Русская культура девятнадцатого века
Оглавление
1. Сфера просвещения. 1
2. Достижения в области географии. 4
3. Литература. 5
4. Изобразительное искусство. 6
5. Архитектура. Скульптура. 7
6. Театр и музыка. 8
Заключение. 10
Список литературы. 11
1. Сфера просвещения.
Рост национального самосознания,
который стал прямым следствием победы в войне 1812 г., в значительной степени определил прогресс и достижения отечественной культуры и науки.
В сфере просвещения продолжался
процесс формирования единой системы народного образования. Её основными
звеньями становятся: церковноприходские школы и двухклассные уездные училища
(для представителей всех сословий) – начальная ступень; гимназии (за
исключением крепостных) – средняя ступень; университеты и технические учебные
заведения – высшая ступень. Университеты действовали в Петербурге, Москве,
Дерпте, Вильно, Казани, Киеве, Харькове. Университетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов, разрешив Совету профессоров выбирать ректора и деканов.
В 50-е гг. при университетах
открываются педагогические институты и специальные пансионы, которые готовили к
поступлению в высшие учебные заведения. Высшее образование предоставляли также
и специальные учебные заведения: кадетские корпуса, военные академии, институты
Горный, Технологический, Инженеров путей сообщения, Московское коммерческое
училище. Чиновников для государственных учреждений готовили в Лицеях
(Петербурге, Одессе, Ярославле) – привилегированных учебных заведениях с
программой высшей и средней школы. Развитие и совершенствование системы
образования было прямым следствием экономического развития страны и увеличения
численности аппарата управления.
Значительные успехи были достигнуты в
науке. Особенно интенсивно и эффективно развивалась университетская наука. Университеты
становятся крупными научными центрами. Мировое признание в области математики
получили труды Н.И. Лобачевского (Казанский университет) – создатель
неевклидовой геометрии, П.Л.Чебышева (Петербургский университет) доказал закон
больших чисел; М.В.Остроградский и В.Я. Буняковский (Академия наук) изучали
проблемы математической статистики и теории вероятностей. Выдающиеся открытия
были сделаны в области органической химии Н.Н. Зининым и А.М. Бутлеровым
(Казанский университет). Успехи в изучении электричества и магнетизма связаны с
именами В.В.Петрова, Э.Х. Ленца и Б.С. Якоби (Академия наук). В медицине
большое значение имели труды Н.И. Пирогова, положившего начало
анатомо-экспериментальному направлению в хирургии и отечественной военно-полевой
хирургии.
Важнейшей вехой на пути развития
отечественной исторической науки стала 12-томная «История государства
Российского» Н.М. Карамзина. Оформление дворянского направления в историографии
связано с именами историков Н.Г. Устрялова и М.Н. Погодина. В этот период
получают широкую известность труды по всеобщей истории профессора Московского
университета Т.Н. Грановского.
Реформы 60-70-х гг., экономическое
развитие, формирование новых общественных отношений, либеральное и
революционное движение – всё это в значительной степени способствовало развитию
культуры, определяло её приоритеты.
Экономический рост, активизация
общественной и политической жизни в стране приводят к дальнейшему развитию и
совершенствованию системы образования. Уровень грамотности к концу 19 в. по
отношению к началу 60-х гг. возрос на 15% и составил 21%. Церковноприходские и
земские школы предоставляли начальное образование с 3-4-летним циклом обучения.
Первые финансировались государством, вторые – земствами. В городах действовали воскресные
школы для взрослых. Основу среднего образования по-прежнему составляли
гимназии, реальные и коммерческие училища. Однако право поступления в
университет давали только в гимназии. В стране существовало около 100 высших
учебных заведений – университетов и институтов. В 1878 г. открываются Высшие женские (Бестужевские – названные так по имени профессора русской истории
К.Н. Бестужева-Рюмина) курсы, положившие начало высшему женскому образованию.
Русская наука и техника в
пореформенный период была представлена целой плеядой выдающихся учёных. В
области математики продолжал свои работы П.Л.Чебышев, мировое признание
получили открытие А.М. Ляпунова, деятельность С.В. Ковалевской. В химической
науке А.М. Бутлеров предложил теорию химического строения веществ, Д.И.
Менделеев открыл периодический закон химических элементов.
Крупные научные открытия были сделаны
в физике. А.Г. Столетов исследовал и описал фотоэлектрические явления. П.Н.
Яблочков создал дуговую лампу и впервые осуществил трансформацию переменного
тока. А.Н. Лодыгин сконструировал лампу накаливания. Основным направлением
научной деятельности А.С. Попова было изучение электрических явлений, её итогом
стало изобретение радиотелеграфа. Большое значение для становления авиастроения
и практического воздухоплавания имели труды Н.И. Жуковского, основоположника
современной гидро- и аэромеханики. Первые опыты по конструированию летательных
аппаратов (самолётов) были произведены А.Ф. Можайским.
Появляются новые обобщающие труды по русской истории,
ставшие явлением не только в исторической науке, но и культурной жизни России:
29-томная «История России с древнейших времён» С.М. Соловьёва и «Курс русской
истории» его ученика В.О. Ключевского. Начинают свою научную, педагогическую и
общественную деятельность такие яркие представители русской исторической науки
как П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский, В.И. Семевский, М.Н.
Покровский. Заметным событием научной жизни стали работы М.М. Ковалевского по
всеобщей истории.
2. Достижения в области
географии.
В первой половине 19 в.
предпринимаются многочисленные кругосветные путешествия. Первое в истории
России кругосветное путешествие было совершено под командованием И.Ф.
Крузенштерна и Ф.Ю. Лисянского в 1803-1806 гг. Были открыты новые острова в
Тихом и Ледовитом океанах, получены и зафиксированы ценные этнографические
сведения о жизни коренного населения Сахалина и Камчатки. В 1812 г., также во время кругосветного путешествия, совершённого под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена
и М.И. Лазарева, была открыта шестая часть света – Антарктида. Русские географы
и путешественники внесли значительный вклад в изучение азиатского материка.
Экспедиции Ф.П. Врангеля, Ф.Ф. Матюшина составили описание северо-восточных
берегов Азии, П.К. Пахтусова, Ф.П. Литке – островов Северного Ледовитого
океана, А.Ф. Миддендорфа – обследовала территорию в бассейне реки Енисей и
Якутии.
Во второй половине XIX в. русские географы и
путешественники продолжают исследования малоизученных территорий нашей планеты.
Адмирал Ф.П. Литке осуществил обследование Камчатки, Чукотки и некоторых
островов в северной части Тихого океана. Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, П.П.
Семёнов-Тяньшанский во время своих путешествий изучали районы Центральной и
Средней Азии. Н.Н. Миклухо-Маклай – побережье Новой Гвинеи и острова Тихого
океана.
3. Литература.
Тенденции развития русского искусства
во многом определялись сложным, но достаточно интенсивным процессом смены одних
стилей и направлений другими: сентиментализма – романтизмом, романтизма –
реализмом. Господствующей областью искусства и духовной жизни становится
литература. Сентиментализм в русской литературе утверждается на рубеже 18-19
вв. Его основоположником и наиболее ярким представителем стал Н.М. Карамзин.
Становление и развитие романтизма во втором десятилетии 19 в. связано с
творчеством В.А. Жуковского. Переводы Жуковского открыли отечественному
читателю лучшие произведения западноевропейской романтической поэзии. К данному
направлению следует отнести поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера,
А.И. Одоевского. Идеи романтизма пронизывают и ранние произведения М.Ю.
Лермонтова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. С 30-х гг. в русской литературе
начинает утверждаться реализм.
У его истоков стояли А.С. Пушкин,
Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский. А.С. Пушкин не только основатель
русского реализма, но вместе с Н.М. Карамзиным ему принадлежат значительные
заслуги в становлении и развитии современного литературного языка. Русская
литература вступала в свой «золотой век».
Вторая половина 19 в. – важнейший
этап в развитии отечественной литературы. Творчество Л.Н. Толстого, Ф.М.
Достоевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева оказало огромное влияние не только на
русскую литературу, в которой утверждается критический реализм, но и мировую. В
70-80-е гг. создаёт основные свои произведения выдающийся писатель-сатирик М.Е.
Салтыков-Щедрин. К лучшим образцам русской лирической поэзии принадлежат стихи
А.А. Фета.
4. Изобразительное искусство.
Изобразительное искусство было
представлено двумя основными направлениями – классицизмом и романтизмом.
Традиции классицизма развивали в своих произведениях Ф.А. Бруни, Ф.И. Толстой.
Сюжетами для их картин служили главным образом библейские и мифологические
темы. Влияние романтизма особенно проявлялось в портретной и пейзажной
живописи. Черты романтизма присущи портретным работам О.А. Кипренского и
пейзажам итальянской природы С.Ф. Щедрина. Жанровые сюжеты, идеалистическое
изображение простых людей, и в первую очередь крепостных крестьян, было
характерно для творчества А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина. Романтическая
трактовка образов в сочетании с элементами и традициями академической живописи
отличала произведения выдающегося художника первой половины 19 в. К.П. Брюлова.
Более 20 лет работал над созданием своего монументального полотна «Явление
Христа народу» А.А. Иванов. Многочисленные этюды и пейзажи к картине оказали
влияние на становление реалистического искусства. Идеи реализма получают
развитие в жанровой живописи ученика Брюллова П.А. Федотова.
В живописи, как в литературе,
доминирующим становится реалистическое направление. В 1870 г. возникает «Товарищество передвижных выставок», объединившее большинство художников-реалистов
(И.Н. Крамской, В.Г. Петров, А.К. Саврасов, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков и
другие). В творчестве «передвижников» была широко представлена панорама современной
жизни, глубокий поэтический мир русской природы, героические эпизоды
отечественной истории. Талант и кисть Репина, Крамского, Серова придали
портретной живописи особые черты: глубокий психологизм, тончайшее отображение
душевного состояния и духовного мира человека. Выставки «передвижников» имели
большое общественное значение.
5. Архитектура. Скульптура.
Первая половина 19 в. характеризуется
развитием искусства скульптуры, и в первую очередь монументальной. Этот процесс
был непосредственно связан с укреплением российского государства, ростом
национального самосознания, вызванного победой в войне 1812 г. Героические страницы отечественной истории получили своё воплощение в памятниках Минину и
Пожарскому в Москве, сооружённому по проекту И.П. Мартоса, Кутузову и Барклаю
де Толли в Петербурге у Казанского собора по проекту Б.И. Орловского. Всемирную
известность принесла П.К. Клодту скульптурная группа «Укрощение коня» на
Аничковом мосту в Петербурге.
Русские зодчие первой половины 19 в. внесли выдающийся
вклад в сокровищницу отечественной архитектуры. Новое содержание и развитие
получили основные принципы классицизма. Стиль, сложившийся под влиянием
патриотического подъёма, вызванного победой в войне 1812 г., получил название русского классицизма или русского ампира. Однако в 30-50 гг. в русской
архитектуре начинают формироваться черты нового архитектурного направления. На
смену русскому классицизму приходит «историзм» или «эклектика». Прекрасными
образцами классицизма в русской архитектуре стали творения А.Н. Воронихина
(Казанский собор, Горный институт), А.Д. Захарова (Адмиралтейство),
архитектурные ансамбли К.И. Росси (Александринского театра с улицей Зодчего
Росси, здания главного штаба с двойной аркой, Сената и Синода) – в Петербурге,
О.И. Бове (Манеж и Большой театр) – в Москве. Одной из разновидностей
«эклектики» стал «русско-византийский» архитектурный стиль. Представитель его
К.А. Тон, по проектам которого построены Храм Христа Спасителя, Большой
Кремлёвский дворец – в Москве, здания железнодорожных вокзалов в Москве и
Петербурге.
По своим эстетическим
взглядам к «передвижникам» был близок выдающийся русский скульптор М.М.
Антокольский. Он является автором скульптурных портретов «Ермака»,
«Нестора-летописца», «Ивана Грозного».
По проекту М.О. Микешина в Новгороде сооружён памятник
«Тысячелетие России». В его многочисленных скульптурных группах отражены
важнейшие этапы российской истории. Микешин является также автором памятников
Екатерине II в Петербурге и Богдану
Хмельницкому в Киеве. Яркими образцами монументальной скульптуры стали
памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину – в Москве и
Лермонтову – в Пятигорске).
Уровень и состояние архитектуры в
значительной степени определялись промышленным прогрессом и развитием
строительной техники.
Появляются новые для отечественной
архитектуры сооружения: доходные дома, железнодорожные вокзалы, банки, большие
крытые торговые помещения. В ряду архитектурных стилей доминировала эклектика.
Разновидностью эклектики стал
псевдорусский стиль, пришедший на смену русско-византийскому. Он вобрал в себя
элементы древнерусского зодчества, народного декоративного искусства (резьба,
вышивка), крестьянской деревянной архитектуры. Образчиками данного стиля стали
в Москве здания Исторического музея (архитекторы А.А. Семёнов и В.О. Шервуд),
Городской думы (архитектор Д.Н. Чичагов), нынешнего Гумма (архитектор А.Н.
Померанцев).
6. Театр и музыка.
С именем М.И. Глинки связано становление и развитие
русской классической музыки и национальной музыкальной школы. Основу
произведений М.И. Глинки составляла русская народная музыка. М.И. Глинка –
автор первых русских опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», симфонических
произведений, многих романсов. Традиции и музыкальную эстетику Глинки продолжал
и развивал Д.С. Даргомыжский (опера «Русалка»). Народные мотивы пронизывают
также песни и романсы А.Н. Верстовского, А.А. Алябьева, А.Л. Варламова,
пользовавшиеся широкой популярностью в самых различных слоях общества.
Для самых широких слоёв русского
общества одним из самых доступных видов искусства был театр. Основу репертуара
как столичных, так и провинциальных театров составляли пьесы А.Н. Островского,
А.П. Чехова, Н.В. Гоголя. Реалистические традиции в актёрском искусстве,
заложенные М.С. Щепкиным, успешно продолжили и развивали выдающиеся русские
актёры М.П. и О.О. Садовские, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова.
Центром театральной жизни России по праву считался Малый театр в Москве.
Заключение
Таким образом,
рассмотрев, как развивалась культура в России в XIX в., мы видим, что в течение этого периода было сделано очень
много важных открытий в области науки, было открыто много школ и гимназий, искусство
XIX в. характеризовалось своими стилями.
Все эти открытия и изменения смогли благотворно повлиять на культурное
состояние общества.
Список
литературы.
1. Вернадский Г.В. Русская
история. М., 1997.
2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В.,
Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней:
учебное пособие, СПб., Издательство «Лань», 2001.
3. Корнилов А.А. Курс истории
России XIX века. М., 1993.
4. Шульгин В.С., Кошман Л.В.,
Зезина М.Р. Культура России IX –
XX вв.: учебное пособие, М.,
1996.