Методика преподавания географии (конспекты уроков)
Тверской Государственный университет
Химико-биолого-географический факультет
Педагогическая
практика
Урок № 1
Тема: Географическое положение России.
Цели и задачи:
Сформировать знания об особенностях ГП РФ, умении показывать на карте границы и
крайние точки РФ, характеризовать ее ГП.
Оборудование: Физическая карта СССР,
уч.атлас 8 кл.
Ход урока:
1 часть (проверка д/з,
фронтальный опрос)
1. Что изучают в курсе
физической географии РФ?
2. Какие компоненты природы
входят в состав природно-территориального комплекса?
3. Назовите природные комплексы
РФ
4. Какие природные комплексы
созданы в РФ в результате хозяйственной деятельности человека?
5. Что такое природная среда?
6. Почему вопросам изучения
природной среды в настоящее время уделяется особенно большое внимание?
2 часть (Россия – крупнейшее
государство мира)
1. Площать 17,1 млн кв.км
2. Особенности ГП: в северной
части материка Евразия (северный полярный круг) большая протяженность с запада
на восток, широкий выход к морям Северного Ледовитого океана.
3. Пограничные с РФ госуд-ва на
суше: Норвегия, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Белоруссия, Украина,
Грузия, Азербайджан, Монголия, Китай, КНДР, на море Япония и США.
4. Крайние точки РФ. На севере
- островная в архипелаге Земли Франца Иосифа на о.Рудольфа – мыс Флигели, материковая
– мыс Челюскин на п-ове Таймыр, на юге – в респ. Дагестан, юго-запатнее горы
Базардюю, на западе - на песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря близ
Калининграда, на востоке – островная – на о.Ратманова в Беринговом проливе,
материковая – на мысе Дежнева на Чукотской п-ове.
5. Протяженность границ РФ 61
тыс км (больше длины экватора). Расстояние между крайними точками 10 тыс км
(запад-восток) и 3 тыс км (север-юг)
6. РФ имеет наибольшее число
пограничных государств (16) и морей, омывающих ее берега (13). Морские границы
любого государства – 12 миль (22,2 км) от побережья, далее – 200-миллионная
экономическая зона.
7. На территории РФ расположены
крайние северные и востояные точки материка Евразия.
8. РФ – единственное государство
в мире, у которого столь обширные территории лежат за полярным кругом.
3 часть (Практическая работа)
На контурной карте обозначить гарницы РФ, названия
пограничных государств, крайние точки, в тетради – главные особенности ГП РФ,
координаты крайних точек.
4 часть (Домашнее задание)
Выучить параграф 2.
Урок № 2
Тема: Моря, омывающие территория РФ.
Цели и задачи:
Сформировать знания о морях, омывающих РФ, умение показывать и характеризовать
их на карте.
Оборудование: карта полушарий и
физическая карта СССР, уч.атлас 8 кл.
Ход урока:
1 часть (проверка д/з,
индивидуальный опрос)
1. Показать границы РФ (с запада
на восток) и назвать все пограничные государства (1 учащийся на уроке и весь
класс на переменах)
2. Охарактеризовать ГП РФ,
выделив его особенности
2 часть (рассказ)
1. Россию омывают 12 окраинных и
1 внутреннее море: Балтийское, Баренцево, Карское, Лаптевых,
Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское.
2. Самое большое море у берегов
РФ – Берингово (2315 тыс кв.км), самое маленькое – Азовское (39 тыс кв.км).
Самое пресное – Балтийское (2 – 8 %о ), самое соленое – Берингово (30 – 32 %о),
оно же самое глубокое (макс. глубина 5500 м), самое мелкое – Азовское (8 м)
3. Острова: Земля Франца Иосифа,
Врангеля, Северная Земля, Новосибирские, Колгуев, Курильские, Сахалиин,
Ратманова
4. Полуострова: Кольский, Канин
Нос, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка.
3 часть (практическая работа)
Сначала устно, затем в тетрадях сравнительная
характеристика двух морей по выбору
4 часть (Домашнее задание)
Выучить параграф 3.
Урок № 3
Тема: политико-административное деление РФ.
Цели и задачи:
изучить политико-административное деление РФ, закрепить знания о ГП на
политико-административной карте.
Оборудование: физическая карта СССР,
уч.атлас 8 кл.
Ход урока:
1 часть (проверка д/з,
индивидуальный и фронтальный опрос)
1. Показать моря, омывающие РФ
и указать их принадлежность к бассейну того или иного океана
2. Охарактеризовать природные
рисурсы морей РФ
3. Охарактеризовать
экологические проблемы морей РФ
4. Назвать пути улучшения
экологической обстановки морей
2 часть
(анализ современной
политико-административной карты РФ)
Знать и показывать республики РФ и их столицы. Работа
с рабочими тетрадями – под запись республики и столицы РФ
3 часть (Домашнее задание)
Выучить параграф 3 Нанести республики и столицы РФ в
к/к.
Урок № 4
Тема: разница во времени на территории РФ.
Цели и задачи:
Сформировать знания о часовых поясах, о местном и поясном времени, умения
решать простейшие задачи на определение местного времени
Оборудование: карта полушарий, карты
атласа и учебника, глобус.
Ход урока:
1 часть (проверка д/з,
индивидуальный опрос)
4 ученика называют и показывают по карте республики и
их столицы. На переменах сдает республики весь класс.
2 часть (рассказ – беседа)
Главное понятие темы – о часовом поясе. Необходимо
усвоить знания о местном времени
2. Приведите доказательства
суточного вращения Земли, пользуясь личными наблюдениями и глобусом
3. Покажите на глобусе, в каком
направлении вращается Земля и объясните, как перемещается освещаемость Солнцем
по поверхности Земли
На разных меридианах в один и тот же момент бывает
разное время суток. Например, если на нулевом меридиане полдень, то в это же
время на 180-м полночь, на 90 в.д. вечер, а на 90 з.д. утро. Сутки начинаются
одновременно на всем меридиане, каждый меридиан имеет свое местное время, оно
зависит от долготы, чем восточнее находится меридиан, тем раньше на нем
начинаются сутки. Линией перемены дат в мире принято считать 180-й меридиан.
От него на запад ведется счет каждым новым суткам на Земле. Поэтому первыми в
нашей стране и в мире встречают Новый год и каждый новый день жители Чукотки,
затем Камчатки и т.д. на запад.
Определение местного времени: вращаясь, Земля описывает
окружность в 360 за 24 ч., т.е. Земля поворачивается за каждый час на 15 град.,
если рассттояние между меридианами равно 1 градусу, то разница во времени между
ними составит 4 минуты.
Определить местное время во Владивостое, если в
Санкт-Петербурге полдень (Владивосток накодится восточнее, поэтому сутки там
начинаются раньше (12 ч + 6 ч 48 мин = 18 ч 48 мин). Следовательно, местное
время Владивостока 18 ч 48 мин, если в Санкт-Петербурге полдень.
В практической
жизни обычно не пользуются местный временем из-за значительных различий во
времени даже между соседними пунктами. Поэтому во всем мире еще в 19 веке
введено поясное время.
Правила проведения
границ часовых поясов и сколько их всего на поверхности земного шара.
Границы часовых поясов – ломаные линии.
Определение разницы во времени на территории РФ.
Определить поясное время Магадана, если в Киеве 6
часов
1) по карте часовых поясов
(учебника) определить, в каких часовых поясах находятся города
2) определить, на сколько часов
различается поясное время этих городов
3) высчитать вр. Магадана, если
в Киеве 6 ч (14 ч.)
Характеристика декретного вермени и «летнего» времени
3 часть (закрепление)
1) определите местное время
Мурманска, если в Якутске полдень
2) высчитайте времяя на
Камчатве, если в Волгограде 10 ч.
3) что такое декретное время
4 часть (Домашнее задание)
Выучить параграф 4.
Умение определить местное, поясное
время, знать, что такое декретное и летнее время.
Психолого-педагогическая
характеристика
Изучение классного коллектива проводилось
во время педагогической практике с 1 по 15 октября 2001 года.
При изучении использовались следующие
методы: наблюдение во время урока за поведением и умением работать во время
внеклассного мероприятия, на переменах), беседы (с учениками, классным
руководителем, учителями), анализ самостоятельной работы ребят на повторно
обобщающем уроке.
В классе учится 36 человек, 19
девочек и 17 мальчиков. 2 девочки и 1 мальчик – новички в классе, перевелись
из других школ города.
Отметим общую благожелательную
атмосферу в классе. Возраст учеников – 14 лет.
В классе есть неформальные лидеры –
среди мальчиков и девочек, имеющие заметный авторитет в коллективе. Они
инициативные, общительные, доброжелательные.
Взаимоотношения внутри коллектива
дружеские. Класс делится на группы с различными интересами, но только за
пределами школы. Учащиеся проявляют заинтересованность в общих внеклассных
делах (организация школьного вечера и т.п.).
По учебной успеваемости класс
относится к сильным. Учеников, успевающих на 4 и 5 – 10 человек, 2 отличницы и
1 отличник, остальные учатся на 4-3 (5 по физической культуре).
Дисциплина на уроках зависит от
требования учителя, на уроках географии дисциплина отличная, высокая
заинтересованность в получении знаний по предмету. Другие учителя отзываются о
классе как об интересном и дисциплинированном.
Общие выводы: характер общего
эмоционального климата в классном коллективе энергично-оптимистичный. При
достаточном внимании и дружелюбии со стороны преподавателя класс отвечает
взаимным доверием и интересом.