5. МИРС Мир-инф, зафиксированная на мат.
Носителе и хранящаяся в инф.системе(библиотеки, банки данных). Мир
поддерживаются инф.корпорациями.
Рынок инф.услуг-сов-ть экономич,
правовых, инф-х отношений по торговле(купля-продажа услуг) м\у
поставщиками(продавцы) и потребителями(покупатели)
Товаром на рынке инф. Услуг явл.
Инф-я.
Инф-я – сведения о лицах,
предметах, фактах, событиях, независимых от формы представления.
Секторы МИР:
1)
Деловая
инф. А)биржевая и финансовая инф – котировка ценных бумаг, валютных курсов,
кот доставляется спец службами. Б)статистическая – числовая , экономич,
демографическая, предоставляется гос.стат службами, а также компаниями,
занятыми исследованиями в этой обл. в) коммерческая – инф о компаниях,
фирмах, финансовом состоянии компаний. Г) деловые новости в обл экономики и
бизнеса.
2)
Соц-политическая
инф – ориентирована на обслуживание органов власти и управление инф-ей
статист, социал, экономич хар-ра.
3)
Научно-технич
и спец инф – включает инф о фундаметальных и прикладных исследованиях, а
также профессиональную инф для юристов ,врачей и инженеров
4)
Массово-потребит.
Инф – новости, справ. Инф, потребит и игровая инф.
Инф.
Индустрия – вид деят-сти, кот связан в формированием инф. Ресурсов, созданием
средств связи, обработки и копирования инф. Под средствами обработки понимают
аппаратные ср-ва также как и вычисл. Техника.
Товаром
в инф.индустрии явл программы, орг. Техника, инф-я и др ср-ва, используемые в
ИТ.
Инф.
Потенциал-способность решать задачи инф обслуживания на уровне макс
возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития
выч. Техники.
Гос.
Инф ресурсы-ресурсы, как элемент имущества, находятся в собственности гос-во.
К ним относят: библиотечные сети РФ, гос системы статистики, гос сист
научно-техн. Инф.
Правовая
инф: широкое распр-ие получили справ-прав системы(СПС) СПС – программный
комплекс, включающий в себя массив прав.инф и программные инструменты,
позволяющие специалисту работать в этом массиве. В РФ за сбор, хранение и
обработку инф отвечает мин-во юстиции.
Мин-во
юстиции располагает след.спс: 1) прогр-технологический комплекс ФОНД, сод 340
тысяч прав. Актов. 2) БД действующего в рф законодат-ва Эталон(30 тысяч
нормативных актов) 3) фонд прав актов на бумажных носителях(более 1 млн)
Биржевая
и коммерческа инф: инф агенства РОСБизнесКонсалтинг-была создана в 1992.
Агенство «Анализ, консультации и маркетинг»-инф-ю этого агенства исп-ют для
работы аппарат президента, дума. Компания Park.ru – разл инф услуги в
области ведения бизнеса. Агенство экономич. Инф ПРАЙМ_ТАСС-создана в 1992,
осн направления деят-сти: сбор инф и ее распр-ие, поступающее от президента и
прав-ва. Зарубежные: рейтер – 1851, явл мировым лидером в обл бирж, эконом,
финн инф.Инф поступает в режиме on-line из 4000 орг-ий из 80
стран мира, инф по курсам валют.
Коммерческая
инф: это сведения о фирмах, компаниях, направлениях работы, руководителях.
Наиболее крупным видом ком инф явл справ-ки по изготовлению товаров и
услуг(регистры предприятия) справ-ки могут быть как электронные, так и
печатные.
ГосКомСтат
– глав межрегиональный центр обработки и распр-ия стат инф, предлагает инф-ю,
содержащуюся в едином гос.регистре предприятия и орг(ЕГЭ РПО)
Агенство
деловой инф – бизнес-карта-обр в 1990, предоставляет инф об орг-ии и фирмах,
предлагает потребителям 240 БД по 230 секторам экономики.
|
6.
Способы подключения и Интернет. xDSL. Wi-Fi.
.
способы
подкл к инет: 1)по коммутируемой телеф линии 2) ч\з локальную(домашнюю)сеть
3) по выделенной линии 4) по цифровой телеф связи 5) по сети кабельного ТВ 6)
по спутниковым каналам 7) по радиоканалам 8) мобильный инет
Виды
доступа в инет:а)сеансовое подключение б) постоянное подключение(оплата за
трафик)
Модемный
пул – набор модемов провайдера. Каждый провайдер имеет свою магистрал. Сеть
или BagBow. Каж провайдер в регионе
имеет точки присутствия. У каждого провайдера есть точки доступа- точки
обмена болшим трафиком.
Коммутируемый
доступ по тел.линии DIAL_UP-наиболее распр-н среди
дом.пользователей.
Модем-спец
устр-во ,соединяющее комп и тел линию.
От
компа инф-я идет в цифровом виде, а затем эта инф должна быть преобразована в
электрич.колебания(модуляция). Модемы бывают внутр и внешние. Появились в
60-х годах, до появления инет.
Первые
модемы – Bell103 – 300 бит\с(30
символов в с)
В
сер 80 – 1200 бит\с, в 98 – 56 кбит\с.
«+»
простота подключения, эксплуатации, дешевизна, доступность. «-« низ скор,
ненадежность.
Орг-ия
классич выделенных каналов: выд тел линия – арендованная линия тел связи ,соед-ие постоянно
и комп юзера имеет свой пост адрес в сети. Имеет более высокую скор обмена.
По технологии ISDN скор от 64 до 128 кбит\с.
Передача может проходить по обычному медному проводу. Дом юзеры должны
установить ISDN-адаптер. ISDN-канал обычно поставляет тел.компания.
др технология Ethernet: скор от 64 до 100
кбит\с.
Доступ
по сети кабел.тв: существуют кабел модемы, кот кодируют и передают данные т.обр.,
что это не мешает передаче ТВ-сигнала.
«+»
то, что исп-ся уже существующие сети кабел ТВ.
Рабочая
полоса частот распр-ся м\у всеми юзерами, подключенными к сети.
Подключение
к "домашней сети", через локальную сеть: для орг-ии такой сети нужны сет
карта, витая пара, прогр обеспечение.
Подключение
с применением спутниковой антенны:
Комбинированный
способ подключения: HTB-internet,ZAC-net,Helios-net.
Инф-я
поступаетс к юзеру ч\з спутник(скор 150-400 кбит\с), а отправляется инф ч\з DIAL_UP(32 кбит\с).
Для
спутник связи нужны: DVB-карта, спец настраиваемое
прогр обеспечение, спутник антенна, DIAL_UP.
Запросы
с компа юзера поступают ч\з локального провайдера на сервер спутникового
провайдера. Сп провайдер получает данные по запросу, транслирует их и оттуда
они попадают на тарелку юзера.
Доступ
в инет по радиоканалу: нужны радиомодем(внешний); сет карта как для юзеров, так
и для лок сети(подкючать к HUB);
антенна у абонента( должна быть направлена на базовую антенну провайдера)
Связь
осущ-ся по радиоканалу!
«-«
бол-во радиооборудования работает в диап 2,4ГГц; волны распр-ся вдоль прямой
линии, соединяющей антенну. Поэтому р\канал может быть организован при
условии прямой видимости. Дальность связи 30 км, скор передачи 8 Мбит\с.
Исп-ие
бытовой эл.сети для доступа в инет: плюсы в том, что сеть есть везде! Минусы-шумы в
сети, затухания сигнала. Компания Nor.Web изобрела технологию, кот
наз-ся digital power line –DPL. Эта технология позволяет
передавать пакеты данных ч\з простые эл.сети со скор до 1 мбит\с.
Технология
X-DSL: исп-ют значит более широкую
полосу частот медной тел линии, чем существующая тел сеть об.пользования. это
позволяет достичь более высокой скор пер данных.
ADSL:здесь исп-ся тел линия,
но скор пре в стор абонента 8 мбит\с. Скор отправки 1.5 мбит\с. Тел линия
остается свободной. Технолоии: на обоих концах тел линии устанавливаются спец
устр-ва, кот наз-ся сплитерами, кот разделяют по частоте потоки данных и
частота. Нужны: комп, adsl-модем, сет карта,телефон.
HDSL: симметричная прд данных,
широкое распр-ие. Исп-ся 2 пары тел кабеля причем по каждой паре передается
половина потока данных в дуплексном режиме, те в обоих направлениях и
одновременно. Скор пер от кабеля 1.5-2 Мбит\с.
VDSL:скор пер 13-52 мбит\с к
юзеру – асимметрич. Скор от юзера 1.5 мбит\с.
Сим
режим скор 26 мбит\с. Не очень распр из-за дороговизны, т к чтобы достичь
высокой скор нужны смешанные медно-оптич сети доступа.
Мобильный
инет: моб
связь бывает разных видов: сотовая, транкинговая(такси), спутниковая, носимые
радиостанции, пейджинговая. В моб инете исп-си технология GPRS – служба передачи данных ч\з
радиоинтерфейс. Этот сервис обеспечивает постоянное или сеансовое подключение
к инет при помощи моб.телефона или напрямую с него.
GSM-услуги инет доступны в
сетях провайдера сот.связи. он наиболее популярный в мире цифровой стандарт.
Сущеcтвует 2 разл доступа к инет по
технологии GPRS: 1) wap – на обычных web-серверах орг-ся страницы формата wap. Встроенный браузер телефона
тожет просматривать эти стр в формате wap( инф в виде текста, картинок) оплачивается эфирное
время. 2) GPRS-INET скор до 50 кбит\с, 3 возможности
подключения к компу: кабель, IRDA,Bluetooth.
Технология
WI-FI: в ноутбуки и некот моб тел
встраивается электронная плата, поддерживающая технологию wi-fi- стандарт для широкополосной беспроводной пер данных,
созданный в 1991 в нидерландах для систем массового обслуживания, обеспечивая
скор 1-2 мбит\с.
|
7.
Протоколы TSP/IP. URL. Telnet.
Протоколы
ISO явл семиуровневыми и
наз-ся протоколами базовой эталонной модели взаимод-ия открытых
систем(эмвос). Существует 7 уровней в эмвос: 1 (www,snmp,smtp)прикладной – здесь юзер
с пом спец приложения создает документ(письмо, файл), задачей этого уровня
явл передача файла, обмен почтовыми сооб и управление сетью. 2(fttp,http,telnet) представление данных –
здесь ОС компа фиксирует, где нах-ся данные, этот уровень обеспечивает
преобр-ие данных(кодир-ие ,сжатие) прикл уровня в поток инф-ии для
транспортного ур. 3 сеансовый – здесь комп юзера взаимодействует с глоб и лок
сетью, проверяет права юзера на выход в эфир, отвечает за орг-ию сеансов
обмена данными м\у компами. 4 (TCP)транспортный – делит потоки инф-ии на
мал.фрагменты(пакеты), обеспечивает их маршрутизацию и передачу их на
сет.уровень, и обеспечивает контроль за доставку пакета. 5 (IP)сетевой – происходит
маршрутизация пакета на основе преобраз-ия ip-адресов в mAC-адрес сетевых карт, доступных внутри лок. Сети. 6
канальный – нужен для сопоставления сигналов с сет. На физ. Уровень,
обеспечивает создание, передачу и прием кадров(кадр- пакет
канал.уровня)данных м\у двумя сет картами с mac-адресами внутри одной лок. Сети. 7 физический – получает
кадры данных от кан.уровня и преобр-ет их в оптические или эл.сигналы,
соответсвующие 0или1, на этом уровне происходит реальная передача данных –
битов.
Существует
2 типа протоколов: базовые(отвечают за физ.пересылку сооб м\у компами в сети
инет:TCP\IP) и прикладные( более высок ур,
отвечают за функционирование специализированных служб:FTP,HTTP). Набор прот-ов раз уровней, работающих одновременно,
наз-ют стеком пр-ов.
Семейство
пр-ов TCP\IP: 1) транспортные( TCP – гарантированная доставка, UDP – по возможности)2) пр-лы
маршрутизации(IP,ICMP,RIP) они обрабатывают адресацию данных, обеспечивают их
физ.передачу и отвечают за лучший выбор маршрута до адресата. 3) пр-лы
поддержки сет.адреса(DNS,ARP) они обеспечивают идентификацию
машины в сети по его уник.адресу. 4) шлюзовые пр-лы(_EGP,GCP,IGP) отвечают за передачу инф
о маршрутизации данных и состоянии сети, а также обрабатывают данные для
взаим-ия с лок.сетями. 5) пр-лы прикладных сервисов(ftp,http) 6) пр-лы канал.ур (slip,ppp)
Любой
комп в сети инет может иметь адреса 3-х уровней: 1)физический: MAC-адрес – управление доступа к
среде, адрес сетевого адаптера, состоит из 6 байтов в 16-ричной системе. Этот
адрес идентифицирует узел в пределах подсети. Если подсеть мсп-ет одну из
базовых технологий LAN-Ethernet,FDDI,TokenRing, то для доставки данных
любому узлу такой подсети достаточно указать MAC-адрес. 2) сетевой(или ip-адрес) уник.цифр. адрес компа, состоящий из 4 байт. 3)
доменный( символьный адрес)
Ip-адреса бывают пост или
динамическими(т.е каждый раз назначаются сервером при подключении к сети при
сеансовом подключении). Ip-адрес имеет форму из 4
групп цифр, в виде десятичной записи. Любой ip-адрес состоит из 2-х частей: из адреса сети net и из адреса узла net.host. в зав-сти от того, какая часть ip-адреса выделена для адреса сети
различают сети классов A,B,C,D,E,где D-E – служебные.
Класс
сети
|
Первые
биты
|
Знач
первого октета
|
Номера
сети
|
Возмож
число хостов
|
A
|
0
|
1-126
|
1.0.0.0-126.0.0.0.
|
Более
16 млн
|
B
|
10
|
128-191
|
128.0.0.0-191.255.0.0
|
65534
|
C
|
110
|
192-223
|
192.0.1.0-223.255.255.0
|
254
|
D
|
1110
|
224-239
|
224.0.0.0-239.255.255.255
|
multicast
|
E
|
11110
|
240-247
|
240.0.0.0-247.255.255.255
|
зарезерв
|
По
правилам ни № сети, ни № узла не могут состоять из одних двоичных 0 или 1.
Поэтому макс кол-во узлов для сетей каж класса уменьшается на 2.
Доменное
имя состоит из нескольких иерархическ-расположенных доменов. Расшифровка
доменного уровня происходит справа-налево. Бывают 1) региональные – ru,us,jp,ua 2) с областью деят-сти орг-ии - .net(сетевые) .com(коммерческие) .gov(правительство)
Домены
2-го уровня и след: 1 – региональные( spb
– с-П) 2-связаны с названием орг-ии(ulsu.ru)
URL –унифицированный
указатель ресурсов:протокол://АДРЕС компа//№порта//имя файла
Сервисы
инет –
услуги сети инет. Различаютя по: типу инф-ии ,по используемым протоколам, по
ПО.
Сервисы
разделяются на: 1 интерактивные(он-лайн) сервисы, где требуется немедленная
реакция на полученную информацию( Telnet) 2 прямые – инф-я по запросу клиента немедленно, но от
клиента не треб реакции немедленной.(www) 3 сервис отложенного чтения(офф-лайн) запросы получения
инф-и могут быть разделены достаточно сильно по времени.(е-мейл)
Бол-во
сервисов работает по принципу клиент-сервер. Клиент запускает процесс,
запрашивая услугу, она соед-ся по сети с др сервисной прогр-ой. Комп, кот
предст др услугу наз сервером.
www-world wide web – множ-во инет-серверов,
содержимое которых представлено в виде web-стр – сов-ть файлов, при создании кот исп-ся язык html, позволяющий хранить и
организовывать инф-ю, предназначенную для размещения в инет, может содержать
текстовую, звуковую и видео-инф, баннеры ,фреймы.
FTP служит для
удаленного доступа и для обмена данными. По запросу клиента формируется канал
управления, кот может быть закрыт только после завершения информационного
обмена данными. При орг-ии канала передачи данных сервер инициирует обмен данными
в соотв-ии с согласованным параметром. По инициативе клиента осущ-ся файловый
обмен м\у двумя ЭВМ. Юзер орг-ет канал управления с 2-мя серверами. Команды
упр-ия идут ч\з юзера, а данные – м\у серверами. Работа ftp: идентификация, выбор каталога.
Опр-ие режима обмена данными, выполнение команд обмена, завершение процедуры.
Телеконференции- всемирная система обмена
сооб или международная сеть телеконференций, использующая для этого единый
формат. Usenet была разработана в 1979.
В наст время в сети новостей работает неск тысяч узлов, охватывающих
практически весь мир. Сооб рассортированы по темам, кот носят названия newsgroups
(группы новостей) или телеконференции. Телеконференции проводятся на специальном
сервере новостей. Материалом для телеконференций служат присылаемые
пользователями новые статьи и ответы на опубликованные ранее.
Телеконференции
(Netnews, Newsgroups), наряду с электронной почтой и FTP, относятся к
"классическим" видам сервиса Internet, имеющим достаточно
продолжительную историю.
Телеконференции
являются сетевым сервисом, ориентированным на поддержку коллективных
дискуссий, в которых могут принимать участие тысячи пользователей глобальных
компьютерных сетей, и основная цель телеконференций - предоставление
оперативной информации. Телеконференции можно сравнить с гигантскими досками
объявлений, на которые пользователи помещают свои сообщения, доступные для
чтения другим пользователям, или ответы и комментарии на ранее отправленные
сообщения. Размещение сообщений в телеконференциях часто называют публикацией
(posting), а само сообщение - статьей (article). Работа системы телеконференций
реализуется с помощью специального программного обеспечения - серверов
телеконференций (news-серверов), которые решают следующие задачи:
предоставление пользователям информации об
имеющихся телеконференциях и возможности просмотра их содержания, выбора и
получения статей;
получение от пользователей новых статей и
сообщений, отправленных в ответ на ранее появившиеся публикации, и размещение
их в соответствующих телеконференциях;
обмен информацией с другими серверами
телеконференций с целью получения и передачи новых публикаций, то есть
ретрансляцию телеконференций между узлами.
Работа пользователей с системой телеконференций возможна как в режиме
on-line, так и в пакетном режиме посредством электронной почты. В первом
случае пользователь, имеющий IP-подключение или работающий в режиме терминала
хост-компьютера, обращается к серверу телеконференций с помощью клиентской
программы чтения телеконференций (news reader). При этом используется
входящий в семейство TCP/IP протокол NNTP (NetNews Transfer
Protocol), поэтому сервер телеконференций называют также NNTP-сервером, а
программу чтения - NNTP-клиентом.
Эл.почта Электронная почта служит
для пересылки писем через Интернет. Принципиально отправление документов по
электронной почте имеет много общего с обычной почтой. Роль почтовых
отделений играют узлы Интернет, где абонентам организуются специальные почтовые
ящики.
Рассмотрим две службы
электронной почты. Это классическая электронная почта E-mail и электронная почта, основанная на World Wide Web – Web-mail. Бесплатный адрес – форвард (forward).
В качестве серверов почты
Web-mail выступают обычные Web-серверы. Они работают в паре с базой данных и
каждому клиенту при его подключении формируют Web-страницу, соответствующую
текущему состоянию его учетной записи в базе данных. В качестве клиентской
программы выступает обычный браузер. Web-mail в отличие от Е-mail, не
является самостоятельной службой – это дополнительный сервис WWW. Адреса
Web-mail записываются точно так же, как и адреса Е-mail.
Существует
множество Web-серверов, предоставляющих систему бесплатной электронной почты.
Служба
Telnet: работа на удал комп в
режиме, когда ваш комп имулирует терминал удал компа. Т.е можно делать все то
же ,что можно делать с обычного терминала машины, из кот устанавливается
сеанс удал доступа. Прог-ма, кот обнаруживает удал сеанс, наз TELNET. Он имеет набор команд, кот
упр-ет сеансом связи и его пар-ми. Сеанс обеспечивается совместной работой
прогр.обесп удаленного компа и юзера. Они устанавливают TCP-связь и общаются ч\з TCP и UDP-пакеты. ( например, HyperTerminal)
|
8. Организация поиска информации в
сети Интернет. Поисковые системы. Приемы поиска информации. Средства простого
поиска. Новые интернет технологии Веб 2.0.
Поисковый
каталог - поисковая система с классифицированным по темам списком аннотаций
со ссылками на web-ресурсы. Такая классификация, как правило, проводится
людьми.
Поиск
в каталоге очень удобен и проводится посредством последовательного уточнения
тем, разделов, подразделов и т.д. Кроме этого, каталоги поддерживают
возможность быстрого поиска определенной категории или страницы по ключевым
словам с помощью локальной поисковой машины. База данных ссылок (индекс)
каталога обычно имеет ограниченный объем, заполняется вручную специалистами,
создающими каталог. Некоторые каталоги используют автоматическое обновление
индекса.
Результат
поиска в каталоге представляется в виде списка, состоящего из краткого
описания (аннотации) документов с гипертекстовой ссылкой на первоисточник. (Yahoo, List.Ru, )
Поисковая
машина - поисковая система с формируемой программным "роботом"
базой данных, содержащей информацию об информационных ресурсах.
Все
поисковые машины, предназначенные для сети Интернет, имеют более или менее
схожие принципы работы. Поиск в такой системе проводится по запросу,
составляемому пользователем, состоящему из набора ключевых слов или фразы,
заключенной в кавычки. Индекс формируется и поддерживается в актуальном
состоянии роботами-индексировщиками. (Google, Рамблер,
Апорт2000)
1. Поиск
группы слов. Большинство российских поисковых систем, как и поисковая машина
Апорт, воспринимает группу слов так, как будто между ними стоит союз И.
Например, лица в розыске.
2. Поиск
словоформ. В большинстве случаев Апорт позволяет находить разные словоформы,
например, запрос допрос несовершеннолетнего можно было сформулировать
несовершеннолетний допрос.
3. Поиск
точных форм. Иногда нужно от словоформ отказаться. Допустим нас интересует
слово престол, а не престольный и не первопрестольный. В этом случае Апорт
использует восклицательный знак, например: !престол.
4. Роль
заглавных букв. Для большинства поисковых систем заглавные буквы
воспринимаются буквально. Так, например поиск по словам укажет только на те
страницы, где встречаются слова Красная Шапочка. А поиск по запросу красная
шапочка укажет на страницы, где встречаются слова Красная Шапочка, и Красная
шапочка, и красная Шапочка, и красная шапочка.
5. Значение
подстановочных символов. Апорт позволяет использовать символ * вместо любого
количества символов до конца слова. Например, если нужны документы, в которые
входят слова Татарская республика и , то можно использовать только: республика
Татарс*.
6. Учет
зарегистрированных слов. Зарегистрированными словами (стоп-словами) считаются
те, которые не учитываются при поиске. Обычно к ним относятся все слова,
которые меньше 4 символов – предлоги, союзы, местоимения, артикли и т.д. Так,
например в запросе все о юристах будет учитываться только слово юристах и его
словоформы. В специализированных поисковых системах к зарегистрированным
могут относиться слова, характерные для этих систем. Например, если поисковая
система ориентирована на поиск книг, то вероятнее всего слово книга в ней при
обработке запроса не будет учитываться.
7. Средства
контекстного поиска. Взятая в кавычки фраза ищется буквально, то есть так,
как она написана, без словоформ. Это очень полезный вид поиска.
В
расширенном поиске кроме ключевых слов, можно использовать простейшие
логические операторы и логические скобки.
1. Оператор
И (AND,&,+).
С помощью этого оператора объединяются 2 или более слов. В поисковой система
Апорт можно этим оператором не пользоваться, т.к. в ней списки слов и так
воспринимаются, как будто между ними стоит оператор И. Но так бывает не
всегда ( например Alta Vista по умолчанию считает, что ключевые
слова связаны соотношением ИЛИ).
2. Оператор
ИЛИ (OR,|). Этот
оператор обеспечивает поиск по любому из слов группы, например образование
ИЛИ обучение.
3. Логические
скобки. Скобки необходимы, когда важен порядок действия логических операторов,
например, Ломоносов ИЛИ(Михаил И Васильевич).
4. Оператор
НЕТ (-,NOT). Этот
оператор употребляется, когда из результатов поиска нужно исключить
какое-либо ключевое слово. Например, по запросу допрос NOT
несовершеннолетний, будут возвращены документы, где есть слово допрос, но нет
слова несовершеннолетний.
5. Поиск с
указанием расстояния. Этот вид поиска позволяет указать, на каком расстоянии
друг от друга могут располагаться слова в документе. Например,
сл5(приостановление следствия). В данном случае оба слова должны принадлежать
одной группе, длиной не более 5 слов.
1. Поиск с
указанием даты. Оператор data позволяет выполнять поиск документов по
датам, например data=01/02/2000 образование. Поэтому запросу
будут выданы документы, содержащие слово образование и датированные 1 февраля
2000 г.
2. Поиск по
ссылкам на определенный адрес URL. Оператор url
осуществляет поиск по ссылкам на названный ресурс. Например, по запросу url=www.ulsu.ru ,будут
выданы все документы проиндексированные на сервере www.ulsu.ru.
3. Поиск по
заголовкам. Команда title позволяет находить страницы по их
зоголовкам. Например, по запросу title=(Нургалиев
Р.Г.)будут найдены документы, в заголовках которых присутствует фамилия
Министра МВД.
4.
Большое число сайтов, объединённых
некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества
назвается это явление Веб 2.0
Основные аспекты:
1,Веб-службы: Веб-службы — это программы, доступ к
которым осуществляется через Веб (то есть протокол HTTP), а обмен данными
происходит в формате XML или JSON или REST. В результате программное
обеспечение может использовать веб-службы вместо того чтобы самостоятельно
реализовывать требуемый функционал (например, проверить введенный в форме
почтовый адрес).
2,Asynchronous JavaScript and XML — подход к построению
пользовательских интерфейсов веб-приложений, при котором веб-страница, не
перезагружаясь, асинхронно загружает нужные пользователю данные.
3,Веб-синдикация Одновременное распространение информации
в том числе аудио- и видео- на различные страницы или web-сайты, как правило,
с использованием технологий RSS или Atom. Принцип заключается в
распространении заголовков материалов и ссылки на них. (например, последние
сообщения форумов, и т. п.)
4,Mash-up Веб mash-up (дословный перевод — «смешение») —
сервис, который полностью или частично использует в качестве источников
информации другие сервисы, предоставляя пользователю новую функциональность
для работы. В результате такой сервис может становиться также новым
источником информации для других веб mash-up сервисов. Таким образом
образуется сеть зависимых друг от друга сервисов, интегрированных друг с
другом.
5, Метки (теги)Ключевые слова, описывающие
рассматриваемый объект, либо относящие его к какой-либо категории. Это своего
рода метки, которые присваиваются объекту, чтобы определить его место среди
других объектов. С понятием меток тесно связано понятие фолксономии —
термина, о котором широко заговорили именно в связи с ростом сервисов Веб
2.0, таких как Flickr, del.icio.us, и, в дальнейшем, Wink.
6, Социализация
Использование разработок, которые позволяют создавать
сообщество.
В понятие
социализация сайта можно также включить возможность индивидуальных настроек
сайта и создание личной зоны (личные файлы, изображения, видео, блоги) для
пользователя, чтобы пользователь чувствовал свою уникальность.
Поощрение,
поддержка и доверие «коллективному разуму».
При формировании сообщества большое значение имеет
соревновательный элемент, Репутация или Карма, которые позволяют сообществу
саморегулироваться и ставит пользователям дополнительные цели присутствия на
сайте.
|