Из истории джаза

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    255,16 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Из истории джаза

 «Если  вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз», - говорил Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов ХХ века. История джаза – часть истории ХХ века. Джаз многолик. Обаяние джаза, его ценности непреходящи, не связаны с приливами и отливами популярности этой музыки. Джаз восходит к фольклору американских негров. Его разнообразные жанры «Филд край», «холлер», «уорк сонг», «ринг-шаут» - музыка не африканская и не европейская, но сплав элементов двух музыкальных традиций.

 

Введение:

Джаз - один из наиболее популярных видов современной музыки.

История:

Вывезенные в Америку негры-рабы вначале посещали церковь и участвовали в пении церковных гимнов. Когда же их из церкви изгнали, то в своих отдельных церквях и на религиозных собраниях они стали исполнять христианские гимны уже на африканский манер. Так появились спиричуэлс. Из спиричуэлса и «уорк-сонг» (трудовой песни) возник блюз – предтеча джаза. Блюз (этот термин образовался от сочетания двух слов: «блу», «девл» - меланхолия, хандра) существует как самостоятельный музыкальный жанр. Негритянские блюзы были очень грустными песнями, в них выражалась тоска по родине, рассказывалось о бесправном и тяжелом положении негров-рабов. Исполнялись блюзы обычно под аккомпанемент гитары или банджо.  Исполнительницы блюза Бесси Смит, Билли Холидей вошли в историю джаза. В начале века зародился и регтайм или стиль «рег» и представлял собой попытку негритянских музыкантов использовать перекрестные ритмы африканской музыки при исполнении полек, кадрилей и других танцев. Произведения титана регтайма Скота Джоплина исполняются и сейчас. Негры-музыканты в большинстве своем не знали нотной грамоты. Никакого систематического музыкального образования у них не было, поэтому широко было развито ученичество, наставничество. Начинающие музыканты ходили за своим «учителем» по пятам, слушали часами его игру, изучали конкретную технику, конкретную манеру.

 Блюз и регтайм - это еще не джаз, а только подступы к джазу. Чтобы возник наконец джаз, необходимо было существование такого города как Новый Орлеан. Это город легенда и город легенд (одна из них – джаз). Населенный выходцами из Франции и Испании, «Париж на Миссисипи» - город танцующий, веселящийся, поющий. Город, в котором с помощью музыки мог быть преодолен даже непреодолимый расовый барьер. Музыка белых и негритянская музыка смешивались. Отрывки из опер, фортепианных произведений европейских композиторов классической школы, популярные песенки из водевилей, блюзы, регтаймы – все это было на слуху, все варилось в одном котле, и, в конечном счете, в первом десятилетии ХХ века возникла качественно новая музыка, которая получила название джаз. Историки джаза полагают, что это определение родилось из бытующего выражения «джезинг ит ап» – играть с воодушевлением, энергично. Новый Орлеан – южный город. Поэтому музыка исполнялась, в основном, на улицах, на пикниках, на открытом воздухе.

  Основа джаза -  импровизация. Джаз «разговорил» инструменты, обнажил их душу. Только с развитием джаза стало очевидным, какими огромными выразительными средствами располагают труба, кларнет, саксофон, тромбон, контрабас, барабан. Саксофон является, наряду с фортепиано, основным солирующим инструментом, выразителем музыкальных идей. В джазе музыку не исполняют, а творят. Нет композиторов, пишущих для джаза. В каждом имеющем собственное лицо ансамбле есть руководитель (лидер), которому принадлежит авторство большинства оригинальных композиций или аранжировок. В европейской музыке основная метрическая пульсация заложена в самой мелодии. В джазе граунд- бит (сопровождение) не связан с мелодией и выдерживается самостоятельной группой инструментов (обычно ударные, контрабас, гитара). Однако участие этих инструментов в исполнении не исчерпывается только лишь сопровождением. Соло хорошего барабанщика или контрабасиста – многокрасочная импровизационная композиция. Пианист в джазе не только и не столько виртуоз, сколько мыслитель. Поэтом фортепиано был Дюк Эллингтон, имя которого стало символом музыкальной культуры джаза.  

Свинг (очередной этап в развитии джаза) связан с постоянным отклонением ритма от сопровождения. Достигаемый с помощью свинга эффект «раскачивания» звуковой массы, конечно же, был наиболее заметен в биг-бенде с его мощным, красочным звучанием. В середине 30-х годов был очень популярен большой оркестр, управляемый знаменитым   кларнетистом Бенни Гудменом. Эра свинга совпала по времени с эрой радио. Радиоприемники появились в каждом доме и радиокомпании ежедневно по два-три часа транслировали выступления знаменитых биг-бендов. Таким образом джаз вышел из стен ресторанов, ночных клубов, дансингов и стал достоянием широкой публики и не только американской. С 20-х годов джаз приобретает все большую популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране. Джаз-оркестр Александра Цфасмана был создан в Москве в 1927 году. Много сделали для развития джаза Александр Варламов, Николай Минх, Георгий  Лансберг, Леонид Утесов.

                                    

Похожие работы на - Из истории джаза

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!