Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок природоведения. На
парте должен лежать учебник, тетрадь и ручка. Садитесь.
Сегодня мы с вами познакомимся с интересной темой: Луг - природное
сообщество. Поговорим о разнообразных обитателях луга
Но сначала я проверю, как вы усвоили предыдущую тему: Лес – природное
сообщество.
Я раздам две индивидуальные карточки.
Ребята, внимательно прочитайте задание, подумайте и ответьте на
вопросы.
А, вы, ребята, попытайтесь ответить на вопросы:
1) Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса
живут совместно, тесно связанных между собой)
2) В лесу мы можем заметить своеобразные «этажи». Ученые называют их
ярусами. Чем образованы верхние ярусы? (Деревьями)
3) Чем образованы средние ярусы? (Кустарниками)
4) Чем образованы нижние ярусы? (Маленькими кустами и травами)
А самый нижний ярус представлен мхами и лишайниками.
Весь лес - от верхушек деревьев до земли – заселен животными!
1) Какие из представленных животных ведут наземный образ жизни?
(Медведь)
2) Чем питается медведь? (По способу питания медведей смело можно
назвать всеядными)
3) Какие из представленных животных обитают в почве? (Червяк)
4) Какую пользу приносят черви? (Они разрыхляют, улучшают почву)
Молодцы! А теперь послушаем ваших товарищей, которые работали с
карточками. Они расскажут нам о почве.
Карточка №1
1)
Какие бывают почвы?
2)
Почва и круговорот
веществ.
Каточка №2
1) Охрана почв.
Молодцы! Вы очень хорошо справились с задачами.
Сегодня мы с вами познакомимся с новой темой: Луг – природное
сообщество. Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь.
Луга украшают наш родной край. Луг – особый мир. Нужно лишь
внимательно присмотреться и можно увидеть много интересного. Травяной покров
лугов всегда густой и обычно более или менее высокий. На лугу растут только
травянистые растения: тысячелистник, колокольчик, клевер, мятник. Но среди
растений луга встречаются и ядовитые растения. Какой ядовитый цветок луга вы
знаете? (Лютик; в народе называли «куриная слепота») Лютик – довольно
красивые, желтые цветы. Во время цветения, луг кажется желтым. Луговые
растения нуждаются в среднеувлажненной почве. Луга можно встретить как на
равнинах, так и в горах.
На лугу растут только травянистые растения, среди них встречаются и
ядовитые.
Откройте учебник на странице 130. Но кроме растений на лугу есть
также и животные. Крупные животные на лугу не живут. А кто знает почему? (Им
негде спрятаться) Зато на лугах очень много мелких животных. Особенно
разнообразен мир насекомых. Каких насекомых луга вы знаете? Мне бы хотелось
немного поговорить о бабочках. Это очень красивые и хрупкие существа.
Посмотрите на рисунок в учебнике. Здесь изображен махаон. Название этой
красивой бабочки связано с греческой легендой. Троянская война (Повод:
троянский царевич Парис похитил жену царя Спар - Прекрасную Елену).
Оскорбленный царь Спар собрал войско и отправился к Трое. Осада
растянулась на долгие годы. Множество героев прославили себя во время неё.
Были среди них и Махаон с Подалирием, которые знали секреты лечения людей.
Они облегчали страдания воинов.
Насекомые (бабочки, пчелы, шмели) опыляют цветы. Питаются они сладкой
жидкостью – нектаром. Некоторые насекомые защищаются (маскируются) от врагов
тем, что имеют свойство быть похожими на несъедобное насекомое. (Цветочные
мухи). На лугу можно встретить ящериц и жаб. Какое интересное свойство есть
у ящерицы?
Обратите внимание на рисунок в учебнике. Насекомые - основная пища
для луговых птиц – перепела, трясогузки, коростеля. Перепел и коростель
взлетают редко, в основном они ходят по земле. Коростель по-другому называют
дергач, потому что он кричит так: «дёрг-дёрг». Свои гнезда эти птицы
устраивают на земле, среди травы.
На лугу живут полевки и мыши, которые питаются растительной пищей. Но
и они служат пищей для других животных. Так, из лесу охотиться на мышей и
полевок прилетает сова. На лугах также растут и грибы: луговой опёнок,
шампиньон, дождевик. Почва луга богата червями и почвенными микробами.
Вывод: На лугу совместно обитают разнообразные живые существа. Они
связаны между собой. Поэтому луг называют природным сообществом. Запишите
этот вывод к себе в тетрадь.
Луг богат красками. Какие только цвета не встретишь здесь. Если
остановишься посреди луга, можно услышать басовитое гудение шмелей и пчел,
легкий шелест крыльев бабочек, стрекотание кузнечиков, можно почувствовать
колыхание трав, шум ветра…
А теперь откройте глаза. Мы сейчас мысленно перенеслись в лето. Мы
увидели, как красивы луга. И очень важно, чтобы люди оберегали их.
Луга также имеют большое значение для сельского хозяйства (пастбище,
сено). Но неумеренный выпас может привести к исчезновению растений, вытаптыванию
почвы.
Нарисуйте схему в тетради.
ЛУГ
Растения животные грибы микробы почва
Итак, сегодня мы с вами познакомились с новой темой: Луг – природное
сообщество. Посмотрите на
Оно все собранно. Вы видите представителей животного мира луга.
Сегодня вы узнали о разнообразии форм жизни луга, увидели взаимосвязь и
взаимозависимость между членами животного мира луга.
Прочитайте параграф в учебнике на странице 129. Нарисуйте одного
представителя животного мира луга.
Молодцы! Вы сегодня меня порадовали своими ответами и активной
заботой. Наш урок окончен. До свидания.
|