Образ иноплеменников по Повести временных лет (1060-1110) ([Доклад])
ОБРАЗ ИНОПЛЕМЕННИКОВ
ПО ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
(1060-1110)
1. Предмет исследования.
Анализируется отрывок «Повести временных лет», записи с 1060
(6568) по 1110 (6618) включительно (50 лет). Это заключительный фрагмент
летописи.
2. Исторические условия.
Это время правления Ярославичей, потомков Ярослава Мудрого
(1019-1054). Это – период складывания феодальной раздробленности. Власть
самовластных правителей удельных княжеств - местных князей - все более
усиливается, все сильнее становятся сепаратистские тенденции, все слабее и
слабее становится власть Великого киевского князя, которая после смерти
Мстислава Великого (1125-1132) становится чисто номинальной. Междоусобные войны
между удельными князьями опустошают Русскую землю. Каждый из них руководствуется
своими личными меркантильными интересами, заботится лишь о благе и процветании
собственного княжества, стремится подчинить себе соседей, возвыситься над ними,
сев на киевский стол. В силу этих и множества других причин каждое отдельное
княжество оказывается неспособным своими силами противостоять иноземным
нашествиям. Более того, очень часто русские князья в собственные междоусобицы
втягивают войска соседних народов: поляков, половцев и других. Все это, без
сомнения, со всех сторон ослабляло Древнерусское государство.
3. Образ иноплеменников.
В промежуток с 1060 по 1110 год в летописи упоминаются
разнообразные народы, с которыми Русь так или иначе имела какие-либо контакты.
Это и греки, и дунайские болгары, и хазары, и берендеи, и многие, многие
другие.
Наиболее часто, более 50 раз, на страницах анализируемого
фрагмента «Повести временных лет» встречаются упоминания о половцах -
обитателях поднепровских степей, беспокойных и воинственных соседях
древнерусских княжеств. Впервые упоминание о половцах встречается в записи под
1061 годом: «Впервые пришли половцы войною на Русскую землю», – сообщает
летописец.
Именно по отношению к половцам хронист применяет наиболее
яркие и выразительные эпитеты. Чаще всего он называет их «погаными». Однако
этот термин, имеющий в современности негативный оттенок, летописец использует в
несколько ином значении. Дело в том, что русское прилагательное «поганый»
происходит от латинского «paganus», что значит «язычник». Поэтому,
называя половцев «погаными», автор «Повести временных лет» прежде всего имеет в
виду их конфессиональную принадлежность, или, вернее сказать, отсутствие
таковой. Более десяти раз в анализируемом фрагменте применяется этот эпитет.
Вообще, главным фактором, определяющим отношение хрониста к
иноплеменникам, является их конфессиональность. Отсутствие у половцев
принадлежности к какой-либо конфессии вызывает к ним особое недоверие, а в
отдельных случаях и неприязнь летописца.
Наиболее сильные эпитеты применяет автор «Повести временных
лет» к врагам, разоряющим христианские святыни. Так, в связи с разграблением
Киево-Печерского монастыря половцы характеризуются и как «безбожные враги»,
«окаянные». Половецкий хан Боняк удостоился даже названия «шелудивым» и
сравнения с хищником. Хронист называет их «оскорбителями», – оскорбителями,
прежде всего, христианских святынь, храмов, монастырей. Некрещеные
иноплеменники для него – «безбожные сыны Измаиловы, посланные в наказание
христианам», проливающие христианскую кровь, губящие христианские души и
русскую землю. Повторяясь, следует сказать, что отсутсвие христианской веры во
врагах было главным для летописца, определяющим, наряду с патриотизмом, его
отношение к воинственным иноплеменникам.
4. Осмысление летописцем нашествий
иноплеменников.
Древнерусский хронист не просто фиксировал происходящее, но
и по-своему осмыслял историю, давая ей во многом отличное от современного
толкование. Нашествия иноплеменников воспринимались им с особых, свойственных
человеку того времени позиций.
Рассматривая то, как средневековый летописец осмыслял
исторические события, необходимо постоянно делать поправку на свойственное ему
мировоззрение. В представлении автора «Повести временных лет» любое событие
происходит по божьему промыслу, по неисповедимой воле всевышнего. Именно
Господь Бог вкладывает в сердца людей добрые помыслы, направляет их благие
действия. Однако в то же время он же и направляет врагов на разграбление земель
христиан. Это – наказание Господне за грехи. В связи с поражением на реке Альте
в 1068 году летописец сообщает: «Наводит Бог, в гневе своем, иноплеменников
на землю, и тогда в горе люди вспоминают о Боге; междоусобная же война бывает
от дъявольского соблазна» [122][1]. И далее: «Когда же впадает в
грех какой-либо народ, казнит Бог его смертью, или голодом, или нашествием
поганых...» [122]. В записи за 1093 год можно
прочитать: «Это Бог напустил на нас поганых, не их милуя, а нас наказывая,
чтобы мы воздержались от злых дел. Наказывает он нас нашествием поганых; это
ведь бич его, чтобы мы, опомнившись, воздержались от злого пути своего» [159].
В пониманиии летописца каждое событие, каждое происшествие
имело свой, совершенно определенный смысл. Если битва происходит в один из
церковных праздников, то в зависимости от ее исхода, хронист воспринимает ее
как господне благоволение, или, напротив, как особо тяжкое наказание. После
двух поражений от половцев в 1093 году, случившихся в праздники Вознесения
Господня и в день святых мучеников Бориса и Глеба, он приводит слова
библейского пророка «Обращу праздники ваши в плач и песни ваши в рыдание»
[160].
Точно так же трактуются автором «Повести временных лет» и
природные явления, которые становятся для него «знамениями», предвещающими
исход сражения. «Знамения ведь на небе, или в звездах, или в солнце, или в
птицах, или в чем ином не к добру бывают; но знамения эти ко злу бывают: или
войну предвещают, или голод, или смерть» [121]. Знамение называется добрым, если битва завершается победой
над врагом и дурным, если происходит обратное. За 1102 годом хронист записал: «Знамения
ведь бывают одни к злу, другие же к добру» [202].
Иноплеменники часто привлекаются русскими князьями к участию
в их междоусобных столкновениях. Наиболее часто в качестве наемной военной силы
привлекаются половцы и поляки. Кроме того, сами князья в распрях не могут
противостоять врагу поодиночке, подвергая Русь опустошительным набегам соседей.
На съезде в 1097 году в Любече князья пытаются прекратить усобицы: «Зачем
губим русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу
несут розно и рады, что между нами идут войны» [188]. В этом фрагменте, безусловно,
вразилась и воля самого летописца. Положить конец бесконечным распрям удельных
властелинов, дать достойный отпор опустошительным набегам иноплеменников,
восстановить величие и могущество Руси – вот истинный посыл и страстное желание
автора «Повести временных лет», к несчастью, как показала история, лишенное
всяческой надежды на осуществление.
[1] Здесь и далее – в квадратных скобках указаны номера страниц в издании: