Демократический режим Испании
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ
При Правительстве Российской Федерации
Кафедра политологии
Р Е Ф Е Р А Т
На тему: Демократический режим Испании
Выполнил: студент
гр. ВКФ 3-4 Сурков А.А.
Научный руководитель:
доц. Завьялов В.Т.
Москва 1998 г.
Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К И
Й Р Е Ж И М
Демократический
режим - основывается на
демократических методах и средствах властвования и политического участия народа
в принятии властных решений. Характеризуется следующими
чертами:
1. Источником
власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом
решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают
народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.
2. Политическая
власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с
принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического
общества — "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а
представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена
соответствующими подзаконными актами".
3. Для
демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга
законодательной, исполнительной и судебной власти).Парламент наделен
исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть
(президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой
инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие
издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти
уравновешивают друг друга.
4.
Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку
политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации,
демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях).
Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется
конституцией страны, а также международными правовыми нормами.
5. Важной
характеристикой демократического политического режима является политический
плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной
системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование
на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.
6.
Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации
прав человека. К. ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений
государства и граждан.
и с п а н и я
Итоги
учредительных выборов, состоявшихся в Испании в 1977 г., отразили мирный и
плавный характер перехода страны к демократии. К 1970-м годам авторитарный
режим Франке, ранее похожий на германский нацизм и итальянский фашизм, заметно
смягчился. Преемник Франке — король Хуан Карлос 1 — не нуждался в ломке старого
аппарата власти. Речь с самого начала шла о реформе, которой сочувствовали
многие деятели старого режима.
Основная
опасность для процесса демократизации исходила от военных и представителей
репрессивного аппарата франкизма, которые давали понять, что не признают его
итогов, если у власти окажутся партии, ранее действовавшие в подполье —
Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия
Испании (КПИ). Массовый переход деятелей старого режима на сторону этих партий
был, таким образом, исключен не только по идеологическим причинам, но и по
соображениям политической целесообразности. Поэтому ведущей силой
демократизации стал "центристский" Союз демократического центра
(СДЦ) А.Суареса (назначенного премьер-министром еще до "учредительных
выборов") —коалиция христианских демократов, либералов и
социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процесс демократизации и отказались
от любых действий, способных подтолкнуть военных к вмешательству в политику.
На "учредительных
выборах" 1977 г. победил СДЦ — партия, с которой большинство испанцев
связывало успех демократизации. На второе место вышла сравнительно хорошо
организованная и безоговорочно поддерживавшая переход к демократии левая
партия — ИСРП. При таком раскладе политических сил роль оппозиции процессу
демократизации естественно отходила к партии, наиболее тесно связанной с
прежним режимом, и эта партия могла быть только правой по своей идеологической
ориентации.
Организация,
когда-то служившая опорой франкистского режима, — Испанские традиционалистские
фаланги хунт национал-синдикалистского сопротивления — фактически прекратила
свое существование еще при жизни диктатора. В момент своего создания испанская
"партия-преемница", Народный альянс (НА), была не менее
организационно слабой, чем СДЦ. Она представляла собой коалицию бывших
фалангистов, сторонников католической организации Опус Деи и многочисленных
консервативных групп, лидеры которых в 1976 — начале 1977 гг. пытались
завоевать благосклонность короля. Лишь низкая представительность
"центристского" и "левого блоков" заставила лидеров названных
групп, забыв об амбициях и идеологических разногласиях, объединиться между
собой.
Таким образом,
расклад политических сил Испании, сложившийся в 1977 г. (и подтвержденный в
1979), исходно характеризовался сравнительно низкими уровнями
представительности всех "блоков", что обусловливалось как сохранением
единства правящего СДЦ, так и длительным организационным опытом левых
оппозиционных партий. Можно предположить, что такой расклад мог бы сохраниться
и по итогам выборов 1982 г. — но лишь при условии успешной экономической
политики. В действительности, цена демократизации и сопровождавших ее
экономических реформ оказалась непомерно высокой для значительной массы
испанцев. Правящий СДЦ, попав в "невыигрышный" сектор межпартийной
конкуренции, больше не мог сохранять свое условное организационное единство. Он
распался на несколько групп, и все они потерпели поражение на выборах.
Испанский "центр" сохранился в основном в виде региональных партий.
В распоряжении
испанского избирателя, стремившегося "наказать" правительство, были
две возможности — он мог проголосовать либо за левую, либо за правую оппозицию.
Результаты выборов показывают, что обе эти возможности были использованы,
причем наибольшего относительного успеха добилась "партия-преемник"
— НА, в то время как абсолютными победителями стали социалисты. Подобный исход
выборов можно объяснить тем, что, голосуя против правительства, испанские
избиратели не хотели выразить негативное отношение к процессу демократизации
как таковому. В этом контексте оппозиционная, но демократическая ИСРП
оказывалась идеальным кандидатом.
Правые в лице НА
были настроены более оппозиционно, чем социалисты, но их приверженность
демократии не была столь очевидной. В то же время НА не имел существенных
конкурентов в "правой" части политического спектра, и его лидерам
удалось постепенно преодолеть франкистский имидж. Коммунисты же оказались в
крайне неблагоприятной ситуации: обыграть ИСРП они могли лишь за счет большей
оппозиционности по отношению к экономической политике правительства, но чем
критичнее в этом плане становились отдельные фракции КПИ, тем сомнительнее
казалась их приверженность демократии. Неспособность коммунистов разрешить эту
дилемму обернулась расколом и электоральным крахом КПИ.
Поэтому выявляется роль таких
факторов, как итоги "учредительных выборов" и характер
"партии-преемницы", в становлении формата испанской партийной
системы. Учредительные выборы определили общее соотношение политических сил в
стране, обеспечив лидирующее положение организационно неустойчивому СДЦ и
превратив сплоченную ИСРП, выступавшую основным партнером
"центристов" в процессе демократизации, в главную оппозиционную партию,
что предотвратило фрагментацию "правого блока" и обусловило крах
основной левой альтернативы социалистам.
Э
Л Е К Т О Р А Л Ь Н Ы Е Д А Н Н Ы Е
В качестве
эмпирических данных по Испании использованы результаты парламентских выборов
1977 и 1982 гг. (в % голосов). Пропущены выборы 1979 г., которые с очевидностью
не были "критическими", ибо почти ничего не изменили ни в расстановке
политических сил, ни даже в объемах голосования за отдельные партии. К партиями
"левого блока" относятся Испанская социалистическая рабочая партия
(ИСРП) и Коммунистическая партия Испании(КПИ). Последовательно правые позиции
по социально-экономическим вопросам отстаивал лишь Народный альянс (НА),
являвшийся одновременно "партией-преемницей". "Центр"
распадается на две части. С одной стороны, это партии, в предвыборной кампании
которых преобладали лозунги, связанные с процессом демократизации страны, —
Союз демократического центра (СДЦ) и Демократический и социальный центр (ДСЦ),
а с другой — многочисленные региональные партии (прежде всего, каталонские и
баскские), выступавшие за расширение полномочий своего региона. Результаты
выборов по "блокам" и партиям представлены в Таблице.
Т А Б Л И Ц А
Результаты выборов 1977 и 1982 гг. в Испании
(в % голосов)
|
|
1977
|
1982
|
Правые
|
Всего:
|
8,4
|
25,8
|
|
НА
|
25,8
|
Центр
|
Всего:
|
51,9
|
23,7
|
|
СДЦ
|
34,8
|
6,7
|
|
ДСЦ
|
-
|
2,8
|
|
Каталонские партии
|
4,5
|
3,9
|
|
Баскские партии
|
2,0
|
2,9
|
|
Другие региональные партии
|
10,6
|
7,4
|
Левые
|
Всего:
|
39,6
|
50,6
|
|
ИСРП
|
30,3
|
46,5
|
|
КПИ
|
9,3
|
4,1
|
Источник: Leonard D., Natkiel R. World Atlas of Elections: Voting Patterns in 39
Democracies. L., 1986.