Религиозный фактор в политической жизни и национальном развитии Ирландии
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И
НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ИРЛАНДИИ.
Острейший
социально-политический кризис в Северной Ирландии до сих пор продолжает приковывать
внимание мировой общественности. В чем же его причины? Ответ кроется в
многовековой истории борьбы ирландского народа против англичан, в коварной
политике лондонских правящих кругов по принципу «разделяй и властвуй», в
расколе страны в 1921 г., в сложившейся в результате этого запутанной внутриполитической
и социально-экономической обстановке в провинции, являющейся ныне средоточием
жгучих противоречий – экономических, политических, классовых, социальных,
национальных, культурных, религиозных.
Особенностью истории Ирландии является весьма тесное
переплетение религиозных противоречий с политическими и этническими процессами.
Национальное развитие страны несет на себе отпечаток колониального прошлого,
когда политика английских властей приобрела религиозную окраску, а церковь
стала играть активную роль в системе управления.
Можно выделить несколько периодов, характеризующих
роль религиозного фактора в политической и общественной жизни Ирландии.
На стадии разложения первобытнообщинного строя
ирландцы, как и другие народы, обожествляли силы природы, звезды, леса, долины,
реки, ручьи. Почитался также сонм полубогов, так называемых сидов, напоминавших
добрых фей. По представлениям древних ирландцев, сиды активно вмешивались в
жизнь людей, участвовали в сражениях, вступали в любовные связи с людьми,
различными способами помогали им. Верили ирландцы и во множество духов,
воплощавшихся в различные существа, в зароки, запреты и заклинания, сны и
разные приметы. Важную роль в общественной жизни языческой Ирландии играли
жрецы – маги и прорицатели, которые, как и у кельтов Галлии, назывались
друидами. Они были хранителями и толкователями религиозных и родовых обычаев и
учителями юношества.
В процессе разложения первобытнообщинного строя и
складывания феодальных отношений все большую популярность среди знати стало
приобретать христианство. Немаловажное значение в распространении христианства
на острове имела миссионерская деятельность Патрика (373 – 463 гг.), объявленного
впоследствии католической церковью святым. В 432 – 1152 гг. в стране существовала
независимая «кельтская церковь», которая имела своеобразные черты, отличающие
ее от традиционных для католицизма порядков и обычаев. Ее организация была
приспособлена к клановому строю, и духовные должности стали монополией
определенных семей. Епархия епископа обычно совпадала с территорией клана, а
сам он избирался из людей угодных вождю и связанных родовыми узами с членами
кланов. Целибат (безбрачие духовенства) не соблюдался, приходские священники
жили в кланах и больше подчинялись местным обычаем, чем порядкам католической
иерархии. Епископы не обращались в Рим для утверждения в должности, причитающиеся
папе платежи за духовные бенефиции собирались нерегулярно. Вожди часто
присваивали церковное имущество и доходы, а также облагали духовенство обычными
для мирян поборами. Монастырские общины в Ирландии сами избирали себе аббатов,
не соблюдая устав Бенедикта Нурсийского, регулировавший жизнь католических
монастырей в средневековой Европе. В 1152-1531 гг. «кельтскую церковь» заменил
католицизм феодального типа, выступавший союзником английской экспансии. В конце
11-го века в Западной Европе значительно возросло влияние папства. Ирландская
церковь стала одним из объектов его теократической политики, проводимой под
знаком «очищения и единства». Синод в Келлсе в 1152 г. признал главенство папы
над ирландской церковью, осудил браки среди духовенства и конкубинат
(внебрачное сожительство), объявил десятину обязательным для всех церковным
побором, подтвердил независимость католического духовенства от поборов и
юрисдикции светских властей и создал четыре архиепископства –Арма, Дублин,
Кашел и Туам, оставив старшинство за архиепископством Арма. Однако, несмотря на
это, низшее духовенство придерживалось старых церковных порядков.
Через три года после синода в Келлсе в Рим прибыл
посол английского короля Генриха II
Плантагенета с просьбой разрешить завоевать Ирландию и завершить подчинение
ирландской церкви.
Первое вторжение английских колонизаторов на
территорию Ирландии произошло в 1169 году. Особенно активизировалось завоевание
после 1485 года. Когда Генрих VIII, порвав с Римом в 1534 г. стал главой англиканской церкви, и в Англии
установилась государственная вера – протестантизм захват Ирландии начал
сопровождаться насильственным насаждением протестантской веры, а также массовой
конфискацией земель у ирландцев-католиков и заселением их протестантами.
В XVIII веке в руках католического населения Северной
Ирландии осталась только одна седьмая часть земли.
В соответствии с принятыми законодательными актами,
католики лишались права голоса и возможности быть избранными в парламент и
муниципальные органы, получить профессию, занимать должности в армии, флоте,
продвигаться по службе, носить оружие. Они не могли открывать школу или учиться
в ней, им было запрещено даже исполнять народные песни и танцы. Католики были
лишены возможности издания и продажи книг, газет, облагались специальными
налогами.
Таким образом, с самого начала захвата Ирландии в
основу проводимой английскими колонизаторами политики был положен принцип
«разделяй и властвуй» по религиозному, национальному и классовому признакам.
Принятые законы, направленные против католического населения Ирландии, лишали
его не только политических, но и элементарных человеческих прав, усиливая раскол
на религиозной почве. Привилегии получал лишь тот, кто принимал протестантское
вероисповедание. Несмотря на это, ирландские крестьяне остались приверженцами
католической церкви, католиками были и многие англо-ирландские лорды,
ирландские вожди. Так в Ирландии после реформации появились две церкви: одна –
чужеземная, официальная, другая - преследуемая английскими властями, но
признаваемая большинством жителей острова.
Период 1782-1916 гг. характеризовался приспособлением
католической церкви, осуществлявшей контроль в сфере духовной жизни
большинства населения, к колониальным порядкам. Протестантизм, удерживавший
значительные политические позиции, продолжал играть роль опоры британского
господства.
В 1916-1972 гг. католицизм на юге и протестантизм на
севере благодаря усилиям буржуазно-националистических кругов получили статус
официальных, привилегированных религий, закрепляя тем самым искусственное
расчленение Ирландии. Наметившееся в 60 –начале 70-х годов XX в.
признаки ослабления религиозных барьеров не получили своего развития в условиях
обострения кризиса в Северной Ирландии.
В 1966 году представители ирландских профсоюзов
совместно с лейбористами Северной Ирландии во время встречи с министрами
юнионистского правительства предложили совместный меморандум «Права граждан
Северной Ирландии», к котором были разработаны основные требования, связанные с
проведением избирательной реформы, включением представителей католического
меньшинства в назначаемые правительством органы, устранением дискриминации на
религиозной или политической основе в вопросах занятости, жилища и др. Встреча
с представителями правительственного кабинета показала, что юнионистское
правительство не намерено считаться с растущим движением масс в стране, с
требованиями, выдвинутыми авторитетными и влиятельными организациями. В 1969
году правительством было принято решение об использовании войск против
демонстрантов в Северной Ирландии, где в течение трех дней продолжались сватки
борцов за гражданские права с полицией. Это решение знаменовало собой новый
этап в развитии политического кризиса в Северной Ирландии. В 1971 году в стране
был введен закон об интернировании, в соответствии с которым органы власти
могут не только осуществлять аресты без суда и следствия, но и заключать
арестованных в тюрьмы или ссылать в концлагеря без конкретных обвинений. В
результате значительно возросло число арестованных. От террора и насилия в
первую очередь пострадал рабочий класс. 90% убитых в Северной Ирландии являлись
представителями рабочего класса. Основная масса задержанных также рабочие.
Общественная жизнь Северной Ирландии до сих пор продолжает
сохранять конфессиональную оболочку. Способствующая этому политика администрации
и протестантских юнионистских партий подвергается резкой критике со стороны
прогрессивных организаций и свободомыслящих общественных деятелей. Успех борьбы
за гражданские права, за социальный прогресс для всего населения Северной
Ирландии в значительной степени зависит от того, как скоро и насколько
эффективно они сумеют разрушить искусственно созданный религиозный барьер.
Ремизов Дмитрий
Сергеевич
10а класс, школа №392.
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
И НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
ИРЛАНДИИ.
2000
Список используемой литературы:
1. Религии мира.
История и современность. Москва 1990 г.
2. И. Д. Бирюков.
Ольстер. Кризис британской империалистической политики. Москва 1985 г.
3. В. М. Татаринцев.
Северная Ирландия: напряженность сохраняется. Москва 1972.
4. И. А. Крывелев.
История религий. Москва 1988.
5. Н. П. Грибин.
Трагедия Ольстера. Москва 1980.
6. И. Г. Рыбалкина.
Истоки Северо-Ирландского кризиса. Москва 1981.
7. О. Л. Шахназаров.
Ирландия: нерешенные проблемы. Москва 1986.
8. История Ирландии.
Москва 1980.