Барокко
Слово «барокко»
буквально означает «странный», «причудливый». Этот художественный стиль
преобладал с конца 16-го до середины 18-го в. и был призван прославлять
могущество знати и церкви. Для искусства барокко характерно преувеличение во
всем. Архитекторы стремились к парадной торжественности, пышности. Они
отказываются от спокойных прямых линий и объемов и обращаются к сложным формам
с большим количеством изгибов и нагромождений.К примеру, кому придет в голову
делать колонны
витыми, словно свечи? Но итальянский зодчий и скульптор Л. Бернини предложил
именно такие колонны. В созданном им фонтане Четырех рек в Риме он воссоединил
в одно целое скульптурные композиции,
обломки скал и
каскады воды. Неповторимое, незабываемое зрелище! Реальность в произведениях
стиля барокко тесно переплетена с фантази-
ей. Кажется, что
один архитектор соревновался в фантазии с другим.
Фасады храмов и
дворцов украшены карнизами, окнами и лепниной вся-
ческих форм и
очертаний. Контрасты масштабов, цветов, света и тени в живописи поражали
воображение. Что ни картина, то сочные, яркие краски.
Какие только рыбы,
цветы и плоды ни изображены на натюрмортах голландцев Ф. Снейдерса и Я.
Йорданса! Персонажи на портретах голландцев П. Рубенса и А. ван Дейка
изображены в торжественных позах,
одеты в пышные
наряды. Историчес-кие полотна перегружены персонажа-
ми. Разнообразные
художественные приемы, использование живописи,
позолоты, скульптуры
в архитектуре производили на людей очень сильное
впечатление,
подавляли их величием и грандиозностью. Это использовала
господствовавшая в
Италии церковь. Потолки церквей специально распи-
сывали так, чтобы
возникало впечатление прорыва в небо. Парадные залы
дворцов украшали
сотнями зеркал — и стены как бы раздвигались, пространство казалось большим,
чем на самом деле. Появилось искусство барокко в Италии в 16-м в., здесь оно
достигло своего расцвета. Но оно распростра-нилось по всей Европе, и в Испании,
Португалии, на юге Германии, в Австрии сохранились замечательные его образцы.
В русском барокко
преобладали иные настроения. Петр I сделал Россию
европейской державой.
Дворянство стремилось к новому, европейскому
образу жизни. Успехи
во внешней политике, строительстве, науках вызывали чувство гордости за
соотечественников, преуспевших и на бранном поле, и за письменным столом. Это
чувство гордости за успехи государства и народа нашло отражение и в
архитектуре, и в живописи, и в скульптуре. Величественна и торжественна
архитектура русского барокко. В середине 18-го в. свои лучшие произведения в
стиле барокко создал архитектор В. В. Растрелли: это Зимний дворец в
Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Смольный
монастырь в Петербурге. Фасады его построек, расцвеченные белым, синим и
позоло-той, необычайно нарядны. Залы дворцов богато убраны: потолки украшены
лепкой и золоченой резьбой, стены обиты дорогими тканями, деревянные полы
редкой красоты. В это же время были созданы парковые ансамбли — в Кусково под
Москвой, в Царском Селе под Петербургом. Дворцы Растрелли возвеличивали
знатность и богатство, так же как и некоторые парадные портреты государственных
деятелей его времени. Но в портретах художников А. П. Антропова и И. Н.
Никитина торжественность позы и пышность одежды не закрывают того, что во все
времена ценилось больше всего, — ум, отвагу и достоинство.
В 1760-е гг. барокко
в России начинает сменяться другим направлением —
классицизмом.
Шютц (Schuetz)
Генрих (1585-1672), величайший германский композитор XVII
века, родился 8 октября 1585 года в Кестрице, в Тюрингии. 11-летним мальчиком,
благодаря прекрасному голосу, он был принят в гессен-кассельскую придворную
капеллу, где и получил всестороннее образование.
В 1607 году он
отправился в Марбург и поступил в университет с целью изучить юридические
науки. Пробыв там два года, он блестяще закончил занятия, получив ученую
степень. В это время ландграф Мориц, желая дать Шютцу возможность продолжать
музыкальное образование, предложил ему отправиться в Венецию к славившемуся
тогда Джованни Габриели и предоставил ему для этой цели довольно крупную сумму
ежегодного пособия.
В 1609 году Шютц
отправился в Венецию, и занятия его были настолько успешны, что через два года
он издал книгу пятиголосных мадригалов. Но Габриели умер, и Шютц должен был
возвратиться в Германию. В скором времени он занял в Дрездене место придворного
капельмейстера, которое сохранил, с некоторым промежутком, до самой смерти.
Шютц старался устроить свою капеллу по итальянскому образцу, для чего приглашал
в Германию итальянских музыкантов и отправлял немецких в Италию. Несмотря на
сложные и трудные обязанности капельмейстера, Шютц находил время для
педагогической деятельности и подготовил множество прекрасных музыкантов.
Вспыхнувшая
тридцатилетняя война губительно подействовала на дрезденскую капеллу: число
музыкантов и певцов капеллы дошло до минимума. Прервав вследствие этого в 1633
году свою деятельность, Шютц отправился в Копенгаген, затем в Брауншвейг,
Люнебург, Ганновер, Веймар, работал и в других городах, а в 1642 году
возвратился в Данию и оттуда опять в Дрезден, где начал усиленно хлопотать о
восстановлении капеллы. Старания его увенчались успехом, и после Вестфальского
мира к дрезденской капелле возвращается ее прежний блеск.
Шютц умер 6 ноября 1672 года в Дрездене.
Генри Пёрселл
родился в Лондоне в 1658 году в музыкальной семье. Его отец Томас Пёрселл
был при Стюартах придворным музыкантом: певцом капеллы, лютнистом,
хорошо играл на виоле.
Генри Пёрселл с детства был связан с
придворными кругами. Появившись на свет в канун Реставрации, он еще в раннем
детстве обнаружил блестящие музыкальные способности. С шести- или семилетнего
возраста он пел в хоре королевской капеллы, обучался там вокальному искусству,
композиции, играл на органе и харпсихорде (разновидность английского клавесина
крыловидной формы, наподобие современного пианино). Его учителями в капелле
были отличные музыканты - капитан Кук, Джон Блоу и знаток
французской музыки Пельгам Гемфри.
В 1680-х годах, на исходе Реставрации,
наступил стремительный и блестящий расцвет его композиторского гения.
Количество созданных им песен
огромно. Вместе с теми, которые написаны для театра, оно исчисляется сотнями. Пёрселл
- один из крупнейших композиторов-песенников. Некоторые его песенные мелодии
еще прижизненно приобрели едва ли не всеанглийскую популярность.
Особо следует выделить у Пёрселла песни-сатиры,
песни-эпиграммы, колкие, остроумные, насмешливые
Вдохновенные его духовные композиции - псалмы,
гимны, мотеты, антемы, церковные интерлюдии
для органа. Духовные произведения Пёрселла
чередовались с множеством чисто светских - сюит и вариаций
для клавесина, фантазий для струнного ансамбля, трио-сонат.
Он умер от неизвестной болезни в 1695 году, в расцветет дарования и мастерства,
всего лишь тридцати семи лет от роду.