Дидактика
Дидактика как теория обучения .
История педагогики свидетельствует о том ,
что долгое время наряду с термином «педагогика» в том же значении
использовался и термин «дидактика».Впервые термин «дидактика» ввёл в научное
использование немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал
свой курс «Краткий отчёт из дидактики ».
Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский
педагог Я.А.Коменский определил дидактику как « всеобщее искусство учить всех всему».В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт
придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.
В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как часть
педагогики, исследующая проблемы обучения и образования , их закономерности ,
принципы , цели , содержание , средства , организацию , достигаемые результаты.
Функции
дидактики :
1-
Теоретическая
2 – практическая .
Основные категории дидактики
:
Преподавание , обучение , образование , знания , умения , навыки , а
также цель , содержание , организация , виды , формы , методы , средства ,
результаты (продукты ) обучения.
(отсюда получаем краткое определение : дидактика- наука об обучении и
образовании , их целях , содержании , методах , средствах , организации , достигаемых
результатов. )
Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по
реализации цели обучения (образовательных задач ) , обеспечение информирования
, воспитания , осознания и практического применения знаний .
Учение – процесс (точнее сопроцесс ) , в ходе которого
на основе познания , упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают
новые формы поведения и деятельности , изменяются ранее приобретённые.
Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с
учениками , направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний
процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная
познавательная деятельность учеников , в процессе которой формируются научные
знания , необходимые способы деятельности , эмоционально-ценностное и
творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется
развитие ребёнка. Основными структурными элементами обучения как системы
являются : 1) цели , 2) содержание , 3) методы , 4)организационные формы , 5)
результаты.
Образование – система приобретённых в процессе обучения
знаний , умений , навыков , способов мышления.
Знание – совокупность идей , воплощающих теоретическое
овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его
действительности в виде понятий , схем , конкретных образов.
Умения – овладения способами ( приёмами , действиями )
применение усвоенных знаний на практике.
Навыки – умения , доведённые до автоматизма , высокой
степени совершенства.
Цель (учебная , образовательная ) - то , к чему
стремится обучение , будущее , на которое направлены его усилия.
Содержание – ( обучения , образования ) – система
научных знаний , практических умений , навыков , способов деятельности и мышления
, которыми ученики овладевают в процессе обучения .
Организация – упорядочение дидактического процесса по
определённым критериям , придание ему необходимой формы для наилучшей
реализации поставленной цели.
Форма - способ существования учебного процесса ,
оболочка для его внутренней сущности , логики и содержания . Форма обучения
связанна с числом учеников в классе , временем и местом обучения , порядком его
осуществления и т.п.
Метод – путь достижения (реализации) цели и задач
обучения.
Средство – предметная поддержка учебного процесса .
Средствами являются голос (речь) педагога , его мастерство , учебники ,
классное оборудование и т.д.
Результаты – то , к чему приходит обучение ,
следствие учебного процесса , степень реализации намеченной цели.
Предмет и задачи дидактики :
термин дидактика
происходит от греч. “didactikos” - обучающий .
В современном
понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания ,
которая изучает и исследует проблемы образования и обучения .
Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.
Дидактика – отрасль педагогики , изучающая вопросы теории образования и обучения
.
Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся , в ходе
которого происходит усвоение новых знаний , умений , навыков , осуществляется
воспитание и развитие учащихся.
Образование - та сторона воспитания , которая включает в себя систему культурных
и научных ценностей , накопленных человечеством.
Дидактика отвечает на вопросы :
-
чему учить
-
как учить
-
где учить
- в
каких организационных формах
Основные
понятия дидактики :
Учебный процесс
Принципы
обучения
Методы обучения
Содержание образования
Формы организации учебной работы и др.
Мысли об
обучении издавна высказывались выдающимися учёными и философами прошлого (
Сократом , Демокритом , Платоном ,Аристотелем )
Впервые в
истории педагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний , как
педагогическую науку , разработал ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ . На основе философских
размышлений , теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал
свой знаменитый труд « Великая Дидактика » (1657).
Я.А. Коменский
1592-1670
|
1.Великая Дидактика
2.Материнская школа
3.Мир чувственных вещей в картинках
4.Откратая дверь языков и всех наук
|
-Теоретически обосновал и раскрыл принцип
наглядности ;
-Провозгласил «золотое правило дидактики»
-Обосновал и применил на практике
принципы сознательности , систематичности , последовательности и прочности
усвоения знаний.
-Стремился сильнее развивать
познавательные способности уч-ся, «воспламенять жажду знаний и пылкое усердие
к учению»
-Разработал классно-урочную систему
обучения
-Выдвинул идею всеобщего образования :
«учить всех всему»
|
Жан Жак Руссо
1712-1778
|
Роман-трактат «Эмиль или о воспитании»
|
-Дал оригинальную характеристику
возрастного развития ребёнка :
1- от рождения до 2 лет
2-
от 2 до 12 «сон разума»
3-
от 12 до 15 умственное вос-ние
4-
от 15 до совершеннолетия «период бурь и
страстей»
-Предложил учебные занятия проблемного ,
поискового характера
-Дал характеристику методам обучения
-Выдвинул идею связи обучения с жизнью ,
с наблюдениями явлений природы
1746-1827
|
1.Лингард и Гертруда
2.Как Гертруда учит своих детей
3.Азбука наглядности
4.Наглядное учение о числе
|
-Разработал теорию элементарного
образования ;Считал что в основе познания мира лежат 3 элемента : форма ,
число , слово
-Разработал принцип наглядности , хотя
чрезмерно усложнил и довёл до абсурда
|
Адольф Дистервег
1790-1866
|
Руководство к образованию немецких
учителей
|
-Главной задачей обучения является
развитие умственных способностей детей
-Создал дидактику развивающего обучения
(изложил её в виде 33 законов и правил обучения )
-Много внимания уделял закреплению
материала
-Утверждал : « плохой учитель сообщает
истину , а хороший учит её находить »
|
Константин Дмитриевич Ушинский
1824-1870
Основоположник
начального обучения в России
|
1.Родное Слово
2.Детский мир
3.Человек как предмет воспитания
|
-Разработал методики преподавания учебных
предметов
-Выступал за связь обучения с жизнью , с
трудом
-Разработал принципы обучения , основы
содержания начального образования
-Раскрыл психологические основы обучения
|
Крупный вклад в
развитие теории обучения внесли педагогические и психологические работы
П.П.Блонского , С.Т.Шацкого , Л.С.Выготского.
Существенно
обогатили теорию начального обучения психолого-педагогические исследования
В.Давыдова , Д.Б.Эльконина - =о возрастных возможностях усвоения знаний ,
Л.В.Занкова = о путях формирования общего уровня развития младших школьников
, П.Я.Гальперина = о формировании умственных способностей .
Определённый вклад внесли и румынские
дидакты - Чергит , раду , Никола , Банташ , и др.
Современную дидактику обогатили педагоги-практики -
Шалва Амонашвили
С.Н.Лысенкова
М.Шаталов
Н.Ильин
С.Потапова и др.
Задачи дидактики на современном этапе .
1.
Воспитывающее влияние обучения на формирование
нравственных и волевых качеств личности
2.
Формирование познавательной активности и
самостоятельности
3.
Активизация общего уровня развития младших
школьников
4.
Развитие и формирование умственных
способностей
5.
Проблемный характер изложения учебного
материала
6.
Индивидуализация и дифференциация обучения
7.
Демократизация и гуманизация обучения
8.
Межпредметная связь , опора на жизненный
опыт учащихся
9.
Програмирование и компьютеризация обучения
10. Работа с одарёнными детьми
11. Формирование личностных взаимоотношений , высокая культура общения
Специальные дидактики – частные методики .
Каждая учебная дисциплина имеет
свои характерные особенности , свои закономерности , требует своих особых
методов и организационных форм обучения . Этими вопросами занимаются частные
дидактики или методики преподавания.
Все частные методики являются
педагогическими дисциплинами , основывающихся на тех же принципиальных
положениях , которые раскрываются в общей дидактике.
Таким образом , общая дидактика
является теоретической базой для всех частных методик.
Частные методики и общая дидактика
развиваются в тесном единстве . Большая роль принадлежит самообразованию.
САМООБРАЗОВАНИЕ - систематическая
познавательная деятельность , направленная на удовлетворение потребности в
знаниях , возникших у человека .
Этапы становления дидактики
.
I Этап – традиционной дидактики (XVII - XIXв.) акцент на преподавании , основной
источник знаний : восприятие , авторитарное руководство обучением .
II Этап – современная дидактика
(конец XIX - первая половина XX
в.) акцент на деятельности преподавание-учение – основной источнок знаний ,
личностный подход, психологическое управление
III Этап - постсовременный
- курикулум ( вторая половина XX в. ), акцент на
деятельности преподавание- учкение – оценка знаний - основной источник знаний
– деятельность психолого – социально обусловленная . В основе – педагогика
сотрудничества , с учётом требований времени , личностного развития и
творчества .