Барокко

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    145,44 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Барокко





Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Этот художественный стиль преобладал с конца 16-го до середины 18-го в. и был призван  прославлять могущество знати и церкви. Для искусства барокко характерно преувеличение во всем. Архитекторы стремились к парадной торжественности, пышности. Они отказываются от спокойных прямых линий и объемов и обращаются к сложным формам с большим количеством изгибов и нагромождений.К примеру, кому придет в голову

делать колонны витыми, словно свечи? Но итальянский зодчий и скульптор Л. Бернини предложил именно такие колонны. В созданном им фонтане Четырех рек в Риме он воссоединил в одно целое скульптурные композиции,

обломки скал и каскады воды. Неповторимое, незабываемое зрелище! Реальность в произведениях стиля барокко тесно переплетена с фантази-

ей. Кажется, что один архитектор соревновался в фантазии с другим.

Фасады храмов и дворцов украшены карнизами, окнами и лепниной вся-

ческих форм и очертаний. Контрасты масштабов, цветов, света и тени в живописи поражали воображение. Что ни картина, то сочные, яркие краски.

Какие только рыбы, цветы и плоды ни изображены на натюрмортах голландцев Ф. Снейдерса и Я. Йорданса! Персонажи на портретах голландцев П. Рубенса и А. ван Дейка изображены в торжественных позах,

одеты в пышные наряды. Историчес-кие полотна перегружены персонажа-

ми. Разнообразные   художественные приемы, использование живописи,

позолоты, скульптуры в архитектуре производили на людей очень сильное

впечатление, подавляли их величием и грандиозностью. Это использовала

господствовавшая в Италии церковь. Потолки церквей специально распи-

сывали так, чтобы возникало впечатление прорыва в небо. Парадные залы

дворцов украшали сотнями зеркал — и стены как бы раздвигались, пространство казалось большим, чем на самом деле. Появилось искусство барокко в Италии в 16-м в., здесь оно достигло своего расцвета. Но оно распростра-нилось по всей Европе, и в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии сохранились замечательные его образцы.

В русском барокко преобладали иные настроения. Петр I сделал Россию

европейской державой. Дворянство стремилось к новому, европейскому

образу жизни. Успехи во внешней политике, строительстве, науках вызывали чувство гордости за соотечественников, преуспевших и на бранном поле, и за письменным столом. Это чувство гордости за успехи государства и народа нашло отражение и в архитектуре, и в живописи, и в скульптуре. Величественна и торжественна архитектура русского барокко. В середине 18-го в. свои лучшие произведения в стиле барокко создал архитектор В. В. Растрелли: это Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Смольный монастырь в Петербурге. Фасады его построек, расцвеченные белым, синим и позоло-той, необычайно нарядны. Залы дворцов богато убраны: потолки украшены лепкой и золоченой резьбой, стены обиты дорогими тканями, деревянные полы редкой красоты. В это же время были созданы парковые ансамбли — в Кусково под Москвой, в Царском Селе под Петербургом. Дворцы Растрелли возвеличивали знатность и богатство, так же как и некоторые парадные портреты государственных деятелей его времени. Но в портретах художников А. П. Антропова и И. Н. Никитина торжественность позы и пышность одежды не закрывают того, что во все времена ценилось больше всего, — ум, отвагу и достоинство.

В 1760-е гг. барокко в России начинает сменяться другим направлением —

классицизмом.










Шютц (Schuetz) Генрих (1585-1672), величайший германский композитор XVII века, родился 8 октября 1585 года в Кестрице, в Тюрингии. 11-летним мальчиком, благодаря прекрасному голосу, он был принят в гессен-кассельскую придворную капеллу, где и получил всестороннее образование.

В 1607 году он отправился в Марбург и поступил в университет с целью изучить юридические науки. Пробыв там два года, он блестяще закончил занятия, получив ученую степень. В это время ландграф Мориц, желая дать Шютцу возможность продолжать музыкальное образование, предложил ему отправиться в Венецию к славившемуся тогда Джованни Габриели и предоставил ему для этой цели довольно крупную сумму ежегодного пособия.

 В 1609 году Шютц отправился в Венецию, и занятия его были настолько успешны, что через два года он издал книгу пятиголосных мадригалов. Но Габриели умер, и Шютц должен был возвратиться в Германию. В скором времени он занял в Дрездене место придворного капельмейстера, которое сохранил, с некоторым промежутком, до самой смерти. Шютц старался устроить свою капеллу по итальянскому образцу, для чего приглашал в Германию итальянских музыкантов и отправлял немецких в Италию. Несмотря на сложные и трудные обязанности капельмейстера, Шютц находил время для педагогической деятельности и подготовил множество прекрасных музыкантов.

Вспыхнувшая тридцатилетняя война губительно подействовала на дрезденскую капеллу: число музыкантов и певцов капеллы дошло до минимума. Прервав вследствие этого в 1633 году свою деятельность, Шютц отправился в Копенгаген, затем в Брауншвейг, Люнебург, Ганновер, Веймар, работал и в других городах, а в 1642 году возвратился в Данию и оттуда опять в Дрезден, где начал усиленно хлопотать о восстановлении капеллы. Старания его увенчались успехом, и после Вестфальского мира к дрезденской капелле возвращается ее прежний блеск.
Шютц умер 6 ноября 1672 года в Дрездене.










 Генри Пёрселл родился в Лондоне в 1658 году в музыкальной семье. Его отец Томас Пёрселл был при Стюартах придворным музыкантом: певцом капеллы, лютнистом, хорошо играл на виоле.
Генри Пёрселл с детства был связан с придворными кругами. Появившись на свет в канун Реставрации, он еще в раннем детстве обнаружил блестящие музыкальные способности. С шести- или семилетнего возраста он пел в хоре королевской капеллы, обучался там вокальному искусству, композиции, играл на органе и харпсихорде (разновидность английского клавесина крыловидной формы, наподобие современного пианино). Его учителями в капелле были отличные музыканты - капитан Кук, Джон Блоу и знаток французской музыки Пельгам Гемфри.  

В 1680-х годах, на исходе Реставрации, наступил стремительный и блестящий расцвет его композиторского гения.

 Количество созданных им песен огромно. Вместе с теми, которые написаны для театра, оно исчисляется сотнями. Пёрселл - один из крупнейших композиторов-песенников. Некоторые его песенные мелодии еще прижизненно приобрели едва ли не всеанглийскую популярность.
 Особо следует выделить у Пёрселла песни-сатиры, песни-эпиграммы, колкие, остроумные, насмешливые  

 Вдохновенные его духовные композиции - псалмы, гимны, мотеты, антемы, церковные интерлюдии для органа. Духовные произведения Пёрселла чередовались с множеством чисто светских - сюит и вариаций для клавесина, фантазий для струнного ансамбля, трио-сонат.
Он умер от неизвестной болезни в 1695 году, в расцветет дарования и мастерства, всего лишь тридцати семи лет от роду.

Похожие работы на - Барокко

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!