Роль художественной литературы в духовно-нравственном развитии будущего офицера

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,40 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль художественной литературы в духовно-нравственном развитии будущего офицера

СЕРПУХОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАКЕТНЫХ ВОЙСК

 

 

 

Кафедра: Психологии и Педагогики

 

 

 

Курсовая работа по педагогике.

 

 

 

 

ТЕМА:

«Роль художественной литературы в духовно-нравственном развитии будущего офицера»

 

 

 

Работу выполнил:

Курсант: 153 уч. гр.

Анохин Е.В.

Доцент Недобитюк И. И.

 

 

 

 

 

 

 

                                        г. Серпухов  2000 г.
                                        

 Оглавление.

Духовно-нравственное развитие будущего офицера. 3

Социологическое исследование. 8

Литература. 11

 


Духовно-нравственное развитие будущего офицера.

          Ни один народ не может жить без общенационального эталона, без образца и идеала. Пушкин – один из наших светочей. В это чудное имя мы вкладываем целый мир и программу.  Если армия народная, она не может не исповедовать пушкинский идеал. Появиться ли Пушкин и лицейский дух в наших школах и военных училищах. Как бы это ни звучало неожиданно, но, взвешивая каждое слово, беру на себя смелость заявить, что сегодня, когда многие бросились в разоблачения, а иные даже смакуют их, для обновления школы, армии и общества нет более партийной темы, военной темы, чем пушкинский идеал. Сейчас все иначе, и не существует ни каких идеалов, ни в школах, ни в военных училищах.

Ситуация, сложившаяся в Серпуховском Военном Институте, типична для всей армии в целом. Поэтому я бы хотел поподробнее рассмотреть духовно-нравственное развитие на примере наших курсантов, как будущих офицеров. Особого внимания заслуживает вопрос общения курсантов и офицеров – взаимоотношения между ними, зачастую, напоминает «тюремный базар», а не общение воспитанных интеллигентных людей, которыми всегда считались офицеры России.        

          Самая большая беда, которая мешает нам всем и будет самым большим злом, мешающим становлению характера, есть всепроникающая в нашу жизнь фамильярность. Она сравнима с тем незаметным грибком, который разъедает самые крепкие здания, когда фундаменты и кладки превращаются в труху. Монолит бывает уже трухляв при внешней прочности. Мы тыкаем друг другу, переходим на жаргон, скороговорку , сквернословие, в двери уже не входим , а протаскиваемся . Мы не умеем уже не встать, ни сесть, ни уступить .Фамильярничаем с классикой  , с прошлым , с властью , с устоями . У нас на лицах или казенная серьезность , или хихиканье . Иронизируем  по поводу всего высокого и тем ежеминутно разрушаем его . ирония же всегда фамильярна , она всегда смотрит исподтишка, всегда снизу вверх и всегда разрушительна. Мы фамильярничаем с Пушкиным, смакуя его озорные мальчишеские безделки, глумимся над его памятью, когда предлагаем поговорить о ,, странностях любви,, . Фамильярничаем с родным языком , называя блуд хитрым заемным словом ,, секс ,, , встречу переиначили в ,, брифинг ,, , многообразие – в ,,плюрализм ,, и т. д. , и т. п.

          И как мы здесь можем говорить о воспитании образцовых офицеров, тогда как сама командирская речь переполнена ненормативной лексикой. В ритуале общения людей заложены глубокий смысл защиты человеческого достоинства и самобытные начала уклада. Прежде всего, русская речь плохо развита у наших офицеров.  Какой же пример они подают нам? Их разговоры, их общение мало, чем отличается от курсантского, хотя среди них есть те, которые следят за своей речью. В общении между офицерами и курсантами редко увидишь человеческое отношение, это больше похоже на общение кошки(начальника) и мышки(подчиненного), когда мышка ничего не может возразить. И после этого они хотят, чтобы мы продолжили служить в вооруженных силах и выполнять свой долг – защищать РОССИЮ.  

          Фамильярность, как и ирония, обладает разрушительной силой в своих ,,мегатоннах,,. Мы в армии фамильярничаем с мундиром, когда перед увольнением в запас строгий и потому благородный воинский наряд обвешиваем и обшиваем мещанскими побрякушками, но худшая из фамильярностей – это потеря дистанции между солдатами и офицерами и холопско-барские взаимоотношения между офицерами во время приветствия  , когда старший по званию не отвечает на приветствие младшего. Убежден, что офицеры выжгут из своей среды эти манеры когда поймут, что они незаметно для них заползли в их жизнь из чуждого мира с его заземленностью, узостью кругозора, культом импорта и штампами вместо мыслей .

          Таким образом, сейчас в армии не дают возможности думать (делай, как сказали), а думать очень важно и необходимо для развития человека. В то же время, задача института воспитывать верных и надёжных защитников своей Родины, поэтому, необходимо развивать в курсантах определённые морально-деловые качества.

          Советская армия – сила не только вооруженная, но, прежде всего, духовная и культурная, народная школа воспитания патриотов, интернационалистов.

          Разве вы можете пощупать руками верность, одолжить на время надежду или купить бескорыстие, доброту, милосердие. А ведь это и есть культура. Культура есть здравый смысл, ибо она – психическое здоровье. Культура есть красота, ибо она – физическое здоровье. Культура есть достоинство и совесть, ибо она нравственное здоровье. А еще культура – это верность отцу и матери, верность роду и отечеству, это правдивость и нежность,  доброта и бесстрашие, которые всегда вместе, ибо сострадание есть отвага души. Значит, культура – это преданность всем своим истокам, словом, она – верность.          Культуре не учатся по книжке, ибо она вся в поступке, в действии, в живом слове.

          Каждые полгода в армейский строй вливаются тысячи юношей. Их надо в короткий срок обучить, воспитать и приобщить к суровому мужскому долгу , который в нашей Конституции, скупой на прилагательные , единственный сопрягается со словом ,,священный ,,. Но даже если весь офицерский корпус будет состоять из богатырей, он не справиться со своей педагогической задачей, если семья, общество, школа, книги телевиденье , радио не будут ежедневно атмосферу созидательной любви к тому , что Пушкин называл ,, воинским повиновением,, , не будут воспитывать добровольное стремление к самоограничению, прививать умение повелевать и подчиняться.

          Когда мы произносим; ,,Военно - патриотическое воспитание,, , мы вкладываем в эти три слова , ставшие привычными с детства , любовь к родной армии и обществу . Ибо их противопоставление в любых странах считалось делом подстрекательским и преступным , а тем более неприемлемо в стране с народной армией . Пропаганда войны у нас карается законом , это знает каждый . Когда отрицание войны подменяется отрицанием необходимости и важности службы в армии , когда борьбу  за мир предлагается вести через ,, антивоенное патриотическое воспитание ,, - это звучит по меньшей мере двусмысленно .

          Если мы в школе, ПТУ, институте, обладая и временем, и всеми средствами воздействия, не разбудили в душе молодого человека высоких чувств, называемых патриотизмом, если не воспитали в нем трудолюбия, стойкости, дисциплинированности, надо иметь мужество спрашивать с себя. Нельзя думать, что, надев военную форму, парень, будто по волшебству, освобождается от всего дурного, от накипи  бездуховности, безответственности.

Вина за низкие нравственно-духовные качества курсантов прежде всего возлагается на командующий состав. Стоит обратить на этот факт особое внимание.

          Ни одна литература в мире не дала такого числа офицеров, как ни одна армия не породила стольких литераторов. Лучшая русская проза началась с записок адмирала Головина . В военной шинели мы увидим офицера-волонтера Гаршина, капитана Куприна , прапорщика литовского полка Сергеева-Ценского, сапера-поручика и композитора Мясковского , замечательного ученого и боевого моряка  , героя 1812 года и автора ,, Рассуждения о любви к отечеству ,, адмирала Шишкова . Из этого перечня имен и событий , захватывающих самые священные страницы нашей истории, выявляется естественная и органическая связь армии с народом и его судьбой, армии, которая и есть сила не только вооруженная, но прежде всего духовная.

          Чтобы сформировать из курсанта – юноши истинного офицера , жизнь и быт военных училищ должны быть облагорожены лучшими традициями отечественного офицерского корпуса . в наших силах восстановить ,,библиотеку офицера ,, тридцатых и сороковых годов , вернуть офицерскому собранию забытые демократические нормы и благородные традиции полковых летописей . Нельзя мириться с тем , чтобы в военной энциклопедии не было таких офицеров , как генерал-майор Павел Катенин и офицеры пушкинского лицейского выпуска – генералы Данзас , Владимир  Вольховский , адмирал Федор Матюшкин . Можно ли назвать энциклопедию военной , если молодой офицер не найдет в ней ни одного слова о выдающемся деятеле 1812 года вице-адмирале Шишкове , чьи воззвания воспламеняли Россию. Лицейский дух должен стать воздухом всех наших военных училищ, как это было пушкинской порой.

          Воспитание всегда классично, всегда тяготеет к первоосновам.  к патриотизму, к трудолюбию и верности семье. В армейские библиотеки и все военные училища должны прийти наши замечательные историки Татищев, Карамзин, Соловьев, Ключевский, Сергеевич, Греков и другие. В военные училища любого профиля следовало бы ввести курсы отечественной истории и словесности, мировой культуры и этики и истории воинской культуры. Той культуры, что придает офицеру неотразимое обаяние и привлекает к нему солдат. ….так как нет более творческой работы на свете , чем воспитание, и нет офицера не воспитателя.

Сегодня на вопрос, смогла ли Советская Армия сберечь драгоценные традиции русского воинства, ответ однозначен; традиции несмотря ни на что, сохранены и закалены.

Социологическое исследование.

          Я провел социологический опрос у курсантов первого, третьего и пятого курсов.

          Проанализировав полученные данные, могу сделать выводы о том, какую литературу предпочитают наши курсанты. Курсанты первого курса читают очень мало , 20 % из них художественную литературу не читают вообще , так как втягиваются в учебу и осваивают учебные дисциплины и им не хватает времени на постороннюю литературу . Оставшиеся 80% предпочитают чтение современных детективов ( 55%) , фантастику читают ( 15%) ,  и только 7% читают книги о Великой Отечественной Войне и 3%- стихотворения русских классиков.

          У курсантов третьего курса появляется гораздо больше свободного времени и поэтому проценты не читающих книги существенно снижается до 8%, но в тоже время увеличивается количество людей читающих современные детективы – 64% (про Российскую коррупцию и мафию, в основном - зто произведения А. Марининой).

          Очень жаль, что практически не читают классическую литературу. Всего 1% курсантов иногда перелистывают сборники бессмертных стихов великих поэтов. 27% так же уделяют свое свободное время на чтение фантастики а также газет и журналов.

          Из газет пользуется большим интересом ,,Спид-Инфо '', ,,За рулем '' ,        ,, Клаксон '' , ,,Мегаполис '' и другие.

          На пятом курсе, несмотря на массу свободного времени, художественная литература популярностью не пользуется. 70% читают современные детективы, а 30% - только популярные журналы.

          Проводя  анализ чтения такого рода  литературы, я могу сделать вывод, что та литература, которую читают наши курсанты, оказывает отрицательное воздействие на духовно-нравственное развитие будущего офицера.

                   Раньше и в школе, и даже в детском саду детям прививали любовь к Родине, уважение к участникам великой отечественной войны через рассказы о подвигах Русского народа и простых солдат и даже пионеров – героев. Поэтому, ребенок рос с чувством гордости за свою страну и восхищался героическими поступками русских людей, а самое главное он тоже стремился походить на известных в то время героев. Тогда каждый пионер мог назвать много фамилий героев Советского Союза. Каждый  знал фамилии людей,  которые погибли смертью храбрых за Родину. И всем этим подрастающее поколение было обязано в первую очередь исторической литературе и патриотическим рассказам, правильному воспитанию.

          Но сейчас такого нет. От части из-за собственных убеждений, а от части из – за отсутствия пропаганды образцового выполнения своего воинского долга. Молодые офицеры, выпускавшиеся из стен училища, не желают служить, халатно относятся к выполнению своих обязанностей, и у них нет никаких понятий о том, что они должны быть образцом и примером для других во всем (и в службе и в жизни). Раньше военные пользовались уважением и почётом, потому что это были действительно Защитники Родины, культурные и воспитанные люди. Сейчас речь не идет даже о культуре и воспитанности, потому как культурное воспитание военнослужащих пришло в упадок и все чаще даже среди офицеров слышны вульгарные ругательства и видны другие формы проявления бескультурья. На все это не возможно не обращать внимание. И я считаю, что необходимо принимать какие-то меры по восстановлению престижа Российского офицера и его культурного развития как патриота и героя своей страны. Для этого необходимо в стенах училища ( военного института ) уделять больше времени на изучение таких дисциплин как – История, Педагогика, Русский язык. Необходимо задавать курсантам какие-то минимумы той художественной литературы , которую им необходимо читать. Чаще проводить информирование на военно-патриотические темы, рассказывать им о подвигах русского народа в годы Великой Отечественной Войны, о героях и полководцах 1812 года. Сегодняшнюю молодежь трудно всем этим заинтересовать и это нужно делать так чтобы они сами искали интересные исторические малоизвестные факты, встречались с непосредственными участниками героических событий, подключали своих знакомых и родственников, которым есть что рассказать о своей жизни, о своих маленьких подвигах, что будет очень интересно и поучительно для молодых курсантов.   Необходимо устраивать встречи с ветеранами и героями труда. И конечно все это необходимо делать для курсантов первых курсов, когда у них существенно больше прилежания и старания в учебе.

          Стоит отметить, что в настоящее время среди учащихся высших учебных заведений, в кругах так называемой  элитарной молодежи распространяется мода на знание поэзии, культурной литературы, истории. Многие студенты увлекаются и постоянно читаю наших и зарубежных классиков – Достоевского , Лермонтова, Есенина, Дудинцева, Макаренко, Пушкина, Солженицина, Д. Лондона, Ги Де Мопосана и т. д. Остается надеяться, что эта мода распространиться и в военных кругах среди курсантов и офицеров, поскольку в дореволюционной России именно военные чины были в почете, именно они составляли элиту России.

 

Литература.

1. Военно-исторический журнал. №№ 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 1989г. Ст. Карем Раш «Армия и культура»

Похожие работы на - Роль художественной литературы в духовно-нравственном развитии будущего офицера

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!