Подходы к поэтапному формированию платежного союза

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Антикризисный менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,57 kb
  • Опубликовано:
    2008-11-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подходы к поэтапному формированию платежного союза

О подходах к поэтапному формированию

платежного союза

 

    Общие принципы платежного союза (в рамках Экономического союза государств, использующих национальные валюты), изложенные в ст. 16 Договора об экономическом союзе, включают в себя:

·   взаимное признание национальных валют и осуществление их официальных котировок;

·   осуществление платежей в национальных валютах с использованием многостороннего клиринга через Межгосударственный банк;

·   введение механизма согласованного взаимного кредитования дефицитов платежных балансов;

·   взаимную конвертируемость национальных валют по текущем операциям.

    Однако целостность концепции платежного союза и его механизмов еще не разработано. Идет поиск подходов к этой проблеме, учитывая, что российским экспертам поручено подготовить для рассмотрения на Совете глав государств стран СНГ проект многостороннего соглашения о платежном союзе.

    На данном этапе, после того, как прошла вторая волна введения национальных валют и денежных знаков (Казахстан, Узбекистан, Молдова), и на период до становления национальных валют и достижения их свободной взаимной конвертируемости, на первый план выдвигаются вопросы  нормализации уже в ближайшее время, в текущем году, платежно-расчетных отношений России и других государств СНГ в обоюдных интересах развития их торгово-экономического сотрудничества. При этом следует учитывать, что учрежденный Межгосударственный банк стран СНГ практически может начать функционировать в лучшем случае не ранее 1995 г.

    Сложившаяся ситуация требует срочно, не дожидаясь целостного построения платежного союза и начала работы Межгосударственного банка, уже в начале 1994 г. ввести в действие платежно-расчетный механизм с целью нормализации и развития экономических связей между государствами СНГ. И сделать это возможно прежде всего на двухсторонней основе со странами ближнего зарубежья в русле экономического пространства.

    Двусторонние платежные отношения мы рассматриваем как “малые” платежные союзы, как необходимый и реальный первый этап к будущему построению многостороннего платежного союза  и Межгосудартвенного банка на завершающей стадии формирования Экономического союза.

    Исходя из этих предпосылок в Министерстве сотрудничества России с государствами СНГ подготовлен проект концепции двусторонних платежно-расчетных отношений России с государствами - участниками Экономического союза. Этот проект учитывает предложения Центрального банка России, Министерства финансов России, экспертов Европейского союза и в принципе поддержан, в частности экспертами правительства Национального банка Казахстана.

    Основные условия и принципы построения платежно-расчетных отношений по этой концепции сводят к следующему.

    Государства на ряду с Россией создают гарантийные залоговые фонды и соответствующий механизм для проведения межгосударственных расчетов - фонд межбанковских расчетов (ФМР) в согласованной сумме с СКВ с равным долевым участием Сторон.

    Залог каждой Стороны блокирует на ее счете в Межгосударственном банке, и по нему начисляется обычный процентный доход, однако национальным банкам государств, поместивших залог, запрещается осуществлять с ним финансовые операции, не связанные с функциями этого залога, т.е. с обслуживанием механизма платежно-расчетных отношений договаривающихся Сторон.

    Международному банку, как агенту, Стороны передают исключительное право распоряжаться залогом в соответствии  с их совместным соглашением о механизме межбанковских расчетов.

    Согласуется также валюта текущих межгосударственных межбанковских расчетов, осуществляемых через ФМР. Предлагается использовать для этой цели безналичный российский рубль или расчетный доллар.

     Юридические лица государства осуществляют межгосударственные платежи в национальной валюте через местную банковскую систему и свой национальный банк в сумме, достаточной для покупки товаров у контрагентов другого государства после ее перевода по курсу в валюту расчетов ФМР. Платежи в национальной валюте переводятся в валюту текущих межгосударственных расчетов в соответствии со складывающимся курсом на местных валютных биржах.

    Правительства и центральные банки государств определяют приоритетные торговые операции, платежи по которым в первую очередь осуществляются через ФМР. Круг операций зависит от величины ФМР и возможностей предоставления взаимных краткосрочных расчетных кредитов в дополнение к прямым платежам в валюте расчетов.

    Предположим, что расчетный период определен в 15 дней, а наш условный партнер - Казахстан каждые 15 дней имеет дефицит в платежах с Россией в 10 млн. долларов, который вначале покрывается полностью кредитом России (до 5-й позиции), а затем по мере увеличения дефицита доля кредита постепенно уменьшается, а доля платежей в валюте возрастает.

    Нарастающий дефицит грозит исчерпанием права нашего условного партнера на получение кредита. Следовательно, должны быть определены причины и приняты заранее меры к сбалансированности расчетов: пересмотр обменного курса, девальвирование валюты, сокращение кредитной экспансии и др.

    В нашем условном партнере по итогам пятого расчетного периода Казахстан должен был покрыть дефицит в 10 млн. долларов за счет платежей в рублях (или в валюте) на сумму 2 млн. долларов и 8 млн. долларов получить в кредит от России, а всего долг составил 48 млн. долларов, и на эту сумму начисляются проценты в пользу России.

    Если платеж в валюте не был произведен, то до погашения просрочки в сумме 2 млн. долларов кредит больше не предоставляется и взыскиваются определенные повышенные проценты. Возможно, в этой ситуации наш условный партнер должен будет перечислить из своего валютного залога 2 млн. долларов, т.е. уменьшится его залог (200-2) и пропорционально - право на дальнейшее получение кредита

    Преимущество этой системы расчетов в том, что каждые 15 дней отслеживается ситуация, есть возможность принять предупредительные меры, кредит строго лимитируется и не может автоматически увеличиваться до опредеиЛЫнЗ9ј?ЕК


а, а также есть полная гарантия его погашения за счет залога твердой валюты в Межгосударственном банке.

    Вопросы равноправного участия национальных валют во взаимных расчетах и их переводимости друг в друга на двусторонней основе по курсам определяются специальными межбанковскими соглашениями о мерах по стабилизации курсов национальных валют. Устанавливаются пределы возможных отклонений курсов покупки и продажи валют банками обеих сторон от официальных котировок, а также условия снабжения коммерческих банков двух государств наличной валютой для проведения наличного денежного обмена для граждан.

    Необходимым условием решения проблемы межгосударственных расчетов является формирование полноценных валютных рынков в государствах по продаже-покупке национальных валют. Главное назначение валютного рынка заключается в определении реального курса национальных валют. Когда начнут работать валютные рынки, центральные банки государств смогут достичь договоренности о взаимном паритете своих валют. Паритет необходимо будет поддерживать объединенными усилиями в течении определенных периодов времени, возможно пересматривать паритет валют ежеквартально, допуская колебание курса в пределах 7-10 %.

    При этом Стороны обязуются поддерживать курс национальных валют в пределах установленных соотношений путем применения соответствующих мер на внутренних валютных рынках.

    Банки Сторон должны обеспечивать регулярные котировки рыночного курса своих национальных валют друг к другу и к доллару на основе складывающегося спора и предложения на внутренних валютных рынках.

    Для стабилизации курса национальной валюты к рублю и обеспечивая возможности проведения интервенции на национальном валютном рынке государства, которые ввели национальную валюту, могут приобрести российские рубли следующим путем:

·   на коммерческой основе путем покупки за СКВ;

·   покупать у Банка России по фиксированному курсу рубли на условиях “СВОП”, т.е. на определенный срок с последующее обратной продажей, с условием, что эти средства не могут использовать на другие цели, кроме обеспечения сбалансированности расчетов между национальными банками государств;

·   получать государственные кредиты от Правительства Российской Федерации на эти цели.

    На основе спроса и предложения Стороны должны создать максимальные благоприятные условия для взаимной торговли. Национальные банки создают свои стабилизационные фонды для регулирования обменных курсов. Потребуется специальное соглашение о взаимном обмене средствами в безналичных национальных валютах для поддержания курса валют.

     Перечисленные вопросы, на наш взгляд, составляют основу как для двусторонних платежно-расчетных отношений, так и будущего формирования платежного союза на многосторонней основе с функционированием Межгосударственного банка.

    По нашему мнению, недопустимо ждать целостного платежного союза и начала работы Межгосударственного банка. Представляется, что на первом этапе можно организовать в Центральном банке России расчетную плату вначале для двусторонних расчетов с отдельными заинтересованными государствами и согласовать с ними механизм расчетов не основе предлагаемой концепции.

    При дисбалансе торговли и платежей между странами СНГ хозяйствующие субъекты не могут все решить сами, им нужна помощь правительств и центральных банков, от которых требуется разработать и внедрить в ближайшее время нормально работающий механизм платежно-расчетных отношений в интересах всех участников Экономического союза, в том числе с учетом заинтересованности России в сохранении и развитии хозяйственных связей с государствами СНГ.

    В предполагаемой концепции учтены разработки Центрального банка России и экспертов Комиссии ЕС.

    Что касается практической реализации предлагаемой концепции и начала переговоров с государствами СНГ, то, по нашему мнению, требуют решения следующие поочередные вопросы:

·   о возможности и сумме залога валюты в СКВ со стороны России;

·   определить приоритетные для России торговые операции, расчеты по которым будут проходить в первую очередь через механизм ФМР;

·   создать в Центральном банке России специальный расчетный центр, обслуживающий механизм ФМР, который в будущем станет основой Межгосударственного банка.

    Если данная концепция будет одобрена и решения по указанным поочередным вопросам будут приняты, станет возможным проведение двусторонних переговоров с заинтересованными государствами СНГ для заключения платежно-расчетных отношений уже в этом году.

Похожие работы на - Подходы к поэтапному формированию платежного союза

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!