперативных предприятий значительно большую, чем в довоенный
период,
роль стал играть
государственный сектор. Наиболее серьезные изменения происходили в сельском
хозяйст-
ве, где началось
решение аграрного вопроса в интересах беднейшего крестьянства.
Произошли
изменения и во внешнеполитической ориентации стран народной демократии. Еще во
время
войны с Советским
Союзом были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном со-
трудничестве с
Чехословакией (декабрь 1943 года), Югославией и Польшей (апрель 1945 года). Над
Болга-
рией, Венгрией и
Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии, Советский Союз
совмест-
но с Соединенными
Штатами Америки и Великобританией установил контроль – здесь действовали Союз-
ные контрольные
комиссии (СКК), в которых благодаря присутствию советских войск
представители СССР имели более сильные позиции, чем западные партнеры.
Противоречия в Национальных фронтах между
коммунистическими партиями и их союзниками. В Алба-нии и Югославии коммунистические партии
занимали господствующие позиции в политической жизни.
Возобновившие свою
деятельность после освобождения страны многочисленные довоенные мелкобуржу-
азные и
крестьянские партии Югославии оказались не в силах соперничать с
Коммунистической партией
Югославии (КПЮ) и
близкими ей организациями. Это показали выборы в Учредительную скупщину в но-
ябре 1945 года, на
которых Народный фронт одержал убедительную победу (90 % голосов). В
Албании
кандидаты
руководимого коммунистами Демократического фронта собрали 97,7 % голосов.
Иная ситуа-
ция была в других
странах: в Венгрии на первых послевоенных выборах (ноябрь 1945
года) коммунисты
завоевали лишь около
17 % голосов, а в Польше, учитывая неблагоприятную для себя расстановку полити-
ческих сил, они
добились того, что выборы были отсрочены и состоялись лишь в январе 1947 года.
Роль коммунистов
в органах власти была более значительной, чем об этом можно судить на основе
пар-
ламентских выборов.
Поддержка Советского Союза создавала компартиям самые благоприятные возмож-
ности для того,
чтобы начать постепенное оттеснение своих союзников по Национальному фронту с
зани-
маемых ими позиций в
политической жизни. Сохраняя за собой, как правило, посты министров внутренних
дел и осуществляя
контроль над органами государственной безопасности, а в ряде стран – и над
вооружен-
ными силами,
компартии в значительной степени определяли политику народно-демократических
прави-
тельст, даже если и
не располагали в них большинством портфелей.
По многим
вопросам, которые решались новой властью, возникали противоречия между
коммунистами и
другими партиями
Национальных фронтов. Буржуазные и мелкобуржуазные партии считали, что с
восста-
новлением
национальной независимости, конституционного строя, наказанием военных
преступников и тех, кто сотрудничал с гитлеровцами, проведением аграрной и
некоторых других реформ задачи, провоз-
глашенные в
программах Национальных фронтов, полностью выполнены. Они выступали за
дальнейшее
развитие государств
Центральной и Юго-Восточной Европы по пути буржуазной демократии с внешнепо-
Компартии,
рассматривая установление строя народной демократии как этап на пути к
провозглашенной
ими конечной цели –
построению социализма, считали необходимым продолжение и углубление начатых
преобразований.
Используя городскую и сельскую буржуазию, капиталы и предпринимательскую
инициа-
тиву для решения
задач восстановления, коммунисты в то же время вели все возрастающее
наступление на
ее политические и
экономические позиции.
Переход в руки
государства (национализация) собственности немецкого капитала и той части
буржуазии,
которая сотрудничала
с гитлеровцами, привел к образованию во всех странах более или менее мощного
го-
сударственного
сектора экономики. Вслед за тем компартии стали добиваться национализации
собствен-ности национальной буржуазии. Раньше всего это было осуществлено в Югославии,
где принятая в январе
1946 года
конституция давала возможность, если этого потребуют общенародные интересы,
экспортиро-вать частную собственность. В результате уже в конце 1946 года
был издан закон о национализации всех
частных предприятий
общегосударственного и республиканского значения. У частных владельцев остались
лишь мелкие
промышленные предприятия и ремесленные мастерские.
В Польше при создании Национального банка, частные
банки, лишенные возможности обменять на но-вые банкноты имевшиеся у них
наличные деньги, были вынуждены прекратить свое существование. По-
пытки частных
владельцев добиться возвращения предприятий, зазваченных оккупантами и при
освобож-
дении страны
перешедших под временное государственное управление, удались лишь частично.
Входив-
шая в состав
Национального фронта Польская крестьянская партия – Польске стронництво
людове (ПСЛ),
возглавляемая
бывшим премьером эмиграционного правительства С. Миколайчиком, не возражала
против
обобществления
ключевых отраслей производства, но была против того, чтобы главной формой этого
обоб-
ществления стала
передача предприятий в собственность государства. Она выступала за то, чтобы их
взяли
в свои руки
кооперативы и органы местного самоуправления. Но в январе 1946 года по
настоянию Польс-
кой рабочей партии
(ППР) был принят закон о национализации, по которому произошло
огосударствление
крупной и средней
промышленности.
В Болгарии,
Венгрии и Румынии, находившихся под контролем СКК, наступление на позиции
буржуазии
велось путем
установления государственного и рабочего контроля над частными предприятиями,
а не пу-тем национализации.
Таким образом,
практически уже в 1945-1946 годах компартиям удалось добиться того, что начался
про-
цесс изъятия
собственности буржуазии и перехода ее в руки государства. Это означало
выход за рамки программ Национальных фронтов, переход от решения
общенациональных задач к решению задач соци-
ального характера.
Опираясь на
оставшиеся в большинстве стран советские войска и находившиеся в их
распоряжении ор-
ганы безопасности,
коммунистические партии сумели нанести удары и по политическим позициям буржу-
азных и
мелкобуржуазных партий, вынужденных переходить в ряде случаев в оппозицию. По
обвинениям
в заговорщической
деятельности арестовывались сторонники оппозиции. В Венгрии в начале 1947 года
та-
кие обвинения были
выдвинуты против ряда руководителей Партии мелких сельских хозяев (ПМСХ), в том
числе и против
главы правительства. Многие из них, опасаясь ареста, были вынуждены бежать за
границу. В Болгарии был казнен Н. Петков, один из лидеров БЗНС, а в Румынии
преданы суду ряд деятелей нацио-
нал-царанистской
(крестьянской) партии. В Польше на выборах в сейм в январе 1947 года,
руководимый
коммунистами блок
одержал победу над крестьянской партией С. Миколайчика. Протесты ПСЛ в связи
с
многочисленными
нарушениями в ходе избирательной кампании и преследованиями кандидатов этой
пар-
тии были отвергнуты.
Вскоре после этого ПСЛ, как оппозиционная политическая партия, сошла со сцены,
а
Миколайчик во
избежании ареста был вынужден бежать за границу.
Таким образом,
уже к середине 1947 года, во многих странах коммунистические партии сумели
удалить из Национальных фронтов своих союзников справа и укрепить собственные
позиции в руководстве госу-
дарством и
экономической жизнью. Лишь в Чехословакии, где в результате выборов в
Законодательное
собрание в мае 1946
года, КПЧ вышла на первое место, сохранялось зыбкое равновесие сил в
Националь-
ном фронте. Но и там
коммунисты практически заняли решающие позиции.
Перспективы
перехода к социализму мирным путем. В 1945-1946 годах, руководители
ряда компартий
заявили, что
политические и социально-экономические преобразования, осуществленные в ходе
становле-
ния и развития строя
народной демократии, еще не носят социалистического характера, но создают
условия для перехода в будущем к социализму. Они полагали, что этот переход
может быть осуществлен иначе, чем
в Советском Союзе,
- без диктатуры пролетариата и гражданской войны, мирным путем. На первом
съезде
ППР в декабре 1945
года было признано, что в условиях народно-демократического строя, создающего
ус-
ловия для дальнейшей
борьбы рабочего класса и трудового народа за их полное социальное освобождение,
имеется возможность
идти к социализму эволюционно, мирно, без потрясений, без диктатуры
пролетариа-
та. Г. Димитров
считал возможным “на основе народной демократии и
парламентского режима в один прекрасный день перейти к социализму без
диктатуры пролетариата”. Руководители других компартий
также рассматривали
народно-демократическую власть как переходную, которая постепенно перерастет в
социалистическую.
Против таких взглядов не возражал Сталин, который летом 1946 года в
беседе с
К. Готвальдом
признал, что в условиях, сложившихся после второй мировой войны, возможен
иной путь к
социализму, не
обязательно предусматривающий советскую систему и диктатуру пролетариата.
Как видно, в первые
годы существования народной демократии, руководители компартий стран Центра-
льной и Юго-Восточной
Европы, рассматривая советский строй как классический образец перехода к
со-
циализму, допускали
возможность иного пути, при котором учитывались бы национальная специфика и
существование
межклассовых союзов, нашедших свое выражение в Национальных фронтах. Эта
концеп-
ция не получила
всесторонней разработки, она была намечена лишь в самых общих чертах.
Предлагалось,
что переход к социализму
займет длительный промежуток времени. Последовавшие события не оправдвли
возникших
ожиданий.