Понимание
|
|
|
|
Свободный
Уважающий себя
Уважающий других
Открытый
Дружелюбный
Инициативный
Независимый
|
|
Признание
|
|
Принятие
|
Заповеди воспитателя
Заповедь первая. Никогда не предпринимайте воспитательных
воздействий в плохом настроении.
Заповедь вторая. Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и
объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
Заповедь третья. Предоставьте ребёнку самостоятельность,
воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Заповедь
четвёртая. Не подсказывайте
готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком
его правильные и ложные шаги к цели.
Заповедь пятая. Не пропустите момент, когда будет достигнут
первый успех.
Заповедь шестая. Укажите ребёнку на его ошибку. Сразу дайте
оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.
Заповедь седьмая. Оценивайте поступок, а не личность (не «Ты
плохой», а «Ты поступил плохо»). Сущность человека и его поступки не одно и
тоже.
Заповедь восьмая. Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь,
прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём,
несмотря на его оплошность. Дайте понять, (но не обязательно это говорите), что
когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Заповедь девятая. Воспитание – это последовательность целей.
(А. Толстых)
При общении с детьми надо помнить
·
Дети учатся жить у
жизни
·
Если ребёнка постоянно
критикуют, он учится ненавидеть
·
Если ребёнок живёт во
вражде, он учится агрессивности
·
Если ребёнка
высмеивают, он становится замкнутым
·
Если ребёнок растёт в
упрёках, он учится жить с чувством вины
·
Если ребёнок растёт в
терпимости, он учится принимать других
·
Если ребёнка
подбадривают, он учится верить в себя
·
Если ребёнка хвалят, он
учится быть благодарным
·
Если ребёнок растёт в
честности, он учится быть справедливым
·
Если ребёнок растёт в
безопасности, он учится верить в людей
·
Если ребёнка
поддерживают, он учится ценить себя
·
Если ребёнок живёт в понимании
и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире
Примерная схема анализа урока
1.
Общие сведения об
уроке: дата, класс,
предмет. Оборудование и ТСО.
2.
Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение
учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей
обстановки в классе.
3.
Тема и основные
цели урока.
Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в
системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.
4.
Организация урока:
- тип урока;
- структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во
времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;
- виды учебной деятельности;
- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;
- плотность урока, рациональное использование времени
5.
Содержание урока:
- научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие
возрастным возможностям учащихся;
- воспитательная направленность урока;
- правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закрепления,
объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных
работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.
- соответствие содержания урока требованиям программы;
- связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний,
обучение учащихся применению своих знаний на практике, использование местного
материала и его доступность;
- связь изучаемого материала с ранее пройденным, приёмы повторения пройденного;
- межпредметные связи;
- использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной
активности и самостоятельности;
– качество знаний учащихся, их умений и навыков
7.
Организация
познавательной деятельности учащихся:
- роль, место и характер самостоятельной работы учащихся на уроке;
- место учебника и наглядных средств;
- место, форма, последовательность вопросов и заданий, приёмы активизации
учащихся;
- характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов
8.
Психологические
основы урока:
- развитие и поддержание внимания;
- развитие памяти, мышления, воображения;
- ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности,
разнообразие видов учебной деятельности;
- наличие психологических пауз и разрядки;
- эмоциональная атмосфера урока
9.
Индивидуальный и
дифференцированный подход к учащимся на уроке
10.Наличие,
объём, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в них
дидактических задач
11.Работа
и поведение учащихся на уроке:
- активность класса,
качество ответов учащихся;
- заинтересованность детей материалом урока, отношение к уроку;
- дисциплинированность и организованность учащихся;
- речь учащихся, характер задаваемых вопросов
12.Поведение
учителя на уроке:
- выдержка, собранность, доброжелательность в обращении с учащимися;
- умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам учащихся;
- требовательность к учащимся, использование разнообразных приёмов воздействия
на учащихся;
- эмоциональность;
- речь учителя;
- внешний вид
13. Выводы
и предложения.