Медицина в Московском государстве
Медицина в Московском государстве.
Реферат
студента 7 гр. II л/ф
Фомина Александра Владимировича
Борьба русского народа
против татаро-монгольского ига (1240-1480) объединила русские земли вокруг
Москвы, историческая роль которой особенно возросла во времена княжения Ивана
Калиты (1325-1389) и Дмитрия Донского. Своё прозвище (Донской) Дмитрий получил
после победы русских полков над войском хана Мамая на Куликовом поле (1380) у
реки Дон. Куликовская битва, явившаяся первым крупным поражением Золотой Орды,
создала реальные предпосылки для объединения русских земель в централизованное
Московское государство. Его создание было завершено при Иване III (1462-1505) после победы московских войск на реке Угре, «стояния
на Угре» (1480),определившей окончательное свержение на Руси монголо-татарского
ига. Московское великое княжество стало крупным многонациональным государством
Европы. К концу XVI в. территория княжества
увеличилась почти вдвое. В стране было 220 городов. Численность населения
достигла 7 млн. человек.
Вплоть до конца XVII столетия народная медицина занимала на Руси ведущее положение.
Опыт русской народной медицины отражен в многочисленных исторических и историко-бытовых
повестях. Среди них – записанная в XV в. «Повесть о Петре и Февронии
Муромских», в которой рассказывается о чудесном исцелении князя Петра
Муромского. Зарубив мечом змея-зверя, он обрызгался его кровью и заболел
тяжелой кожной болезнью. Простая крестьянская девушка Феврония излечила князя
(по всей вероятности, при помощи мёда). Выздоровевший князь женился на мудрой
Февронии и вернулся в Муром. Прообразами героев были реально существовавшие
князь Давид и его жена Ефросиния, княжившие в Муроме в XIII в.
К XVI
в. относится появление первых рукописных лечебников. Вопросам
медицины уделялось внимание в «Домострое» - наставлении по ведению хозяйства в
богатом боярском доме, в котором кроме наставлений кулинарного,
педагогического, религиозного характера, содержались указания по лечению болезней
и бытовой гигиене: о хранении в чистоте пищи, тщательном мытье посуды, смене
белья, вытирания ног при входе и т.п. В постановлениях «Стоглавого собора»
(1551) содержались указания о призрении больных и увечных, об их лечении. В
лечебниках этого периода значительное место отводилось хирургии (резанию).
Среди резальников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились
операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи
вина, мандрагоры и мака. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы)
проводили через огонь. Раны обрабатывали берёзовой водой, вином и золой, а
зашивали волокнами льна, конопли или тонкими кишками животных. Для извлечения
металлических осколков, стрел применяли магнитный железняк. Славились на Руси и
оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.
Имели хождение также
«Травники» («Зельники») – сборники, содержавшие описание лекарственных
растений. В некоторых рукописях соединяются в разных сочетаниях элементы
травника и лечебника вместе. Во многих случаях лечебники и травники содержали
сведения эмпирического характера. Сначала шло описание растения, а затем советы
по его применению: «Трава мачиха, растёт лопушниками, одна сторона бела, а
листочки что копытца, а корень по земле тянется. Цвет жёлт, а у иной цвету нет.
Корень вельми добр. Ещё у кого утроба болит, корень парь да хлебай – поможет».
Развитие торговли с
соседними странами значительно расширило познания русских людей об иноземных
лекарственных средствах. На Руси многократно переписывалась, переведённая в XIII в. с греческого «Христианская топография» Косьмы Индикоплова,
византийского купца, который в VI в. посетил Индию, о. Цейлон и
Эфиопию. Вообще индийские лекарственные средства были издавна известны. О них
сообщается в древнерусских травниках, повести «Александрия» (о походе
Александра Македонского в Индию), в путевых заметках (1466-1472) тверского
купца Афанасия Никитина «Хожение за три моря», а также в «Вертограде»,
переведённом с немецкого в 1534 г. Николаем Булевым. Заморская торговля имела
оборотную сторону. Торговые ворота страны, а таковыми являлись Новгород и
Псков, открывали дороги повальным эпидемиям. Европейские историки и церковные
записи сообщают об огромной смертности, вплоть до вымирания целых городов и областей,
особенно в XIV веке. Сходное явление мы
встречаем и на Руси. Мысль о «прилипчивости» заразы привела к введению
предохранительных мер. Сначала это выразилось в изоляции больных и оцеплении
неблагополучных мест. Погребения проводились вдали от церквей, т.е. от
населенных мест (церкви обычно располагались в центре жилых кварталов). Умерших
хоронили «в тех же дворах, в которых кто умер, во всём платье и на чём кто
умер». Людей также предостерегали от пользования вещами умерших: «…ещё бо что у
кого возьмёт, в той же час неисцельно умираху». Общение с зачумлёнными домами
прекращалось. Описано устройство лесных засек с заставами вокруг «заморных
мест». При сильном «море» во Пскове в 1521 г. Было проведено «запирание улиц» –
изоляция пораженных частей города. «…Без мала вси не изомроша, и первее начаша
мерети на Петровской улице… И князь Михайла Кислица велел… улицу Петровскую
заперети с обою концов». Все вещи, считавшиеся заражёнными, окуривали или
сжигали (например, одежду, особенно меха), а металлические предметы (деньги и
др.) промывали в уксусе. Бумажные донесения чаще всего повторно переписывали и
отправляли дальше в копиях, а подлинники и первые копии сжигали. Священникам
под страхам смертной казни запрещалось отпевать умерших. Лечцов к заразным не
допускали. Если же кто-либо из них посещал «прилипчивого» больного, он был
обязан известить об этом самого государя и сидеть дома «впредь до царского
разрешения». Следует отметить гуманность применявшихся на Руси мероприятий при
изоляции заболевших. Так, изолированных людей нередко кормили «улицей», т.е.
вскладчину. При «испытании» в течение 2-8 недель лиц, бывших в общении со
«знаменными», не обрекали на смерть в «заморных домах» (что встречалось в
других странах), а выводили «в иные дворы» и там кормили. «… И поставили
заставы по улицам и сторожей…, в которой улице человек умрёт знаменем, и те
дворы запирали и кормили тех улицей…» Вышеизложенные меры диктовались в
основном не заботой о жизни и здоровье большинства людей, а осуществлялись лишь
постольку, поскольку эти заболевания могли представлять опасность для правящих
слоёв, а также, поскольку эти болезни, охватив войско, угрожали его
боеспособности.
Государственного органа,
руководившего медицинским делом, в Московской Руси не было. В некоторой степени
отсутствие такого органа восполнялось аптекарским приказом. Аптекарский приказ
был основан около 1620 г. В первые годы своего существования располагался на
территории Московского Кремля в каменном здании напротив Чудова монастыря.
Сначала это было придворное лечебное учреждение, попытки создания которого
восходят ко временам Ивана Грозного (1547-1584),когда в 1581 г. при царском
дворе была учреждена первая на Руси Государева аптека. Длительное время
(примерно век) была единственной аптекой в Московском государстве. Аптекарский
приказ первоначально обеспечивал лечебной помощью царя, его семьи и
приближенных. Являясь придворным учреждением, «царева аптека» лишь в порядке
исключения обслуживала служилых людей. При наличии в стране лишь одной аптеки население
покупало лекарства в зелейных и москательных мастерских, где велась свободная
торговля «зельем». Это вело к злоупотреблению ядовитыми и сильнодействующими
веществами. В связи с этим в 1672 г. была открыта вторая в стране «…аптека для
продажу всяких лекарств всяких чинов людям». Новая аптека располагалась на
Новом гостином дворе на Ильинке. Аптекарский приказ не только управлял
аптеками. Уже к середине XVII в. он из придворного заведения вырос
в крупное общегосударственное учреждение, функции которого значительно
расширились. Штат Аптекарского приказа увеличивался. Так, если в 1631 г. в нём
служили два доктора, пять лекарей, один аптекарь, один окулист, два толмача и
один подьячий, то 1681 г. в нём служили 80 человек: 6 докторов, 4 аптекаря, 3
алхимиста, 10 лекарей-иноземцев, 21 русский лекарь, 38 учеников лекарского и
костоправного дела. У стен Московского Кремля стали создаваться аптекарские
огороды (впоследствии Александровский сад). Была организованна специальная
«ягодная повинность» по сбору и доставке лекарственных растений и минералов.
Первая в России Лекарская
школа была открыта в 1654г. при Аптекарском приказе на средства государственной
казны. Принимали в неё детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Ученики
изучали анатомию, фармацию, латинский язык, диагностику и лечение болезней.
Учебниками были народные травники и лечебники, а также «докторские сказки»
(истории болезней). Анатомия преподавалась наглядно: по костным препаратам и
анатомическим рисункам, учебных пособий ещё не было. Преподавание велось у
постели больного – в России не было той схоластики, которая господствовала в то
время в Западной Европе. Аптекарский приказ предъявлял к ученикам Лекарской
школы высокие требования. Принятые на учёбу обещали: «…никому зла не учинить и
не пить и не бражничать и никаким воровством не воровать…» Обучение длилось 5-7
лет. В разные годы количество учеников колебалось от 10 до 40. Первый выпуск
Лекарской школы состоялся досрочно в 1658г. Функционировала школа нерегулярно.
За 50 лет она подготовила около 100 русских лекарей. Стоит также отметить
создание в 1652 г. боярином Фёдором Михайловичем Ртищевым двух гражданских
больниц-богаделен.