Подходы к поэтапному формированию платежного союза
О
подходах к поэтапному формированию
платежного
союза
Общие принципы
платежного союза (в рамках Экономического союза государств, использующих
национальные валюты), изложенные в ст. 16 Договора об экономическом союзе,
включают в себя:
· взаимное признание национальных валют и
осуществление их официальных котировок;
· осуществление платежей в национальных валютах
с использованием многостороннего клиринга через Межгосударственный банк;
· введение механизма согласованного взаимного
кредитования дефицитов платежных балансов;
· взаимную конвертируемость национальных валют
по текущем операциям.
Однако
целостность концепции платежного союза и его механизмов еще не разработано.
Идет поиск подходов к этой проблеме, учитывая, что российским экспертам
поручено подготовить для рассмотрения на Совете глав государств стран СНГ
проект многостороннего соглашения о платежном союзе.
На данном
этапе, после того, как прошла вторая волна введения национальных валют и
денежных знаков (Казахстан, Узбекистан, Молдова), и на период до становления
национальных валют и достижения их свободной взаимной конвертируемости, на
первый план выдвигаются вопросы нормализации уже в ближайшее время, в текущем
году, платежно-расчетных отношений России и других государств СНГ в обоюдных
интересах развития их торгово-экономического сотрудничества. При этом следует
учитывать, что учрежденный Межгосударственный банк стран СНГ практически может
начать функционировать в лучшем случае не ранее 1995 г.
Сложившаяся
ситуация требует срочно, не дожидаясь целостного построения платежного союза и
начала работы Межгосударственного банка, уже в начале 1994 г. ввести в действие
платежно-расчетный механизм с целью нормализации и развития экономических связей
между государствами СНГ. И сделать это возможно прежде всего на двухсторонней
основе со странами ближнего зарубежья в русле экономического пространства.
Двусторонние
платежные отношения мы рассматриваем как “малые” платежные союзы, как
необходимый и реальный первый этап к будущему построению многостороннего
платежного союза и Межгосудартвенного банка на завершающей стадии формирования
Экономического союза.
Исходя из этих
предпосылок в Министерстве сотрудничества России с государствами СНГ
подготовлен проект концепции двусторонних платежно-расчетных отношений России с
государствами - участниками Экономического союза. Этот проект учитывает
предложения Центрального банка России, Министерства финансов России, экспертов
Европейского союза и в принципе поддержан, в частности экспертами правительства
Национального банка Казахстана.
Основные
условия и принципы построения платежно-расчетных отношений по этой концепции
сводят к следующему.
Государства на
ряду с Россией создают гарантийные залоговые фонды и соответствующий механизм
для проведения межгосударственных расчетов - фонд межбанковских расчетов (ФМР)
в согласованной сумме с СКВ с равным долевым участием Сторон.
Залог каждой
Стороны блокирует на ее счете в Межгосударственном банке, и по нему начисляется
обычный процентный доход, однако национальным банкам государств, поместивших
залог, запрещается осуществлять с ним финансовые операции, не связанные с
функциями этого залога, т.е. с обслуживанием механизма платежно-расчетных
отношений договаривающихся Сторон.
Международному
банку, как агенту, Стороны передают исключительное право распоряжаться залогом
в соответствии с их совместным соглашением о механизме межбанковских расчетов.
Согласуется
также валюта текущих межгосударственных межбанковских расчетов, осуществляемых
через ФМР. Предлагается использовать для этой цели безналичный российский рубль
или расчетный доллар.
Юридические
лица государства осуществляют межгосударственные платежи в национальной валюте
через местную банковскую систему и свой национальный банк в сумме, достаточной
для покупки товаров у контрагентов другого государства после ее перевода по
курсу в валюту расчетов ФМР. Платежи в национальной валюте переводятся в валюту
текущих межгосударственных расчетов в соответствии со складывающимся курсом на
местных валютных биржах.
Правительства и
центральные банки государств определяют приоритетные торговые операции, платежи
по которым в первую очередь осуществляются через ФМР. Круг операций зависит от
величины ФМР и возможностей предоставления взаимных краткосрочных расчетных
кредитов в дополнение к прямым платежам в валюте расчетов.
Предположим,
что расчетный период определен в 15 дней, а наш условный партнер - Казахстан
каждые 15 дней имеет дефицит в платежах с Россией в 10 млн. долларов, который
вначале покрывается полностью кредитом России (до 5-й позиции), а затем по мере
увеличения дефицита доля кредита постепенно уменьшается, а доля платежей в
валюте возрастает.
Нарастающий
дефицит грозит исчерпанием права нашего условного партнера на получение
кредита. Следовательно, должны быть определены причины и приняты заранее меры к
сбалансированности расчетов: пересмотр обменного курса, девальвирование валюты,
сокращение кредитной экспансии и др.
В нашем
условном партнере по итогам пятого расчетного периода Казахстан должен был
покрыть дефицит в 10 млн. долларов за счет платежей в рублях (или в валюте) на
сумму 2 млн. долларов и 8 млн. долларов получить в кредит от России, а всего
долг составил 48 млн. долларов, и на эту сумму начисляются проценты в пользу
России.
Если платеж в
валюте не был произведен, то до погашения просрочки в сумме 2 млн. долларов
кредит больше не предоставляется и взыскиваются определенные повышенные
проценты. Возможно, в этой ситуации наш условный партнер должен будет
перечислить из своего валютного залога 2 млн. долларов, т.е. уменьшится его
залог (200-2) и пропорционально - право на дальнейшее получение кредита
Преимущество
этой системы расчетов в том, что каждые 15 дней отслеживается ситуация, есть
возможность принять предупредительные меры, кредит строго лимитируется и не
может автоматически увеличиваться до опредеиЛЫнЗ9ј?ЕК
а, а также есть полная гарантия его погашения за счет залога твердой валюты в
Межгосударственном банке.
Вопросы
равноправного участия национальных валют во взаимных расчетах и их
переводимости друг в друга на двусторонней основе по курсам определяются
специальными межбанковскими соглашениями о мерах по стабилизации курсов
национальных валют. Устанавливаются пределы возможных отклонений курсов покупки
и продажи валют банками обеих сторон от официальных котировок, а также условия
снабжения коммерческих банков двух государств наличной валютой для проведения
наличного денежного обмена для граждан.
Необходимым
условием решения проблемы межгосударственных расчетов является формирование
полноценных валютных рынков в государствах по продаже-покупке национальных
валют. Главное назначение валютного рынка заключается в определении реального
курса национальных валют. Когда начнут работать валютные рынки, центральные
банки государств смогут достичь договоренности о взаимном паритете своих валют.
Паритет необходимо будет поддерживать объединенными усилиями в течении
определенных периодов времени, возможно пересматривать паритет валют
ежеквартально, допуская колебание курса в пределах 7-10 %.
При этом
Стороны обязуются поддерживать курс национальных валют в пределах установленных
соотношений путем применения соответствующих мер на внутренних валютных рынках.
Банки Сторон
должны обеспечивать регулярные котировки рыночного курса своих национальных
валют друг к другу и к доллару на основе складывающегося спора и предложения на
внутренних валютных рынках.
Для
стабилизации курса национальной валюты к рублю и обеспечивая возможности
проведения интервенции на национальном валютном рынке государства, которые
ввели национальную валюту, могут приобрести российские рубли следующим путем:
· на коммерческой основе путем покупки за СКВ;
· покупать у Банка России по фиксированному
курсу рубли на условиях “СВОП”, т.е. на определенный срок с последующее
обратной продажей, с условием, что эти средства не могут использовать на другие
цели, кроме обеспечения сбалансированности расчетов между национальными банками
государств;
· получать государственные кредиты от
Правительства Российской Федерации на эти цели.
На основе
спроса и предложения Стороны должны создать максимальные благоприятные условия
для взаимной торговли. Национальные банки создают свои стабилизационные фонды
для регулирования обменных курсов. Потребуется специальное соглашение о
взаимном обмене средствами в безналичных национальных валютах для поддержания
курса валют.
Перечисленные
вопросы, на наш взгляд, составляют основу как для двусторонних
платежно-расчетных отношений, так и будущего формирования платежного союза на
многосторонней основе с функционированием Межгосударственного банка.
По нашему
мнению, недопустимо ждать целостного платежного союза и начала работы
Межгосударственного банка. Представляется, что на первом этапе можно
организовать в Центральном банке России расчетную плату вначале для двусторонних
расчетов с отдельными заинтересованными государствами и согласовать с ними
механизм расчетов не основе предлагаемой концепции.
При дисбалансе
торговли и платежей между странами СНГ хозяйствующие субъекты не могут все
решить сами, им нужна помощь правительств и центральных банков, от которых
требуется разработать и внедрить в ближайшее время нормально работающий
механизм платежно-расчетных отношений в интересах всех участников
Экономического союза, в том числе с учетом заинтересованности России в
сохранении и развитии хозяйственных связей с государствами СНГ.
В
предполагаемой концепции учтены разработки Центрального банка России и
экспертов Комиссии ЕС.
Что касается
практической реализации предлагаемой концепции и начала переговоров с
государствами СНГ, то, по нашему мнению, требуют решения следующие поочередные
вопросы:
· о возможности и сумме залога валюты в СКВ со
стороны России;
· определить приоритетные для России торговые
операции, расчеты по которым будут проходить в первую очередь через механизм
ФМР;
· создать в Центральном банке России специальный
расчетный центр, обслуживающий механизм ФМР, который в будущем станет основой Межгосударственного
банка.
Если данная
концепция будет одобрена и решения по указанным поочередным вопросам будут
приняты, станет возможным проведение двусторонних переговоров с
заинтересованными государствами СНГ для заключения платежно-расчетных отношений
уже в этом году.