Юрий Долгорукий - основатель Москвы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,86 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Юрий Долгорукий - основатель Москвы

 

 



Юрий Долгорукий —

основатель Москвы

 

 

 

 

Реферат по литературе

ученика 11 “А” класса

 

Степанова Ивана










г. Москва, 1996 г.

1. Введение

Летописи и иностранные хроники упоминают более 300 древнерусских городов и крепостей. Среди них Лавреньтьевской летописью под 1147 г. впервые названа Москва.

Москва возникла в пору расцвета Древней Руси, когда Владимир Мономах направил своего сына Юрия наместником северо-восточного края, связанного торговыми путями со Смоленском, Новгородом, Полоцком и с соседней мусульманской Булгарией. Москва как город складывалась в кругу ранее известных местных центров, таких, как Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир. Москву Юрий велел укрепить деревянной крепостью — Кремлём. Она стала одним из важных княжеских центров Владимиро-Суздальской Руси. Во время смут князей новая крепость была и сборным пунктом их войск, и объектом их взаимных споров.

Образ князя Юрия мы можем представить себе по немногочисленным художественным и историческим произведениям: романам Д. Еремина “Кремлёвский холм”, П. Загребельного “Смерть в Киеве”, по историческим трудам Н. М. Карамзина, А. О. Ишимовой.

2. Образ князя Юрия в художественной и исторической литературе.

Образ Юрия Долгорукого в Литературе имеет неоднозначную оценку. Князь Юрий, первый правитель богатого края и основатель Москвы, явно обнаружил стремление к единодержавию на Руси, пытаясь распространить свою власть на главные города севера и юга страны — Новгород и даже Киев. За это он и получил прозвище Долгорукий.

Н. М. Карамзин в своей “Истории государства российского” описывает его так: “... Георгий (Юрий) властолюбивый, но беспечный, прозванный Долгоруким, знаменит в нашей Истории гражданским образованием восточного края древней России, в коем он провёл все цветущие лета своей жизни. Распространив там Веру Христианскую, сей Князь строил церкви в Суздале, Владимире, на берегах Нерли..., оживил дикие мёртвые пустыни знамениями человеческой деятельности; основал новые селения и города... Но Георгий не имел добродетелей великого отца; не прославил себя в летописях ни одним подвигом великодушия, ни одним действием добросердечия, свойственного Мономахову племени. Скромные летописцы наши редко говорят о злых качествах государей, усердно хваля добрые; но Георгий без сомнения отличался первыми, когда, будучи сыном Князя столь любимого, не умел заслужить любви народной. Мы видели, что он играл святостию клятв и волновал изнурённую внутриннеми несогласиями Россию для выгод своего честолюбия. Одним словом, народ Киевский столь ненавидел Долгорукого, что узнав о кончине его, разграбил дворец и сельский дом Княжеский... Граждане, не хотев, кажется, чтобы и тело Георгиево лежало вместе с Мономаховым, погребли оное вне города, в Берестовской Обители Спаса...”

Судя по описанию Карамзина князь Юрий, несмотря на ряд полезных для государства дел: основание Москвы, хозяйственное укрепление Суздальского порубежья, постройка церквей и пр., был ничем не лучше многих других князей: был честолюбив, стремился всеми правдами и неправдами получить верховную власть в Киеве, не пользовался любовью народа.

Но вот совершенно другое мнение. П. Загребельный во введении к своему роману “Смерть в Киеве” пишет: “Князь Юрий Долгорукий известен как основатель Москвы. Уже за одно это он заслуживает вечной благодарности потомков. Хотя, к сожалению, летописцы, а позднее феодально-буржуазные историки... не были справедливы в отношении Юрия Долгорукого и сделали всё для того, чтобы обесславить его.

Факты же свидетельствуют о том, что Долгорукий был одним из выразителей народного стремления к единству нашей земли, боролся за это досамой смерти.

Боярство и церковники всячески мешали Долгорукому в его деятельности, выставляя против него таких послушных им князей, как Изяслав Киевский. Они не останавливались перед тягчайшими преступлениями, лишь бы опозорить Долгорукого, не допустить его в Киев...”

Положительное отношение автора к князю Юрий совершенно очевидно. В таком же ключе изображается Долгорукий и в романе. У Загребельного Юрий — мудрый правитель, простой, весёлый человек, он запанибрата обращается со своими людьми и поэтому любим и уважаем ими. Юрий деятелен: он не сидит без дела в Суздале, он постоянно в походе где-нибудь в непролазной глуши, куда по выражению главного героя романа лекаря Дулеба может забраться “либо дурак, либо князь”.

Также в положительном свете изображает Юрия Долгорукого Д. Еремин в романе “Кремлёвский холм”. Но необходимо отметить, что Юрий из “Кремлёвского холма” немного отличается от Юрия из “Смерти в Киеве”. В романе Еремина Долгорукий менее похож на простого человека. Здесь Юрий действительно Князь. Он строг, но справедлив. Узнав, что сборщик налогов Федот вопреки княжескому указу прогонял бродяг с поселения да ещё и требовал с них дань, он очень рассердился — Федот был снят с почётного места и чуть не поплатился жизнью.

Кроме того Юрий был мудрым политиком. В романе рассказывается о борьбе Долгорукого с боярами. Рассуждая на эту тему, он говорит, что в этой борьбе победит только тот князь, который будет сильнее бояр в экономическом, а не только в военном плане. “Нельзя с боярами сечься, — говорит Князь, — и язык руки вяжет, и от речей голова летит!”. Юрий считал, что тот князь который только и знает, что сидеть в стольном городе да наращивать дружину, в скором времени либо станет марионеткой в руках бояр, либо будет выжит ими. Долгорукого, как человека гордого, такая перспектива никак не устраивала. Поэтому Юрий всячески старался укрепить свой удел: строил новые города и крепости, развивал ремёсла, заселял глухие районы пленёнными в походах мужиками. Долгорукий любил свой народ, так как понимал, что именно от него и идёт благосостояние и сила князя и государства. Именно благодаря “строительной программе” Юрия Долгорукого и была заложена Москва.

3. Обстоятельства образования Москвы.

Обстоятельства образования Москвы очень подробно описываются в романе Еремина “Кремлёвский холм”. Писатель описывает события так.

И вот на границе имения Кучки заслышался весёлый стук топоров, стал расти строительный посёлок. Старый боярин прекрасно понимал, что новый город скоро разрастётся и влияние князя в этом районе будет больше чем его, боярина, даже если он и не продаст князю своих земель.

Другими врагами князя на московской территории были язычники. Несмотря на то, что Русь официально приняла христианство, власть волхвов была ещё очень сильна, особенно в глуши.

Главари волхвов Клыч и Жом беспрекословно подчинялись боярину Кучке, так как Кучка всячески поддерживал их влияние на простой народ. Теперь это влияние пригодилось боярину для его зловещего плана.

И вот по наущению Кучки Клыч и Жом повели свою оголодавшую “паству” грабить новопостроенный посёлок, а боярин преспокойно отправился в Суздаль.

Толпа голодных ворвалась в посёлок, стала убивать всех его жителей, не жалея никого, поджигать здания, разграблять запасы. Но не успели они закончить своё чёрное дело, как появилась дружина Юрия с ним самим во главе. Князь ехал узнать, как идёт строительство. Половина мародёров разбежалась, а главарей князь собственноручно разрубил мечом на глазах у другой половины. Один из главарей перед смертью назвал имя Кучки как организатора погрома. Князь в гневе послал своего сына Андрея привести боярина на княжескую расправу...

4. Заключение.

Памятник Юрий Долгорукому стоит в самом центре Москвы. Гордо взирает князь со своего бронзового коня на результаты трудов своих. Велико влияние Москвы не только в России, но и во всём мире. За свои 850 лет много видела она и трудовых, и ратных подвигов. Ни монгольские, ни наполеоновские, ни гитлеровские войска не смогли покорить её. Не лучшие времена переживает сегодня Москва, как и вся Россия, но именно с неё началось возрождение страны: восстанавливаются храмы, строятся новые жилые кварталы, торговые центры. Быть москвичом сегодня не только почётно, звание москвича обязывает принимать активное участие в возрождении России.

5. Используемая литература.

1. П. Загребельный “Смерть в Киеве”;

2. Д. Еремин “Кремлёвский холм”;

3. Н. М. Карамзин “История государства российского”;

4. “Москва. Иллюстрированная история” под ред. Пашуто В. Т.;

5. А. О. Ишимова “История России в рассказах для детей”.

Похожие работы на - Юрий Долгорукий - основатель Москвы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!