Культура средневековой Европы
Тема:
Культура средневековой Европы.
Древнерусская литература: семь
веков.
Русская
литература насчитывает почти тысячелетнюю историю. Это одна из Старейших
литератур Европы. Её начальный, или древ-нейший, период длился более семи
столетий, с 11 по 17 век, и имел специфические черты, присущие
средневековью, выражавшиеся, прежде всего, в мировоззренческой основе
литературы и её рукопис- ном характере.
Литература на Руси появилась во
второй половине 10 века с расп- ространением христианства и славянской
письменности. Христианст- во – письменная религия. Возникновение и
развитие письменности обусловлено потребностью в изложении и
распространении христи- анского вероучения. С одной стороны, переводная
литература дала толчок развитию оригинальной древнерусской литературы, с
другой - её возникновение было в значительной степени подготовлено высо-
ким уровнем развития устного народно – поэтического словесного
творчества – сказок, былин, песен и т. д. Но в отличие от фольклора,
литература формировалась иным типом мышления, на иной эстети- ческой
основе. Фольклор – результат творчества широких народных масс. Его среда
обетования была гораздо шире среды обетования ли- тературы. Литература –
продукт деятельности не всей, а только обра- зованной части общества.
Как область
умственной деятельности, средневековая литература тесным образом была
связана с философско – мировоззренческими представлениями писателей, выражая
их прямо или отражая опосре- дованно. Для древнерусской литературы эта
связь была тем более сильна, что в средневековый период художественный
метод отраже- ния бытия, присущий литературе, не существовал обособленно от
на- учно – познавательного метода по причине синкретизма средневеко- вого
личностного и общественного сознания. В результате развитие литературы было
тесным образом связано с развитием философско- мировоззренческой мысли
Древней Руси. При периодизации литера- турного процесса необходимо не
только исходить из смены и взаимо- отношений исторических событий и эпох,
но и учитывать процесс развития мировоззрения в Древней Руси, не забывая о
теснейшей свя- зи этих двух процессов. В этой связи необходимо рассмотреть
фило- софско – мировоззренческие представления Древней Руси 10 – 17 вв.,
отражение взглядов в литературе и влияние их на развитие литератур- ного
процесса средневековья.
Миры видимый и
невидимый в сознании книжно – образованных людей 10 – 13 вв., к которым
относились и писатели, составляют сот- ворённую Богом Вселенную. В центре неё
находится сам Творец. От- туда взирает он на сотворённый мир и правит им. Его
взор на мир – из центра мироздания, из глубины иконы, отразили иконописцы в
обрат- ной перспективе икон. Человек, стоящий перед иконой и общающийся через
неё с Богом, был последним в ряду творений. В момент молитвы он составляет с
ней целое, как бы «замыкает» икону. Благодаря обрат- ной перспективе на
человека обращён идущий из глубины иконы взг- ляд Создателя.
«Что есть
человек, что ты знаешь о нём?» - этими словами из Псалтыри начинает
свои рассуждения о человеке, о смысле жизни в «Поучении» детям киевский
князь Владимир Мономах (1053-1125). Проблема человека в древнерусской
литературе, на всём её семисот- летнем протяжении, остаётся
центральной. И весь путь её можно обозначить как путь, начинающийся в 11
в. с постижения мироздания и определения места человека в нём, до
постижения в 16 – 17 веках самого человека, попытки покрытия его внутреннего
мира и характе- ра.; от духовности к душевности.
В 11 веке
человек представлялся как малый мир, «микрокосмос»,- подобие большого мира,
«макрокосмоса», Вселенной. «Сотворил Бог человека, как бы некий второй
мир: малый – в великом», - говорит Иоанн Дамаскин.
Как и весь
окружающий его мир, человек – божественное творе- ние. И в значении своём
они почти равнозначны. Наблюдая окружаю- щий мир, человек убеждался в величии
Творца. А человек – подобие Творца, вершина его творения, и тем он
возвышается над сотворён- ным видимым миром.
Мир устроен
волею Бога, и его движение изначально предопреде- лено. Отсюда – провиденциализм
в истории: события жизни не взаи- мосвязаны между собой, каждое из них
происходит повелением свы- ше. Такой взгляд на историю отразился в
крупнейшем историческом сочинении Киевской Руси – «Повести временных лет» -
первом оте- чественном летописном своде, составленном около1113 года монома-
хом Киево – Печерского монастыря Нестором.
В основу
«Повести» легли русские летописные своды 11 в. и ви- зантийские хроники,
тексты Священного писания и народные преда- ния и легенды, рассказы
очевидцев и личные впечатления составите- лей.
«Повесть»
включила в себя разнообразные литературные жанры: от кратких погодных
записей, повестей, поучений, притч, преданий до легендарно – библейских
сказаний и княжеских житий.
Следует отметить,
что историческая тематика занимает в древне- русской литературе доминирующее
место. Уже в одном из первых до- шедших до нас историософском сочинении
русского митрополита Илариона «Слове о Законе и Благодати», написанном
между 1037 и 1051 годами, сделана удачная попытка осознать историческое
место Древней Руси в контексте мировой христианской истории. В «Повести
временных лет» эта тема получила своё дальнейшее развитие.
Литература
Киевской Руси в 1238 – 1240 гг. была богата самыми разнообразными по темам и
жанрам произведениями. Период 11 – 13 веков очень плодовит в
жанрообразовательном плане. Древняя Русь быстро усвоила жанровую систему,
привнесённую переводной, преж- де всего, церковной литературой, и стала
формировать свою собствен- ную. Конечно же, жанры церковной литературы
занимали в древне- русской письменности этого периода ведущее место,
однако заметно и значительное развитие жанров мирской литературы.
В мирской
литературе на протяжении многих столетий доминиро- вала историческая тематика,
а среди жанров – историческая повесть, во многих своих разновидностях:
воинской повести, историческом сказании, повести о княжеских преступлениях и
других. Некоторые из них входили в состав летописей, как изумительная по мастерству
опи- сания «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского», помещён- ная в
«Повесть временных лет» под 1099 годом. Некоторые бытовали самостоятельно:
«Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Ря- зани Батыем» - и позднее
включались в сборники или своды.
«Слово о полку
Игореве» - самая крупная жемчужина древнерус- ской словесности. Окружающие
его произведения только оттеняют его достоинство. «Слово» Даниила
Заточника впервые поставило проблему интеллектуального служения князю,
превосходства ума над физической силой.
К середине 13
века уже сложилась определённая иерархическая система жанров в Древней
Руси. В церковной литературе высшую ие- рархическую ступень занимали
Евангелия, затем следовали книги апостолов, Апокалипсис, жития святых. В
светской литературе доми- нировал жанр летописей, затем шли княжеские
жизнеописания, исто- рические повести, слова, послания и так далее.
Во второй
половине 13 века начинался новый этап в истории древ- нерусской литературы.
Начался он переходным периодом, длившимся почти столетие. В его продолжение в
уже устоявшейся мировоззрен- ческой системе появляются представления,
которые вышли за рамки этой системы и, в конечном итоге, её значительно
изменили. Символ, как средство раскрытия смысла, обретения истины, уступил
место ре- алиям. Накапливаемый практический опыт дал толчок познаватель-
ному мышлению. Развитие самостоятельного мышления привело к из- менению в
14 – 16 столетиях мировоззренческой системы. Общий взгляд на мироздание,
всеобщую историю, сменился в этот период конкретным взглядом на русскую
историю, её отдельные события и остановился, наконец, на человеке.
Постепенно, к
концу 16 века, обратную перспективу вытесняет привычная для нас линейная
перспектива. Изограф взглянул на мир глазами обыкновенного человека. В
результате значительных измене- ний в мировоззрении, в центре внимания
литературы оказался чело- век. Возник интерес к личности, к поступкам,
чувствам и мыслям че- ловека, отразившийся в исторической литературе и
возникновении в 15 веке оригинальных бытовых повестей. В произведениях
появилась личностная оценка писателя происходящих событий. Наряду с офици-
альной государственной точкой зрения, в литературе стал проявляться частный
взгляд на историю и личности.
Конечно, 16 век
нельзя сравнивать ещё с 19 веком, с расцветом глубоко психологической
русской прозы, но всё же к концу 16 века наметился существенный поворот
во взглядах на человека. Причина этих перемен – в возросшем интересе к
знаниям. В 14 – 16 столетиях переводится разнообразная средневековая научная
литература, разви- ваются ремёсла, прикладные знания. Появился значительный
интерес к своему историческому прошлому. Появляется осознание неповтори- мости
эпох и событий, ценности человеческой личности.
Интерес к
личности привёл к усилению и обогащению личностно- го начала в литературе.
Стали выражаться различные мнения по по- воду тех или иных явлений русской
жизни, всё более отчётливо стали проявляться особенности индивидуального стиля
писателя.
Не случайно в
этот период появляются первые профессиональные писатели, которые наряду со
своей основной деятельностью профес- сионально занимались и литературой.
Так, Киприан был митрополи- том, Епифаний Премудрый – монахом, оба были
авторами житий.
Расширение
кругозора, стремление пополнить географические знания способствовали
появлению произведений о путешествиях.
Конец 15 века и
век 16 – это расцвет публицистики в древнерус- ской литературе. Впервые
появляется вымысел в исторических произ- ведениях.
17 век внёс свои
значительные коррективы в средневековые пред- ставления Древней Руси, и
сказываются они, прежде всего, в секуля- ризации мировоззрения: отделении
религиозного начала от мирского. Появляются новые виды литературы –
драматургия и силлабическое стихотворство.
Одна из важнейших
заслуг 17 века в развитии литературы – от- крытие характера. У
персонажей лучших светских повестей 17 века уже показано сложное
переплетение добрых и плохих черт, возникает представление о характере и
его формировании под воздействием обстоятельств и влиянием других
персонажей, количество которых в повести значительно расширяется. Повести
заняли ведущее место в литературе 17 века.
Литература
подошла к новому периоду в своей истории.
Средневековая
живопись.
Живопись –
важное средство художественного отражения и ис- толкования
действительности, воздействия на мысли и чувства зрите- лей, обладает
существенным социальным содержанием и разнообраз- ными идеологическими
функциями.
Развитие западноевропейской
живописи тесно связано с научны- ми открытиями и общим расширением
кругозора. Великие географи- ческие открытия, переворот в мировоззрении
людей, связанный с сис- темой Коперника, обогатили сознание людей. В
Голландии, началь- ный период развития натюрморта нашёл своё отражение в
творчестве Бальтазара ван дер Аста, картины которого демонстрируют
радость нового постижения красоты природы. В композициях замечательных
живописцев Питера Класа (1597 или 1598 – 1661) и Виллема Класа Хеды (ок.
1594 – ок. 1680), изображённые в картинах предметы объе- диняются, важным
фактором становится свет, падающий на предме- ты.
Ощущение
вещественности предметов, их жизненного естества, умение извлекать из
сочетаний предметов действенные, характеризу- ют творчество замечательного
мастера Франсуа Рейкхалса, оказавше- го значительное влияние на двух
крупнейших мастеров голландской живописи Абрахама ван Бейерена и Виллема
Калфа. Абрахам ван Бей- ерен был художником страстного кипучего
темперамента, ищущим, стремящимся передать в искусстве свою напряжённую жизнь.
Крупнейшим
мастером натюрморта является фламандский живо- писец Франс Снейдерс
(1579–1657). В зрелый период своего творчест- ва он создаёт монументальные
декоративные полотна, в которых изображает груды битой дичи, фруктов,
овощей, цветов. Мощь, изо- билие природы, яркая, жизнеутверждающая сила
материи прославля- ются Снейдерсом в его многочисленных, огромных по
размеру ком- позициях, предназначенных для украшения дворцов
фламандских вельмож.
Изображения
отдельных предметов, несущие в себе как символи- ческое, так и чисто
декоративное значение, мы видим во многих порт- ретах кисти таких итальянских
художников, как Венето, Морони, Лот- то, Бронзино.
Ростки
испанского натюрморта можно найти в творчестве Фран- сиско Сурбарана (1598
–1664). Его картина «Детство Богоматери», где образ юной Марии трактован
столь живо и лирично, даёт нам яркое представление о том, как испанский
художник не только виртуозно передаёт фактуру и форму вещей, но и каждую из
них наделяет боль- шим духовным смыслом.
К числу наиболее
ярких представителей немецкого искусства 17 в. принадлежит Георг Флегель,
художник, предметы в картинах которо- го обладают свойством вступать в
непосредственный контакт со зри- телем.
Говоря о
живописи, нельзя не упомянуть Леонардо да Винчи (1452 –1519) -
итальянского живописца, скульптора, архитектора, учё- инженера. Сочетая
разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями,
он создал образ человека, отвечаю- щий гуманистическим идеалам Высокого
Возрождения. Гуманисти- ческий идеал женской красоты воплощён в
портрете Моны Лизы (Джоконда).
Микеланджело
Буонарротти (1475 – 1564) – итальянский скульп- тор, живописец, архитектор,
поэт . Он с наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные
героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а так же трагические
ощущения кризиса гуманистичес- кого миропонимания в период Позднего
Возрождения. Монументаль- ность, пластичность и драматизм образов,
преклонение перед челове- ческой красотой появились уже в ранних
произведениях.
К Великим
живописцам средневековья так же относятся Рафаэль Санти и Рембрандт
Харменс ван Рейн. Рафаэль Санти (1483 –1520)- итальянский живописец и
архитектор – с классической ясностью и возвышенной одухотворённостью
воплотил жизнеутверждающие иде- алы Возрождения. Его ранние произведения
проникнуты изяществом и мягким лиризмом. Земное бытие человека,
гармонию духовных и физических сил прославил в росписях комнат Ватикана,
достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита,
единства фигур и величественных архитектурных фонов. В портретах создал
идеальный тип человека Возрождения. Проектировал собор святого Петра,
строил капеллу Киджи церкви Санта – Мария дель По- поло в Риме.
Важнейший вклад
в развитие средневековой культуры внёс анг- лийский драматург и поэт
Уильям Шекспир (1564 – 1616) – крупней- ший гуманист эпохи Позднего
Возрождения. В творчестве Шекспира отразились социальные противоречия,
предшествовавшие Английс- кой революции 17 века. Ранние пьесы
проникнуты жизнеутверж- дающим началом: «Укрощение строптивой», «Сон в
летнюю ночь», «Ромео и Джульетта» и т. д. В исторических хрониках
запечатлён кризис феодальной системы. Шекспировский канон включает 37 драм.
Глубокий лиризм и поэтичная образность присущи как поэмам и «Со- нетам», так
и драмам (написанным преимущественно белым стих- хом), отличающимся
проникновенным знанием характеров и страстей. Масштаб событий у Шекспира
делает личные драмы героев явлени- ями государственного и общественного
значения. Изображение харак- теров во всей их многогранности и движении
– важнейший вклад Шекспира в развитие человеческой культуры.
Николай Коперник
(1473 – 1543) – польский астроном, совершив- ший переворот в
естествознании, отказавшись от принятого в тече- ние многих веков учении о
центральном положении Земли, объяснив видимые движения небесных светил
вращением планеты вокруг оси и обращением её вокруг Солнца.
Галилео Галилей
(1564 – 1642) – итальянский учёный, один из ос- нователей точного
естествознания – всю свою жизнь боролся против схоластики, считая основой
познания опыт. Заложил основы совре- менной механики, построил первый
телескоп. Активно защищал гели- оцентрическую систему мира Коперника, за что
был подвергнут суду инквизиции.
Надо сказать,
что в средние века большинство учёных подверга- лось гонениям со стороны
инквизиции – судебно – полицейского уч- реждения для борьбы с ересями. Учёный,
который опровергал учения церкви, считался еретиком и обычно
приговаривался к сожжению. Примером тому может служить судьба итальянского
философа – пан- теиста и поэта Джордано Бруно (1548 – 1600), выдвинувшего
концеп- цию о бесконечности и беслисленном множестве миров Вселенной.
Работы Исаака
Ньютона (1643 – 1727) – английского математика, механика, астронома и
физика – надолго определили пути развития физики и математики. Значительная
часть классической механики на- долго сохранилась в виде, созданном Ньютоном.
Закон всемирного тя- готения постепенно осознавался как единый принцип,
позволяющий строить совершенную теорию движения небесных тел. Созданный им
матемачический анализ открыл новую эпоху в математике.
Трудно
представить, какой была бы современная жизнь без гениев средневековья, людей,
которые не смотря на протесты церкви, про- возглашали свет Высокой
культуры. Об этих людях, известных нам со школьной скамьи, можно написать очень
много.
Используемая литература: А.
Н. Ужанков «Хрестоматия по древнерусской литературе»
Анатолий Томилин «Рассказы об электричестве»
«Советский Энциклопедический словарь»
М. Шахнович «Тайны Прометея»
«Энциклопедический словарь математика»
Журнал
«Огонёк» 1987 года.