Методические рекомендации и программа учебной практики (специальность - 7.060101 'Правоведение')

  • Вид работы:
    Учебное пособие
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,34 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методические рекомендации и программа учебной практики (специальность - 7.060101 'Правоведение')

ЛУГАНСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ИМ. 10-ЛЕТИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

студентов I курса факультета № 4

специальность - 7.060101 "Правоведение"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Луганск – 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

Составили:   заместитель начальника кафедры

                        уголовного процесса и судоустройства
подполковник милиции  Темников А.В.

 

                            

                        преподаватель кафедры

                        уголовного процесса  и судоустройства Никифорова Н.А.

                       

                   

            Рецензент:       заведующий кафедрой

                                       уголовного процесса и судоустройства

                                       к. ю. н., доцент Курочка Н.И.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры

Протокол № 21 от 17.06.2004 года

 

ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Учебная практика студентов Луганской академии внутренних дел МВД Украины является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специа­листов для правоохранительных органов  и предусмотрена учебными планами.

1.2. Сроки учебной практики определяются учебным планом по специальности 7.060101 "Правоведение", а ее содержание - настоящей программой.

      1.3. В основу организации учебной практики положены реализация положений Закона Украины " О высшем образовании" от 17.01.2002 года; Программы развития ведомственного образования и вузовской науки на период 2001-2005 г.г., утвержденной приказом МВД Украины № 356 от 11.04.01 г.; Положения об организации и проведении учебной и производственной практики (стажировки) курсантов и слушателей учебных заведений МВД Украины в органах и учреждениях внутренних дел, утвержденного приказом МВД от 14 августа 1992 г., №506; Положения о проведении практики студентов высших учебных заведений Украины, утвержденного приказом Министерства образования Украины от 8 апреля 1993 г. №93; Типового положения о прохождении практики курсантами (слушателями) высших учебных заведений МВД Украины, утвержденного Приказом МВД от 30 декабря 1997 г. № 920.

1.5.Совместным приказом прокурора Луганской области, начальников управлений юстиции Луганской и иных областей, а также ректора учебного заведения определяется перечень базовых подразделений органов прохождения практики, в которых студенты первого курса  проходят учебную практику в соответствии с утверждённой программой.

1.6. В порядке исключения, с разрешения руководства академии, учебная практика может проводиться  и по месту  жительства студентов в органах прокуратуры, судебных органах и органах юстиции других областей, а также нотариальных   конторах и адвокатских объединениях,  органах внутренних дел и иных правоохранительных и правоприменительных органах,  юридических службах соответствующих хозяйствующих субъектов.

1.7. В составе конкретного базового органа для прове­дения учебной практики студентов академии выделяются наиболее подготовленные оперативные работники прокуратуры и других базовых органов прохождения практики, имеющие высшее юри­дическое образование и стаж работы не менее трех лет.

Направление студентов на учебную практику в  подразделения органов прокуратуры и иные базовые органы прохождения практики, имеющие низ­кие показатели в служебной деятельности, запрещается.

 

2. ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

2.1.Целями учебной практики являются:

 2.1.1. Ознакомление студентов с  надзорными функциями прокуратуры и деятельностью след­ственных подразделений органов прокуратуры, а также практической деятельностью нотариальных контор, адвокатуры, хозяйственных судов и судов общей юрисдикции, органов юстиции, внутренних дел и иных правоохранительных и правоприменительных органов, а также юридических служб соответствующих хозяйствующих субъектов.

2.1.2. Ознакомление с системой, структурой, функциями, принципами и правовыми основами организации деятельности базовых органов прохождения практики.

2.1.3.Ознакомление с формами взаимодействия правоохранительных органов между собой  и общественностью.

2.1.4.Приобретение навыков по вопросам использования технико-криминалистических средств и методов в следственной работе.


Цели учебной ознакомительной практики для соответствующих базовых органов прохождения практики:

 

1. Для студентов, проходящих ознакомительную практику в хозяйственных судах и судах общей юрисдикции: 

 

Закрепление полученных теоретических знаний, касающихся деятельности  судов  общей юрисдикции и (или) специализированных (хозяйственных судов)  и  изучение вопросов организации и управления в  органах судебной власти, путем ознакомления:

·   с  нормативно - правовой основой  деятельности  судов соответствующих звеньев и инстанций и   их структурой;

·   структурой и штатной численностью аппарата местного суда;

·   с правами и обязанностями судьи, председателя суда и его заместителя, помощника судьи;

·   с правами и обязанностями работников канцелярии, (судебного распорядителя  в местных судах);

·   с организацией деловодства в районном (местном)  суде;

·   с организацией приема граждан.


2.   Для студентов, проходящих ознакомительную практику  в органах  прокуратуры:

 

          Закрепление полученных теоретических знаний, касающихся вопросов организации и деятельности органов прокуратуры, путем ознакомления:

·   с  нормативно - правовой основой  деятельности  органов прокуратуры, действующими Приказами Генерального прокурора, Положениями и Инструкциями Генеральной прокуратуры Украины;

·   с основными направлениями деятельности  органов прокуратуры;

·   с полномочиями  прокурора района (города), его заместителя   и помощников, следователя;

·   с организацией деловодства в районной (городской) прокуратуре;

·   с организацией приема граждан;

 

3.  Для студентов, проходящих ознакомительную практику в органах юстиции:

 

           Закрепление полученных теоретических знаний, касающихся вопросов организации и деятельности  управлений  юстиции, путем:

·   ознакомления  с  нормативно- правовой основой деятельности органов и   учреждений Министерства юстиции.

·   ознакомления  с основными направлениями деятельности  органов и учреждений Министерства юстиции;

·   изучения  правовой основы, принципов  организации  и  деятельности  управлений юстиции и его структурных подразделений;

·   изучения  правовой основы, принципов организации и деятельности отделов  государственной  исполнительной службы,  ознакомления с  полномочиями ее  должностных лиц.

·   с организацией деловодства и приема граждан;

 

 4.Для студентов, проходящих практику в нотариате:

Закрепление полученных теоретических знаний, касающихся вопросов организации и деятельности  нотариата, путем:

·   ознакомления с нормативно-правовой базой организации и деятельности нотариата (государственных и частных нотариусов);

·   правами и обязанностями нотариуса;

·   системой и порядком  образования нотариальных органов;

·   общими правилами совершения  нотариальных действий;

·   с организацией деловодства и приема граждан.

 

5.Для студентов, проходящих практику в следственных подразделениях органов прокуратуры, налоговой милиции, органов внутренних дел:

 

          Закрепление полученных теоретических знаний, касающихся вопросов организации и деятельности  органов прокуратуры, налоговой милиции, внутренних дел, путем ознакомления:

·   с организацией и основными направлениями деятельности подразделений базового органа прокуратуры, налоговой милиции, органов внутренних дел, формами их взаимодействия между собой и другими  правоохранительными и правоприменительными органами;

·   с правами и обязанностями следователя; 

·   с полномочиями  следователя  при проведении следственных и процессуальных действий на стадии досудебного расследования;

  

 

ПРОГРАММА

ознакомительной практики

Студентам, которые проходят ознакомительную практику  в судах необходимо ознакомиться  с:

 

¨  порядком приема граждан, организации работы суда по рассмотрению заявлений и жалоб, процедурой их учета и регистрации;

¨  принципами распределения обязанностей между судьями.

¨  полномочиями судьи местного суда;

¨  полномочиями председателя местного суда и его заместителя;

¨  организацией работы секретариата  суда;

¨  организацией ведения судебной статистики;


Студентам, проходящим ознакомительную практику  в органах  прокуратуры необходимо ознакомиться  с:

 

¨   порядком  приема, учета  и регистрации в органах  прокуратуры жалоб  и  заявлений  граждан, представителей  предприятий, учреждений и организаций;

¨   принципами распределения  обязанностей между  помощниками прокурора;

¨  полномочиями  прокурора по осуществлению  надзора за законностью  деятельности органов  дознания и досудебного следствия;

¨  полномочиями прокурора по поддержанию государственного обвинения в суде;

¨   полномочиями  прокурора  при осуществлении представительства интересов граждан и  государства в суде;

¨  полномочиями прокурора при проверке соблюдения  и применения законов;

¨  формами и методами прокурорского реагирования на выявленные  нарушения законности;

¨  формами  отчетности  в органах прокуратуры Украины;

 

 

Студентам, проходящим ознакомительную практику  в

   органах и учреждениях Министерства юстиции необходимо ознакомиться  с:

 

¨  структурой, задачами и функциями Министерства юстиции Украины;

¨  задачами, функциями и  структурой  управлений юстиции;

¨  деятельностью органов и должностных лиц, направленной на принудительное исполнение  судебных решений.

¨  документацией и формами отчетности органов и учреждений Министерства юстиции.

 

При прохождении  практики в следственных органах, суде, нотариате  студенты  должны присутствовать при:

 

¨  проведении следственных и процессуальных действий (осмотре места происшествия, допросах потерпевшего, свидетеля, обвиняемого, очной ставки, воспроизведения  обстановки  и обстоятельств  события, предъявлении для опознания и др.;)

¨  рассмотрении жалоб и заявлений граждан;

¨  в судебных заседаниях по разрешению гражданских, уголовных, хозяйственных дел и дел об административных правонарушениях;

¨  рассмотрении  судом представлений органа дознания, следователя, прокурора (о проведении отдельных следственных действий, избрании обвиняемому (подозреваемому) меры пресечения в виде      заключения под стражу, о продлении сроков содержания обвиняемого под стражей и  т.п.);

¨  обработке (регистрации) входящей и исходящей корреспонденции;

¨  принятии решений о возбуждении, приостановлении и  прекращении  исполнительного  производства (вынесении  постановления о возбуждении, приостановлении, прекращении  исполнительного  производства);

¨  составлении  заявлений  об отсрочке (рассрочке), изменении  способа и порядка  исполнения  решения суда в части имущественного взыскания;

¨  оценке  имущества  должника, передаче взыскателю предметов, указанных в исполнительном документе, исполнении решений о  выселении должника;

¨  исполнении  решения о принудительном обмене;

¨  составлении договоров, завещаний, доверенностей, брачных контрактов и иных документов;

¨  составление удостоверительных надписей на договорах, завещаниях и других документах;

¨  выполнении иных функциональных обязанностей, выполняемых непосредственным руководителем практики.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ   

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СТУДЕНТУ ПРИ ЗАЩИТЕ МАТЕРИАЛОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

Студенты должны четко знать:

·   основные направления деятельности и нормативные доку­менты, регламентирующие деятельность   базового органа прохождения практики;

·   функции и полномочия судьи, следователя, прокурора, помощника прокурора, государственного исполнителя, нотариуса,  и других должностных лиц, под непосредственным руководством которых проходила учебная ознакомительная практика.










МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

1.1. Организацию и проведение учебной практики обес­печивает академия и базовые органы, в которых студенты проходят практику.

1.2. Во время учебной практики студенты находятся в подчинении руководителя подразделения базового органа практики.

1.3. Предусмотренные программой практики обязанности студенты выполняют под руководством руководителей учебной практики.

      1.4.Рабочая неделя для студентов устанавливается шестидневной, но один из дней, по согласованию с руководителем практики, определяется "библиотечным", т.е. предназначен для самоподготовки.

1.5.Использование студентов для выполнения по­ручений, не предусмотренных программой учебной прак­тики, а также откомандирование их в учебное заведение раньше установленного срока без согласования с академией не допус­кается.

1.6.Студенты, отличившиеся при прохождении учебной практики, проявившие инициативу при выполнении  поручений, определенной работы  могут быть поощрены руководите­лями базовых органов, что должно быть отражено в характеристике. Случаи, нарушений  дисциплины или правил внутреннего распорядка, так же  должны быть отражены  руководителем практики в характеристике.

1.2. На учебное заведение возлагаются обязанности:

1.2.1. Своевременно оповестить базовые органы  о сроках проведения учебной практики, её программе, сообщить количество студентов, которые должны проходить практику в базовом органе.

1.2.3. Оказывать методическую помощь  руководителям практики и студентам при выполнении программы учебной практики.

1.2.4. Контролировать ход выполнения учебной практи­ки. С этой целью на весь период проведения учебной практики приказом ректора академии назначаются опыт­ные преподаватели-методисты профилирующей кафедры - кафедры уголовного процесса и судоустройства.

1.3. Преподаватели-методисты обязаны:

1.3.1 Провести инструктивное совещание со студентами и непосред­ственными руководителями практики - работниками базовых органов.

1.3.2. Оказывать методическую помощь сотрудникам базовых органов  - руководителям практики и студентам при выполнении программы учебной практики.

1.3.3. Осуществлять систематический контроль за орга­низацией и проведением учебной практики.

1.3.4. Обобщать и анализировать результаты учебной практики, разрабатывать рекомендации по ее совершен­ствованию.

1.3.5. Подводить итоги учебной практики.

1.4.На сотрудников базовых органов, являю­щихся непосредственными руководителями учебной прак­тики, возлагаются обязанности:

1.4.1. Ежедневно руководить работой студентов-прак­тикантов.

1.4.2. Знакомить их с оперативной обстановкой, харак­тером и особенностями выполняемой работы.

1.4.3. Оценивать работу практикантов, контролировать ведение дневника, поддержание дисциплины и внутренне­го распорядка.

1.4.4. Изучать личные и деловые качества студентов-практикантов, формировать у них профессиональные уме­ния и навыки, уважение к Закону.

1.4.5. Составлять на студентов характеристики и пре­доставлять их первому руководителю базового органа  на утверж­дение (не позднее, чем за три дня до окончания учебной практики).

 

В характеристике должно найти отражение: объем и качество выполнения программы и индивидуального пла­на; уровень подготовки практикантов и умение реализо­вать его в работе;  личные мо­ральные качества: дисциплинированность, старательность, общий культурный и профессиональный уровень разви­тия; итоговая оценка за практику.

 

 

2. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТУДЕНТОВ

ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

2.1. По прибытии в базовый орган  и после ознакомления с основными направлениями деятельности и задачами, решаемыми базовым органам, с оперативной обстановкой и его структурой студенты составляют индивидуаль­ный    план    прохождения    учебной    практики (См. приложение 1).

В план включаются задания, предусмотренные про­граммой учебной практики, определяются сроки их вы­полнения. План подписывается студентом, согласовывается с руководителями учебной практики (преподавателем-методистом и руководителем базового органа) и утверждается  первым руководителем базового органа.

2.2. Во время учебной практики студенты обязаны:

2.2.1. Своевременно и качественно выполнять задания, предусмотренные программой и индивидуальным планом, на основе личной ответственности за выполняемую работу и ее результаты.

2.2.2. Проявлять организованность и ини­циативу.

2.2.3.Строго соблюдать: дисциплину и внутренний рас­порядок, установленные по месту прохождения учебной практики; права и законные интересы граждан.

2.2.4. Принимать участие в оперативных совещаниях, изучать приказы, указания, инструкции, обзоры, анализы и обобщения, ка­сающиеся деятельности базового  органа, о чем производить соответствующие записи в дневнике.

2.2.5. Собрать необходимый фактический материал для написания отчета, а в учебных целях, докладов, рефератов, дипломных работ и т.п.

2.2.7. Вести дневник о проделанной во время учебной практики работе, регулярно информировать руководите­лей практики о ходе выполнения программы.

2.2.8. При завершении учебной практики подготовить и представить руководителям практики от подразделения базового органа и академии отчеты об итогах проделан­ной работы (См. приложение 2).

 

2.3. Студенты во время учебной практики имеют право:

2.3.1. Обращаться за помощью к непосредственным ру­ководителям учебной практики по вопросам, составляю­щим содержание практики.

2.3.2. Знакомиться с оперативной обстановкой, передо­выми формами и методами деятельности базового органа.

2.3.3. Знакомиться со служебными документами в объе­ме заданий, предусмотренных программой практики и ин­дивидуальным планом, а также имеющейся в базовом ор­гане литературой.

2.3.4. Обращаться за консультациями к руководителям практики.

2.3.5. Присутствовать (с разрешения соответствующих руководителей) на служебных совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к предмету прак­тики.

 

3. ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ

 

3.1. В ходе учебной практики каждый студент ведет дневник о проделанной работе, форма которого устана­вливается  академией (См. приложение 2).

В дневник ежедневно вносятся краткие записи выпол­няемых по календарному плану работ, их итоги с кри­тическими замечаниями и выводами руководителей учебной практики (работника базового органа и преподавателя-методиста), которые используются при составлении отчета.

3.2. По окончании учебной практики студент составля­ет отчет о ее итогах, в котором должны найти отражение следующие вопросы:

3.1.1. Общие сведения о базовом органе,  в котором проводилась практика (состояние оперативной обстановки, организация опера­тивно-служебной деятельности, наличие научно-техни­ческих средств, внедрение передового опыта в служебную деятельность и т.д.).

3.2.2. Сведения о выполнении программы учебной практики, перечень основных мероприятий, проведенных в период практики, анализ наиболее характерных приме­ров, причины невыполнения отдельных пунктов плана.

3.2.3. Общие итоги учебной практики, выводы и пред­ложения по ее совершенствованию.

3.3.По окончании учебной практики руководитель базового органа составляет на каждого студента  письменную характеристику об итогах прохождения ними практики, в которой отражаются:

3.3.1. Полнота выполнения студентом программы учебной практики.

3.3.2. Уровень его теоретической подготовки по раз­личным дисциплинам, знание основных законодательных и других нормативных актов, регламентирующих деятельность базового органа.  

3.3.3. Уровень аналитического мышления, способность творческого решения поставленных задач.

3.3.4. Отношение к работе, наиболее типичные черты характера и склонности, волевые и нравственные качества, исполнительность, общий и культурный уровень развития, коммуникабельность.

3.3.6. Способность и умение выполнять внутренний распорядок дня, состояние дисципли­ны, а также другие вопросы, которые могут характеризовать студента.

3.3.7. Участие в общественной жизни базового органа.

3.3.8. Выводы о практической деятельности студента.

3.4. Характеристика скрепляется гербовой печатью и направляется в академию для приобщения к личному делу студента.

3.5. Приказом ректора академии назначается комиссия для принятия зачета по результатам учебной практики. В состав комиссии включаются: представители учебного от­дела, факультета, кафедры уголовного процесса и судоустройства, сотрудники ба­зовых органов.

 

В исключительных случаях защита может проводиться и на кафедре уголовного процесса и судоустройства академии, осуществляющей общее научно-методическое руководство учебной практикой.

3.6. На защиту представляются: индивидуальный план прохождения практики, дневник учебной практики, отчет студента о выполнении программы практики, характеристика.

3.7. При защите итогов учебной практики учитываются:

3.7.1. Полнота и качество отработки программы.

3.7.2. Содержание и качество оформленных отчетных документов.

3.7.3. Состояние дисциплины студента в период прохождения прак­тики.

3.7.4 Итоги учебной практики обсуждаются на заседани­ях кафедры уголовного процесса и судоустройства, на оперативных совещаниях в базовых органах прохождения практики, на заседаниях учебно-методической комис­сии академии.





































                                                    

   Приложение №1

 

Примерная форма индивидуального плана учебной практики

     

должность руководителя базового

    органа прохождения практики

                        (Ф.И.О.)

       "___" ______________200__г.

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ  ПРАКТИКИ
студента 1-го курса 4 факультета ЛАВД МВД Украины

_________________________________

                                                                          ( фамилия, имя, отчество )

п/п.

Наименование
мероприятий

Срок
исполнения

Отметка об
исполнении

Примечние










                     Студент ( Ф.И.О.)

 

                                                                       ------------------                                                                              

                                                                          (подпись)

        „С О Г Л А С О В А Н О”

"____" _____________ 200_ г.

 (руководитель практики от учебного заведения)


                                                                                                

                                                                                                   Приложение №2

      

Примерная форма дневника практики

Дневник

прохождения учебной практики

студента 1-го курса  4 - го факультета ЛАВД

им. 10-летия независимости Украины

                                                     Ф.И.О.____________

п/п

Что выполнено за рабочий день
(в  т.ч. по индивидуальному плану)

Отметка
руководителя  базового органа учебной  практики

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент _________________

                                (Ф. И. О.)               

 


















                                                

                                                                                         Приложение № З

 

      „ У Т В Е Р Ж Д А Ю ”

 

                                   Руководитель (базового органа  учебной  практики)

      "____" _____________ 200_ г.

                                            О Т Ч Ё Т

 О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОХОЖДЕНИЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

с "___" по "___" _____________ 200_ года
студентом _____ группы   1 курса  4 факультета

ЛАВД МВД Украины

(Ф.И.О. студента)
 

 

Т Е К С Т    О Т Ч Ё Т А

 

 

      „ С О Г Л А С О В А Н О”

                                                                                                                                                        

     непосредственный руководитель

базового органа прохождения практики                        Студент ____ группы 1 курса

           ( Ф.И.О. и должность)

                                                                                           ЛАВД МВД Украины                                                            

___________________                                      _____________________

  "___" __________ 200_ г.                                    "___" __________ 200_ г.


 










Примерная структура текста отчета студента

о прохождении ознакомительной практики

( на примере прохождения практики в органах прокуратуры)

 

 

1. Организация практики:

 

·   основания прохождения практики в базовом органе (приказ ректора ЛАВС и руководителя базового органа);

·   сроки прохождения учебной практики;

·   когда и кем проводилось инструктивное совещание;

·   за кем конкретно закреплен студент (Ф.И.О. руководителя  учебной практики, должность и стаж работы в  должности);

·   общие сведения о базовом органе прохождения практики  (структура, количество работников, направления деятельности).

 

         2. Ознакомление с правовой и ведомственной базой деятельности органа прохождения практики:

 (Законы Украины, Приказы Генерального прокурора Украины, постановления Пленума Верховного Суда Украины, распоряжения, инструкции, положения и т.п.).

3. Результаты прохождения практики:

- в проведении каких следственных (процессуальных) действий  принимал участие (наименование и количество);

- в проведении каких проверок и  где именно принимал участие (указать наименование предприятия, организации, учреждения, количество и кратко суть проверки);

- с  какими  документами  прокурорского реагирования были ознакомлены (обозначить наименование документа и количество);

- полнота отработки программы практики, какие во­просы отработаны хорошо, какие слабо или совсем не от­работаны и по каким причинам;

- проводилось ли в базовом органе  оперативное совещание по итогам прохождения практики, кто в нём принимал участие, выводы и предложения по результатам практики

-  предварительная оценка за практику.

 

 

 


                                                                                                                                          

           

Похожие работы на - Методические рекомендации и программа учебной практики (специальность - 7.060101 'Правоведение')

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!