Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
Астраханский институт повышения квалификации и
переподготовки
Творческая работа на тему:
«Социализация личности ребенка через трудовую
деятельность»
Воспитатель
МДОУ №29
АСТРАХАНЬ 2007
Социальная действительность – это средство, воздействующее на ребёнка, питающее
его ум и душу.
Ко второй младшей группе можно отнести те виды деятельности, которые
дают ребёнку возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. В эту
группу входят предметная деятельность, труд, наблюдения.
Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребёнка
можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, овладение трудовыми
навыками, трудовая деятельность позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать
себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений
малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается
опасность невыживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет
жизнеобеспечивающую функцию.
Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию волевых
качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели, что
чрезвычайно важно для человека. И чем раньше он начинает испытывать
удовлетворение от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на
мир, так как приобретёт уверенность в своей способности преодолевать трудности.
И, наконец, необходимо отметить, что трудовая деятельность
способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это
происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов
творчества. В трудовой деятельности ребёнок становится преобразователем, что поднимает
его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.
В последние годы из программ воспитания детей дошкольного возраста
исчезли задачи трудового воспитания. Это обстоятельство может привести к
серьёзным отрицательным последствиям.
К.Д. Ушинский говорил: «Самое большое богатство, которое отец может
оставить сыну в наследство, - научить его трудиться».
В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей
знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей, придаётся
особое значение. В старшем дошкольном возрасте необходимо показать детям
многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представления о том,
что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Труд –
это проявление заботы людей друг о друге. Особенно ярко это видно на примере
труда хлеборобов. Знакомство детей с трудом взрослых осуществляется через
разные виды деятельности: занятия, чтение художественной литературы,
наблюдения, дидактические игры и упражнения.
Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель уже начинает их
ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и
необходимость.
Экскурсии, наблюдения во время прогулок, рассказы воспитателей
помогают воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой
деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.
Возникает вопрос: А зачем ему это уметь?
Наша повседневная жизнь за последние 15 лет изменилась на столько,
что многим кажется: всё в ней теперь следует делать иначе. В том числе и
воспитывать детей. С этим трудно поспорить – действительно, взрослые должны
научить детей отвечать на новые вызовы жизни. Что толку, например, если
современный городской ребёнок будет уметь запрягать коня? Где и зачем
пригодится ему этот экзотический навык? Пусть лучше научится ремонтировать
автомобиль. Впрочем, может, и это ни к чему: ведь есть автосервис… Пусть уж учится
в школе, в институте, становится докой в своей профессии! А труд в том смысле,
в котором его понимали во времена родительского детства, это теперь атавизм.
Однако родители, которые пришли к такому выводу, должны быть готовы
к тому, что жизнь однажды опровергнет их убеждение. И хорошо, если это произойдёт
сравнительно рано, когда ребёнок ещё поддаётся воспитанию. К сожалению,
понимание того, что дитятко, у которого нет разве что луны с неба, всё-таки
следует приучать к обыденному труду, приходит тогда, когда родители вдруг
видят: их чадо, совершенно не способно на какое бы, то ни было усилие. Ни в
учёбе, ни в той самой престижной профессии, ради которой оно когда-то было
освобождено от любых обязанностей по дому… Да оно, это чадо, попросту не понимает,
что жизнь сама по себе требует ежедневного, последовательного усилия! А затем
проявляются и другие следствия неприученности ребёнка к труду: он не знает, чем
себя занять, ему скучно, у него депрессия, от которой он «лечится» алкоголем
или, того страшнее, наркотиками…
«Лучше бы мы в своё время потребовали, чтобы он научился запрягать
коня! – в отчаянии думают родители. – Или готовить обед, или убирать квартиру,
или полоть грядки на даче…»
Между тем подобные требования никогда не являлись сногсшибательным
педагогическим открытием. Достаточно обратиться к книгам о жизни состоятельных
людей прошлых веков. В престижнейшем, предназначенном для мальчиков из лучших
семей Тенишевском училище (его окончил, к примеру, писатель Владимир Набоков)
обязательным предметом было столярное дело. Девочка из дворянской семьи обязана
была уметь делать любую работу по дому. Хотя, как только она выходила замуж (а
к этому, собственно, её и готовили), ей приходилось разве что руководить
прислугой, которая эту работу и выполняла.
Всё дело в том, что «во вкусе умной старины» было заложено
понимание: без привычки к труду человек не вырастит полноценной личностью. И в
будущем его ожидают лишь вот эти самые депрессии (неважно, как они назывались
100 лет назад), и жизнь его пойдёт прахом.
Привычка к труду прививалась самыми разными способами, и, конечно,
воспитывалась не сама по себе, а в единстве с пониманием того, что человек с
ранних лет должен сам отвечать за своё благосостояние. Хорошо, если родители
понимают: проблемы, возникающие с воспитанием, мало изменились за последние
два-три века… Так же, как и навыки, с помощью которых эти проблемы решаются.
Дело в том, что жизнь, как она есть, во всех её проявлениях может оказаться для
подросшего ребёнка непосильной.
Так, может, стоит последовать советам предков и вовремя приучить
ребёнка к повседневному труду? Не спрашивая, зачем это надо. Просто надо, и
всё!