Ответственность за нарушения в сфере информационного права
Московский
Педагогический Государственный Университет им. Ленина
Реферат
на тему : Ответственность за нарушения в
сфере
Информационного права.
Выполнил:
Ст-т, гр,№ 405, Багарян Арам.А
Проверил:
преподаватель Горинов Юрий Александрович
г.
Москва 2004
1) Введение.
2) Конституционная
гарантия свободы информации.
3)Основные понятия.
4) Анализ ст. ст.
КоАП, Уголовного кодекса РФ.
5) Вывод.
6)Список литературы.
1)Введение.
В основе
деятельности информационного общества лежат: информация, информационные ресурсы
и информационные продукты. В этой связи основным назначением информационного
права, которое является правовым фундаментом общества, является регулирование
тех отношений , кот возникают при обращении информации.
В настоящее время, в
период передовых технологий, когда именно информации является тем двигателем
общества, она может нести серьёзную угрозу как отдельным индивидам так и
неограниченному кругу лиц. Поэтому информация должна быть защищена от
неправомерного посягательства, незаконного сбора, хранения, оборота.
Подробное понимание
правила поведения и ответственности в правоотношениях, где одним из главных
элементов является информация, дает нам Законодательство РФ.
2) Конституционная
гарантия свободы информации.
Конституция ст.
29.ч 4. Гарантируемая свобода информации реализуется
различными способами: устно, письменно, через средства массовой информации и
иными законными способами.
Наиболее
распространенным способом поиска, получения, передачи, производства и
распространения информации являются средства массовой информации, под которыми
в соответствии с Законом "О средствах массовой
информации" понимаются периодические издания, радио-, теле-,
видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического
распространения массовой информации. Граждане имеют право на оперативное
получение через средства массовой информации достоверных сведений о
деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений,
их должностных лиц. Эти сведения должны предоставляться средствами массовой
информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций и в
иных формах, что конкретизировано в Федеральном законе от 15 декабря 1994 г. (13 января 1995 г.)
N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в
государственных средствах массовой информации" (СЗ РФ. 1995. N 3. Ст.
170).
Вопросы пользования
информационными ресурсами и реализация права на доступ к информации в них
регулируются Федеральным
законом от 25
января 1995 г. (20 февраля 1995 г.) N 24-ФЗ "Об информации, информатизации
и защите информации" (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609).
Государственные
информационные ресурсы Российской Федерации, как отмечается в Законе, являются открытыми и общедоступными.
Исключение составляет документированная информация, отнесенная к категории
ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по
условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к
государственной тайне, и конфиденциальную. При этом Закон устанавливает перечень информации,
которую запрещено относить к информации с ограниченным доступом. Среди ее
видов: законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие правовой статус
органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций,
общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок
их реализации; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях,
экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую
и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования
населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения
в целом; документы, содержащие информацию о деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании
бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии
экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к
государственной тайне; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и
архивов, информационных системах органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие
общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей
граждан.
Граждане наряду с
другими пользователями (органами государственной власти, органами местного
самоуправления, организациями и общественными объединениями) обладают равными
правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны
обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения
запрашиваемой ими информации. Такое право на доступ к информации является
основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов
государственной власти и местного самоуправления, общественных, политических и
иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер
общественной жизни.
Что же касается
информации о самих гражданах, то не допускаются сбор, хранение, использование и
распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей
личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме
как на основании судебного решения. Персональные данные не могут быть
использованы для причинения имущественного и морального вреда гражданам,
затруднения реализации их прав и свобод. Ограничение прав граждан на основе
использования информации об их социальном происхождении, о расовой,
национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и
карается в соответствии с законодательством.
Отказ гражданам в доступе к информационным ресурсам по
вопросам деятельности государственных органов и подведомственных им организаций
может быть обжалован в суд.
3) Основные понятия.
В Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. "Об
информации, информатизации и защите информации" содержатся определения
следующих понятий:
информация - сведения о лицах, предметах,
фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
информатизация - организационный
социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных
условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав
граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций, общественных объединений на основе формирования и использования
информационных ресурсов;
документированная
информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с
реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
В соответствии со ст.14 Закона граждане и организации имеют право
на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в
целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких
целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и
организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных
федеральными законами.
2. Объективную сторону
правонарушения составляет неправомерный отказ в предоставлении собранных в
установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих
права и свободы граждан
4) Анализ ст. ст.
КоАП, Уголовного кодекса РФ.
-КоАП
Статья
23.44. Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и
информатизацией
1.
Одной из основных задач Министерства РФ по связи и информатизации является
осуществление государственного надзора за деятельностью в области связи и
информатизации. Основу его деятельности составляют федеральные законы от 16 февраля
1995 г. "О связи", от 25 января 1995 г. "Об
информации, информатизации и защите информации" и от 9 августа 1995 г. "О
почтовой связи". Непосредственно надзорные функции осуществляет
Департамент по надзору за связью и информатизацией Министерства связи России.
Правительство РФ утвердило 28 апреля 2000 г. Положение о
государственном надзоре за связью и информатизацией.
2.
Административными правонарушениями в данной области являются предусмотренные ст.13.1 - самовольная
установка или эксплуатация узла проводного вещания; ст.13.2 - самовольное
подключение к сети электрической связи; ст.13.3, 13.4 - нарушение
правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации
радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств; ст.13.6-13.8, 13.9 - самовольное
строительство или эксплуатация сооружений связи; ст.13.18 -
воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм.
Статья
23.45. Органы, осуществляющие контроль за обеспечением защиты
государственной тайны
1.
Защита сведений, составляющих государственную тайну, регламентирована Законом РФ от 21 июля
1993 г. "О государственной тайне" (с изм. и доп. от 6 октября 1997
г.). Единого государственного органа в этой сфере нет; функция защиты государственной
тайны реализуется несколькими звеньями, обеспечивающими безопасность
государства.
2.
Должностные лица, рассматривающие правонарушения в этой сфере, относятся к
различным ведомствам:
а)
директор Федеральной службы безопасности, его заместители; руководители ее
территориальных органов (управления, отделы по регионам и субъектам РФ).
Действуют они на основе Федерального закона от 3 апреля 1995 г.
"Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и
Положения о Федеральной
службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Президентом РФ 6 июля
1998 г.;
б)
министр обороны РФ и его заместители;
в)
директор Федерального агентства правительственной связи и информации при
Президенте РФ (ФАПСИ), его заместители, руководители территориальных органов;
г)
директор службы внешней разведки Российской Федерации, его заместители;
д)
руководитель Государственной технической комиссии при Президенте Российской
Федерации (Гостехкомиссии России), его заместители, руководители
территориальных органов;
е)
руководители подразделений названных ведомств, осуществляющих лицензирование
видов деятельности, которые связаны с использованием и защитой сведений,
составляющих государственную тайну.
Статья
23.46. Органы, осуществляющие государственный контроль в области
обращения и защиты информации
1. Федеральный
закон от 15 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и
защите информации" является основным правовым актом, регламентирующим
деятельность различных государственных органов в названной сфере.
2.
Административные правонарушения предусмотрены ч.3 и 4 ст.13.5 - нарушение
правил охраны линий связи для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка;
ст.13.6, 13.11 - нарушение
установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения
информации о гражданах (персональных данных); ч.1 и 2 ст.13.12 - нарушение
правил защиты информации; ч.1 ст.13.13 - незаконная
деятельность в области защиты информации; ст.13.17 - нарушение
правил распространения обязательных сообщений; ст.13.22 - нарушение
порядка объявления выходных данных; ст.20.23, 20.24.
Статья 13.11. Нарушение установленного законом
порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о
гражданах (персональных данных)
1. Объектом
правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок сбора,
хранения, использования или распространения информации о гражданах
(персональных данных).
2. Объективная
сторона данного правонарушения состоит в действии или бездействии, нарушающем
установленный законом порядок сбора, хранения, использования или
распространения информации о гражданах (персональных данных). В соответствии с
Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и
защите информации" информация о гражданах (персональные данные)
представляют собой сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни
гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
В соответствии со
ст.14 указанного Закона не допускается сбор, хранение, использование и
распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей
личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме
как на основании судебного решения.
Кроме того, сбор
персональных данных не может быть использован в целях причинения имущественного
и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан
Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе
использования информации об их социальном происхождении, о расовой,
национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено.
Вопросы сбора,
хранения, использования и распространения персональных данных конкретного
(определенного) характера регулируются также отраслевым законодательством. Так,
вопросы сбора, хранения, использования и распространения персональных данных
работника подробно регулируются Трудовым кодексом РФ.
3. Субъектами
административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, могут быть
граждане, а также должностные лица и юридические лица.
4. Вина в
совершении данного правонарушения может быть как умышленной, так и
неосторожной.
Статья 13.12.
Нарушение правил защиты информации
2. Объективная
сторона предусмотренных ч.1 и 3 настоящей статьи правонарушений может
заключаться как в действии, так и в бездействии, а правонарушений,
предусмотренных ч.2 и 4, - только в действии.
В соответствии с
Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и
защите информации" защите подлежит любая документированная информация,
неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу,
пользователю и иному лицу.
Режим защиты
информации устанавливается:
в отношении
сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на
основании Закона РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне";
в отношении конфиденциальной
документированной информации - собственником информационных ресурсов или
уполномоченным лицом на основании Федерального закона "Об информации,
информатизации и защите информации";
в отношении
персональных данных - федеральным законом.
Органы
государственной власти и организации, ответственные за формирование и
использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и
организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и
информационные технологии для формирования и использования информационных
ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности
законодательством Российской Федерации.
Контроль за
соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных
программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер
защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом
в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти.
Организации,
обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является
собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту
информации.
Организации,
выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты
информации, должны иметь лицензии на данные виды деятельности.
Информационные
системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания
граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом
РФ от 10 июня 1993 г. "О сертификации продукции и услуг".
Информационные
системы органов государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти ее субъектов, других государственных органов,
организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом,
а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации.
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. утверждено Положение о
сертификации средств защиты информации.
3. Субъектами
административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, могут быть
граждане, а также должностные лица и юридические лица.
4. Вина в
совершении данных правонарушений может быть как умышленной, так и неосторожной.
Статья 13.13.
Незаконная деятельность в области защиты информации
1. Объектом
правонарушений, предусмотренных данной статьей, является порядок осуществления
деятельности в области защиты информации.
2. В соответствии
с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации
и защите информации" организации, выполняющие работы в области
проектирования, производства средств защиты информации (в том числе и
информации, отнесенной к государственной тайне), должны иметь лицензии на
данные виды деятельности. Объективная сторона предусмотренных настоящей статьей
правонарушений может заключаться только в действии.
3. Субъектами
административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, могут быть
граждане, а также должностные лица и юридические лица.
4. Вина в
совершении данных правонарушений может быть как умышленной, так и неосторожной.
Статья 13.14.
Разглашение информации с ограниченным доступом
1. Объектом
правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок получения
информации с ограниченным доступом.
2. Объективная
сторона данного правонарушения состоит в действии, представляющем собой
разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за
исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную
ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с
исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
Документированная
информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима
подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и
конфиденциальную.
Запрещено
привлекать к ответственности за разглашение и относить к информации с
ограниченным доступом:
законодательные и
другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов
государственной власти, органов местного самоуправления, организаций,
общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок
их реализации;
документы,
содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую,
метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую
информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных
пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
документы,
содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов
местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других
государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях
населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
документы, накапливаемые
в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые
для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Отнесение
информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ
от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне".
Отнесение
информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном отраслевым
законодательством Российской Федерации (гражданским, административным и т.д.).
3. Субъектами
административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, могут быть
граждане, а также должностные лица.
4. Вина в
совершении данного правонарушения может быть как умышленной, так и
неосторожной.
Статья 13.15. Злоупотребление свободой
массовой информации
1. Объектом
правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные
отношения по защите личности, общества и государства от злоупотребления
свободой массовой информации.
2. Объективная
сторона рассматриваемого правонарушения может заключаться только в действии.
Данная статья охватывает собой только одну, но наиболее опасную из всех
предусмотренных ст.4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой
информации" форму злоупотребления свободой массовой информации -
изготовление, а равно распространение теле-, видео-, кинопрограмм,
документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам
массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки
информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на
подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье. Речь идет
о так называемом "эффекте 25-го кадра". Опасность упомянутого эффекта
заключается в том, что, к примеру, при увеличении скорости кинопленки свыше 24
кадров в секунду в подсознании человека могут запечатлеваться находящиеся на
пленке неосознаваемые человеком образы, вводящие последнего в так называемое
состояние зомбированности.
3. Субъектами
административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, могут быть
граждане, а также должностные лица и юридические лица.
4. Вина в
совершении данного правонарушения может быть как умышленной, так и
неосторожной.
Уголовный Кодекс РФ.
Ст. 140 УК
Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в
установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающие
права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или
заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным
интересам граждан, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до
восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определённые должности или
заниматься определённой деятельностью на срок от двух до пяти лет.
Объект - общественные отношения
связанные с оборотом информации о личности.
Объективная сторона –
неправомерный отказ должностного лица в предоставлении информации.
Субъективная сторона – прямой
умысел.
Субъект – должностное лицо, 18 лет
, имеющее непосредственный допуск к информации.
5)Вывод.
Основываясь на полученной информации можно утверждать,
что правоотношения, связанные с оборотом информации, имеют современную
регламентацию и структуру в нормативных актах, а также защита различных видов
тайн показана четко и конкретно. Ответственность за нарушения, в сфере оборота
информации, по законодательству, а именно КоАП РФ, и УК РФ, предполагает
реальную ответственность, что сохраняет возможность лиц верить в правосудие и
восполнение баланса. Спустя годы, после многочисленных изменений
законодательства, мы можем утверждать, что наши права защищены, при том, что с
другой стороны они ограничены.
6) Список используемой литературы:
1) Конституция РФ 93г
2) . Федеральный закон от 15 февраля
1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации"
3) Закона РФ от 27 декабря 1991 г.
"О средствах массовой информации"
4) Закона РФ от 21
июля 1993 г. "О государственной тайне"
5)Научно-практический
комментарий к Конституции РФ,Отв. За редакцию Лазарев О.И., Шеленкова З.Р.
Система Гарант.
6)Комментарий к КоАп
РФ,под редакцией, Егиазарян А.М.