Детская беспризорность и педагогическая деятельность Макаренко
1. Причины возникновения беспризорности.
Детская беспризорность - отсутствие у детей и подростков
семейного или государственного попечения, пед. надзора и нормальных условий
жизни. Причины беспризорности носят социально-экономический характер. Беспризорность
возникла в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и
др. потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту беспризорности
способствовали экономические кризисы, безработица, нужда и детская
эксплуатация. Беспризорность как крайнее проявление детской безнадзорности
может быть вызвана также такими причинами, как конфликтная обстановка в семье,
учебных заведениях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми
(в том числе злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или лиц, их
заменяющих, которые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению
правовых и моральных норм), что заставляет их уходить из дома. Беспризорности
неизбежно сопутствуют тяжёлые социальные последствия: рост правонарушений,
проституция несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, а также болезни и
опасность возникновения эпидемий.
Помощь беспризорным детям традиционно в большинстве стран
оказывали благотворительные общества, частные лица и религиозные организации. в
период Первой Мировой Войны и в первые годы после неё многие государства в
связи с ростом беспризорности издали законы об охране детства и защите детей –
жертв войны.
Особенность современной беспризорности в том, что её
причины – не столько войны и стихийные бедствия, сколько урбанизация и
техническая цивилизация, вызывающие усиливающуюся миграцию сельского населения
в города, разрастание городов, а вследствие этого неуправляемость городской
инфраструктуры. другие важнейшие причины беспризорности – распад семьи, её
бездуховность, превращение семьи из расширенной в нуклеарную, тяжелое положение
женщины, а также неудовлетворённость потребностей детей и молодёжи в
образовании, в приобщении к культуре.
2.
Ликвидация и профилактика беспризорности.
Беспризорные дети не включаются в систему ценностей
общества, становятся лишь наблюдателями чужой жизни, теряют своё прошлое, не
обретая определённого будущего. Постоянный страх перед физической расправой со
стороны взрослых и сверстников, голодом, болезнью, полицией в свою очередь
порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в каких – либо группах
(шайках, бандах и т.п.). В шайках, часто находящихся на службе у мафии, дети
подвергаются эксплуатации (в том числе и сексуальной), втягиваются в преступный
бизнес. Такие формирования представляют собой серьёзную опасность для общества,
поскольку они способны вызвать беспорядки и нарушить нормальную жизнь целых
районов и городов.
Ликвидация и профилактика беспризорности вновь становятся
важнейшими общественными проблемами. Плодотворно решить вопрос беспризорности
можно только при гуманном подходе к личности на основе сотрудничества и
координации усилий государственных, общественных и частных организаций. Во
многих государствах наряду с общими социальными существуют специальные
попечительские программы, объединяющие общественные усилия в деле помощи
беспризорным детям.
Опыт многих стран показал, что традиционные меры
профилактики беспризорности (создание специальных воспитательных учреждений,
детских домов, приютов и т. д.) не всегда оправдывают себя. Не всегда в детских
учреждениях условия содержания и воспитания соответствуют нормальному уровню
жизни детей. Не приносят пользы такие меры, как лишение свободы и содержание в
закрытых учреждениях беспризорных детей, совершивших какие – либо проступки.
Как правило, вместо исправления дети под влиянием уголовных элементов в местах
лишения свободы приобретают асоциальный опыт и превращаются в потенциальных
преступников. Часто в результате у детей происходит задержка физического,
психического и интеллектуального развития.
Основными мерами профилактики беспризорности должны быть
усыновление и попечение, и только при невозможности обеспечить ребёнку семейное
воспитание альтернативой ему должны выступать детские дома, в которых
воспитательные группы способны частично заменить ребёнку семью. Поиски новых
форм попечения направлены на воссоздание условий воспитания, близких к
семейным, ресоциализацию детей, их адаптацию к нормальной жизни в обществе. С
этой целью для детей нуждающихся в жилье, создаются семейные дома, общины,
детские деревни и др.. Уличные дети, ещё не полностью порвавшие связи с семьёй,
объединяются (под руководством педагогов, психологов и др.) в общины для
различной общественно полезной деятельности (трудовой, в том числе и на производстве,
в сфере обслуживания, благотворительной и т. п.), в группы самопомощи и др..
Беспризорные дети получают возможность вырваться из уличной жизни, включиться в
полезную деятельность. Помогают им в этом социальные педагоги, старшие по
возрасту наставники, из которых многие - сами бывшие беспризорники. В ряде
стран к работе с беспризорными детьми привлекаются студенты (шефство над
уличными подростками, помощь кризисным семьям из трущоб, деятельность в
общежитиях для бездомных и др.), иногда даже с освобождением от занятий в целях
их подготовки к гражданской службе. Ликвидировать проблему беспризорности может
только общество, ставящее ребёнка в центр своих интересов и придающее
первостепенное значение этике попечения и благотворительности.
3.
Педагогическая деятельность Макаренко.
Макаренко Антон Семёнович (1.03.1888 – 1.04.1939) родился в
городе Бесполье, ныне в Сумской области Украины. Педагог и русский писатель. По
окончании Кременчугского городского училища и пед. курсов при нём
учительствовал в посёлке Крюков и на станции Долинская на Украине. Окончив
Полтавский учительский интернат (1917), заведовал железнодорожным училищем в
Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 года руководил трудовой колонией
для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 году переведённой
в Куряж, под Харьков. С 1927 года совмещал работу в колонии с организацией
детской трудовой Коммуны имени Ф. Э. Джерджинского под Харьковом. С 1928 года
заведовал коммуной, с 1932 начальник пед. части. В 1935 году начальник, в 1937
году зам. начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 возглавил
колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 переехал в
Москву и посвятил себя литературной и общественно – педагогической
деятельности.
Макаренко прошёл сложный путь, наполненный стремлением
создать нового совершенного человека, постоянным пед. трудом и полемикой с
противниками его теории, верой в светлое будущее и разочарованиями. Обладая
мышлением педагога – теоретика и экспериментальным талантом, Макаренко всю свою
научную деятельность связал с воспитательной практикой. Глубокое знание
отечественного педагогического наследия и собственный педагогический опыт
позволили ему уже в 20-е гг. подойти к разработке системы воспитания, которая,
по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества. Он
начинал работу в колонии в труднейших условиях хозяйственной разрухи, сознавая,
что ему предстоит преодолеть дистанцию между идеалом человека коммунистического
будущего и реальным бытиём педагогически запущенных, социально и морально
искалеченных детей – жертв войн и социальных потрясений.
В своих учреждениях он создавал организованный коллектив,
основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производственным
трудом. Ядро учения Макаренко – теория воспитательного коллектива как формы
педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы,
стиль жизни и отношения. Он разработал вопросы строения и организации
коллектива, методов воспитания в нём, взаимоотношений с личностью ребёнка и
связи с другими коллективами; методику организации трудового и эстетического
воспитания, формирования сознательной дисциплины, создание воспитывающих
традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней деятельностью
детей. Сведение творчества Макаренко к «педагогике для беспризорных»
несправедливо, т. к. в коммуне воспитывались не только они, но и дети из вполне
благополучных семей сотрудников коммуны. Опыт творческого развития юной
личности по методике Макаренко принципиально важен для науки о воспитании.
Макаренко много места отводил эмоциональному настрою
воспитанников, мажорному тону их жизни, которые сплачивали детей, создавали
оптимистичную атмосферу в коллективе. Критерием оценки поведения учащихся
становится не только личное мнение педагога, но и интересы коллектива.
Макаренко утверждал, что человек не может быть воспитан влиянием одной личности,
какими бы качествами она не обладала.
В отношениях с воспитанниками Макаренко опирался на
принцип: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к
нему». Восприятие воспитателями детей как существ, нуждающихся в постоянным
«укрощении», он называл главным «педагогическим пороком». В его трактовке, дети
– прекрасные и живые жизни, поэтому нужно видеть в них товарищей и граждан,
уважать их права и обязанности, в том числе право на радость и обязанность
ответственности.
Макаренко стремился к тому, чтобы сделать радость ребёнка
ответственной, человечески значимой и нравственной, а его ответственность –
радостью, доставляющей нравственное удовлетворение.
Макаренко определил три стадии развития коллектива: его
создание, становление и сплочение в единую организацию с системой
самоуправления и сложившимися традициями.
В трудах Макаренко разработаны важнейшие вопросы семейного
воспитания, в том числе структуры семьи, её культуры, методов воспитания в
семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно легче, чем потом
его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счёте
определяют успех воспитания детей.
4. Критика Макаренко.
При жизни Макаренко подвергался критике справа и слева. В
20-е гг. ему ставили в вину увлечение дореволюционной педагогикой, стремление к
утверждению авторитаризма, дисциплины, наказаний. В 30-е гг. критиковали за
отступление от партийных постановлений по школе и приверженность Декларации о
единой трудовой школе (1918), за демократизм и внедрение самоуправления.
Преследования критиков продолжилось после публикации «Педагогической поэмы» В
1938 против него развернулась кампания по обвинению в намерении исказить
революционную действительность, педагогическом непрофессионализме и
некомпетентности, вреде его книг для социалистического воспитания.
Главная заслуга Макаренко в том, что вопреки давлению пед.
чиновников, атмосфере культа личности и усилению авторитарных тенденций в жизни
общества он боролся за утверждение гуманистической педагогики, сумев сохранить
свою индивидуальность и передать последующим поколениям педагогов свой
уникальный опыт.