История Русской культуры
Русская культура, пережившая безвременье
упадка почти на протяжении столетия после нашествия монголо-татар, со 2-й
половины XIV века вновь возрождается. С этого времени
социальный процесс протекает в условиях подъема национального самосознания.
Умонастроения эпохи, укладывавшиеся в рамки религиозного мировоззрения
(эсхатология, исихазм, ересь и др.), определили характер культурных процессов,
присущих эпохе. Наиболее ярким проявлением историко-культурного процесса этого
времени явилось развитие живописи. XIV век – время
расцвета монументальной живописи Новгорода, а московская живопись ХIV- ХV в. вообще не знала себе равных на Руси.
Произведения Андрея Рублева и Феофана Грека, Прохора с Городца и Даниила
Черного – подлинные сокровища мирового масштаба.
Москва со второй половины ХIV в. становится центром формирования
великорусской культуры, центром притяжения всего лучшего, что было создано
самобытного в различных областях бывшей Киевской Руси.
На
рубеже ХV – ХVI вв. почти
одновременно с Англией, Францией, Испанией образованием единого государства
завершился процесс объединения русских земель. В отличие от мононациональных
государств Западной Европы, Российское государство изначально формировалось как
многонациональное; процесс объединения на Руси опирался не столько на
экономические и культурные связи, сколько на военную мощь московских князей.
Недостаток экономической объединяющей силы, которой на Западе являлось «третье
сословие» - зарождающаяся буржуазия процветающих городов, - в России с лихвой
восполнило государство. Все это породило не только специфическую форму
самодержавия, но и особую социально – психологическую атмосферу, присущую
России шестнадцатого и последующего столетий. Формирующаяся общерусская
культура в конце ХV–ХVI веков была
подчинена задачам служения «государеву делу». Заботами о Российском государстве
проникнуты общественная мысль и литература, государственным задачам подчинено
зодчество. Рост государственной силы отразился даже в живописи ХVI века. Наконец после двух с половиной веков почти полной изоляции
культура молодого Российского государства вошла в соприкосновение с
ренессанской культурой Запада, что стало важным условием преодоления известной
культурной отсталости и упрочения положения России среди других европейских
государств.
1.
Фольклор.
Главная тема устного народного творчества –
борьба за независимость. В связи с этим осовременивался героический былинный
эпос киевского периода. Этой же теме посвящены многие исторические песни,
ставшие в ХVI веке наиболее распространенным жанром
фольклора. Песни откликались на важнейшие события и исторические явления,
оставившие глубокий след в народном сознании. Например, политика и личная жизнь
Ивана Грозного породили целые циклы исторических песен («Поход на Казань»,
«Казаки идут к Казани», «Взятие Казани», «Иван Грозный молится по сыну»,
«Смерть Ивана Грозного» и др.)
Параллельно и в тесной связи с исторической
песней развивался и более молодой жанр – народная баллада (повествовательная
песня драматического характера). Некоторые баллады имеют весьма древнее
происхождение, в них проступают черты славянского язычества («Княгиня и змей»,
«Беглый княжич» и др.), но большинство лишено архаики и обращено к
современности («Гнев Ивана Грозного на сына», «Оборона Пскова» и др.).
2.
Общественно
– политическая мысль и литература.
Второй этап в развитии литературы
начинается после победы на Куликовом поле (1380 г.) и завершается
присоединением к Москве Великого Новгорода, Твери и Пскова. В эти годы в
общественной мысли и в литературе господствовала идея политического и
культурного объединения русских земель, которая все более связывалась с
Москвой. Московская литература, вбирая в себя областные стилистические
тенденции, приобретала общерусский характер и занимала ведущее место. О роли
национального самосознания свидетельствует как возрождение общерусского
летописания в конце ХIV – начале ХV в., так и целый цикл произведений, различных по жанру и стилю, но
единых по теме – все они посвящены исторической победе России над татарами
(летописная повесть о Куликовской битве, «Сказание о Мамаевом побоище»,
«Задонщина» Софония Рязанца, стилистически близкая знаменитому «Слову о полку
Игореве» и др.)
Проблема сильной централизованной власти,
назревшая в ХV веке, способствовала распространению на Руси
популярного среднеевропейского фольклорного сюжета – «Сказания о Дракуле
воеводе». Автор его русского варианта, очевидно, дьяк Ф. Курицын, оправдывал
жестокость самодержавного правителя, полагая, что только сильная власть
способна установить порядок в государстве.
Идея общерусского единства, возникнув в
домонгольский период, усилилась в тяжелые годы монголо-татарского нашествия. В
ХV веке тему национально – освободительной
борьбы оттесняла литература нового типа, отличавшаяся тематическим и стилевым
разнообразием, более органичной связью с фольклором, стремлением к
психологизму.
Конец ХV века стал переломным в истории общественной мысли и публицистики: в
это время было положено начало тем спорам об обрядах и букве, которые в ХVII столетии приведут к Расколу; появились признаки религиозного
свободомыслия, попытки рационалистической критики основных догматов
Православия; и, наконец, важнейшим вопросом общественно-политической мысли
сделался вопрос о месте церкви в государстве.
Одним из самых ярких проявлений
умственной жизни средневековья в Европе являлись ереси. В 70 – 80-х годах ХV в. в Новгороде и Москве возникло еретическое движение, получившее
название «ересь жидовствующих». Умеренная часть движения ограничивала свою
борьбу правом на известное свободомыслие в литературе и науке, более
радикальная доходила до отрицания церковной иерархии (требование дешевой и
праведной церкви) и основных богословских догм (о троичности Бога). Некоторые
идеи еретиков (отрицание монашества и церковного землевладения) вызывали
симпатии государственной власти, видевшей в крупном церковном землевладении
источник пополнения земельных фондов казны. Несмотря на поддержку Ивана III, церковный собор 1490 г. осудил ересь.
Идеи еретиков ХV в. нашли свое продолжение у «нестяжателей». Учители нестяжательства
(идеолог русского исихазма Нил Сорский и Вассиан Косой (Вас. Ив. Патрикеев)
высказывались за реформу монастырей для поднятия их авторитета, призывали
монахов к аскетизму и нравственному самосовершенст-вованию, указывали на
несоответствие церковной практики принципам христианства. Идеи нестяжателей
нашли поддержку у боярства, служилого дворянства и у великого князя, но со
стороны многих церковников встретили враждебное отношение. Игумен Волоцкого
монастыря Иосиф, формулируя позицию высших иерархов, оправдывал наличие у
церкви материальных богатств, изображая церковные земли как «убежище для бедных
и разоренных крестьян». Иосиф Волоцкий развил теорию теократического
абсолютизма, согласно которой власть великого князя имеет божественное
происхождение, что не только укрепило ее авторитет, но и усилило роль церкви в
государстве. Нестяжатели же были осуждены как еретики на церковных соборах
1503,1531 гг. Основные взгляды осифлян стали официальным учением церкви.
Неразвитость социально-экономических отношений, отсутствие широкой социальной
базы для реформаторского движения предопределило поражение еретиков и
укрепление позиций церкви. Это отразилось на развитии русской культуры ХVI века, оказавшейся под жесточайшим прессом канонических требований.
Многообразие общественных идей ,
выражавших устремления различных слоев в новых социально – политических
условиях, отразилось в светской публицистике. В оформлении теории феодальной
монархии принимали участие представители духовенства (теория «Москва – третий
Рим» монаха Филофея, выступившего с тезисом о богоизбранном царстве и
обоснованием не только мирового значения Русского государства, но, в еще
большей степени, исключительного значения церкви); дворяне (челобитные И. С.
Пересветова, содержащие программу строительства дворянского государства во
главе с самодержцем) и, наконец, представители княжеско-боярской аристократии
(переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским демонстрирует диаметрально
противоположные взгляды на государственную власть венценосного апологета
самодержавия и представителя княжеско – боярской оппозиции, убежденного
сторонника сословно – представительной монархии). Эти политические концепции
отражали основные тенденции в развитии российской государственности,
сложившиеся в ХVI веке.
К публицистике тематически и идейно
примыкает историческая литература, проникнутая идеей укрепления самодержавия,
усиления его союза с церковью. Так, Никоновская летопись, по замыслу ее
составителей (в число редакторов входил Иван IV), должна была показать историю Московского царства как историю мировой
державы, а Ивана Ш – достойным преемником римских и византийских
императоров. Летописи обычно сопровождались художественными заставками,
инициалами и миниатюрами. Но некоторые содержали такое необычайное множество
иллюстраций, что их называли лицевыми. Таков десятитомный «Лицевой летописный
свод» (40-е – 60-е гг. ХVI в.), насчитывавший около 9 тысяч листов,
украшенных 16 тысячами прекрасно выполненных миниатюр. В «Степенной книге»
история государственности сплеталась с историей Православной церкви, а главным
делом государственной власти представлялась защита и укрепление Православия.
Идеологию феодальной монархии, столь активно
обсуждавшуюся в публицистике, в исторической и церковной литературе, протопоп
Сильвестр применил к частной жизни в знаменитом сочинении «Домострой» (сер. ХVI в.), посвященном быту и жизни зажиточной городской семьи.
В ХVI в. появился
новый жанр литературы – остросюжетная повесть («Повесть о купце Дмитрии Басарге
и сыне его Борзомысле», нач. ХVI в.). Симптоматично, что и в этом жанре
заметно влияние общественно – политических идей. Кроме занимательности сюжета,
успеху повести способствовало и то, что ее героем был купеческий сын. С ростом
товарно-денежных отношений торговый люд занимал заметное положение в феодальном
обществе; обладая относительно высоким уровнем грамотности, он нуждался в своей
литературе, и она появилась.
3.
Зодчество.
После монголо-татарского разорения русская
архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство
прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены,
подорвана и техническая преемственность. Поэтому во многом приходилось начинать
сначала. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на
северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и
Тверь). Географическое положение Пскова , постоянная опасность нападения
Ливонского ордена обусловили развитие здесь оборонного зодчества. В ХIV – ХV вв. возведены каменные стены псковского
детинца (Крома) и «Довмонтова города». К началу ХVI в. общая протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км.
Псковские храмы небольших размеров возводили
из местного камня и белили, чтобы известняк не выветривался (церкви Василия на
горке, 1413 г.; Георгия со взвоза, 1494 г. и др.). Архитектурный облик церквей
оживлялся асимметричными крыльцами, папертями, звонницами, которые в целях
экономии строились без собственного фундамента и возводились прямо над фасадом
церкви, над папертью, даже над погребами (церковь Успения в Пароменье, 1521 г.)
Вековые традиции, гибкость архитектурного мышления , практичность создали
заслуженную славу псковским зодчим и позволили им в дальнейшем сделать весомый
вклад в архитектуру единого Российского государства.
На рубеже XV – XVI вв. начался новый этап развития каменного
зодчества. Творения русских мастеров в монументальных формах отражали
крупные перемены, происходившие в жизни страны. С превращением Москвы в столицу
независимого единого государства, формированием представления о ней как об
оплоте Православия связано стремление поднять художественный и технический
уровень московского строительства. Искуснейшие русские мастера (псковичи,
тверичане, ростовчане) работали здесь рядом с лучшими зодчими Европы. В
результате московское зодчество теряло региональную ограниченность и
приобретало общерусский характер. К концу XV в. белокаменный Кремль Дмитрия Донского (1367 г.) обветшал. Для
возведения новых стен и башен Кремля (1465-95 гг.) были приглашены итальянские
мастера (миланский инженер Пьетро Антонио Солари и др.). Новые кирпичные стены
(протяженностью более 2 км с 18 башнями) оказались не только прекрасным
укреплением, но и замечательным произведением искусства. В 30-е годы XVI в. была возведена вторая линия каменных укреплений в Москве – стены
Китай-города (зодчий Петрок Малый), а в 1585-93 гг. – третья – Белый город
(мастер Федор Конь). Своеобразным итогом развития крепостного зодчества в XVI в. стал замечательный Смоленский кремль (1595-1602 гг., зодчий
Ф.Конь).
Инженерный и эстетический опыт Москвы
использовали строители многих русских крепостей (Новгород,1490-1500 гг.; Нижний
Новгород,1500-11 гг.; Тула, 1514-21 гг.; Коломна, 1525-31 гг. ).
На Соборной площади Кремля, на месте
обветшавших и тесных храмов времен Ивана Калиты были возведены новые. При
постройке Успенского собора (1475-79 гг.) итальянский зодчий Аристотель
Фиораванти, следуя образцу владимирского Успенского собора, творчески соединил
наиболее характерные древнерусские формы с ренессансным пониманием
архитектурного пространства и создал совершенно оригинальное произведение,
поразившее современников «величеством, высотою, светлостью, звонкостью и
пространством». Композиция нового собора была взята за образец при
строительстве Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (1524-25
гг.), Успенского собора в Троице-Сергиевом монастыре (1559 – 85 гг.), Софийского
собора в Вологде (1568 – 70 гг.) и др. В 1505 – 09 гг. итальянец Алевиз
Новый построил усыпальницу московских князей – Архангельский собор, отделав его
наподобие двухэтажного палаццо в духе итальянского Ренессанса. Столь
откровенное использование в отделке храма деталей, характерных для гражданского
строительства, знаменовало усиление светских традиций в культовом зодчестве.
Благовещенский собор (1484 –86 гг.) и церковь Ризположения (1484 – 86 гг.),
построенные русскими мастерами, гораздо более связаны с традициями псковского,
владимирского и раннемосковского зодчества. Завершают ансамбль Соборной площади
Грановитая палата (Марко Руффо (Фрязин) и Пьетро Антонио Солари, 1467 – 91
гг.), имевшая пятисотметровый квадратный зал, перекрытый четырьмя крестовыми
сводами с мощным опорным столбом посредине; и высокий столпообразный храм –
колокольня Иоана Лествичника (Бон Фрязин, 1505 – 08 гг.), представлявшая собой
башню из стройных восьмериков с аркадами для колоколов. Изящество постройки
подчеркивали плоские лопатки на углах и легкие карнизы.
Сложение новой общерусской архитектуры этим
не ограничилось. В 1-ой половине ХVI в. русские
зодчие осуществили задачу перенесения в каменное строительство элементов
шатрового храма. Один из лучших образцов этого стиля – церковь Вознесения в
селе Коломенском (1530 – 32 гг.). Это поистине русская во всех формах
постройка, порвавшая с привычным образом крестово – купольного храма.
Композиция церкви складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного
четверика с выступающими притворами, образующими крестообразный план,
восьмерика и шатра с главкой. При огромной высоте площадь храма невелика. Он
создан прежде всего для обозрения снаружи как торжественный памятник – монумент
важному событию – рождению наследника престола. Сложная форма двускатных
кокошников, восьмигранная форма барабанов глав боковых столпов, необычное
украшение центрального барабана полуцилиндрами, декор церкви Усекновения главы
Иоана Предтечи в селе Дьякове также свидетельствуют о воздействии деревянного
зодчества.
Русскими зодчими Бармой и Постником
Яковлевым в 1554 – 61 гг. в память о взятии Казани воздвигнут на Красной
площади собор Покрова, «что на рву». Архитектурный ансамбль церкви состоит из
девяти столпообразных храмов различной высоты, в названиях которых отразились
казанские события. Храм на Красной площади, как отмечали иностранцы, «построен
, скорее, как бы для украшения, чем для молитвы». Светское начало в нем
превалирует над культовым. Это высшая точка развития русского зодчества ХVI в.
Во 2-ой половине ХVI в. в культовом строительстве появилась консервативная тенденция.
Стоглавый церковный собор 1551 года строго регламентировал церковное
строительство. Зодчим было приказано придерживаться канонического образца
Успенского кремлевского собора, шатровые постройки, противоречащие византийским
образцам, были запрещены. В результате появилось на Руси множество тяжеловесных
повторений кремлевского шедевра. Лишь в самом конце столетия, при Борисе
Годунове,в архитектуре вновь наметилась тяга к разнообразию и изяществу форм,
повышенной декоративности (церковь в резиденции Бориса Годунова – селе Вяземы,
1598 – 99 гг. В целом, зодчество ХVI в. по
масштабам, разнообразию и оригинальности творческих решений принадлежит к
наиболее ярким этапам в истории русской архитектуры.
4.
Живопись.
В результате нашествия монголо-татар художественные центры
Руси переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов,
Ярославль, Новгород и Псков., где имелось много памятников старого искусства и
сохранились живые носители культурных традиций. Эволюция живописи лучше всего
прослеживается на новгородских памятниках, которых, к тому же, сохранилось
больше, чем в других городах. На развитие монументальной живописи Новгорода
оказал большое влияние великий византиец Феофан Грек
(30-е гг. ХIV в. – после
1405 г.). В ХV в. в монументальной живописи все более
усиливалось давление официально-церковного канона.
В ХIV – ХV вв. новгородская иконопись, в отличие от фрески, развивалась медленно.
К числу ранних икон, где уже оформляются черты местного стиля, относится икона
«Отечество» (кон. ХIV – нач. ХV в. , ГТГ), трактующая Троицу в «новозаветном» варианте – не в виде трех
ангелов, а антропоморфно, когда Бог-отец – это убеленный сединами старец,
Бог-сын – отрок, Дух Святой – голубь. В ХV в. появился новый тип двух-трехчастной иконы, воспринимающейся как
историческая картина. Икона 2-й половины ХV в. «Чудо от иконы Знамения пресвятой Богородицы» («Битва суздальцев с
новгородцами»), посвященная победе новгородцев над превосходящими силами
противника в 1169 г., свидетельствует об известной свободе новгородских
иконописцев, интересовавшихся историей не только священной, но и собственной.
По размаху и разветвленности московская
живопись того времени не знала себе равных. Здесь уже сложилась самобытная художественная
традиция и это позволило московским живописцам избежать простого подражания
великому мастеру Феофану Греку, ставшему на рубеже ХIV - ХV вв. главной фигурой в художественной жизни
Москвы. Под его руководством проходили основные художественные работы: росписи
церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского
Кремля и др. Сохранился ряд великолепных икон, созданных в кругу Феофана.
Лучшая из них – «Богоматерь Донская» из Успенского собора Коломны с «Успением
Богородицы» на обороте (ГТГ). Наиболее достоверным творением самого Феофана в
Москве считается 7 икон деисусного чина Благовещенского собора нач. ХV в. («Спас», «Богоматерь», «Иоан Предтеча» и др.). Глубокая
одухотворенность, выразительный рисунок, звучный колорит придают Деисусу
Благовещенского собора значение одного из величайших произведений мирового
искусства.
Иконостас Благовещенского собора – древнейший
из дошедших до нас так называемых русских высоких иконостасов. Новый иконостас,
в становлении которого , очевидно, большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей
Рублев и их товарищи, представлял собой высокую стенку из нескольких рядов икон
(«чинов»). В ХVI в. в композицию иконостаса вошли деревянная
резьба, богато украшенные оклады (ризы) для икон. Так в ХIV – ХVI вв. сложился высокий иконостас – русское
национальное явление, со своей иконографией, композицией и сложной символикой.
В искусстве А. Рублева наиболее заметен
просветленный мотив, который трактовал Страшный суд в духе русского исихазма –
с нетрадиционным оптимизмом. Это соответствовало как общественным ожиданиям
(надежда на всеобщее прощение, характерная для значительной массы верующих),
так и, вероятно, мироощущению самого художника-мыслителя, отчасти увидевшего, а
больше предугадавшего грядущий национальный подъем Руси. «Страшный суд» Андрея
Рублева и Даниила Черного не внушает чувства страха и возмездия. Это не суд
кары, а конечное торжество добра. Апофеоз справедливости, выстраданной
человечеством. В рамках традиционной иконографической схемы художники сумели
создать новое художественное явление.
Самое совершенное произведение А. Рублева –
икона «Троица» (ГТГ), происходящая из Троицкого собора Троице-Сергиева
монастыря. Серьезно переосмыслив византийскую композицию, художник освободил
икону от жанровых подробностей и сосредоточил все внимание на фигурах ангелов.
Три ангела – это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдание во имя
спасения человечества. Изображенные Рублевым ангелы едины, но не одинаковы. Их
согласие достигается единым ритмом, круговым движением. Круг, с древности
символизирующий гармонию, образован позами, движениями ангелов,
соотносительностью их фигур. Таким образом, Рублеву удалось решить труднейшую
творческую задачу, выразив две сложные богословские идеи о таинстве евхаристии
и триединстве божества. Содержание «Троицы» не ограничивается богословскими
идеями. В ХIV в. популярность культа Троицы на Руси была
связана с конкретными историческими условиями. В Святой Троице, как
нераздельной, осуждалась раздробленность и проповедовалась соборность, а в
Троице, как неслиянной, осуждалось иноземное иго и содержался призыв к
освобождению.
В конце ХV в. в древнерусской живописи ведущую роль играло «рублевское»
направление. Художники больше обращались к сюжетам Ветхого завета, к легендарно
– историческому жанру, проявляли интерес к национальному быту, к русским
реалиям (архитектура, костюм и т. п.).
Крупнейшим художником «рублевского»
направления на рубеже XV-XVI вв. был Дионисий (30-40-е гг. XVв. – ок. 1508 г.). Важнейшим среди сохранившихся творений Дионисия
является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502г.).
Влияние Дионисия сказывалось на всем искусстве XVI в.
Вместе с тем, в русской живописи ХVI в. появилось стремление к отвлеченному «мудрствованию», к истолкованию,
в художественных образах важнейших христианских догматов, что приводило к
перегруженности изображения деталями, символами (иконы «Видение Евлогия»,
«Видение Иоанна Лествичника», «Притча о слепце и хромце», ГРМ). Но одновременно
усиливалась церковная регламентация художественного творчества. Строгий
церковный надзор не только над иконописью, но и над самими иконописцами
вменялся специальным старостам из «нарочитых мастеров». Идеальный образ, к
которому должен был стремиться каждый художник, обрисован в главе 43 Стоглава:
«Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднослову, не
смехотворцу, не сварливу, не завистливу,не пьянице, не грабителю, не убийце;
особенно хранить чистоту душевную и телесную…».
Для иконописи ХVI в. характерно возвеличивание средствами искусства официальных
политических идей. Так, икона – картина «Церковь воинствующая» или
«Благословенно воинство небесного царя» (сер. ХVI в., ГТГ), мало напоминает традиционный молельный образ. Это, скорее,
живописный памятник казанской победе Ивана Грозного, произведение, по сути,
историко-аллегорического жанра.
В ХVI в. менялся и внешний облик русской иконы. Практически обязательной
принадлежностью становится серебряный басменный , или чеканный, оклад. Чтобы
подчеркнуть блеск окладов, лики часто писались намеренно темными
невыразительными красками. Те же изменения, что и в иконописи, происходили в
монументальной живописи, которая известна прежде всего по московским
памятникам. Развитие жанра исторического портрета связано с ростом интереса к
исторической тематике.
5. Прикладное искусство.
Значительного совершенства достигло в ХVI в. художественное шитье. Крупные мастера этого дела работали в
мастерской князей Старицких. Произведения этих мастеров характеризуются умело
созданными композициями, прекрасным подбором цветов. Замечательные образцы их
хранятся в ризнице Загорского историко-художественного музея. К концу ХVI в. наметилось стремление украшать шитье драгоценными камнями. Искусной
вышивальщицей была Ксения Годунова, которой принадлежит несколько вещей,
вышитых на бархате.
6.
Музыка
и театр.
Имеется немного сведений о развитии музыки и
театрального искусства в ХVI в. Тем не менее на основании некоторых данных
можно судить об общем характере этих искусств того времени. Веками существовали
и развивались народная музыка и песня, тесно связанные с эпосом. Наиболее
распространенными музыкальными инструментами того времени были духовые
деревянные инструменты – волынки, сопели, рожки, свирели, дудки; струнные –
гудок, гусли, домра, балалайка; были и ударные – бубны и бряцала. Последние
употреблялись главным образом в войске, где были еще трубы и сурны.
По-видимому, именно в ХVI в. стали складываться мелодичные
лирические песни, возникло характерное для русской музыкальной культуры
сочетание вариантов-подголосков с основной мелодией.. Народная музыкальная
культура оказывала определенное влияние и на церковную музыку. Церковь была вынуждена
использовать элементы народной музыкальной культуры с целью привлечения
народных масс к богослужениям. С ХVI в. стал распространяться колокольный звон. Вместе с тем с конца ХV в. в Россию стали проникать и западноевропейские музыкальные инструменты
– органы, клавесины и клавикорды.
Дальнейшее распространение получил в ХVI в. народный театр. Как ни боролась церковь против скоморохов, без них
не обходились народные празднества. Большой популярностью пользовались медвежий
цирк и кукольный театр Петрушки. К сожалению, мы слишком мало знаем о
конкретном содержании произведений народного театра – письменные источники
выходили из среды господствующего класса, враждебно относившегося к народной
культуре. Как и в области музыкально-певческой культуры, элементы театральной
культуры пыталась использовать в своих интересах церковь. В богослужения
вводились некоторые действа – представления отдельных сцен из «священного
писания».
7.
Материальная
культура и грамотность.
Прогресс техники происходил в средние века очень
медленно. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении происходили от
столетия к столетию и могут быть отмечены для каждого периода. Наиболее
застойной была техника сельскохозяйственного производства: бороны, косы, серпы,
грабли, двузубая соха с железными наконечниками и деревянный плуг.
Более заметно прогрессировала техника
ремесленного производства: русские мастера научились делать глубокие буровые
скважины (свыше 100 м) для добычи соли. Заметно выросла обработка металлов.
Стали употребляться меховые молоты – «самоковы». С конца ХV в. большое развитие стало получать литейное дело, тесно связанное с
обеспечением военных потребностей. В конце ХVI в. на московском Пушечном дворе отлита знаменитая «царь – пушка» Андрея
Чохова, богато украшенная различными орнаментами и изображениями и стоящая ныне
в Московском Кремле.
Развитие денежной системы Российского
государства обусловило совершенствование приемов чеканки монет, производившихся
на специальных Денежных дворах. Потребности государственного двора и феодальной
знати стимулировали развитие ювелирного дела.
Большое развитие получили гончарное
ремесло, различные виды обработки дерева. Во второй половине ХVI в. была предпринята попытка организовать производство бумаги (бумажная
мельница в Москве).
В середине ХVI в. была создана специальная Оружейная палата, сосредоточившая хранение
и производство дорогого оружия, драгоценной утвари, царских регалий и т. п.
предметов.
Дальнейшее развитие получила строительная
техника, возродилось производство кирпича., стали появляться каменные дома в
городах.
Тогда же сложился своеобразный русский
крестьянский костюм – понева и сарафан у женщин, косоворотка с разрезом на
левой стороне у мужчин, кокошник у женщин, валенка у мужчин (головные уборы).
Шестнадцатый век был тем временем, когда оформились и укрепились многие
специфические черты быта русской народности.
В условиях образования единого государства
потребности в грамотных людях значительно возросли. Это было связано с
развитием феодального хозяйства, ремесла, торговли, а в особенности – с
развитием аппарата власти, международных отношений и укреплением церкви.
Правительство, например, проявляло особую озабоченность тем, чтобы были
подобраны грамотные люди для новых губных учреждений (органов местного
управления). На Стоглавом соборе 1551 г. было принято решение об открытии в
домах служителей церкви училищ по учению грамоте, но оно не было выполнено и
обучение грамоте производилось по-прежнему в домашних условиях. В качестве
учебных пособий служили богослужебные книги. Во второй половине столетия
появились специальные грамматики и арифметики.
Заключение.
В ХVI в.
сложилась культура великорусской народности, закрепившая соответствующий
этнический процесс. Именно в ХVI в. началась история культуры русского народа
в собственном смысле слова.
Определяя основное содержание и направление
историко-культурного процесса средневековой России, можно с полным основанием
говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное творчество и имела
в нем главную питательную среду своего развития. В условиях феодального
общества, крепостничества, многовековой борьбы с опустошительными нашествиями
внешних врагов культура России обнаружила замечательные богатства творческих
сил народа. Эти силы питали и культуру господствующих классов, которые
использовали ее в переработанном виде в своих классовых целях.
Культура народа проникнута светлым духом
оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Развитие русской культуры
средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия.
Несомненно также, что громадное влияние оказало и господство религиозного
мировоззрения. Церковь, особенно в раннем средневековье, сыграла определенную
роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в
то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к
новым явлениям в культуре, являлась тормозом в развитии наук, технических
знаний, литературы, искусства. Сковывающее влияние церкви прослеживается и во
взаимодействии русской культуры с культурами Запада и Востока. И тем не менее
русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее
достижениями и внося свой вклад в ее развитие.
Культурные достижения русского
средневековья вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны,
они – часть нашего национального богатства, славы и величия нашего народа.
Литература.
1.
Л.А.Кацва, А.Л.
Юрганов. История России VIII –
ХV вв.
М. МИРОС. «Вентана – Граф». 1997.
2.
А.В. Муравьев,
А.М. Сахаров. Очерки истории русской культуры IХ – ХVII вв. М. «Просвещение». 1984.
3.
Л.Г. Емохонова.
Мировая художественная культура. М. «Академия». 1998.
5.
Т. И. Балакина.
Мировая художественная культура. М. «Книголюб». 2000.
6.
К. М.
Хорунженко. МХК. Структурно-логические схемы. М. «Владос». 1999.