Идеи развития в трудах Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо
Коломенский педагогический институт
РЕФЕРАТ
Студента технологического факультета
431 группы
Лазарева Виктора Николаевича
на тему:
Идеи развития в трудах
Я. А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо.
1998 г.
План реферата
1. Введение
2. Развивающее обучение в наследии Я. А. Коменского
3. Развивающее обучение в наследии Ж.-Ж. Руссо
4. Развивающее обучение в наследии М. Монтеня
5. Заключение
6. Библиографический список
Введение
Цель данного реферата - раскрыть одну из главных
проблем современной педагогики, а именно проблему развивающего обучения. Можно
суверенностью сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу
имеет огромное педагогическое значение.
История идеи развивающего обучения восходит ко
временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях
утверждал, что главное в обучении это обеспечение всестороннего развития. Затем
эту идею продолжили в своих трудах Сократ, Квинтилиан.
Наибольший подъем идея развивающего обучения получила
в 16 - 18 вв. Ей занимались такие знаменитые педагоги и философы как М.
Монтень, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дисьервег.
Среди русских педагогов изучавших эту проблему следует
отметить Н. И. Новикова, В. Ф. Одоевского, Пирогова, Чернышевского,
Добролюбова, Толстого.
Данный реферат построен на основе анализа идей
развития в педагогических трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня.
Развивающее
обучение в наследи Я. А. Коменского
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог
демократ, выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в
Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование
получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился
в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого
Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины,
занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря
своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним
учились во многих странах мира, включая Россию.
Коменский был основоположником педагогики нового
времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская
школа”, “Великая дидактика”
, “Новейший метод языков”, “Пансофическая
школа” и др.) рассмотрены все педагогические пробдемы.
Отличительной чертой педагогических воззрений
Коменского было то , что он рассматривал воспитание в качестве одной из
важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и
народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий
совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией” - “Всеобщим
воспитанием”, где он, в частности , развивает мысль о том, что
воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы.
Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему
самовоспитанию и образованию. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории
зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 79/.
Одной из наиболее главных идей в педагогическом
наследии Коменского, является идея развивающего обучения.
Идеями развития а процессе обучения пронизаны практически все произведения Я.
А. Коменского. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в
соответствии с принципом природосообразности.
Коменский в своих сочинениях много внимания уделил
раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой
дидактикой” следует особо отметить его труд “О
культуре природных дарований”.
Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает
на уровне передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с
какими способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на
позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и
развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему
демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от рассы,
сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. /
Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.152-153/.
Говоря о развития в педагогическом наследии
Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития
природных дарований.
“Человеку прирождены четыре части, или
качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех
вещей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и,
наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте -
воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность
движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь
- истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем
имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и
язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце,
обитает воля; рука, орган человеческой деятельности,
является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между
различными умами, заключенными в различных, друг
от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для
совещания и действования. / Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики.
Коменский. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. -C.109/.
“Дарование”
обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми.
“Легко
понять в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: в
каком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, огород,
виноградник и какое-либо искусство и , наконец, свое собственное тело, в том
же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или свое
природное дарование. Он совершенствует каждую вещь,
приспособляя и приноравливая ее к своим потребностям,
приготовляя, изощряя, сглаживая украшая ее таким образом, чтобы
она соответствовала своей цели и на деле приносила наибольшую пользу”. “Искусство
считается хорошо усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои
творения. Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа
гладка и здорового цвета и когда в работе оно проворно. Точно также духовное
дарование человека будет тогда усовершенствовано, когда,
во-первых, он приобретет способность обо многом мыслить и во все
быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в тщательном различении
вещей между собой, в выборе и преследовании всюду одного доброго, а
также а пренебрежении и удалении всего злого;
в-третьих , когда
он будет искусен ив выполнении совершенннейших дел; в-
четвертых когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для лучшего
распространения света мудрости и для яркого освещения всего существующего и
мыслимого”/ Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения.
Т.2. -М.: Педагогика, 1982. - С.8/.
Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и
его закономерности?
Главное состоит в признании Коменским того, что
человеку от рождения сопутствуют природные данные в виде таланта и различных
способностей, которые развиваются и совершенствуются путем
воспитания.
Ребенку с рождения сопутствует “способность
познания”. “...Человек родился способным для уразумления
вещей, для добродетели, для неограниченной любви к богу... и корни
этих трех способностей существуют у него с такой же несомненностью, как и
корни у каждого дерева ” / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.:
Педагогика, 1970. - С.153-154/.
Развивающее обучение в наследии Ж. Руссо
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся
мыслитель - педагог 18 столетия. Он к той плеяде просветителей,
которая идейно подготовила французскую буржуазную революцию.
В своих главных произведениях “Способствовал
ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный
договор”, “Эмиль, или О воспитании”, “Юлия, или
новая Элоиза” Руссо подверг осуждению многие предрассудки, пороки и
социальные несправедливости, порожденные феодальным строем. В частности, н
резко критиковал современное ему воспитание, подавляющее личность ребенка, не
учитывавшее ни возрастных и индивидуальных особенностей детей, ни потребностей
жизни.
Руссо является основоположником теории естественного,
свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и
нравственного развития детей.
Систематически педагогические идеи Руссо изложены в
его романе “Эмиль, или О воспитании”, где сделана попытка
наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому
периоду задачи, содержание и методы воспитания и обучения ребенка.
Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями
гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его
всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения
детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой
подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными
практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать
формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.
Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о
воспитании мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном
традиционной точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой
и матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о ее
физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения домашнего
хозяйства и т. п.
Педагогическая теории Руссо оказала большое влияние на
педагогику 18-19 вв., но буржуазия вскоре придала забвению ее демократизм,
используя положительное только для воспитания своих детей. / Пискунов А. И.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.
- С. 202/.
Как уже говорилось выше , Руссо является
основоположником теории естественного, свободного воспитания. Через теорию
свободного воспитания красной нитью проходит идея развития. В чем же
заключается суть этих идей? Руссо утверждал, что от природы человек
получает только возможности для развития, слабую физическую конституцию и некоторые
задатки, которые совершенствуются с помощью воспитания / Гончаров
Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963.
-С.55/. “Дело не в том , чтобы подавлять природные
качества, а наоборот развивать их”. Вот главный принцип идеи развивающего
обучения по Руссо.
Воспитание каждого человека, писал Руссо, дается
природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений /
Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука, 1980. -С.79/. “Наблюдайте
природу и следуйте по пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно
упражняет детей; она закаляет их темперамент всякого рода испытаниями; она с
ранних пор учит их, что такое труд и боль ” /Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А.
Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.:
Педагогика, 1988. -С. 209/ .
Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал
их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и
независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные
разумные склонности.
Если ребенок плачет, Руссо предлагал родителям и
воспитателям не прибегать к угрозам, а, напротив, терпеливо и настойчиво
изучать действительные причины детского плача. Он справедливо предупреждал, что
детские слезы при отсутствии надлежащего понимания потребностей, коими они
вызываются, и вследствие безмерных услуг родителей могут порождать нечто
противоречащее морали и природе.
Руссо рекомендует исподволь действовать на детей,
руководить ими, не ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и
вместе с тем проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с
удовлетворением нежелательных и взбалмошных детских просьб.
Среди наставлений, заслуживающих серьезного внимания,
мы встречаем у Руссо и такие поучительные советы: если вы хотите овладеть
ребенком , вы обязаны прежде всего овладеть самим собою. Если ваш “непокладистый
ребенок портит все к чему прикоснется, не сердитесь;
удаляйте от него то, что он может испортить”. Но то , что вы разрешаете ему, разрешайте по
первому его слову, без просьб, без особых условий. И если вы запрещаете ему
делать что-нибудь нехорошее, нежелательное, то отказывайте твердо, решительно. “Пусть
никакое приставание не колеблет вас; пусть произнесенное “нет” будет
несокрушимой стеной, которую ребенок, истощив о нее раз пять или шесть свои
силы, не станет больше пытаться опрокинуть”.
Отдавая добрую дань детскому возрасту, Руссо
продолжает: помните , что природа желает, “чтобы
дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми”. Родители и воспитатели
меньше всего должны добиваться того, чтобы сделать своих детей способными в
раннем возрасте к серьезным размышлениям. “Если вы хотите воспитать ум вашего ученика,
воспитайте силы, которыми он должен управлять” /Дворцов А. Т. Жан Жак
Руссо. -М.: Наука. 1980. -С.79 - 81/.
Развивающее обучение в наследии М. Монтеня
Мишель Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский
мыслитель эпохи Возрождения , один из представителей философского скептицизма,
проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от
многих условий.
Скептицизм как течение в философии эпохи Возрождения
является своеобразным продуктом гуманизма, обратившего внимание на окружающий
человека мир и подвергшего критике преклонение перед авторитетами. В эпоху
Монтеня, когда средневековая схоластика уже начала утрачивать свое господство
над умами, а опытные науки нового времени только еще начали складываться,
скептицизм расчищал путь прогрессу человеческого знания.
Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды
современного ему общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым
выступал против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви.
Являясь противником схоластической наук средневековья,
тратившей все свои силы на комментирование небольшого числа признанных
церковью сочинений, Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи,
проникающую в их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды Монтеня: он
сторонник развивающего образования, которое не загружает память механически
заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления,
приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как
гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Последние
в современных Монтеню школах почти не изучались.
Как и все гуманисты, Монтень высказывался против
суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям.
Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию
всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться
физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких
нравственных качеств.
Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18
вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно
развита Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ
от принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного
воспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 69-70/.
Главной идеей в теории развивающего обучения по
Монтеню является то, что развивающее обучение не мыслимо без установления
гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без
наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение
возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге “Опыты” в
главе “О воспитании детей” Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы
воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного
ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности,
предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их
самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать
дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один
говорил; я хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.” / Пискунов
А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.
- С. 71/. Здесь Монтень следует Сократу, который, как
известно, сначала заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.
“Пусть
учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и
самую суть его, и судить о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти
своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет
ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы
проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это”. /Монтень
М. Опыты. -М.: Правда, 1991. -С. 122/.
“Пусть
его душе будет привита благородная любознательность; пусть
он осведомляется обо всем без исключения; пусть осматривает все примечательное, что
только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле
битвы, происходящей в древности, места, по которым проходили Цезарь или Карл
Великий ”.
“После
того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше
и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и
риторики; и, какую бы из этих наук он не выбрал, - раз его ум к
этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать
ему должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной
раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он
изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде.” /
Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.
- С. 74-75/.
В этом заключаются основы развивающего обучения
педагогической теории М. Монтеня.
Заключение
М. Монтень, Я. А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо внесли
огромный вклад в развитие педагогики. В своих трудах они положили начало таким
педагогическим принципам, как принцип природосообразности (Коменский), принцип
возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного воспитания (Монтень), и
многим другим.
Что объединяет этих трех великих педагогов, это идея
развивающего обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические
труды :“Великая дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании” Руссо,
“Опыты” Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идея
развивающего обучения носит в основном теоретический характер, то Коменский и
Руссо в своих трудах дают уже большое количество практических советов, в
частности что, где, как и когда преподавать и чему учить.
Монтеня, Коменского и Руссо можно назвать
первооткрывателями, первопроходцами в области развивающего обучения. Они
оставили за собой колоссальное педагогическое наследие благодаря которому идеи
развития изучаются и практикуются и по сей день.
РЕЦЕНЗИЯ
на реферат
студента 432 группы технологического факультета
Лазарева Виктора Николаевича
на тему:
“Идеи развития в трудах Я. А Коменского, Ж.-Ж.
Руссо и М. Монтеня”.
Реферат посвящен непосредственно
изучаемой теме, не содержит ничего лишнего. В реферате имеется много ссылок на
литературные источники, что говорит о том что Лазарев В. Н. изучил большое количество
литературы по данному вопросу. Надо сказать, что тема реферата достаточно
сложная и Лазарев В. Н. довольно успешно с ней справился.
Реферат состоит из трех основных
частей в которых дается подробное описание взглядов Коменского, Руссо и Монтеня
по интересующему вопросу. Реферат написан четко, стройно и имеет достаточный
объем. Единственным недостатком можно считать малое количество своих мыслей и
выводов. Я считаю, что реферат заслуживает положительной оценки.
Рецензент
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. - М.: Просвещение, 1981.
2. Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.:
Педагогика, 1970.
3. Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики.
Коменский. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.
4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения.
Т.2. -М.: Педагогика, 1982.
5. Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.:
Академия педагогических наук РСФСР, 1963.
6. Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. -М.: Наука,
1980.
7. Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д.
Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988.
8. Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991.