Роль художественной литературы в духовно-нравственном развитии будущего офицера
СЕРПУХОВСКИЙ ВОЕННЫЙ
ИНСТИТУТ РАКЕТНЫХ ВОЙСК
Кафедра: Психологии и Педагогики
Курсовая работа по педагогике.
ТЕМА:
«Роль художественной литературы в духовно-нравственном
развитии будущего офицера»
Работу выполнил:
Курсант: 153 уч. гр.
Анохин Е.В.
Доцент Недобитюк И. И.
г.
Серпухов 2000 г.
Оглавление.
Духовно-нравственное
развитие будущего офицера. 3
Социологическое
исследование. 8
Литература. 11
Ни один народ не может жить
без общенационального эталона, без образца и идеала. Пушкин – один из наших
светочей. В это чудное имя мы вкладываем целый мир и программу. Если армия
народная, она не может не исповедовать пушкинский идеал. Появиться ли Пушкин и
лицейский дух в наших школах и военных училищах. Как бы это ни звучало
неожиданно, но, взвешивая каждое слово, беру на себя смелость заявить, что
сегодня, когда многие бросились в разоблачения, а иные даже смакуют их, для обновления
школы, армии и общества нет более партийной темы, военной темы, чем пушкинский
идеал. Сейчас все иначе, и не существует ни каких идеалов, ни в школах, ни в
военных училищах.
Ситуация,
сложившаяся в Серпуховском Военном Институте, типична для всей армии в целом.
Поэтому я бы хотел поподробнее рассмотреть духовно-нравственное развитие на
примере наших курсантов, как будущих офицеров. Особого внимания заслуживает
вопрос общения курсантов и офицеров – взаимоотношения между ними, зачастую,
напоминает «тюремный базар», а не общение воспитанных интеллигентных людей,
которыми всегда считались офицеры России.
Самая
большая беда, которая мешает нам всем и будет самым большим злом, мешающим
становлению характера, есть всепроникающая в нашу жизнь фамильярность. Она
сравнима с тем незаметным грибком, который разъедает самые крепкие здания,
когда фундаменты и кладки превращаются в труху. Монолит бывает уже трухляв при
внешней прочности. Мы тыкаем друг другу, переходим на жаргон, скороговорку ,
сквернословие, в двери уже не входим , а протаскиваемся . Мы не умеем уже не
встать, ни сесть, ни уступить .Фамильярничаем с классикой , с прошлым , с
властью , с устоями . У нас на лицах или казенная серьезность , или хихиканье .
Иронизируем по поводу всего высокого и тем ежеминутно разрушаем его . ирония
же всегда фамильярна , она всегда смотрит исподтишка, всегда снизу вверх и
всегда разрушительна. Мы фамильярничаем с Пушкиным, смакуя его озорные
мальчишеские безделки, глумимся над его памятью, когда предлагаем поговорить о
,, странностях любви,, . Фамильярничаем с родным языком , называя блуд хитрым
заемным словом ,, секс ,, , встречу переиначили в ,, брифинг ,, , многообразие
– в ,,плюрализм ,, и т. д. , и т. п.
И
как мы здесь можем говорить о воспитании образцовых офицеров, тогда как сама
командирская речь переполнена ненормативной лексикой. В ритуале общения людей
заложены глубокий смысл защиты человеческого достоинства и самобытные начала
уклада. Прежде всего, русская речь плохо развита у наших офицеров. Какой же пример
они подают нам? Их разговоры, их общение мало, чем отличается от курсантского,
хотя среди них есть те, которые следят за своей речью. В общении между
офицерами и курсантами редко увидишь человеческое отношение, это больше похоже
на общение кошки(начальника) и мышки(подчиненного), когда мышка ничего не может
возразить. И после этого они хотят, чтобы мы продолжили служить в вооруженных
силах и выполнять свой долг – защищать РОССИЮ.
Фамильярность, как и
ирония, обладает разрушительной силой в своих ,,мегатоннах,,. Мы в армии
фамильярничаем с мундиром, когда перед увольнением в запас строгий и потому
благородный воинский наряд обвешиваем и обшиваем мещанскими побрякушками, но
худшая из фамильярностей – это потеря дистанции между солдатами и офицерами и
холопско-барские взаимоотношения между офицерами во время приветствия , когда
старший по званию не отвечает на приветствие младшего. Убежден, что офицеры
выжгут из своей среды эти манеры когда поймут, что они незаметно для них
заползли в их жизнь из чуждого мира с его заземленностью, узостью кругозора,
культом импорта и штампами вместо мыслей .
Таким образом, сейчас в
армии не дают возможности думать (делай, как сказали), а думать очень важно и
необходимо для развития человека. В то же время, задача института воспитывать
верных и надёжных защитников своей Родины, поэтому, необходимо развивать в
курсантах определённые морально-деловые качества.
Советская армия – сила не
только вооруженная, но, прежде всего, духовная и культурная, народная школа
воспитания патриотов, интернационалистов.
Разве вы можете пощупать руками
верность, одолжить на время надежду или купить бескорыстие, доброту, милосердие.
А ведь это и есть культура. Культура есть здравый смысл, ибо она – психическое
здоровье. Культура есть красота, ибо она – физическое здоровье. Культура есть
достоинство и совесть, ибо она нравственное здоровье. А еще культура – это
верность отцу и матери, верность роду и отечеству, это правдивость и нежность,
доброта и бесстрашие, которые всегда вместе, ибо сострадание есть отвага души.
Значит, культура – это преданность всем своим истокам, словом, она – верность. Культуре
не учатся по книжке, ибо она вся в поступке, в действии, в живом слове.
Каждые полгода в армейский
строй вливаются тысячи юношей. Их надо в короткий срок обучить, воспитать и
приобщить к суровому мужскому долгу , который в нашей Конституции, скупой на
прилагательные , единственный сопрягается со словом ,,священный ,,. Но даже
если весь офицерский корпус будет состоять из богатырей, он не справиться со
своей педагогической задачей, если семья, общество, школа, книги телевиденье ,
радио не будут ежедневно атмосферу созидательной любви к тому , что Пушкин
называл ,, воинским повиновением,, , не будут воспитывать добровольное
стремление к самоограничению, прививать умение повелевать и подчиняться.
Когда мы произносим;
,,Военно - патриотическое воспитание,, , мы вкладываем в эти три слова ,
ставшие привычными с детства , любовь к родной армии и обществу . Ибо их
противопоставление в любых странах считалось делом подстрекательским и
преступным , а тем более неприемлемо в стране с народной армией . Пропаганда
войны у нас карается законом , это знает каждый . Когда отрицание войны
подменяется отрицанием необходимости и важности службы в армии , когда борьбу
за мир предлагается вести через ,, антивоенное патриотическое воспитание ,, -
это звучит по меньшей мере двусмысленно .
Если мы в школе, ПТУ,
институте, обладая и временем, и всеми средствами воздействия, не разбудили в
душе молодого человека высоких чувств, называемых патриотизмом, если не
воспитали в нем трудолюбия, стойкости, дисциплинированности, надо иметь
мужество спрашивать с себя. Нельзя думать, что, надев военную форму, парень,
будто по волшебству, освобождается от всего дурного, от накипи бездуховности,
безответственности.
Вина за низкие нравственно-духовные
качества курсантов прежде всего возлагается на командующий состав. Стоит обратить
на этот факт особое внимание.
Ни одна литература в мире
не дала такого числа офицеров, как ни одна армия не породила стольких
литераторов. Лучшая русская проза началась с записок адмирала Головина . В
военной шинели мы увидим офицера-волонтера Гаршина, капитана Куприна ,
прапорщика литовского полка Сергеева-Ценского, сапера-поручика и композитора
Мясковского , замечательного ученого и боевого моряка , героя 1812 года и
автора ,, Рассуждения о любви к отечеству ,, адмирала Шишкова . Из этого перечня
имен и событий , захватывающих самые священные страницы нашей истории,
выявляется естественная и органическая связь армии с народом и его судьбой,
армии, которая и есть сила не только вооруженная, но прежде всего духовная.
Чтобы сформировать из
курсанта – юноши истинного офицера , жизнь и быт военных училищ должны быть
облагорожены лучшими традициями отечественного офицерского корпуса . в наших
силах восстановить ,,библиотеку офицера ,, тридцатых и сороковых годов ,
вернуть офицерскому собранию забытые демократические нормы и благородные
традиции полковых летописей . Нельзя мириться с тем , чтобы в военной
энциклопедии не было таких офицеров , как генерал-майор Павел Катенин и офицеры
пушкинского лицейского выпуска – генералы Данзас , Владимир Вольховский ,
адмирал Федор Матюшкин . Можно ли назвать энциклопедию военной , если молодой
офицер не найдет в ней ни одного слова о выдающемся деятеле 1812 года
вице-адмирале Шишкове , чьи воззвания воспламеняли Россию. Лицейский дух должен
стать воздухом всех наших военных училищ, как это было пушкинской порой.
Воспитание всегда
классично, всегда тяготеет к первоосновам. к патриотизму, к трудолюбию и
верности семье. В армейские библиотеки и все военные училища должны прийти наши
замечательные историки Татищев, Карамзин, Соловьев, Ключевский, Сергеевич,
Греков и другие. В военные училища любого профиля следовало бы ввести курсы
отечественной истории и словесности, мировой культуры и этики и истории
воинской культуры. Той культуры, что придает офицеру неотразимое обаяние и
привлекает к нему солдат. ….так как нет более творческой работы на свете , чем
воспитание, и нет офицера не воспитателя.
Сегодня на
вопрос, смогла ли Советская Армия сберечь драгоценные традиции русского
воинства, ответ однозначен; традиции несмотря ни на что, сохранены и закалены.
Я провел социологический
опрос у курсантов первого, третьего и пятого курсов.
Проанализировав полученные
данные, могу сделать выводы о том, какую литературу предпочитают наши курсанты.
Курсанты первого курса читают очень мало , 20 % из них художественную
литературу не читают вообще , так как втягиваются в учебу и осваивают учебные
дисциплины и им не хватает времени на постороннюю литературу . Оставшиеся 80%
предпочитают чтение современных детективов ( 55%) , фантастику читают ( 15%) ,
и только 7% читают книги о Великой Отечественной Войне и 3%- стихотворения
русских классиков.
У курсантов третьего курса
появляется гораздо больше свободного времени и поэтому проценты не читающих
книги существенно снижается до 8%, но в тоже время увеличивается количество
людей читающих современные детективы – 64% (про Российскую коррупцию и мафию, в
основном - зто произведения А. Марининой).
Очень жаль, что практически
не читают классическую литературу. Всего 1% курсантов иногда перелистывают
сборники бессмертных стихов великих поэтов. 27% так же уделяют свое свободное
время на чтение фантастики а также газет и журналов.
Из газет пользуется большим
интересом ,,Спид-Инфо '', ,,За рулем '' , ,, Клаксон '' , ,,Мегаполис ''
и другие.
На пятом курсе, несмотря на
массу свободного времени, художественная литература популярностью не
пользуется. 70% читают современные детективы, а 30% - только популярные
журналы.
Проводя анализ чтения
такого рода литературы, я могу сделать вывод, что та литература, которую
читают наши курсанты, оказывает отрицательное воздействие на
духовно-нравственное развитие будущего офицера.
Раньше и в школе,
и даже в детском саду детям прививали любовь к Родине, уважение к участникам
великой отечественной войны через рассказы о подвигах Русского народа и простых
солдат и даже пионеров – героев. Поэтому, ребенок рос с чувством гордости за
свою страну и восхищался героическими поступками русских людей, а самое главное
он тоже стремился походить на известных в то время героев. Тогда каждый пионер
мог назвать много фамилий героев Советского Союза. Каждый знал фамилии людей,
которые погибли смертью храбрых за Родину. И всем этим подрастающее поколение
было обязано в первую очередь исторической литературе и патриотическим
рассказам, правильному воспитанию.
Но сейчас такого нет. От
части из-за собственных убеждений, а от части из – за отсутствия пропаганды
образцового выполнения своего воинского долга. Молодые офицеры, выпускавшиеся
из стен училища, не желают служить, халатно относятся к выполнению своих
обязанностей, и у них нет никаких понятий о том, что они должны быть образцом и
примером для других во всем (и в службе и в жизни). Раньше военные пользовались
уважением и почётом, потому что это были действительно Защитники Родины,
культурные и воспитанные люди. Сейчас речь не идет даже о культуре и
воспитанности, потому как культурное воспитание военнослужащих пришло в упадок
и все чаще даже среди офицеров слышны вульгарные ругательства и видны другие
формы проявления бескультурья. На все это не возможно не обращать внимание. И я
считаю, что необходимо принимать какие-то меры по восстановлению престижа
Российского офицера и его культурного развития как патриота и героя своей страны.
Для этого необходимо в стенах училища ( военного института ) уделять больше
времени на изучение таких дисциплин как – История, Педагогика, Русский язык.
Необходимо задавать курсантам какие-то минимумы той художественной литературы ,
которую им необходимо читать. Чаще проводить информирование на
военно-патриотические темы, рассказывать им о подвигах русского народа в годы
Великой Отечественной Войны, о героях и полководцах 1812 года. Сегодняшнюю
молодежь трудно всем этим заинтересовать и это нужно делать так чтобы они сами
искали интересные исторические малоизвестные факты, встречались с
непосредственными участниками героических событий, подключали своих знакомых и
родственников, которым есть что рассказать о своей жизни, о своих маленьких
подвигах, что будет очень интересно и поучительно для молодых курсантов.
Необходимо устраивать встречи с ветеранами и героями труда. И конечно все это
необходимо делать для курсантов первых курсов, когда у них существенно больше
прилежания и старания в учебе.
Стоит отметить, что в
настоящее время среди учащихся высших учебных заведений, в кругах так
называемой элитарной молодежи распространяется мода на знание поэзии,
культурной литературы, истории. Многие студенты увлекаются и постоянно читаю
наших и зарубежных классиков – Достоевского , Лермонтова, Есенина, Дудинцева,
Макаренко, Пушкина, Солженицина, Д. Лондона, Ги Де Мопосана и т. д. Остается
надеяться, что эта мода распространиться и в военных кругах среди курсантов и
офицеров, поскольку в дореволюционной России именно военные чины были в почете,
именно они составляли элиту России.
Литература.
1.
Военно-исторический
журнал. №№ 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 1989г. Ст. Карем Раш «Армия и культура»