История музыкального искусства Туркмении

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,59 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История музыкального искусства Туркмении

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕИ А.С. ПУШКИНА






РЕФЕРАТ

на тему:

 «История музыкального искусства Туркмении»

 

 

 

 

 

студента V курса ОЗО

факультета искусств

Бондарева Георгия Владимировича

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005 год

СОДЕРЖАНИЕ:

Особенности сложения музыкальной культуры Туркмен…………………...….3

Язык фольклорной песни (песня как форма бытия)……………………..………4

Музыкальные инструменты туркмен…..…………………………………..……..7

Туркменская музыка в советский период………………………………..………12

Современная музыка Туркмении……………………………..……………..……14

Главная песня страны (гимн)………………………………….…………… …… 15

Список использованной литературы……………………………………………...16

Особенности сложения музыкальной культуры Туркмен

            Туркменская музыкальная культура уходит корнями в глубокую древность. При раскопках столицы Парфянского царства (3 в. до н.э.) г. Нисы были найдены древние питьевые сосуды в виде рога, украшенные изображениями людей, играющих на различных музыкальных инструментах типа древнегреческого авлоса, кифары, лиры. В Туркменском фольклоре сохранились легенды эллинистического происхождения, связанные с древнегреческими мифами и историческими личностями. Так, Платону приписывается создание популярнейшего народного инструмента дутара, а один из рассказов об Искандере Зуль-Кернее (Александре Македонском) повествует о возникновении духового музыкального инструмента тюйдука. Музыкальная жизнь доисламского средневековья (4 – 7 вв.) получила отражение в археологических памятниках Серахса, Мерва. Начало формирования туркменской музыки относится к 6 – 7 вв., когда складывается первоначальное ядро туркменской народности. История сохранила имя народного певца и сказителя Бабагамбара (7 в.) – одного из первых народных-профессиональных музыкантов, предшественников современных бахши. Отдельные сведения о туркменских инструментах и туркменской музыке содержатся в сочинениях аль-Фараби, аль-Канди, Ибн Сины, Сафи-ад-дина, аль-Урмави (9 – 13 вв.). Высокого уровня достигло музыкальное искусство в государстве Сельджуков, особенно в правление султана Санджара (11 – 12 вв.). Столица государства – Мерв становится средоточием культурной жизни Востока, куда съезжаются многие музыканты для обучения и творческих соревнований во дворцах феодальной знати и на народных праздниках. Татаро-монгольское нашествие и походы Тимура (13 – 14 вв.) нанесли большой урон национальной культуре, страна была опустошена, города разрушены. Существенно также, что оттесненные в безводную пустыню тюркские племена более 500 лет жили в значительной обособленности от соседних народов. В связи с этим при безусловных генетических и исторических связях с музыкальным искусством народов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока туркменская музыка развивалась своеобразным, глубоко самобытным путем, сохранив ряд древнейших черт.

            Туркменская музыка не имеет унифицированной системы ладов, свойственной восточным музыкальным культурам (азербайджанской, иранской и др.). Звукоряды не отличаются стабильностью, а немногочисленные обозначения ладов, бытующие в народном искусстве, в зависимости от контекста относятся к разным звукорядам. Излюбленные понижения ступеней приводят к возникновению хроматизмов, порой разрушающих диатоническую основу лада. Диапазон мелодии разнообразен – от тетрахорда до полутора октав и более. В инструментальном дутарном двухголосии устойчивыми элементами являются кварто-квинтовые и секундовые сочетания, а терции и сексты обычно используются как проходящие на слабой доле. Вероятно, это древняя традиция музыкальной практики, в которой терции и сексты еще не оформились как консонансы. Важным фактором интонационного развертывания является мелизматика, представленная рядом вокальных и инструментальных приемов. Эти приемы подчеркивают кульминационные эпизоды формы, наиболее выразительные фрагменты вокальных и инструментальных пьес.       

Язык фольклорной песни

Музыкальный фольклор туркмен объединяет разнообразные виды и жанры народных песен и инструментальной музыки, которая в большинстве случаев связана с обрядами, традициями, природными явлениями, трудовыми процессами. Отсюда они подразделяются на трудовые («хевлум», «хереле» – доение животных), свадебные («яр-яр», «куштдепде», «ляле» и др.), колыбельные («хувди»), обрядовые - похоронные («агы», «тавуш», «сес этмек» – плачи, причитания) и подблюдные и т.п.; лирические песни, девичьи песни («дамак ляле», «додак ляле», «эгин ляле», «хымыл»), песни-гадания, игровые песни на качелях, детские песни («Я рамазан») и др. Особый вид представляют и неприуроченные формы фольклора – «терма», «азада», «мавриги», «гапак» (хлопки), «ярызи» (состязания певцов). Музыка и песня восхваляют героев, знатных людей, красоту женщин и часто любовь к женщине или девушке.

Большую популярность у туркмен имеют народные песни «айдым», связанные с разными сторонами быта. Именно в песне, за небольшим исключением, дошли до нашего времени произведения туркменских поэтов-классиков.

Трудно назвать жизненную сферу, в которой музыкальные элементы не играли бы заметную и существенную роль. В культуре туркмен ранних периодов пение сопровождало человека от первых до последних его шагов. Человек душевный, склад которого сформирован традициями архаичного уклада жизни, не только часто поет на людях, но и часто поет наедине, оставаясь один на один с природой, которую его воображение населяет мистическими образами. Пение для него такая же необходимость, как и обычная речь, кроме того, язык песни, как считалось, понятнее духам, общение с которыми - такая же повседневность, как и общение с реальными соплеменниками.

Туркменские праздники были общенародными и семейными. Общенародные в большинстве случаев связаны с религией, с наступлением Нового года, началом весенне-полевых работ, уборкой урожая. Другая группа праздников, наиболее торжественная,— семейная: это рождение сына («огул тойы»), приобретение новой юрты, строительство нового дома («ей тойы», «там тойы»). У прибрежных туркмен справлялся праздник .в честь покупки или строительства новой лодки—«нав». В семейной жизни туркмен бытовало и множество других торжественных обычаев и обрядов. Необходимо отметить, что народные певцы-бахши были и остаются постоянными спутниками народных и семейных праздников. Без их участия не проходило ни одно праздничное торжество. Их профессиональное искусство ценилось чрезвычайно высоко.

Самое большое место в старинном песенном фольклоре занимают любовно-лирические песни. Они распадаются на мужские и женские (девичьи). Мужские лирические песни преимущественно любовные; они отличаются большой образностью, в них много сравнений, эпитетов, метафор, некоторые имеют строго выдержанную музыкальную инструментовку. Наиболее интересны среди них в социальном и бытовом отношении песни о горькой женской доле, песни девушек и женщин, так называемые «ляле» (по припеву, повторяющемуся в конце каждого куплета). Содержание «ляле» не ограничивается передачей исключительно личных чувств.

Следует отметить во время религиозных праздников (курбанлык и др.), духовенство запрещало какие бы то ни было игры, а также музыку.

Фольклорная песня была непосредственно вплетена в материальную, практическую деятельность человека, в труд, ритуал, обряд, и была, своего рода, формой бытия. Одним из наиболее древних обрядов туркмен считается «Суйт Газан». В мировоззрении древних тюрков Суйт Газан представлялся «хозяином», «покровителем скота», способным вызвать дождь с помощью дождевого камня. С течением времени содержание текстов, направленных на вызывание дождя, утратило смысл, и с тех пор жанр бытует как детская игровая песня.

Следы культа зороастризма прослеживаются в текстах ритуальных четверостиший обряда «шаман-от», относящегося к общенародным традициям. Обряд проводили в последнюю среду перед новым годом. Для этого разводили большой костер, через который прыгали женщины и дети, чтобы освободиться от всех болезней.

Особый интерес представляют песни, сопровождавшие приготовление сумаляка и игры в дни празднования Новруза – земледельческого нового года, отмечавшегося некоторыми оседлыми племенами туркмен. Новруз-байрам - праздник весеннего равноденствия, имеет глубокие исторические корни. Интересен обряд девичьего гадания перед Новрузом, называемый «монжукатды», исполнение которого сопровождалось песнями. В этот день девушки собирались в отдельную комнату и, исполняя традиционные четверостишия, поочередно вынимали из чаши с водой заранее сложенные бусины. Судьба девушки определялась словами, произносимыми в этот момент.

Очень популярны были в начале месяца Рамазан колядные песни, издавна привлекавшие внимание исследователей и ученых. Колядные песни туркмен «я рамазан» приурочены к началу постного лунного месяца рамазан и содержат массу этнографических сведений. По содержанию они имеют много параллелей с колядными песнями русских, украинцев, молдаван, народов Европы. Шумно и весело проходила ночь первого появления на небосводе молодого месяца. Дети и подростки, собираясь в группы, обходили дома соседей, распевая ритуальные попевки «яремезан». Желая хозяевам благополучия и удачи в новом году, они получали символические гостинцы.

Большинство обрядовых песен связано не только с определенным временем года, но и с конкретными действиями. Это касается, например, свадебных жанров, в которых гармонично сочетаются словесно-поэтические, музыкальные, хореографические и драматические искусства. Весь этот комплекс связан с народной жизнью, обычаями и обрядами. Явления фольклора нельзя понять вне их прикладной функции. По песням, звучащим на туркменской свадьбе, можно почти безошибочно определить, к какой из этнических групп относит себя вновь образуемая семья. Магический характер свадебного обряда усиливается также непосредственным участием коллектива: все участники традиционного торжества действуют как персонажи, имеющие свои обязанности и строгий порядок поведения. Здесь нет просто зрителей, роль каждого - играть самого себя, но так, как этого требуют эстетические нормы народного мировоззрения, поэтические традиции. Такая коллективность является особым признаком не только свадьбы, но и всей обрядовой поэзии в целом.

Туркменская свадьба представляет собой синтез различных фольклорных жанров: песен, шуток, игр, пословиц и поговорок, ритуальных четверостиший и обрядовых действ. Свадебный обряд, состоящий из нескольких этапов, начинается с момента сватовства, который уже предполагает обилие традиционных четверостиший. Задолго до намеченного дня свадьбы невеста в окружении подруг вышивает приданое. Собираясь за рукоделием, девушки шутят, поют протяжные лирические песни «эжежан», «ной-ной», «лэле». Рано утром к невесте приходили ее подруги и сверстницы, которые старались развеселить ее: пели свадебные песни («еленлер», «яр-яр»), играли на гопузе (губной музыкальный инструмент). В Саятском, Керкинском и Карабекаульском районах были популярны свадебные песни («Бленлер», «Той айдымлары»). Они интересны по содержанию и своеобразны по исполнению. В каждом ауле есть женщины, профессионально исполняющие свадебные песни. Всё начинается в доме невесты, где она прощается с родными. Считается, что на этом определенный период жизни - девичество - завершается, она как бы умирает в своем прежнем качестве, поэтому подруги поют ей прощальную песню «олен».  Вновь женщина возрождается в доме мужа, но уже в другом качестве - как жена, мать, хранительница очага. При входе в новый дом невеста выполняет ряд ритуальных действий, после чего начинается собственно развлекательная часть празднества: с музыкой, песнями, играми, нередко традиционной борьбой, выступлениями бродячих артистов и другими развлечениями. Выполнение элементов обряда, в том числе и исполнение песен, считалось обязательным. С ними связывалось благополучие молодых и всего рода жениха.

Помимо традиционных обрядовых песен («яр-яр», «яровжан»), на туркменской свадьбе стало популярным исполнение «куштдепде», ведущего начало с ритуала древнего шаманского камлания – «зикра». Этот многочастный цикл, бытовавший преимущественно в западных районах Туркменистана, был направлен на исцеление душевнобольных и изгнание злых духов. Именно функция оберега стала причиной включения зикра в свадебный обряд. Сохранились традиционные названия разделов цикла: «дивана», «седрат», «отурма газал», «зем-зем», наиболее популярными стали «бир депим» и «уч депим».

В кругу жанров бытового фольклора наиболее популярными являются колыбельные – «хувди». Несмотря на разнообразие текстов и характерные особенности, свойственные каждому региону, в целом жанр отличает мягкость образов и мелодики. Наряду с детскими песнями и играми в туркменском народном творчестве есть еще один удивительный жанр - девичьи и женские игры. Существует несколько разновидностей таких игр, часть из которых исполняется на мотивы и тексты лирических песен «лэле»: «дамак-лэле», «додак-лэле», «дыз (или аяк) –лэле», «эгин-лэле» (или «хыммыл-харрев»).

К числу трудовых жанров музыкального фольклора относятся «ховлум», исполняемый женщинами при доении коровы или верблюдицы, и «дегирменчи», исполняемый во время работы ручной мельницей.

Знание музыкального наследия народа, истоков его культуры нередко помогает понять многие моменты истории, судьбы разных этнических групп, поколений. Во 2-й половине 19 и начале 20 вв. формирование и рост национальных музыкальных школ вызывают усиленный интерес к народному творчеству. Первые нотные записи туркменских народных мелодий сделаны в начале 19 века русскими музыкантами; они опубликованы в «Азиатском музыкальном журнале» (Астрахань, 1816 - 1818). Там же приведены описания дутара и тюйдюка.

Музыкальные инструменты туркмен

Музыка туркмен, по мнению специалистов, отличается оригинальностью и богатством. История культуры туркменского народа знает 72 музыкальных инструмента, которые в разные времена пользовались широкой популярностью. Некоторые из них дошли до наших дней, другие постепенно вышли из обихода.

Уд (барбад) - пятиструнный музыкальный инструмент, не имеющий ладов. Музыка исполняется с помощью киришкакара (плектром). В средние века уд был широко распространен на Востоке, в том числе у среднеазиатских народов. Ученые средневекового Востока, начиная с аль Фараби, в своих научных трактатах, посвященных теории музыки, упоминают уд. Научные источники сообщают, что первоначальное название данного музыкального инструмента было «барбад», а уже начиная с VIII-IХ веков он стал называться удом.

Слова «уд» и «барбад» - арабского происхождения и означают в переводе «лебединая шея» (о том, что оба слова обозначают один и тот же музыкальный инструмент, говорится в работах аль Хорезми, в словаре Махмута Кашгари). Создателем музыкального инструмента «барбад» является прославившийся на всем Востоке мервский музыкант Барбад Мервези, служивший руководителем музыкального салона при дворе царствовавшего в 590-628 годах Хысрова Первези. Уд - музыкальный инструмент, звучавший на туркменской земле с древних времен и до ХVIII века. Имеются сведения, что на нем были закреплены шелковые струны. (В научных источниках человеком, прикрепившим к уду пятую струну для расширения его музыкальных возможностей называется аль Фараби). Уд регулярно упоминается в туркменской классической литературе.

Танбур - является музыкальным инструментом многих народов Востока и Средней Азии, (как справедливо отмечает узбекский ученый Ф. Караманов, посвятивший себя изучению среднеазиатской музыкальной культуры). На туркменской земле он использовался до ХVII-ХVIII веков. Этот музыкальный инструмент с маленькой головкой и длинным грифом, чем-то напоминающий дутар, изготавливается из тутового, абрикосового или орехового деревьев. Танбур имеет три струны, а его лады состоят из 16-19 связанных шелковых струн. Игра на танбуре осуществляется с помощью специального серебряного или металлического киришкакара, надеваемого на указательный палец. Сведения об использовании танбура туркменами можно встретить в эпосе «Героглы» и других произведениях туркменской классической литературы.

Чен. О том, что чен был национальным музыкальным инструментом туркмен, мы читаем в эпосе «Героглы», а также в произведениях классиков туркменской литературы, великих Сейди и Махтумкули. Когда в 1941 году создавался Туркменский государственный оркестр народных инструментов, чен входил в его инструментальный ансамбль. Но спустя какое-то время из-за отсутствия исполнителей был исключен.

Канун - старинный музыкальный инструмент, широко распространенный среди восточных народов. В давние времена канун больше использовали арабы и турки, но постепенно о нем узнали в Иране, Афганистане, на Кавказе, а также в Средней Азии. Начиная с IХ-Х веков и по ХVIII век на туркменской земле канун использовался во время торжеств. Упоминание об инструменте встречаем в произведениях поэта-классика Андалиба. В настоящее время канун вновь вернулся, без него не обходится практически ни одно выступление.

Икидилли. Турецкий музыковед Газылшал в своей книге «Икидилли у азиатских и анатолийских туркмен» (1958 год) отмечает, что на этом инструменте, как и на гиджаке, играют с помощью смычка, что его в этих краях иногда называют «оклы гопуз». В изданной в Москве в 1973 году книге «Музыка народов Азии и Африки» говорится, что музыкальный инструмент анатолийских туркмен икидилли и инструмент икили у тюркских народов Алтайского края имеют большое сходство. Приведенные доводы дают нам основания утверждать, что в истории туркменского народа существовал музыкальный инструмент икидилли, который напоминал ранние образцы гиджака, являясь вместе с тем образцом смычкового гопуза.

Бозук. Турецкий музыковед Темел Гарахан, выпустивший в 1999 году в Стамбуле книгу «Турецкая баглама», приводит такие сведения: «Баглама, саз, тамбур, икидилли, бозук - эти музыкальные инструменты берут свое начало от гопуза...» В книге также сообщается, что бозук - музыкальный инструмент туркмен, игра на котором осуществляется с помощью киришкакара, что его название происходит от туркменских слов «боз-ок». Сейчас под этим названием используют музыкальный инструмент турки, греки, болгары, а также евреи. Трудно сказать, как выглядел бозук первоначально. В течение долгих веков он развивался и совершенствовался разными народами. Но как бы то ни было, чувство законной гордости вызывает тот факт, что корнями своими история этого инструмента уходит в туркменскую землю.

Дилли туйдук. По определению музыковедов, дилли туйдук считается прародителем всех духовых музыкальных инструментов. Он имеется почти у всех народов под разными названиями. Известен как пастуший рожок. Туркменам он известен с очень давних времен, являясь не только отрадой чабанов в песках, но и украшением туркменских тоев. Среди исполнителей на нем встречались настоящие виртуозы. В народе дилли туйдук широко использовался в выступлениях фольклорных групп. Один из образцов дилли туйдука, возраст которого свыше ста лет, в настоящее время хранится в Центральном музее музыкальной культуры им. М.Глинки в Москве.

Гоша дилли туйдук. Среди музыкальных инструментов туркменского народа были известны и спаренные модели дилли туйдука. Играть на нем значительно труднее, чем на обычном дилли туйдуке. Те, кто видел и слышал гоша дилли туйдук, свидетельствуют: это была игра виртуозов, которые умели выдувать звуки сразу из обеих дудок, затем переходили на звуки каждой дудки в отдельности, после чего вновь сливали звуки воедино, издавая неповторимую двухголосную мелодию. Неограниченные звуковые возможности гоша дилли туйдука ставят его в ряд совершенно особых музыкальных инструментов.

Гамыш баламан. Внешне гамыш баламан похож на дилли туйдук. На самом же деле это более совершенная модель. Вот почему в народе их использовали как самостоятельные музыкальные инструменты. Если дилли туйдук являлся внутри полым от начала до конца, то у гамыш баламана наконечник из камыша в том месте, куда музыкант дул, оставлялся закрытым. Это облегчало извлечение звуков из дудки. По сравнению с дилли туйдуком у гамыш баламана больше ладовых отверстий, что значительно расширяет и обогащает исполнительские возможности инструмента. Гамыш баламан был наиболее распространен в окрестностях Каракала, еще пол столетия назад на нем играли на торжествах.

Агач баламан - более совершенная модель гамыш баламана. Его вытачивали из тутовых или урюковых деревьев, украшали резьбой. У агач баламана восемь ладовых отверстий, причем семь из них - на лицевой стороне дудки, а одно - на оборотной. В духовое отверстие агач баламана вставлен камышовый мундштук. Считается исчезнувшим музыкальным инструментом, но два экземпляра агач баламана сохранились в Санкт-Петербургском институте музыки, театра и кинематографии.

Гаргы туйдук - был известен задолго до нашей эры. Будучи широко распространенным у восточных народов, гаргы туйдук из глубины веков дошел до наших дней в своем первозданном виде. Гаргы туйдук вырезается из тростника. На нем размещено 5-6 ладовых отверстий. Это духовой инструмент. Не все экземпляры одинаковы по размерам. Одни используются только для сольной игры, другие - при аккомпанементе. Их размеры зависят от голосовых особенностей багши.

Най - появился вследствие развития и усовершенствования гаргы туйдука. Най выпиливается из урюкового или орехового деревьев. У ная, в отличие от гаргы туйдука, один конец закрыт, но на нем сделаны надрезы. Это нововведение значительно расширило возможности инструмента. Придворный музыкант ХVII века Девиш Али в своем «Трактате о музыке» приводит легенду, связанную с историей возникновения ная: «Вернувшись с неба, пророк Мухаммет обо всем увиденном там рассказывает Али. Но он воздержался от сообщения о своей встрече со Всевышним, хотя его одолевало желание с кем-нибудь поделиться своей радостью. И тут он слышит приказ свыше: «Иди в пустыню, найди там заброшенный колодец, наклонись над ним и выдай свою тайну». Пророк так и поступил. После этого из колодца стал расти тростник. Какой-то пастух срезал его и сделал дудку. Когда он стал дуть в нее, оттуда полились божественные звуки, заворожившие всех зверей и птиц, и даже змеи были очарованы музыкой». Упоминание об этом музыкальном инструменте имеется в «Трактате о музыке» Мухаммета Фараби, а также в произведениях классиков туркменской литературы Джелалетдина Руми, Махтумкули Фраги, Кэтиби и других поэтов. Когда в 1941 году создавался Туркменский государственный оркестр народных инструментов, най был введен в него как национальный инструмент. Но позже его исключили из оркестра. Некоторые ученые считают, что этот музыкальный инструмент, произошедший от гаргы туйдука и широко известный у восточных народов со времен средневековья, в свою очередь, положил начало европейской флейте.

Сурнай. Доведенный до совершенства многими поколениями музыкантов, этот замечательный инструмент получил широкое распространение у всех народов Востока и Кавказа. Сурнай (зурна) вытачивался главным образом из твердых пород дерева, таких, как орех, урюк. Его особенность состоит в наличии изящного наконечника для выдувания звуков. Есть мнение, что именно от сурная ведут свое происхождение европейские духовые инструменты. Вот как пишет об этом историк духовых инструментов народов мира С.Левин: «Европейские духовые музыкальные инструменты гобойного типа берут свое начало от восточного сурная». Сурнай достаточно часто упоминается в стихах туркменских поэтов Кэтиби, Молланепеса, Сейди и других. (Образец сурная, возраст которого предположительно 100-150 лет, был недавно найден при археологических раскопках вблизи Байрамали. И что самое удивительное: инструмент, пролежавший столько времени под землей, практически не подвергся тлену, и сейчас, уже после реставрации, на нем можно играть).

Шатлык. В эпосе «Горкут Ата», часто встречается такая строчка: «Пришел дэдэм Горкут, играл на шатлыке». В разных уголках страны найдено несколько образцов этого древнего инструмента, которым более ста лет. В народе инструмент известен под названием «шатлык», «шадыян». Шатлык мастерили из тута, урюка, ореха, выдалбливая деревянные бруски изнутри, а на поверхность инструмента наносили резьбу. На его верхней стороне размещено пять ладовых отверстий. Одно - снизу. Наконечник шатлыка, в который дуют, сделан в виде мундштука, как у дилли туйдука. Во почему звуки этого музыкального инструмента чем-то напоминают звучание дилли туйдука. Только в отличие от дилли туйдука резонанс шатлыка значительно шире. На шатлыке играли, в основном, народы Прихазарья во время скачек, чтобы придать им большую торжественность, а также на свадьбах и прочих знаменательных событиях.

Бори - старинный туркменский музыкальный духовой инструмент, изготовленный из бронзы в виде изогнутого рога. Во времена Горкута Ата он использовался в военных целях: его звук означал призыв к бою. Он был и глашатаем победы. Считается, что слово бори происходит от бёри - волк, так как этот инструмент в случае необходимости может производить грозные воющие звуки, способные напугать вражеских коней. Некоторые исследователи считают, что бори положил начало европейской валторне. К сожалению, на сегодня этот старинный музыкальный инструмент не обнаружен, но у индийцев сохранился музыкальный инструмент бери, внешне очень напоминающий туркменский.

Джул-джулы (свистульки). В прошлом у туркмен было множество детских духовых музыкальных инструментов из керамики в виде всевозможных зверюшек и прочих фигурок. И хотя в быту они не сохранились, их образцы были найдены во время археологических раскопок. Некоторые из этих находок хранятся в археологическом музее Института истории при Кабинете Министров Туркмении, в школьных музеях, в частных коллекциях. Некоторые из этих свистулек имеют ладовые отверстия, у других их нет. Все они обладают одинаково мягкими открытыми звуками. Эти дудочки способны издавать как простейшие мелодии, так и имитировать сложные птичьи трели. Эти музыкальные инструменты считались детскими игрушками. Тем не менее, известно, что и дети исполняли на них самые разные мелодии. Так что джул-джулы должны быть признаны настоящими музыкальными инструментами. Известны примеры, когда в мировой музыкальной культуре подобные детские свистульки усовершенствовались и использовались в больших оркестрах.

Гопуз. С давних времен очень популярный у туркменских женщин музыкальный инструмент. Традиция туркменских женщин собираться, играть на гопузе и распевать «Ляле» описана в древней легенде «Узуклар». Несмотря на то, что гопуз давно уже изготавливается из металла, наиболее старинные образцы были сделаны из дерева и даже кости. Искусные исполнительницы на гопузе, используя ритмические смены в объеме 5-6 голосов, сумели создать несколько народных мелодий для этого инструмента.

Кернай. Считается, что этот старинный музыкальный инструмент, часто упоминаемый в туркменском эпосе «Героглы», а также в народных дестанах, дошел до наших дней в первозданном виде. Длина керная достигает почти двух метров. Он сделан в виде трубы из железа или бронзы и в таком виде и поныне существует у многих среднеазиатских и восточных народов. Кернай не использовался для самостоятельной игры. Он, в основном, сопровождал военные походы, предупреждал о предстоящей атаке, своими звуками вещал о победе, радостных событиях. Этот музыкальный инструмент упоминается в стихах поэта Кэтиби.

Тебил. Старинные образцы тебила представляли собой медную или бронзовую чашу, на нее натягивалась волчья шкура. Тебил использовался на свадьбах и торжествах в ансамбле с гопузом, сурнаем, шатлыком, удом, кануном, он придавал ритмичность танцевальным мелодиям. Этот музыкальный инструмент брали с собой во время военных походов, использовали на охоте. Тебил прикрепляли к седлу лошади и непрерывно били по нему. Мощные звуки пугали животных, вызывали у них панику. Звуками тебила отзывали и выпущенную на охоту ловчую птицу. Хотя тебил был практически утрачен, в последнее время он снова появился на нашей эстраде. Этот музыкальный инструмент начал новую жизнь в народном искусстве.

Особенностью туркменского инструментария является полное отсутствие в нем ударных инструментов.

В наши дни искусство изготовления туркменских национальных музыкальных инструментов поддерживается и возрождается.

Туркменская музыка в советский период

            В 30-е годы ХХ века основы профессионального музыкального искусства только закладывались в национальной культуре Туркменистана. Широко распространено было самобытное искусство бахши – мастеров туркменской национальной песни и инструментальной музыки. Творческий опыт передавался из поколения в поколение. Среди старейших представителей народного искусства Шюкюр-бахши необходимо назвать имена: Молла-непеса – автора популярного народного романа-дастана «Зохре и Тахир», исполнителя классических национальных песен Сары-бахши Пурли оглы, ученика знаменитого в Туркмении Кель-бахши, Тачмамеда Суханкулиева, владевшего огромным репертуаром народных дастанов и лирико-эпических пьес.

            Мыллы Тачмурадов унаследовав искусство своих учителей Сары-бахши и Кель-бахши, стал выдающимся мастером-виртуозом игры на дутаре Пурли Сарыев, сын Сары-бахши, обучался у отца искусству игры на дутаре, достиг высокого мастерства в этой области, как и в игре на гыджаке. Он создал свой индивидуальный, художественный стиль исполнения. Сахи Джепбаров – талантливый певец и дутарист, композитор и темпераментный исполнитель обширного круга песен, классических и современных.

            Между классическими песнями бахши и бытовыми песнями туркменского аула существовало резкое разделение. Часто бахши считал исполнение простой аульной песни несовместимым с достоинством поэта-рапсода. Но постепенно жизнь вносила коррективы в соотношение этих жанров.

            В 1935 году при Московской консерватории было создано туркменское национальное отделение со специальной программой обучения. Среди воспитанников этого отделения были известные в последствии деятели туркменского искусства Майя Кулиева, Велимухаммед и Нуры Мухатовы, А. Оразова, Хидыр Аллануров.    В те же годы в Ленинградском хореографическом училище обучались молодые туркменские танцовщики и танцовщицы. Талантливые молодые исполнители выдвигались и в многочисленных коллективах художественной самодеятельности.

            Важнейшей предпосылкой создания национально самобытных форм профессионального музыкального искусства было изучение богатств народного творчества. Многие музыканты и поэты выезжали с этой целью в отдаленные района республики.

            С 1929 году в Ашхабаде начал работать художественный техникум с музыкальным и драматическим отделениями. Тогда же в республике под руководством композитора и дирижера были основан симфонический оркестр (1929) и хор (1934; с 1936 – руководитель Э.М. Диментман, с 1941 – М.Н. Кононенко и Г.С. Држевский). В 1941 году открыт Туркменский театр оперы и балета (с 1956 – им. Махтумкули). Среди первых туркменских композиторов – Д. Овезов, А. Кулиев, В. Мухатов (автор государственного гимна Туркменской ССР, 1946). В годы Великой Отечественной войны появились первые туркменские оперы и балеты, написанные на сюжеты народных дестанов и легенд. В основе этих сочинений – мелодические пласты туркменской народной песни, преимущественно лирической. Таковы оперы «Зорхе и Тахир» А.Г. Шапошникова (1941; 2-ая редакция совместно с В. Мухатовым, 1953), «Юсуп и Ахмед» Б.С. Шехтера и А. Кулиева (1942), балеты «Алдар Косе» К.А. Корчмарева (1942), «Акпамык» А.Ф. Зноско-Боровского и В. Мухатова (1945).

            Музыкально-сценическое творчество туркменских композиторов конца 1940-х годов ярко характеризуют лирическая драма «Лейли и Меджунт» Мейтуса и Овезова (1946), комическая опера «Кемине и казы» («Поэт и судья») Шапошникова и В. Мухатова (1947), в которых в убедительно скомпанованном драматургическом целом стихия народного мелоса органично соединилась с европейской гармонией.

            В 1946 году появилась фортепианная соната А. Кулиева, в 1947 – концерт для фортепиано с оркестром Шапошникова – первые сочинения в этих жанрах, основанные на национальном туркменском материале «Туркменская сюита» (1949) и поэма «Моя Родина» (1951) В. Мухатова положили начало туркменской симфонический музыке.

            В 1950-ые годы активно развивался кантатно-ораториальный жанр. В 1957 году состоялась премьера оперы «Айна» Шапошникова и Овезона, в 1960 – балета «Чудесный лекарь» М.Б. Равича и Н. Мухатова. Произведения для оркестра народных инструментов создали А. Кулиев, К. Кулиев, Г.М. Аракелян, в камерно-вокальных жанрах плодотворно трудились В. Мухатов, В. Ахмедов, Ч. Артыков, Н. Мухатов, Д.Нурыев.

            В 1960-е годы выдвигается новое поколение композиторов, стремящихся к расширению круга выразительных средств. Например, балеты - «Гибель Суховея» (1967) и «Бессмертие» (1972) Нурымова, симфония А. Агаджикова (1969). Среди значительных произведений конца 60-х – начала 70-х годов – 1-я симфония В. Мухатова (посвященная памяти Махтумкули, 1974), триада концертов Нурымова - для трубы (1969), для голоса (1971) и для фортепиано (1973) с оркестром.

            В Туркменской ССР были созданы: Туркменский театр оперы и балета им. Махтумкули, Музыкально-драматические театры (1938, Ташауз; 1979, Чарджоу), Филармония им. М. Тачмурадова, в ее составе симфонический оркестр (1973), оркестр народных инструментов им. П. Сарыева, ансамбль народного танца Туркменской ССР, филармонии в Мары, Чарджоу, …   

             

 

Современная музыка Туркмении

Первый компакт-диск туркменского ансамбля «Ашхабад», выпущенный в 1993 году фирмой легендарного Питера Гэбриэла, назывался «Ашхабад, город любви». В тюркских языках действительно есть слово «ашк» - «любовь». Правда, объятия любви в самой южной среднеазиатской республике бывшего СССР отличались такой страстью, что в них легко можно было задохнуться: музыкантам порой без всякого повода запрещали выступать публично, и все потому, что в новое время у туркмен практически не было своей государственности, «двора» - соответственно, не развивалась и придворная (называя вещи своими именами) профессиональная музыка - аналог европейской классики, то, что у соседей (узбеков и таджиков) называется «шашмаком». Культовой музыки ислам не предполагает, так что музыканты не могли претендовать на роль всеобщих любимцев, им отводилась роль «обслуживающего персонала» - в первую очередь на пышных свадебных церемониях. Но зато - при отсутствии прочных классических традиций - прикладной жанр оказалось легче сдвинуть с мертвой точки, именно поэтому туркменские музыканты легко вошли в мир современной мировой музыки. Этнографы спорят, встречались ли в народной туркменской музыке ударные инструменты, а тем временем соло перкуссиониста Хакберды Алламурадова, как и в джазе или рок-музыке, неизменно становятся гвоздем концертных программ ансамбля. Европейские инструменты типа аккордеона привились на Востоке, но, как правило, возможности их используются в лучшем случае только наполовину. Курбану Курбанову как раз и выпадает труднейшая роль - суметь так «подкрасить» европейскими аккордами восточные мелодии, чтобы это не противоречило их содержанию. Кларнет давно уже заменяет на Востоке зурну (или туркменский гопуз), но Сабир Ризаев идет еще дальше - он блестяще играет не только на звонком кларнете, но и на «ностальгическом» сопрано-саксофоне и на тюркско-балканской помеси того и другого - тарагате. И, наконец, скрипач Гасан Ма-медов мог бы легко сделать карьеру респектабельного джазмена - под многими его соло охотно подписались бы и smooth jazz'OBbin Жан-Люк Понти и даже культовый Эндрю Берд (ex-Squirrel Nut Zippers).

В мире уже успели позабыть поп-музыку, процветавшую между двумя мировыми войнами. Но она сохранилась на Востоке и по причинам отнюдь нехудожественного свойства лучше всего законсервировалась в советской - особенно - кавказско-среднеазиатской эстраде. Мировая музыка шла двумя путями: по «вертикальной» модели (европейская гармония) и «горизонтальной» (азиатская монодия). В советские времена среднеазиатским «мелодистам» (слово это произносилось только с иронией) европейскую гармонизацию навязывали, чуть ли не в приказном порядке. Но встреча двух культур, все-таки, произошла, правда, гам, где того меньше всего ждали и советские и западные культуртрегеры - в быту, на эстраде, в кино. И этот микс, к которому принято было относиться не иначе, как с иронией - как к индийским или египетским кинолентам, вдруг приковал всеобщее внимание. В записи первого диска «Ашхабада» даже приняла участие в качестве альтистки Джослин Пук - известный композитор-авангардист, автор музыки к последнему фильму Стенли Кубрика «Широко закрытые глаза». Благодаря таким ансамблям, как «Ашхабад» вернулся на сцену ранний свинг 20-х годов, и, в свою очередь, благодаря получившемуся неосвингу - сам «Ашхабад». Четырем туркменским музыкантам, когда-то чуть ли не в порядке эксперимента, объединившимся вместе, есть что сказать и сегодня. Роль кульминации на диске выполняет композиция «Пути и возвращение истины» - лучшее доказательство того, что «микс», даже самый вроде бы просчитанный, всегда интереснее и значительнее простой суммы отдельных слагаемых.

Главная песня страны

Тексты «самой важной песни» государств постсоветского пространства, входящих в СНГ, позволяют судить о многих особенностях развития этих стран не только в настоящем, но и будущем. Именно поэтому столь внимательно относятся аналитики ко всему, что происходит с гимнами, гербами и другими официальными символами государственности новосозданных стран Содружества.

Рассуждения об эволюции общественно-политического развития государств на постсоветском пространстве часто затрагивают проблему их перехода от постсоветского этапа к новому, который уже мало связан с наследием СССР. Формирование гражданского общества, становление демократических институтов, создание открытой экономики - все это лишь элементы подобной трансформации. Но мало кто задумывается над тем, а какими видят себя сами эти народы и в какой стране, по их мнению, они живут? Не менее значимым является и другой вопрос: какой исторический опыт до сих пор влияет на сознание людей? Ничто так не отражает сути страны и характер ее граждан, как «главная песня» - государственный гимн. Не исключено, что, обратив внимание на него, будет легче прогнозировать и будущее. Примечательно, что существующее универсальное правило композиционного составления гимнов присуще и для государств постсоветского пространства. Практически все они включают несколько смысловых блоков, каждый из которых может выступать в роли доминирующего, нередко «подавляя» другие и делая их своего рода обрамлением для себя. Главными композиционными элементами государственного гимна всегда являются обращение к стране, упоминание о народе, живущем в ней, создание исторически обусловленного фона как в прошлом, так и «вечном будущем», в котором будет существовать страна. Удивительно, но факт - уже в первых куплетах большинства гимнов стран СНГ акцент делается на трагический характер истории народов, их борьбу и даже выживание. Практически, во всех «главных песнях» тема жертвенности и, в конечном счете, достижения свободы, так или иначе, объединяется с другой: фактически возвращением бывшей некогда у народов воли.

Примечательным на этом фоне становится и образ страны, ее народа, который официально «запротоколирован» в словах государственного гимна. Весьма красноречиво этот аспект так называемой национальной идеи освещен в словах туркменского гимна: «Великое создание Туркменбаши,//Держава родная, суверенный край,//Туркменистан - светоч и песня души,//Во веки веков ты живи, процветай!» Образ страны, интерпретируемый с географических позиций, оказался наименее востребован в СНГ. Однако при всех различиях «главных песен» в Содружестве есть у них и очень много схожего. Грустный лейтмотив «борьбы за существование» большинства из них, несмотря на оптимистические рефрены, лишь подчеркивает трагизм происходившего в их истории. Но способен ли он стать, как говорили раньше, «жизнеутверждающим императивом» на будущее? Обусловлено ли это тем, что освобождение свалилось в 1991 году на бывшие республики СССР неожиданно без войн, революций и серьезных потрясений и воспевать революционный порыв было просто неуместно? Не исключено. Но в любом случае, «главная песня» страны дает материал для многих серьезных размышлений по широкому кругу отнюдь не музыкальных и поэтических проблем.

ЛИТЕРАТУРА:

1.История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, М., 1972.

2.История русской музыки в 10-ти томах. Тт. 1-6. М., 1983-89.

3.   История музыки народов СССР. Т 1-5. М., 1970-74.

4.   Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 1—2, М.-Л., 1938 - 1939;

5.   Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР, ч.1, Л., 1932.

6.   Музыка народов Азии и Африки.- М., 1973.

7.   Музыкальные традиции стран Азии и Африки. М., 1986.

8.   Проблема национального своеобразия в современной музыке - фикция или реальность? (вопросы обсуждения и методология исследования) // Советский композитор,1969г. Ранние формы искусства. М., 1972.

9.   Темел Гарахан. Турецкая баглама.- Стамбул, 1999.

10.  Успенский В., Беляев В., Туркменская музыка. т.1, М., 1928.

11.  Чекановская А. Музыкальная этнография. М., 1983.

12.  http://mp3.retroportal.ru


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!