Курсовая работа по основам программирования. Игра 'Паровоз'
Государственный комитет Российской Федерации
по высшему образованию
Казанский государственный технический университет
имени А.Н. Туполева
--------------------------------------------------------------
Кафедра АСОИУ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по основам программирования
ИГРА «Parovoz»
ИСПОЛНИТЕЛЬ: студентка группы 4221
Петрова Е.Г.
РУКОВОДИТЕЛЬ: Вафин Р.Р.
Оценка____________________________
Подпись___________________________
"____"________________________2001г.
КАЗАНЬ
2001г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Описание применения ._____________________________________________ 3
1.1. Запуск программы.______________________________________________ 3
1.2. Правила игры.__________________________________________________ 3
2. Описание программы ._____________________________________________ 4
2.1. Метод решения задачи ._________________________________________ 4
2.2. Описание используемых классов, структур и
функций.______________ 4
2.2.1. CApp - класс приложения .________________________________________________ 4
2.2.2. CМainWnd- класс главного окна .__________________________________________ 4
2.2.3. Карта сообщений._______________________________________________________ 5
2.3. Образ главного окна.______________________________________________ 6
Приложение________________________________________________________ 7
Листинг файла main.cpp_____________________________________________ 7
Листинг файла main.h______________________________________________ 12
Листинг файла menu1.h____________________________________________ 13
Листинг файла menu1.rc____________________________________________ 13
1.Описание
применения .
Запуск
программы необходимо производить , находясь в среде Windows 95 :
запускаемый файл – parovoz.exe .
После запуска игры, на экране появляется окно с
надписью «выберите пункт старт». Окно имеет меню, состоящее из нескольких
пунктов. С помощью пунктов меню можно: изменять цвет движущегося объекта
(паровозика в красный, синий, зелёный), начать (перезапустить), осуществить
выход из игры. После выбора пункта меню «старт», в левом нижнем углу окна
появляется паровоз, представляющий собой совокупность геометрических фигур –
эллипсов (колёса) и прямоугольников (кабина, трубы). Паровоз движется слева
направо и останавливается перед светофором, расположенным приблизительно в
середине окна над паровозом. Пользователь имеет возможность регулировать цветом
светофора нажатием клавишь ‘к’, ‘з’, ‘ж’,
соответствующим цветам светофора – красному, зеленому, жёлтому. Если паровоз
подъезжает к светофору, а у светофора активным является зелёный цвет, он
продолжает своё движение. В противном случае, паровоз останавливается. При
достижении правой стенки, паровоз появляется у левой стенки, а активным цветом
светофора становится жёлтый цвет. Из верхней части паровоза постоянно
поднимаются в верхнюю часть окна окружности, представляющие собой клубни дыма,
которые увеличиваются при подъёме.
2. Описание программы .
Программа выполнена в стиле объектно-ориентированного
программирования, использованна библиотека MFC.
Сама программа - приложение Windows.
Для вывода графических объектов используются функции: Elliplse, Rectangle. Программой обрабатываются события от таймера, нажатия
клавишь на клавиатуре, выбра соответствующих пунктов меню, а также событие WM_PAINT для
перерисовки рабочей области.
CApp - класс
приложения, порождается классом CWinApp библиотеки MFC
обеспечивает инициализацию ,
выполнение и завершение Windows программы : регистрирует , создаёт и
отображает основное окно приложения .
Член- функции класса CApp :
InitInstance
– виртуальная функция,
переопределяется в классе CApp
2.2.2. CМainWnd-
класс главного окна .
CMainWnd
- класс главного окна приложения
, наследуется из класса CFrameWnd библиотеки
MFC .)
Член - данные класса СMainWnd :
CRect wnd; /*размер окна*/
CRect kol1,kol2,korp,kr,temp;
/*прямоугольники*/
CRect svet,ball1,ball2,ball3;/*прямоугольники*/
CBrush br1[3],br2; /*кисти*/
CBrush sv[4]; /*цвета
светофора*/
CRect noga; /*нога
светофора*/
CRect balls[5]; /*шарики дыма*/
CRect kr2; //кабина
int numball; //номер дыма
int live[5]; //признак
жизни дыма
bool game; /*признак игры или вне игры*/
int color; /*номер цвета паровоза*/
int ns; /*номер увета светофора*/
int move; /*флаг движения паровоза*
/Член - функции класса СMainWnd
:
CmainWnd(); - конструктор класса окна
afx_msg void OnBegin();обработчик события на выбор пункта
меню «старт»
afx_msg void OnRed(); - обработчик события на выбор пункта
меню «Red»
afx_msg void OnGreen(); - обработчик
события на выбор пункта меню «Green»
afx_msg void OnBlue(); - обработчик
события на выбор пункта меню «Blue»
afx_msg
void OnPaint(); - ф-ия перерисовки
afx_msg
void OnTimer( UINT nIDEvent ); - обраб-чик таймера
afx_msg void OnExit(); - обработчик события на
выбор пункта меню «Exit»
afx_msg
void OnChar( UINT nChar, UINT nRepCnt, UINT nFlags ); - реакция на нажатие
клавиши клавиатуры
DECLARE_MESSAGE_MAP() - карта
сообщений
BEGIN_MESSAGE_MAP(CMainWnd,CFrameWnd)
ON_COMMAND(IDM_EXIT,OnExit)
ON_COMMAND(IDM_BEGIN,OnBegin)
ON_COMMAND(IDM_RED,OnRed)
ON_COMMAND(IDM_GREEN,OnGreen)
ON_COMMAND(IDM_BLUE,OnBlue)
ON_WM_PAINT()
ON_WM_TIMER()
ON_WM_CHAR()
END_MESSAGE_MAP()
2.3.
Образ главного окна.
На рисунках 1, 2 представленыосновные образы окна приложения.
|
|
Рис. 1. Главное окно после выбора пункта
«старт»
|
|
|
|
Рис. 2. Главное окно до выбора пункта
«старт»
|
|
/* в этом файле находятся описания всех функций
*/
#include <afxwin.h>
#include "main.h"
#include "menu1.h"
CMainWnd::CMainWnd() /*конструктор
гл. окна*/
{
wnd.SetRect(0,0,400,355);//устан-ка
размеров окна
Create(NULL,"parovoz",WS_DLGFRAME
,wnd,NULL,"MAINMENU");
game=false; /*нет
игры*/
color=0; /*нач.
цвет поезда*/
ns=0; /*нач.
цвет светофора*/
br1[0].CreateSolidBrush(RGB(255,0,0));//создание
кистей
br1[1].CreateSolidBrush(RGB(0,255,0));
br1[2].CreateSolidBrush(RGB(0,0,255));
sv[1].CreateSolidBrush(RGB(0,255,0));//светофора
sv[2].CreateSolidBrush(RGB(255,255,0));
sv[3].CreateSolidBrush(RGB(128,128,128));
br2.CreateSolidBrush(RGB(1,1,1));/*чёрный
цвет*/
for(numball=0;numball<5;numball++)
{//обнуление
признаков жизни дыма
live[numball]=0;
}
}
BOOL CApp::
InitInstance()/*ф-ия инициализации окна*/
{
m_pMainWnd=new
CMainWnd; /*созд объекта окна*/
m_pMainWnd->ShowWindow(m_nCmdShow); /*показать
окно*/
return true; /*удачное
завершение*/
}
afx_msg void
CMainWnd::OnPaint() /*ф-ия перерисовки*/
{
CPaintDC
dc(this); /*созданиее контекста окна*/
dc.SelectObject(&br2); /*выбор
кисти для светофора*/
dc.Rectangle(svet); //рисование
корп. светофора
dc.Rectangle(noga); //рисование
ноги
for(numball=0;numball<5;numball++)
{//рисование дыма
if(live[numball]==1)//если
дым активен
{
dc.Ellipse(balls[numball]);
}
}
switch(ns) /*переключение
между цветами светофора*/
{
case
0: /*если красный*/
{
dc.SelectObject(sv[0]);
dc.Ellipse(ball1);
dc.SelectObject(sv[3]);
dc.Ellipse(ball2);
dc.Ellipse(ball3);
break;
}
case
1: /*если жёлтый*/
{
dc.SelectObject(sv[2]);
dc.Ellipse(ball2);
dc.SelectObject(sv[3]);
dc.Ellipse(ball1);
dc.Ellipse(ball3);
break;
}
case
2:/*еесли зеленый*/
{
dc.SelectObject(sv[1]);
dc.Ellipse(ball3);
dc.SelectObject(sv[3]);
dc.Ellipse(ball1);
dc.Ellipse(ball2);
break;
}
}
dc.SelectObject(br1[color]); /*рисование
паровоза*/
dc.Rectangle(korp); //корпус
dc.SelectObject(&br2);
dc.Rectangle(kr); //труба
dc.Rectangle(kr2); //кабина
dc.Ellipse(kol1); //колеса
dc.Ellipse(kol2);
char *s="выберете
меню старт.";//начальная надпись
if(game==0)
dc.TextOut(50,100,s,strlen(s));
}
void CMainWnd::OnExit() /*реакция
на выход*/
SendMessage(WM_CLOSE); /*послать
сообщение о закрытии окна*/
}
afx_msg void
CMainWnd::OnTimer( UINT nIDEvent )
{/*обработчик таймера*/
if(game) /*если
находимся в игре*/
{
if(nIDEvent==2)//запуск
дыма
{
for(numball=0;numball<5;numball++)
{//если
дым не активен, активизировать
if(live[numball]==0)
{
live[numball]=1;
balls[numball].SetRect(korp.left+35,kr.top-10,kr.right-5,korp.top);
break;
}
}
}
for(numball=0;numball<5;numball++)
{//сохранить
предыдущ. положение дыма
temp.CopyRect(balls[numball]);
if(live[numball]==1)//если
дым активен
{
balls[numball].OffsetRect(1,-6);//сместить
дым
balls[numball].top--; //изменить
размеры
balls[numball].right++;
InvalidateRect(temp); //перерисовать
InvalidateRect(balls[numball]);
if(balls[numball].top<=0)
live[numball]=0;//убить
}
}
if(
(korp.right<=svet.left)||(korp.left>=svet.left+3)||(move==1))
{ /*если
не около светофора или зеленый цвет*/
if(korp.left<400)/*если
не стена*/
{
temp.CopyRect(korp); /*сохранить
предыдущие координаты*/
//сместить
всю машину
korp.OffsetRect(3,0);
InvalidateRect(temp);
InvalidateRect(korp);
temp.CopyRect(kol1);
kol1.OffsetRect(3,0);
InvalidateRect(temp);
InvalidateRect(kol1);
temp.CopyRect(kol2);
kol2.OffsetRect(3,0);
InvalidateRect(temp);
InvalidateRect(kol2);
temp.CopyRect(kr);
kr.OffsetRect(3,0);
InvalidateRect(temp);
InvalidateRect(kr);
temp.CopyRect(kr2);
if(kr2.top==270)
{
kr2.top=275;
}
else
kr2.top=270;
kr2.OffsetRect(3,0);
InvalidateRect(temp);
InvalidateRect(kr2);
}
else/*возврат
в левую стенку*/
{
korp.SetRect(0,288,50,300);
kr.SetRect(30,280,40,288);
kr2.SetRect(10,270,25,288);
kol1.SetRect(5,295,15,305);
ns=1;
move=0;
InvalidateRect(ball1);
InvalidateRect(ball2);
InvalidateRect(ball3);
}
}
}
}
afx_msg void
CMainWnd::OnRed()
{/*реакция на выбор красного
цвета*/
color=0;
}
afx_msg void
CMainWnd::OnGreen()
{/*выбор зеленого цвета*/
color=1;
}
afx_msg void
CMainWnd::OnBlue()
{
color=2;
}
afx_msg void
CMainWnd::OnBegin()
{
game=true;
color=0;
move=0;
svet.SetRect(200,100,240,230);
noga.SetRect(210,230,230,250);
ball1.SetRect(210,110,230,140);
ball2.SetRect(210,150,230,180);
ball3.SetRect(210,190,230,220);
korp.SetRect(0,288,50,300);
kr.SetRect(30,280,40,288);
kr2.SetRect(10,270,25,288);
kol1.SetRect(5,295,15,305);
kol2.SetRect(35,295,45,305);
SetTimer(1,100,NULL);
SetTimer(2,1000,NULL);
InvalidateRect(NULL);
}
BEGIN_MESSAGE_MAP(CMainWnd,CFrameWnd)
ON_COMMAND(IDM_EXIT,OnExit)
ON_COMMAND(IDM_BEGIN,OnBegin)
ON_COMMAND(IDM_RED,OnRed)
ON_COMMAND(IDM_GREEN,OnGreen)
ON_COMMAND(IDM_BLUE,OnBlue)
ON_WM_PAINT()
ON_WM_TIMER()
ON_WM_CHAR()
END_MESSAGE_MAP()
afx_msg void
CMainWnd::OnChar( UINT nChar, UINT nRepCnt, UINT nFlags )
{
if(game)
{
switch(nChar)
{
case
234:
{
ns=0;
break;
}
case
231:
{ns=2;
move=1;
break;
}
case
230:
{ns=1;
}
}
InvalidateRect(ball2);
InvalidateRect(ball3);
}
}
CApp app;
class CMainWnd: public
CFrameWnd /*класс окна*/
{
public:
CRect
wnd; /*размер окна*/
CRect
kol1,kol2,korp,kr,temp; /*прямоугольники*/
CRect
svet,ball1,ball2,ball3;/*прямоугольники*/
CBrush
br1[3],br2; /*кисти*/
CBrush
sv[4]; /*цвета светофора*/
CRect
noga; /*нога светофора*/
CRect
balls[5]; /*шарики дыма*/
CRect
kr2; //кабина
int
numball; //номер дыма
int
live[5]; //признак жизни дыма
bool
game; /*признак игры или вне игры*/
int
color; /*номер цвета паровоза*/
int
ns; /*номер увета светофора*/
int
move; /*флаг движения паровоза*/
CMainWnd(); /*конструктор
главного. окна*/
afx_msg
void OnRed(); /*пунуты меню цвета*/
afx_msg
void OnGreen();
afx_msg
void OnBlue();
afx_msg
void OnPaint(); /*ф-ия перерисовки*/
afx_msg
void OnTimer( UINT nIDEvent ); /*обраб-чик таймера*/
afx_msg
void OnExit();//выход
afx_msg
void OnBegin();//перестартовать
afx_msg
void OnChar( UINT nChar, UINT nRepCnt, UINT nFlags );
DECLARE_MESSAGE_MAP()//карта
сообщений
};
class CApp: public CWinApp
{
public:
BOOL
InitInstance();
};
#define IDM_BEGIN 100
#define IDM_RED 101
#define IDM_GREEN
102
#define IDM_BLUE
103
#define IDM_EXIT
104
#include
<afxres.h>
#include
"menu1.h"
MAINMENU
MENU DISCARDABLE
BEGIN
POPUP
"GAME"
BEGIN
POPUP
"COLOR"
BEGIN
MENUITEM "RED", IDM_RED
MENUITEM "GREEN", IDM_GREEN
MENUITEM "BLUE", IDM_BLUE
END
MENUITEM
SEPARATOR
MENUITEM "START", IDM_BEGIN
MENUITEM "EXIT",
IDM_EXIT
END
END