Дворец-усадьба 'Останкино'
Учебно-воспитательный комплекс 1861
Мой любимый уголок
Москвы -
дворец-усадьба "Останкино".
(реферат по
"Москововедению")
Ученица: Холодная Анна
Класс: 11”А”
Москва 2001 г.
Содержание.................................................................................................................... 2
Введение......................................................................................................................... 3
Исторический
очерк...................................................................................................... 3
Дворец-Театр................................................................................................................. 5
На сцене
дворцового театра......................................................................................... 8
Музей.............................................................................................................................. 9
Заключение.................................................................................................................. 11
Список
литературы..................................................................................................... 13
Среди прославленных подмосковных усадеб
"Останкино" занимает особое место, представляя одну из вершин русской
культуры XVIII столетия. Эпоха Просвещения призывала дворянство к служению
высоким целям, среди которых занятия науками и искусствами почитались равными
государственным и ратным доблестям. Это вызвало к жизни появление нового типа
аристократического особняка - своего рода "дворца-храма",
"дворца-музея". Последовательнее всего он был разработан в проектах
архитектора И.Старова, одна из лучших работ которого – "Таврический
дворец" - величалась "Русским Пантеоном". Высшей точкой развития
этого типа дворца стал другой "пантеон" - "Дворец Искусств",
задуманный графом Н. П. Шереметевым в центре Москвы на Никольской улице, но
воплощенный лишь в Останкине.
Этот уголок восемнадцатого века я полюбила с детства и
посещала сначала с родителями, а затем самостоятельно. Тихо шумящий лес
успокаивает, а парк и дворец, объединенные общей гармоничностью, доставляют
эстетическое наслаждение. Несмотря на то, что Останкино находится далеко от
моего дома, в транспортном отношении оно легко доступно и хорошо знакомо.
Именно поэтому я и взяла эту тему.
Усадьба "Останкино" - уникальный по
сохранности памятник русской архитектуры XVIII века, расположенный в северной
части Москвы. Когда-то подмосковная, эта усадьба располагается теперь в 20
минутах езды от Кремля и привлекает любителей прекрасного строгими формами
классицистической архитектуры, изысканной красотой интерьеров дворца и
уединенной тишиной старинного парка.
Ансамбль усадьбы складывался на протяжении нескольких
столетий. Первые сведения о дворце относятся к середине XVI века.
Самый старый из ныне сохранившихся на территории усадьбы
памятников – "Церковь Живоначальной Троицы" конца XVII века с
девятиярусным резным иконостасом. Два его нижних яруса относятся ко времени
постройки церкви, остальные - к концу XVIII века. Пятиглавый храм в стиле
"московского узорочья" возведен из красного кирпича, отделанного
белым резным камнем и полихромными изразцами.
Церковь в Останкине представляет характерный для
московского зодчества того времени тип бесстолпного храма, перекрытого
сомкнутым сводом и состоящго из трех частей: центральной и двух небольших
приделов по сторонам. Это, в сущности три церкви: большая и две малые. По
основной форме объемов все три храма одинаковы. Это квадратные призмы,
перекрытые ступенями пышных “кокошников”, подводящих к пятиглавию над большим
храмом и одноглавию над меньшими.
Здание поставлено на высокий цокольный этаж - подклет,
который придает ему при его изысканых пропорциях еще большую стройность и
изящество. Так же как и наружные крытые лестницы с ползучими арками всходов,
подклет воспроизводит основные злементы хором XVII века. Первоначально подклет
служил складским помещением, а в XIX веке в средней его части была устроена
зимняя церковь.
Обширная галерея-паперть с западной стороны служит
объединяющим элементом композиции. Каждая из трех частей имеет свой вход:
скромные порталы ведут в боковые приделы а более пышные в центральную часть
храма.
Северное крыльцо сообщавшееся ранее с боярскими
хоромами предназначалось для хозяев усадьбы. Оно перекрыто обычной для
московского зодчества кровлей на прямой скат. Южное крыльцо, имеющее
характерную для хором и деревянных храмов форму в виде двух всходов с площадкой
– рундуком, в 1878 году было перекрыто вместо прежней двухскатной кровли
шатром, завершаемым флюгером. Западное крыло предназначавшееся для духовенства
было при реставрации 1833 и 1878 годов перестроено: над ним возвышается теперь
шатровая колокольня.
Первоначально у церкви колокольни не было. На ее месте
находилась небольшая звонница, аналогичная звоннице церкви в селе Тайнинском.
Об этом свидетельствует сохранившийся внутри здания старый каменный резной
декор, некогда украшавший всю часть западного фасада. Колокольня была построена
лишь в 1832 году по проекту крепостного архитектора Прахаева. В то время она
завершалась шпилем, характерным для построек, выполненных в стиле “ампир”.
Однако до нас она дошла уже в том виде, какой придал ей архитектор Султанов,
перестроивший колокольню в 1878 году.
Переделки, осуществлявшиеся в 30-х годах ХIХ века
крепостным архитектором Прахаевым и в 1877 - 1878 гг. архитектором Султановым,
в целом не изменили первоначального вида Останкинской церкви, и она по праву
считается одним из лучших и типичных памятников московского зодчества XVII
века.
При Черкасских Останкино представляло собой богатую
княжескую резиденцию с красивым храмом, большим барским домом и обширным садом.
Усадьба была в то время столь хороша и благоустроена, что здесь четыре раза
подряд принимали императрицу Елизавету Петровну.
Существующий ныне Останкинский дворец построен одним
из самых богатых и знатных людей своего времени графом Николаем Петровичем
Шереметевым в последнее десятилетие XVIII века. В род Шереметевых Останкино
перешло в 1743 году в числе приданного за его матерью, урожденной княжной
Черкасской. Родители Николая Петровича в качестве подмосковной резиденции
избрали Кусково и потому до конца XVIII века Останкино имело преимущественно
хозяйственное значение. Тем не менее, над проектом этого необычного дворца
работали известные русские архитекторы Ф.Кампорези, В.Бренна и И.Старов. Воплощали
его крепостные архитекторы графа - А.Миронов и П.Аргунов. Строительство длилось
с 1792 по 1798 гг. Выстроен дворец целиком из дерева, но оштукатуренные стены
его кажутся каменными.
Переломным моментом в истории дворца стало
строительство здания театра - решение, не имеющее аналогов в истории
европейской архитектуры. "Намерен в Останкине я строить театр..." -
объявил граф Николай Петрович Шереметев своему управителю 13 февраля 1790 года.
Эта дата считается днём рождения дворцового театра.
В отличие от большинства представителей просвещенного
российского дворянства того времени, склонность к модной тогда забаве - театру
у Н.П.Шереметева превратилась из увлечения в дело всей его жизни. Имея
прекрасно подготовленную труппу с обширным репертуаром и несколько театральных
помещений, Шереметев задумал уникальный для России проект летней увеселительной
резиденции. В духе эпохи Просвещения, склонной к идеям общности культур и
единства цивилизации, Останкино должно было стать Пантеоном искусств, дворцом,
в котором царит театр.
Первый проект "Вид на Сцену Останкинского
театра", разработанный крепостным архитектором А.Ф.Мироновым, был
усовершенствован русским зодчим И. Е. Старовым, принимавшим, наряду с
Ф.Кампорези, В. Бренной и П.Аргуновым, активное участие в проектировании
Останкинского дворца. Строительные работы начались в январе 1791 года и к весне
Н.П.Шереметев уже имел новую сцену. Его главенствующее положение - конкретно, в
Останкинском дворце и, символически, в иерархии искусств эпохи Просвещения, -
подчеркивается средствами архитектуры. Три торжественных портика главного
корпуса подняты на высокий рустованный цоколь. Центральный портик -
шестиколонный, коринфского ордера, увенчан фронтоном, а, главное, - высоким
видимым издалека бельведером. Стены дворца окрашены в "цвет утренней
зари" - аполлонов цвет. На этом фоне легко читаются стройные белые
колонны, лепные барельефы работы Ф.Гордеева и круглая скульптура в нишах, объединенные
сюжетами танцев и веселья.
Театральный зал в Останкине был спроектирован по
образцам лучших европейских театров XVIII века. Зрительный зал в форме подковы
обеспечивал хорошую видимость со всех мест и превосходную акустику. Небольшой,
уютный, оформленный в голубых и розовых тонах, он мог вместить до 250 зрителей.
Сцена получила в глубину 22 метра (при ширине 17м) и стала одной из самых
больших в России того времени. Ее обслуживали нижнее машинное отделение (трюм)
и верхнее, двухъярусное, частично сохранившее свое оборудование до наших дней.
Строительные работы продолжались в несколько этапов. В
результате, пристроенное к деревянному зданию театра фойе бельэтажа,
симметрично расположенные "Итальянский" и "Египетский"
павильоны и галереи составили П-образный в плане ансамбль. Разновысокие объемы
оживляют, но не лишают классицистической строгости его композицию, не нарушенную
и после разборки в 1830-е гг. "Старых хором" и "Гостиного
флигеля".
Принципиальная новизна замысла Шереметева заключались
не только в том, что театр занимал во дворце центральное место. Влияние идей
театральности ощущались во всем: в ориентации генеральной оси усадьбы на
Кремль, в выборе главной видовой точки на дальнем берегу пруда со стороны
Москвы, в оформлении парадного двора, напоминавшего сценическое пространство в
окружении флигелей-кулис, в постепенном развертывании интерьеров, сменяющих
друг друга как картины в спектакле, в выборе активных ярких цветов и изобилия
зеркал и позолоты в интерьерах строго классицистического на вид здания, в соседстве
подлинной роскоши с бутафорией, в реальной и иллюзорной трансформации пространства.
Кроме того, наполненные высококачественными произведениями искусства, образующими
галереи живописи, графики, скульптуры и т.п., парадные залы дворца, помимо
фойе, становились своеобразным протомузеем.
К театральному залу из Вестибюля ведут два пути. Левые
сенцы вводили гостей в нижнее фойе - фойе партера. Оно занимало западное крыло
дворца, главную часть которого составлял "Итальянский павильон".
Гармоничное соединение в планировке павильона парадности и уединенности
очаровывало гостей, а обилие мраморной скульптуры на изысканном
голубовато-зеленоватом фоне стен напоминало о парке.
Через Правые сенцы гости поднимались в верхнее фойе.
Сменяя друг друга залы его образуют анфиладу бельэтажа, в которой контрастные
цвета, чередование объемов, игра света и тени, многочисленные
"кунштюки" представляют гостям "новый вкус" хозяина дворца
- самобытную театрализованную версию интерьера классицизма. Заканчивается фойе
Картинной галереей, яркие образы сюжетной живописи в которой предваряли
красочность театральных постановок.
Обращение классицистической архитектуры к античным
формам и образному языку древности, как и всякое подобное повторение, имеет
сценический, декорационный оттенок, перекликающийся с характером дворца. Идее
"храма искусств" соответствует оформление интерьеров дворца в
"новом вкусе", как назвал Н. П. Шереметев воплощенную в Останкине
оригинальную театрализованную версию классицизма. Она построена на театральных
по своей природе контрастах: цвета и света, обилия позолоты, разнообразных
светильников, роскоши предметов убранства, применения бутафории в оформлении.
Оригинальной особенностью Останкинского театра стала возможность его быстрой
трансформации в бальный зал, "воксал".
Парадные залы, ставшие в этом дворце одновременно и
театральным фойе, и галереями живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, разнообразием впечатлений готовили к
восприятию спектакля.
Останкинская сцена стала самой большой из имевшихся у
Н.П.Шереметева и позволяла ставить современные оперы западноевропейских и
русских композиторов, изобиловавшие массовыми действиями, быстрыми переменами
декораций и разнообразными эффектами.
Торжественное открытие театра состоялось 22 июля 1795
года. Представляли лирическую драму "Зельмира и Смелон, или Взятие
Измаила". Автор стихотворного текста Павел Потемкин, писатель и
генерал-аншеф, героически проявил себя в штурме твердыни. Музыка, к сожалению,
до нас не дошедшая, принадлежала известному композитору Осипу Козловскому.
Большую часть гостей составляли участники взятия крепости. Декорации быстро
сменяли одна другую. Особенно впечатляюще была поставлена сцена штурма Измаила:
под грохот пушек и сверкание молний стены крепости рушились на глазах у пораженных
зрителей.
Следующая серия спектаклей состоялась в Останкине
весной 1797 года. Принимали императора Павла I и. чуть позже, польского короля
Станислава Августа Понятовского. Гостям показывали комическую оперу знаменитого
французского композитора А.Э.Гретри "Сомнитские браки" с Жемчуговой в
главной роли.
Во время приемов, проходивших в Останкине, после
спектакля в том же зале давался бал, а затем следовал ужин в "Египетском
павильоне". Он выстроен в форме атриума и классицистические традиции
оформления интерьеров отразились в нем наиболее полно. "Должен рассказать
тебе о доме графа Шереметева, который третьего дня дал праздник королю польскому
и избранной публике человек в пятьсот. Ни один немецкий владетель, едва ли
кто-либо из курфюрстов имеет что-либо подобное... В нижнем этаже все блестит
золотом, мраморами, статуями, вазами. Можно бы подумать, что этим ограничиваются
владения хозяина, но поднимешься в бельэтаж и удивишься при виде нового, не
менее королевского великолепия. Большой прекрасный театр. Труппа, актеры,
танцовщики, капелла - все принадлежность хозяина", - записал очевидец.
Высокий профессионализм труппы, насчитывавшей до 200
актеров, певцов и музыкантов, позволял ей успешно соперничать с императорским
театром. Более сотни опер, комедий, балетов составлял ее репертуар, включавший
произведения французских и итальянских композиторов - Гретри, Монсиньи, Паизиелло,
Пиччини, русские комические оперы Фомина, Козловского, Пашкевича.
Расцвет Останкина был ярок, но краток. В 1801 году в
Останкине состоялся последний при жизни Н.П.Шереметева праздник в честь
императора Александра I. Вскоре труппа была распущена, а усадьба надолго
оставлена владельцами. Шереметевы, владевшие Останкиным до 1917 года,
деятельности театра не возобновляли. Не произошло это и в 1918 году, когда
Останкинский дворец стал музеем. Театр продолжал безмолвствовать. Только в 1988
году вновь начались спектакли: музей приступил к восстановлению репертуара
Шереметевского театра.
В Останкине театрализованный мир "дворца
искусств" гармонично сочетался с образом усадьбы, каждая из которых по
правилам эпохи моделировала свой обособленный, во многом условный, идеальный
мир. Отражением этого мира стал Останкинский музей.
Музей обладает разнообразными коллекциями, в которые
входят как предметы, принадлежавшие владельцам Останкина - графам Шереметевым,
так и те, что были собраны после 1918 года, когда дворец был национализирован и
превращен в музей. Особую ценность представляют коллекции тех предметов
убранства интерьера, что бытовали в Останкине со времени его создания.
Крупнейшая из них - собрание золоченой и наборной мебели XVIII-первой половины
XIX века русского и западноевропейского производства. Это разнообразнейших форм
и типов курильницы, торшеры, геридоны, настенные украшения, панно, мебель,
выполненные часто специально для Останкина.
Значительную часть коллекции составляют работы
резчика П.Споля, изделия которого отличает богатство фантазии и тщательность
отделки. Из музейных собраний осветительных приборов конца XVIII века,
связанных с определенными усадебными интерьерами того времени, Останкинское по
полноте и разнообразию является единственным в стране. Из первоначального
убранства дворца около двухсот торшеров, бра, подсвечников, канделябров, жирандолей,
фонарей, люстр в основном русской и французской работы сохранилось к настоящему
времени.
В музее также сложилась интересная коллекция русского
портрета XVIII-XIX веков, в которой представлены работы Ивана и Николая
Аргуновых, Д.Левицкого, редкие полотна малоизвестных художников Горбунова,
Парменова и др. В коллекции графики и миниатюры XVIII-XIX веков входят
произведения лучших российских и иностранных художников.
Дворцовая скульптура представлена в большинстве своем
мраморными копиями, выполненными в XVIII веке в Италии с античных оригиналов. В
конце XVIII века во дворце было выставлено и тридцать подлинных антиков. Из них
до наших дней дошло только пять. Помимо антиков украшают интерьеры работы
западно-европейских скульпторов Кановы, Лемуана, Буазо, Трискорни и большое
количество разнообразных по форме и размерам мраморных, алебастровых и
бронзовых ваз.
Хорошо подобранное собрание русского, европейского и
восточного фарфора, начало которому было положено еще при фельдмаршале Борисе
Шереметеве, содержит редкие образцы ранних изделий. Это в первую очередь
относится к изделиям Мейсенской мануфактуры. Интересен ранний фарфор
производства Севрской, Венской мануфактур, английских заводов Дерби, Веджвуда,
Лонгтон-холла и немецких заводов Тюрингии. Обширную группу керамики,
коллекционирование которой началось еще князьями Черкасскими, составляют
редчайшие изделия японского и китайского фарфора XVI-XVIII веков.
Коллекция русских и западноевропейских вееров XVII-ХХ
веков основана в 1958 году известным коллекционером Ф.Е.Вишневским и с тех пор
значительно расширилась, превратившись в одну из крупнейших в стране и
ценнейших по составу. Основную ее часть составляют веера и опахала, созданные
во второй половине XVIII века - времени наивысшего расцвета веерного искусства.
В музее хранится обширная коллекция подлинных
чертежей, обмерных рисунков, проектов XVIII века, связанных с проектированием и
строительством дворца в Останкине. Наряду с усадебным архивом и библиотекой,
часть из которой составляют книги Шереметевского собрания, эти материалы
наглядно демонстрируют историю появления уникального замысла, процесс
проектно-строительных работ, позволяют вести обширные реставрационные работы не
только во дворце, но и в парке.
Начало Останкинскому парку было положено еще в
середине XVIII века. Окончательно он сформировался на рубеже XVIII-XIX вв. и
состоял из Увеселительного и Прибавочного садов. Территория Увеселительного
сада примыкала к дворцу и включала в себя несколько гармонично соединенных
элементов ландшафтной архитектуры: регулярную часть с двумя восьмилучевыми
аллеями, партер, некогда опоясанный аллеями "Берсо", насыпную горку
"Парнас", несохранившиеся ныне "Собственный садик" и
кедровую рощу, а также несколько участков в модном тогда
"английском", т.е. пейзажном стиле. В этом же стиле был спланирован и
обширный "Прибавочный сад" с несколькими живописными прудами.
Немногочисленные парковые строения до наших дней не сохранились, но имеющиеся
чертежи позволяют восстановить их в процессе реставрации "Увеселительного
сада".
Сегодня музей ведет активную выставочную работу,
представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его
пределами: в последние годы ведущиеся реставрационные работы позволили открыть
для посетителей театр, часть парадных залов и парк.
Я надеюсь на то, что ведущаяся реставрация вернет
деревянному дворцу былую крепость, актеры вновь будут выходить на сцену, и дух
театра оживет в этих стенах единственного в России и одного из немногих
сохранившихся в Европе театрального здания ХVIII века. Ведь, в настоящее время
Останкино - единственный в России театр XVIII века, сохранивший сцену,
зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения.
Великолепные акустические свойства этого театра, о которых специально
заботились архитекторы и строители, делают его лучшим по акустике залом Москвы,
а окружающие театр парадные залы не имеют себе равных в России по степени
сохранности богатого резного декора и золоченой мебели XVIII века, наборного
паркета, дошедшего до нас практически в первозданном состоянии. Бесценные
собрания осветительных приборов, скульптуры, мебели, составляющие убранство
дворца, размещены на своих первоначальных местах. Дворец почти в полной мере
сохранил первоначальный вид своеобразно решенных интерьеров в комплексе с
подлинными предметами убранства и редкими по красоте и качеству коллекциями
(осветительных, живописи, скульптуры, фарфора).
1. К. Соловьев. "Прикладное
декоративное искусство 17-18 века".
2. М. Ильин, Т. Моисеева. "Москва и
Подмосковье".
3. И. Кондратьев. “Седая старина Москвы”
4. Ю. Александров. “Москва - диалог путеводителей”.
5. В. Рапопорт и др. "Кусково, Останкино,
Архангельское"