А.И.Хачатурян, С.С.Прокофьев, М.И.Глинка
Сергей
Сергеевич
Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев
родился 23 апреля 1891 года в Сонцовке Екатеринославской губернии (теперь село
Красное Красноармейского района Донецкой области). Отец его - Сергей Алексеевич
- был учёным агрономом, управляющим в имении помещика Сонцова. От него
передалась сыну любовь к природе. Среди детских рукописей Серёжи Прокофьева
сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в
Сонцовке.
Музыку он слышал в доме с самого рождения.
Мать Мария Григорьевна играла сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена,
пьесы Чайковского. В пять с лишним лет Серёжа уже сочинил фортепианную пьеску
под названием "Индийский галоп". Вскоре появились и другие сочинения.
Мальчику было девять лет, когда его привезли
в Москву и он впервые попал в оперный театр. Вернувшись в Сонцовку, он начал
писать оперу "Великан" на собственный сюжет.
Образованием Серёжи вначале занимались его
родители, которые были просвещёнными, интеллигентными людьми, умными и строгими
воспитателями. Они приучили его к сосредоточенному и систематическому труду.
Отец приучил сына русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике.
Мать - Иностранным языкам (с детства Сергей Сергеевич знал два языка -
французский и немецкий, позже английский). Мария Григорьевна была и его первой
учительницей музыки. Увидев успехи сына, она решила показать его какому-нибудь
крупному музыканту.
Зимой 1902 года его привезли в Москву к
Сергею Ивановичу Танееву - выдающемуся композитору, профессору Московской
консерватории. Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать с ним
серьёзные занятия гармонией и систематическое ознакомление с музыкальной
литературой. По рекомендации Танеева в Сонцовку на лето прибыл молодой
музыкант, окончивший Московскую консерваторию с золотой медалью. Это был
Рейнгольд Морицевич Глиэр, впоследствии известный советский композитор, автор
балетов "Красный мак", "Медный всадник", концерта для
голоса с оркестром и других сочинений.
Живые, интересные занятия с Глиэром
оказались благотворное влияние на развитие таланта Прокофьева.
Под руководством учителя он стал
вскоре писать симфонию и оперу "Пир во время чумы" по Пушкину. Глиэра
поразило в его ученике удивительное сочетание взрослого
профессионально-серьёзного отношения к музыке, самостоятельности суждений и -
совершенно детских черт. Так, на пюпитре у двенадцатилетнего Серёжи Прокофьева,
сочинявшего оперу или симфонию, стояла резиновая кукла по имени Господин,
которая должна была слушать новое сочинение.
Сильнейшим увлечением будущего автора
прославленных опер и балетов был театр. Со своими друзьями - сонцовскими мальчиками
и девочками - он постоянно придумывал и разыгрывал представления, на которых
присутствовали обитатели дома в Сонцовке.
Уже в детстве Прокофьев
обнаружил редкую наблюдательность и разнообразие интересов (литература, театр,
шахматы). Любопытно его мальчишеское увлечение железной дорогой, быстрым и
точным движением. Одним из удивительных свойств творчества взрослого
композитора Прокофьева станет стремительность, динамичность, через которую он
передаст своё новое ощущение жизни, её молодости, её движения.
В 1904 году, по совету Глазунова,
светловолосый тринадцатилетний мальчик пришёл на экзамены в Петербургскую
консерваторию. Экзамен вёл Н. А. Римский-Корсаков. "Это мне нравится
!" - весело воскликнул он, увидев Прокофьева, сгибавшегося под тяжестью
двух папок, где были сложены его сочинения (четыре оперы, две сонаты, симфония
и довольно много фортепианных пьес). Приёмная комиссия (в её состав входили А.
К. Глазунов и Н. А. Римский-Корсаков) была восхищена абсолютным слухом и
умением читать с листа.
Серёжу приняли, и жизнь его круто
изменилась. Вместо вольного степного простого украинского села Сонцовки, в
котором он родился и провёл детство, хмурый Петербург, где предстояло серьёзно
и долго учиться.
Прокофьев учился в консерватории у
замечательных русских музыкантов: Анатолия Константиновича Лядова (гармония,
контрапункт), Николая Андреевича Римского-Корсакова (инструментовка).
В консерваторские годы обогатилась и
развились его музыкальные вкусы. К любимым с детства Бетховену и Чайковскому
прибавились Григ, Вагнер, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов. Он
познакомился с сочинениями современных западноевропейских композиторов - Р.
Штрауса, Дебюсси.
Интерес к изучению классической и современной
музыки, а также к творчеству друг друга сблизил Прокофьев с Николаем
Яковлевичем Мясковским. Дружба, начавшаяся в годы их совместного учения в
Петербургской консерватории, продолжалась в течение всей жизни.
Прошло несколько лет. Музыкальные сочинения
Прокофьева поражали слушателей, вызывали жаркие споры. Всё, что он написал,
было новым по манере и по содержанию - молодым, задорным, смелым.
В середине 20-х годов Прокофьев
с огромной радостью откликнулся на предложение С. П. Дягилева написать балет на
тему о строительстве новой жизни в России. Сюжет балета, названного "Стальной
скок", оказался наивным, "индустриальным". "Прокофьев
путешествует по нашим странам, но отказывается мыслить по-нашему", писали
зарубежные газеты о премьере балета, поставленного в Париже и Лондоне в 1927
году.
За границей Прокофьев встречался со многими
выдающимися деятелями искусства (композиторами Равелем, Стравинским,
Рахманиновым, дирижёрами Стоковским и Тосканини, киноартистом Чарли Чаплином и
многими другими). Но атмосфера лихорадочной художественной жизни Парижа 20-х
годов не удовлетворяла его. "Я должен вернуться. Я должен снова вжиться в
атмосферу родной земли... В ушах должна звучать русская речь... Здесь я лишаюсь
сил."
И наконец он снова дома. Прокофьев вновь
встречается со своими друзьями Мясковским и Асафьевым. Начинает работать вместе
с советскими режиссёрами, балетмейстерами, писателями. Его увлекают задача
воплощения высоких идей, человечности, возможность обращения не к узкому кругу
"ценителей", а к огромным массам народа.
Композитор много и увлечённо работает, создавая
одно прекрасное произведение за другим. Они различны по темам, времени
действия, характерами героев. Но во всех них есть нечто общее. Всюду композитор
сталкивает лицом к лицу светлые образы и образы жестокости и насилия. И всегда
утверждает победу высоких человеческих идеалов. Смелость, присущая
Прокофьеву-композитору, поражает во всех этих сочинениях.
В 1935 году создан балет "Ромео и
Джульетта" (по трагедии Шекспира). Герои его отстаивают свою любовь в
борьбе с кровавыми средневековыми предрассудками, повелевающими им ненавидеть
друг друга. Трагическая смерть Ромео и Джульетты заставляет примириться
враждующие издавна семьи Монтекки и Капулети.
До Прокофьева крупные музыканты, писавшие
балетную музыку, не решались обращаться к шекспировским трагедиям, считая, что
они слишком сложны для балета. А Прокофьев создал произведение, проникнутое
духом Шекспира. Поэтичная, глубокая, содержащая реалистические, психологически
точные портреты действующих лиц "Ромео и Джульетты" дала возможность
балетмейстеру Л. Лавровскому поставить балет, который приобрёл мировую славу
(премьера балета состоялась в 1940 году в Ленинградском государственном
академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова).
Прокофьев пишет музыку не только для театра,
но и для кино. Например, Александр Невский (1938 год). Вместе с кинорежиссёром
Сергеем Эйзенштейном Прокофьев воспевает благородный патриотический подвиг
дружины Александра Невского, защищавшей родную земля от тевтонских
завоевателей. Сюжет исторический, но музыка звучит современно, словно
предвосхищая острый драматизм и победный исход битвы советского народа с
фашизмом.
В 1939 году написана опера
"Семён Котко" (по повести В. Катаева "Я сын трудового
народа"). Действие её происходит на Украине в1918 году. Музыка Прокофьева
с удивительной правдивостью рисует образы крестьян, солдат, большевиков,
борющихся за установления Советской власти на Украине.
В своих произведениях советского периода
композитор особенно стремился к ясности, доступности, простоте.
Специально для детей, на собственный текст,
Прокофьев сочинил симфоническую сказку "Петя и Волк". Каждый персонаж
здесь обрисован мелодией, исполняемой определённым инструментом оркестра или
группой инструментов: Птичка - флейтой, Утка - гобоем, Волк - валторнами, а
Петя - целой группой струнных инструментов.
Удивительна работоспособность Прокофьева. Он
писал фантастически быстро и мог работать сразу над несколькими сочинениями.
Выступал с исполнением своей музыки как пианист и дирижёр. Участвовал в работе
Союза композиторов. Интересовался литературой. В конце 30-х годов начал писать
живую и остроумную "Автобиографию". Был отличным шахматистом. С
увлечением водил автомобиль. Любил танцевать, быть среди людей.
Главной работой композитора в годы Великой
Отечественной войны была грандиозная патриотическая опера "Война и
мир". Прокофьев и раньше задумывался над тем, чтобы воплотить в музыке
образы великого произведения Льва Толстого. В дни войны с фашизмом этот замысел
получил осуществление. Вновь поставил перед собой композитор задачу редкой
сложности. Из огромного литературного произведения нужно было отобразить самые
важные сцены. В оперу вошли, с одной стороны, тонкие психологические
"мирные" сцены, в которых участвуют Наташа Ростова, Соня, князь
Андрей, Пьер Безухов; с другой - монументальные картины, рисующие борьбу народа
с наполеоновскими захватчиками. Опера получилась необычной по жанру. В ней
сочетаются лирико-психологическая драма и национальная эпопея. Новаторская по
музыке и по композиции, опера развивает вместе с тем традиции русских классиков
- Мусоргского и Бородина. С Мусоргским Прокофьева сближает особое внимание к
психологической характеристике героев, раскрываемой через правдивую вокальную
интонацию. Интересно, что опера "Война и мир" написана не на условный
стихотворный текст либретто, а подлинный текст романа. Прокофьеву важна была
сама интонация толстовской речи, которую он сумел передать в музыке. И это
придаёт особенную достоверность вокальным партиям героев оперы.
"Война и мир" - любимое сочинение
Прокофьева. Он совершенствовал его до конца своей жизни.
В победном 1945 году увидели свет три
значительных произведения композитора:
ü
пятая симфония,
посвящённая "величию человеческого духа";
ü
первая
серия кинофильма "Иван Грозный" - новая совместная работа с Сергеем
Эйзенштейном;
ü
светлый
сказочный балет "Золушка". Этот спектакль, поставленный осенью, был
первой послевоенной премьерой в Большом театре.
В последующие годы появилось ещё несколько
новых работ. Среди них: опера "Повесть о настоящем человеке" (по
одноимённой книге Б. Полевого), прославляющая мужество советских людей в годы
войны; балет "Сказ о каменном цветке" (по П. Бажову) - о радости
творчества, обращённого к народу; оратория "На страже мира" (на слова
С. Маршака); концерт-симфония для виолончели с оркестром.
Снова Прокофьев пишет для детей. Сюита
"Зимний костёр" для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра
(на слова С. Маршака) посвящена советским пионерам.
В конце 40-х - начале 50-х годов Прокофьев
тяжело заболел. Чтобы сохранить силы для творчества, ему пришлось отказаться от
многого, и в том числе от посещения театров и концертов.
Самое трудное время наступало для него тогда,
когда врачи запрещали ему сочинять музыку или разрешали работать не более 20
минут в день.
Большую часть времени в эти годы Прокофьев
проводил на своей даче на Николиной горе на берегу Москвы-реки. Он очень любил
эти места, совершал далёкие прогулки (если позволяло здоровье). Сюда приезжали
к нему музыканты - почитатели и исполнители его музыки: композитор Д.
Кабалевский, пианист С. Рихтер и другие. Некоторые из них написали впоследствии
интереснейшие воспоминания о великом композиторе.
Умер С. С. Прокофьев в Москве 5 марта 1953
года.
Используемая литература:
1.
БСЭ 1985г
2.
Известные персоны России
(ссылки ин-нета).