Программа социологического исследования (выбор формы обучения)
Омский государственный университет
Контрольная работа
по курсу “Сбор и обработка социологической
и маркетинговой информации”
студентов 4-го курса
з/о экономического факультета
группы Э-401
Бельского С.В.
Орлянского Д.В.
Близинцева С.Ю.
г. Омск - 1997г.
Программа социологического исследования о факторах ,
влияющих на выбор формы (платная или бесплатная) обучения абитуриентами.
I. Методологическая часть.
1.1. Обоснование проблемы исследования.
Многообразие форм и типов обучения приводит к сильной дифференциации
навыков и знаний выпускников различных учебных заведений одного уровня
образования и профиля. Также существенные различия во внутренних требованиях к
подготовке, сдаче предметов в разных учебных заведениях. Все это обуславливает
большие различия в уровне подготовке специалистов - выпускников данных учебных
заведений.
Желательно знать процентное соотношение абитуриентов
поступающих на данную форму обучения, чтобы минимизировать свои усилия при
учебе и получить диплом. И при значительном количестве таких лиц выработать
рекомендации по отбору студентов, уменьшающие количество абитуриентов данной
категории. Рекомендации также направлены и организациям, контролирующим учебные
заведения с платной формой обучения.
1.2. Цель исследования.
Разработать практические рекомендации приемным
комиссиям для формирования критериев отбора студентов при поступлении в учебное
заведение. Эти рекомендации должны обеспечить максимальный уровень
заинтересованности отобранных абитуриентов к получению знаний. Также выявить
направления, по которым следует совершенствовать работу учебным заведениям с
бесплатной формой обучения.
1.3. Объект и предмет исследования.
Объект исследования - абитуриенты учебных заведений.
Предмет исследования - причины, побуждающие абитуриентов выбрать ту или иную форму обучения
(платную или бесплатную).
1.4. Логический анализ основных понятий.
Образование -
совокупность знаний , полученных в учебном заведении (высшее образование,
среднее техническое, среднее специальное, среднее, неполное среднее).
Абитуриент - человек, желающий продолжить обучение, который
имеет свободу выбора специальности, учебного заведения и формы обучения.
1.5. Гипотеза исследования.
Абитуриенты выбирают платную форму обучения
руководствуясь, главным образом:
· надеждой на более высокий уровень подготовки
преподавателей и на лучшее технической оснащение процесса учебы;
· стремлением минимизировать затрачиваемые
усилия в процессе учебы, независимо от уровня и качества получаемых знаний;
· желанием сведения риска непоступления к нулю;
· соображениями престижа.
1.6. Задачи исследования.
Расставить приоритеты факторам, влияющим на выбор
абитуриентами формы обучения (платной или бесплатной).
II. Методическая часть.
2.1. Определение исследуемой совокупности.
Исследуемая совокупность - абитуриенты. Так как
исследуемая совокупность состоит из большого числа единиц, то сделаем выборку,
которая будет состоять из 500 абитуриентов, поступающих в различные учебные
заведения на платную форму обучения.
Для сбора первичной социологической информации
применяется метод анкетного опроса.
2.3. Логическая структура инструментария для
сбора первичной социологической информации.
Таблица 1. Логическая структура инструментария.
№ п/п
|
Операциональные понятия
|
Индикаторы
|
Тип шкалы
измерения
|
11.
|
Полученное образование
|
Уровень образования
|
Оценочная
|
22.
|
Желаемый уровень знаний
|
На сколько велика связь знаний с доходом и престижем будущей работы
|
|
33.
|
Ожидаемый уровень подготовки преподавателей
|
|
|
44.
|
Техническая оснащенность процесса учебы
|
|
|
55.
|
Престижность образования
|
|
|
66.
|
Трудность поступления
|
|
|
77.
|
Качество получаемого образования
|
|
|
III. Инструментарий.
1. Анкета (на каждого абитуриента).
2. Инструкция к заполнению анкеты.
Вид анкеты.
1. Ваш возраст _____________________________
2. Какое вы получили образование:
а) Неполное среднее
б) Среднее
в) Среднее специальное
г) Высшее
3. Средний балл в аттестате (дипломе):
а) 4.5 - 5
б) 4 - 4.5
в) 3.5 - 4
г) 3 - 3.5
4. Как, по вашему мнению, полученные знания после окончания учебного
заведения будут определять ваш доход и престиж:
а) Будут иметь решающее значение
б) Будут оказывать весомое влияние
в) Будут оказывать слабое влияние
г) Не будут оказывать никакого влияния
5. Вы считаете, что качество подготовки преподавателей определяется:
а) престижем учебного заведения
б) заработной платой преподавателя
в) научной деятельностью преподавателя
г) стажем работы преподавателя
д) другое________________________________________
________________________________________________
6. Вы считаете, что при платной форме обучения техническая оснащенность
выше, чем при бесплатном образовании:
а) Да
б) Нет
7. Вы считаете, что платное обучение более престижно:
а) Да
б) Нет
8. Вы считаете, что поступить на платную форму обучения легче, чем на
бесплатную:
а) Да
9. Насколько вам важно поступление в этом году в учебное заведение:
а) Жизненно важно
б) Не очень важно
в) Не важно
10. Как вы считаете, где легче учиться:
а) На бесплатной форме обучения
б) На платной форме обучения
11. Как вы считаете, где выше качество получаемого образования:
а) На бесплатной форме обучения
б) На платной форме обучения
Литература.
1. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. М.,
Высшая школа, 1989 г.
2. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология,
программа, методы. “Самарский университет”, 1995 г.